Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



2019-07-03 225 Обсуждений (0)
В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 0.00 из 5.00 0 оценок




(НА ПРИМЕРЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ)

2.1. Структура управления ценообразованием в РФ

До 1992 г. в России существовала система планового ценообразования. Планирование цен наиболее последовательно решалось в послевоенный период. Установление цен было функцией государственных органов ценообразования, министерств, ведомств и предприятий. Существовавшая система государственных органов ценообразования включала в себя комитет, республиканские комитеты, отделы цен местных органов управления. В эту систему входили также отделы цен и себестоимости отраслевых министерств и ведомств, промышленных предприятий. Твердые цены действовали, как правило, в пределах пятилетних планов. При подготовке новых планов в систему цен вносились существенные коррективы, проводились крупные пересмотры цен. Пересмотры цен затрагивали чаще всего систему оптовых цен, закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию, транспортных тарифов и тарифов на тепловую и электрическую энергию. Система розничных цен, тарифы по оплате жилья и коммунальных услуг, на городской транспорт в течение длительного периода были стабильны.

Начавшаяся в 1992 г. либерализация цен («шоковая терапия»), освободила цены из-под контроля государства. Этот ответственный шаг был проведен без подготовки соответствующей правовой базы, необходимого методического, информационного и денежно-финансового обеспечения реформы, в то время как, например, во Франции либерализация была проведена в несколько этапов, что принесло положительные результаты. В России же либерализация привела к гиперинфляции в стране, способствовала существенному спаду промышленного производства в стране, потере покупательной способности денег, кризису взаимных неплатежей, бартерной торговли, перебоям в снабжении предприятий и частичной их остановке, росту безработицы, снижению интереса к текущему производству в сельском хозяйстве, сокращению внешней торговли и т.д. Т.о., Россия стала ярким примером страны стихийного функционирования рыночного механизма, где проявились все негативные моменты отсутствия государственного регулирования экономики. Уже через восемь месяцев правительством было подготовлено постановление «О государственном регулировании цен и тарифов на продукцию предприятий- монополистов в 1992-1993 гг.», что явилось первым шагом к формирования смешанной экономики в России.

Ориентация на рыночный механизм потребовала создания необходимых условий для функционирования рыночных отношений, формирования определенных институтов, отвечающих требованиям рынка, подготовки и утверждения новых правовых норм регулирования экономических отношений, а также разработки и внедрения новых структур и методов управления ценами.

Органы ценообразования и контроля цен существуют в Российской Федерации с 1967 года. В настоящее время структура органов регулирования и контроля цен соответствует федеративному устройству РФ, т.о., органы ценообразования функционируют на всех трех уровнях власти: федеральном, региональном и местном. Руководит работой органов управления в области ценообразования Правительство РФ. На Правительство РФ, кроме того, возложено выполнение ряда функций в сфере регулирования цен: регулирование цен на отдельные товары и услуги, регулирование процесса формирования цен через воздействие на общехозяйственную конъюнктуру и экономические условия ценообразования, установление обязательного для субъектов ценообразования и органов государственной власти порядка введения регулируемых и рыночных цен, подготовка предложений Президенту РФ о введении регулируемых цен по отдельным видам товаров. Президент РФ, в основном, правовое обеспечение реализуемой ценовой политики в стране через создание указов и распоряжений.

До 1994 г. главным федеральным органом, осуществляющим проведение единой ценовой политики в РФ, был Роскомцен. После его упразднения все функции Комитета цен были переданы Министерству экономики РФ в соответствии с Указом Президента РФ от 10 января 1994 г. « О структуре федеральных органов исполнительной власти».

Деятельность Министерства экономики РФ регулируются Положением №844 от 26 августа 1995 г., которое устанавливает функции, возлагаемые на

министерство.

Главная задача Минэкономики – определение путей и разработка методов эффективного развития экономики, обеспечивающих социально- экономический прогресс в РФ. Для оптимального осуществления этой задачи при Министерстве создан Департамент цен, являющийся приемником Комитета цен. Департамент цен обеспечивает разработку и реализацию единой государственной политики цен в РФ. Постановление Правительства РФ от 3 марта 1992 г. №133 «Вопросы Комитета цен при Министерстве экономики РФ» определяет сейчас структуру и функции Департамента цен.

На основе этого постановления Департамент цен Минэкономики РФ выполняет следующие основные задачи:

- готовит предложения по проведению единой государственной политики цен в РФ и осуществляет ее реализацию;

анализирует процессы в отраслях народного хозяйства РФ, готовит предложения по изменению номенклатуры и уровня цен и тарифов на товары и услуги, реализуемые по государственным регулируемым ценам;

осуществляет государственное регулирование цен и тарифов на продукцию предприятий-монополистов;

осуществляет систематический контроль за соблюдением государственной дисциплины цен всеми юридическими лицами;

оказывает методическую помощь органам ценообразования республик в составе РФ, краев и областей;

изучает и обобщает опыт ценообразования в зарубежных странах и государствах-участниках СНГ, осуществляет в пределах своей компетенции межгосударственные связи по ценообразованию.

В рамках Департамента цен Минэкономики РФ образована Российская инспекция по контролю за ценами. Создание органов контроля цен как автономной структуры связано с разведением таких понятий как регулирование и контроль цен.

Регулирование цен предполагает изменение органами государственной власти, в пределах своих полномочий, условий формирования цен путем воздействия на издержки производства, рентабельность условия ценообразования и общехозяйственную конъюнктуру или установление этими органами значений цен или методов, правил или нормативов для применения субъектами ценообразования. Контроль же цен – это проверка соблюдения дисциплины цен с точки зрения соответствия законодательству, своевременности, обоснованности их установления и применения.

Контроль за соблюдением государственной дисциплины цен во всех отраслях народного хозяйства РФ осуществляется Государственной инспекцией по контролю за ценами Департамента цен РФ и органами ценообразования и контроля за ценами республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Кроме того, на предприятиях торговли и общественного питания контроль за соблюдением дисциплины цен осуществляется органами государственной инспекции по контролю и качеству товаров.

Органы ценообразования и контроля цен осуществляют контроль за применением регулируемых, т.е. устанавливаемых Президентом РФ, Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в пределах их компетенций цен и тарифов. В случае нарушения государственной дисциплины цен органы Государственной инспекции по контролю за ценами имеют право рассматривать дела об административных нарушениях. К нарушениям государственной дисциплины цен, в частности, относятся:

- завышение государственных регулируемых цен (тарифов);

- завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам), начисление непредусмотренных надбавок (наценок);

- включение в себестоимость услуг фактически невыполненных работ или выполненных не в полном объеме;

- нарушение предприятиями-монополистами порядка декларирования свободных цен и тарифов;

- не перечисление в бюджет сумм, полученных за счет превышения предельного уровня рентабельности и т.д.

Экономические санкции применяются к предприятиям, допустившим нарушение государственной дисциплины цен и получившими в результате этого излишние суммы, которые в бесспорном порядке взимаются из прибыли в доход бюджета. В таком же размере с предприятия дополнительно взыскивается штраф. Рассматривать дела об административных нарушениях от имени Государственной инспекции вправе начальники органов по контролю за ценами республик РФ, краев, областей, автономных округов и областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга или исполняющие их обязанности должностные лица.

Кроме того, право контролировать соблюдение порядка применения цен и тарифов в соответствии с действующим законодательством имеют и другие органы государственной власти: финансовые и антимонопольные органы, органы регулирования естественных монополий и государственной налоговой службы, органы государственной статистики и др.

Отличие между ними состоит в том, что органы контроля цен имеют право принимать решение о применении финансовых санкций и взыскании сумм штрафа и реализовывать их в налоговые органы в бесспорном порядке, а другие органы выявившие нарушения, должны передавать материалы и акты проверок органам контроля цен для принятия решений.

Государственное регулирование цен (тарифов) на региональном уровне в пределах предоставленных полномочий осуществляется, в основном, органами исполнительной власти субъектов РФ. На уровне субъектов РФ органы ценообразования и контроля цен фигурируют под различными названиями и имеют различную подчиненность. Например, в Республике Карелия – это отдел цен и тарифов Министерства экономики, в Архангельской области - отдел цен департамента региональных программ, в Санкт-Петербурге – управление цен Комитета экономики и финансов мэрии города, в республике Башкортостан органы ценообразования и контроля цен находятся в подчинении Государственного комитета по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. По состоянию на 01.01.00 г. в 42 регионах структурные подразделения по ценам подчинены непосредственно органам исполнительной власти субъектов РФ, в остальных – входят в состав экономических и финансовых органов управления.

Ценовая политика, проводимая региональными органами ценообразования, направлена, прежде всего на проведении либерализации цен при сохранении государственного регулирования цен и тарифов в сфере локальных и естественных монополий, государственных закупок и на отдельные социально значимые товары и услуги, на осуществление взаимодействия и координации деятельности местных органов исполнительной власти по вопросам ценообразования и контроля за соблюдением действующего порядка применения регулируемых цен и тарифов.

Органы ценообразования и контроля цен субъектов РФ осуществляют регулирование цен в пределах своей компетенции на продукцию и услуги по перечню, установленному Правительством РФ. Учитывая специфику каждого региона, органам исполнительной власти субъектов РФ предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок на определенные виды услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций. Образованные в структуре органов ценообразования инспекции по контролю за ценами следят за соблюдением государственной дисциплины цен на территории субъекта РФ.

В целях совершенствования нормативной и правовой базы по вопросам осуществления ценовой политики органы законодательной власти субъектов РФ принимают региональные законы по различным вопросам ценообразования. Например, в Мурманской области областной Думой принят Закон «О порядке реализации отдельных видов продовольственных товаров», в Новосибирской области сессией областного совета принят Закон «О государственном регулировании цен и тарифов на социально значимые товары и услуги», в Ставропольском крае – Закон «О государственном контроле за порядком применения регулируемых цен и тарифов», Государственным Советом Удмуртской Республики принят Закон «О государственном регулировании цен (тарифов)».

Выполнение аналогичных функций, выполняемых на региональном уровне Комитетом по политике цен администрации Хабаровского края, возлагается на органы исполнительной власти всех субъектов РФ.

Наличие в структуре органов местного самоуправления, органов ценообразования и контроля цен не обязательно, т.к. не всегда необходимо в силу некоторых объективных причин. Наиболее значимой из них является масштаб регулируемой местными органами территории. В основном, органы ценообразования и контроля цен субъектов РФ делегируют часть своих полномочий органам местного самоуправления в части регулирования цен и тарифов на услуги предприятий и организаций, деятельность которых финансируется из бюджета муниципального образования.

Для примера возьмем деятельность такого органа местного самоуправления как администрация г. Хабаровска. Отдел по политике цен и заработной платы является структурным под разделением управления экономики, инвестиций и промышленной политики администрации г. Хабаровска. Отдел возглавляет начальник, которого назначает и освобождает от должности мэр г. Хабаровска по представлении начальника управления.

Орган по ценообразованию и контролю цен администрации края делегировал отделу по политике цен и заработной плате муниципального образования полномочия в части руководства ценами и тарифами на некоторые услуги, такие как:

- оплата населением жилья и коммунальных услуг, включая внутридомовое техническое обслуживание сетей;

- перевозка пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта (кроме железнодорожного);

- наценки на продукцию, реализуемую на предприятиях общественного питания, при общеобразовательных школах, лицеях, училищах, вузах;

- ритуальные услуги;

- услуги водоснабжения и канализации, регулирование которых находится в ведении главы администрации города.

С участием комитетов, отраслевых отделов, управлений города отдел осуществляет разработку и подготовку соответствующих методических рекомендаций, документов, расчетов, необходимых для согласования платных (дополнительных) услуг, оказываемых муниципальными предприятиями, организациями, финансируемыми из бюджета города. Т.о., отдел по политике цен и заработной плате администрации г. Хабаровска является составной частью бюджетного процесса города, в связи с тем, что дефицит бюджета в настоящее время составляет не менее 50%, что делает невозможным функционирование предприятий, финансируемых из бюджета, и для поддержания их деятельности муниципальным предприятиям и организациям разрешено оказывать платные услуги. Данный процесс имеет и обратную сторону. Его целью является пополнение бюджета города, т.к. 10% прибыли, полученной от введения платной услуги, поступают в бюджет города. Контроль за этой деятельностью возложен на орган по ценообразованию администрации города. В своей деятельности отдел делает акцент на поддержание жизненно необходимых предприятий и учреждений для населения города, в части поддержания их дополнительными источниками финансирования и в то же время поддержания такого уровня цен и тарифов, которые бы позволяли населению беспрепятственно ими пользоваться.

Такова в общих чертах деятельность отдела по политике цен и заработной платы администрации г. Хабаровска. Рассмотренный материал дает представление и о деятельности органов ценообразования в других муниципальных образований РФ.

2.2. Структура управления ценообразованием в Хабаровском крае

Рассмотрим в качестве примера государственного регулирования цен на уровне субъекта РФ структуру управления ценообразованием в Хабаровском крае.

Орган регулирования и контроля цен в Хабаровском крае представлен Комитетом по политике цен администрации Хабаровского края (далее в тексте Комитет). Комитет имеет двойную структуру подчинения, что схематично представлено на рис.1.

Схема подчинения Комитета по политике

цен администрации Хабаровского края.

         
 
   

 


             Министерство экономики РФ

 


Департамент цен

                            

                          

               Администрация

                          Хабаровского края                        

                                                         Комитет по политике цен

 


Рис. 1

С одной стороны, комитет является самостоятельным структурным подразделением аппарата администрации Хабаровского края и подчиняется непосредственно первому заместителю главы; администрации края по экономики. С другой стороны, являясь территориальным подразделением Департамента цен Минэкономики РФ, Комитет руководствуется указаниями Департамента. Т.о., Комитет отчитывается о своей работе и перед администрацией края, и перед Департаментом цен.

В своей деятельности Комитет руководствуется Конституцией РФ, законами РФ, постановлениями Правительства РФ, постановлениями и распоряжениям Главы администрации Хабаровского края, а также Положением о комитете, утвержденном постановлением Главы администрации края №267 от 07.07.97 г.

Основными задачами Комитета являются:

- осуществление реализации политики и законодательства РФ о ценообразовании на рынке края;

- регулирование цен, тарифов, наценок и надбавок, относящихся к компетенции Главы администрации края и непосредственно Комитета;

- контроль за правильностью установления и применения регулируемых цен, тарифов, наценок и надбавок предприятиями, объединениями, учреждениями и организациями, расположенными на территории края, независимо от организационно-правового статуса и форм собственности, а также гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью;

- проведение обязательного для предприятий-монополистов декларирования цен и тарифов;

- рассмотрение и регулирование тарифов на платные услуги, оказываемые органами государственной власти и местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями;

- регулирование затрат по лицензированию и аккредитации, которые несет предприятия и организации, финансируемые из государственного бюджета;

- совершенствование методов ценообразования, а также методов контроля за соблюдением государственной дисциплины цен;

- осуществление координационною-методологического руководства проводимой в крае работой по ценообразованию и соблюдению государственной дисциплины цен.

Отдельно в Положении отмечается, что комитет решает возложенные на него задачи во взаимодействии с соответствующими органами государственного управления. В частности, например, совместно с Дальневосточным управлением по антимонопольной политике Комитет вносит предложения о признании предприятий монополистами, транспортной, налоговой инспекциями и с другими территориальными подразделениями экономических и финансовых органов РФ.

Для эффективного решения стоящих задач Комитету предоставляются следующие права:

- проверять по вопросам входящим в его компетенцию работу расположенных на территории края хозяйствующих субъектов, давать им обязательные для исполнения указания по проверке нарушений государственной дисциплины цен, а в необходимых случаях вносить в вышестоящие и правоохранительные органы предложения о привлечении к ответственности руководителей и других должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях;

- вносить администрации края предложения об отмене противоречащих законодательству о ценообразовании актов руководителей, подчиненных ей структур;

- принимать решения об изъятии в установленном порядке в доход соответствующего бюджета незаконно полученной в результате нарушения государственной дисциплины цен излишней суммы штрафа;

- принимать решения о наложении административного взыскания за нарушения государственной дисциплины цен в соответствии с Кодексом РСФСР об административных нарушениях;

- заслушивать отчеты и доклады руководителей хозяйствующих субъектов по вопросам, относящимся к компетенции Комитета;

- поручать расположенным на территории края хозяйствующим субъектам разработку прейскурантов цен и тарифов, а также проектов методологических указаний и нормативов по их установлению и применению;

- получать от хозяйствующих субъектов данные об экономическом состоянии в целом, плановые, отчетные и статистические материалы по вопросам экономической обоснованности действующих в крае и проектируемых цен и тарифов.

Комитет возглавляет председатель, который назначается и освобождается от должности Главой администрации края и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Комитет задач.

В состав Комитета входят государственная инспекция по контролю за ценами, которую возглавляет начальник – заместитель председателя Комитета. Т.о. в состав Комитета входит четыре отдела.

- отдел цен и тарифов на услуги и их экспертизы в непроизводственной сфере

- отдел методологии ценообразования и прогнозирования цен

- отдел по контролю за ценами и тарифами в непроизводственной сфере

- отдел по контролю за ценами и тарифами в производственной сфере

 

         

              2.3. Нормативно – правовая база регулирования основ

    ценообразования в РФ и Хабаровском крае.

 

В Российской Федерации основы ценовой политики, согласно Конституции РФ, находятся в ведении государства и должны, естественно, быть закреплены законодательным путем. В настоящее время такой федеральный закон не разработан. Поэтому в его отсутствие важнейшие направления государственной ценовой политики определяются другими законодательствами и нормативными актами, в том числе указами Президента и Правительства РФ.

Основные направления государственной ценовой политики на ближайшую перспективу определены Указам Президента РФ от 29 февраля 1995г №221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» и Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995г. по данному вопросу. Это, прежде всего – последовательное проведение либерализации цен (тарифов) в увязке с развитием конкуренции на товарных рынках РФ как необходимое условие повышения эффективности экономики, а также осуществление государственного регулирования цен и тарифов в отраслях, относящимся к естественным монополиям. Под естественной монополией в РФ понимается состояние товарного рынка, при отсутствии конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественных монополий, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на данный товар, чем спрос на другие товары. Сферы деятельности субъектов естественных монополий, в которых осуществляется государственное регулирование (включая ценовое) и органы, регулирующие деятельность естественных монополий, определены Федеральным законом «О естественных монополиях» от 17 августа 1995г.

Указ Президента №220 от 28 февраля 1995г. «О некоторых мерах по государственному регулированию естественных монополий в РФ» устанавливает государственное регулирование деятельности коммерческих и некоммерческих организаций, являющихся естественными монополиями и ставит вопрос о необходимости создания следующих федеральных органов исполнительной власти по регулированию естественных монополий в топливо энергетическом комплексе России, Федеральной службы по регулированию естественных монополий на транспорте и Федеральной службы по регулированию естественных монополий в области связи.

Государственному регулированию подвергается деятельность естественных монополий в следующих сферах:

- транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубам

- транспортировка газа по трубопроводам

- услуги по передаче электрической и тепловой энергии

- железнодорожные перевозки

- услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов

- услуги общедоступной электрической и почтовой связи

Определенная нормативно-правовая база создана по сферам деятельности естественных монополий.

В сфере деятельности естественных монополий в области связи принято становление Правительства РФ от 7 марта 1997 г. №265 «О регулировании тарифов на услуги связи и об утверждении Основных положений государственного регулирования, не увязанных как между собой, так и с положениями вышеназванных федеральных законов.

Указом от 29 февраля 1995 г. №221 Президент предоставил Правительству РФ право определять и пересматривать перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы), на которые на внутреннем рынке РФ подлежат государственному регулированию Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти субъектов РФ, а также устанавливать порядок их регулирования. В исполнения этого указа принято Постановление Правительства РФ «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», которым разграничена компетенция в регулировании цен между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ.

Представленная нормативная база распространяет свое действие на всю территорию РФ, но, как уже было отмечено выше, субъекты РФ принимают свои конкретизирующие законы и постановления. (Приложение 2)

Во исполнения Указа Президента и Постановления Правительства «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» Главой администрации Хабаровского края было принято постановление № 45 от 02.02.96 г. «Об упорядочении государственного регулирования цен и тарифов в Хабаровском крае осуществляется государственное регулирование цен, тарифов надбавок на уровне главы администрации края, глава администрации городов и районов, а также на уровне краевой энергетической комиссии по регулированию тарифов на услуги связи. Необходимо отметить только, что данное постановление претерпело множество изменений, наиболее существенное из которых передача регулирования тарифов на услуги связи на федеральный уровень (согласно постановлению Главы администрации от 14.12.99 г. №418).

При резком росте цен после августовского (1998 г.) повышения курса доллара, во исполнения правительственной телеграммы №0010 от 18.08.98 г., подписанной председателем Правительства РФ С. Кириенко, в целях социальной защиты населения и руководствуясь ст. 7 Конституции РФ Законодательной Думой Хабаровского края был принят Закон Хабаровского края от 11.09.98 г. №57, которым утвержден перечень товаров отнесенных к социально значимым и на них снижены предельные размеры оптовых и розничных надбавок к отпускным ценам. Введение предельных торговых надбавок на ряд социально значимых товаров было продиктованною необходимостью защиты населения от необоснованного роста цен, что подтверждается статистическими данными крайкомстата и проверками Комитета, т.к. несмотря на применяемые меры по сдерживанию цен, это при наличии ограничений по размерам торговой надбавки, цены по сравнению с 17.08.98 г. выросли значительно: хлеб в 2 раза, мука в 5, макаронные изделия в 6 раз, крупа гречневая в 5 раз. Стоимость набора из 25 основных продуктов питания составила по краю в декабре 1999 года 666,4 рубля (в расчете на душу населения) и выросла за год на 28,9%, тогда как средний размер пенсии составляет 603,13 рубля в месяц.

Закон Хабаровского края «О порядке формирования цен на социально значимую продукцию» противоречит постановлению Правительства РФ №239 от 07.03.96 г., т.к. вводит ограничения торговых и снабженческо-сбытовых надбавок к ценам на продукцию и товары, реализуемые не только в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченным завозом грузов, но и районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям с круглогодичным завозом грузов, к которым отнесены район им. Лазо, Хабаровский район, города Амурск и Советская Гавань, поселок Эльбан. В следствии чего правительство потребовало отмены данного закона, но Законодательная дума Хабаровского края совместно с комитетом отстояли данный закон, апеллировав тем, что ограничение цен в одних районах при ситуации когда курс доллара вырос на всей территории края ведет к ценовой дискриминации, т.е. установлению политики цен, предусматривающей продажу товаров на различных условиях, т.е. в одних районах края по свободным ценам, а в других с ограничениями, что является противозаконным.

На основе Закона от 12.09.98 г. №57 Главой администрации Хабаровского края принято постановление №368 «О порядке формирования цен на социально значимые товары» от 21.09.98 г., которым утверждаются предельные размеры розничных и торговых надбавок к свободным отпускным ценам на социально значимые товары. (Приложение 2). Кроме того, Законодательная Дума Хабаровского края приняла Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Хабаровского края «О порядке формирования цен на социально значимые товары (продукцию)» №283 от 01.10.998 г. Данный закон действует и в настоящее время. Он устанавливает предельные уровни рентабельности по отдельным товарам и предоставляет право предприятиям торговли, находящимся в третьей группе районов края (г. Николаевск-на-Амуре, районы: Охотский, Тургуро-Чумиканский, Аяно-Майский, Николаевский, им. Полины Осипенко, Ульчский, Кур-Урмийскре райпо Хабаровского района), самостоятельно устанавливать торговые надбавки на социально значимые товары, кроме хлеба и хлебобулочных изделий, молока и молочных продуктов.

Вышеперечисленная законодательная база, регулирует порядок формирования цен на социально значимые товары, почти полностью отменяет постановление Главы администрации Хабаровского края «О торговых и снабженческих надбавках» е130 от 19.03.96 г. По данному постановлению в настоящее время регулируются только восемь наименований товаров: рыло продукты, мясопродукты, овощи свежие, винно-водочные изделия и пиво, спички, школьная форма, тетради, альбомы и тетради для рисования черчения.

Отдельному регулированию подвергаются лекарственные средства. Постановление Главы администрации Хабаровского края «О торговых надбавках на лекарственные средства и изделия медицинского назначения» от 31.01.00 г. устанавливает предельные размеры торговых надбавок к отпускным ценам на эти товары.

01 марта 1995 г. принят Закон Хабаровского края «О регулировании цен и тарифов на отдельные товары и услуги» №5. Настоящий Закон устанавливает порядок регулирования цен и тарифов на отдельные товары и услуги, производимые (оказываемые) предприятиями и организациями, занимающими доминирующее положение на рынке Хабаровского края. На основании его доминирующим признается исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на конкуренцию или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65% и более, за исключением тех случаев, когда хозяйствующий субъект докажет, что, несмотря на превышение указанной величины, его положение на рынке не является доминирующим. Доминирующим также признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет менее 65%, если это установлено антимонопольным органом, исходя из стабильности рынка. Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35%.

Постановление определяет, что Хабаровское Территориальное управление по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур определяет перечень предприятий и организаций, занимающих доминирующее положение на рынке края, а администрация края определяет перечень конкретных видов товаров и услуг, занимающих доминирующее положение, по которым применяется государственное регулирование цен путем установления предельных, фиксированных цен (тарифов), предельных коэффициентов их изменения или предельных уровней рентабельности.

На уровне Хабаровского края Законом «О порядке введения платных услуг органами государственной власти и местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями» от 31.10.96 г. №73 определяется порядок введения платных услуг, ответственность за их введение и превышение несогласованных тарифов на них. Закон направлен на социальную защиту граждан и юридических лиц, расположенных на территории Хабаровского края, от необоснованного взимания платы за услуги, оказываемые вышеперечисленными структурами. Для конкретизации данного Закона 1 сентября 1997 года вышло постановление №383 «Об утверждении Положения о порядке введения платных услуг органами государственной власти и местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями, финансируемыми из бюджетов всех уровней». Положение устанавливает, что перечень платных услуг, оказываемых непосредственно администрациями муниципальных образований городов и районов края, комитетами, управлениями и департаментами администрации края, подразделениями федеральных органов исполнительной власти, находящимися на территории края, согласовывает Комитет по экономики администрации края. Тарифы на указанные платные услуги, кроме связанных с вопросами архитектуры и строительства, согласовывает Комитет. Перечень же услуг и тарифы на услуги, оказываемые муниципальными организациями, предприятиями, финансируемые из бюджетов муниципальных образований городов и районов края, находящимися на их территории, согласовывают главы муниципальных образований.

Представленная нормативно-правовая база не исчерпывает перечня законов и постановлений, регулирующих основы ценообразования как в РФ в целом, так и в Хабаровском крае в частности. В данном реферате рассмотрены наиболее важные из них, определяющие направления государственной политики в области государственного регулирования цен. Вопросы государственного регулирования цен присутствуют и в нормативно-правовых актах, регламентирующих отношения в сфере медицины, образования, культуры и т.д.

 

 

                    

 



2019-07-03 225 Обсуждений (0)
В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (225)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)