Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методы государственного управления цен на территории Хабаровского края.



2019-07-03 212 Обсуждений (0)
Методы государственного управления цен на территории Хабаровского края. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

 

Исходным принципом ценообразования в РФ является положение о том, что все цены декларируются как свободные.

Постановление Правительства РФ «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» отмечает: «…не применять государственное регулирование цен (тарифов), надбавок для всех хозяйствующих субъектов независимо от их организационно-правовых форм и ведомственной подчиненности, осуществляемое путем установления фиксированных цен, надбавок, предельных коэффициентов изменения цен на все виды продукции производственно-технического назначения и товары народного потребления, кроме указанных в этом постановлении».

Перечень продукции производственно-технического назначения и товары народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется правительством РФ и федеральными органами исполнительной власти, представлен в приложении 5. Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на котором государственное регулирования цен (тарифов) на внутреннем рынке РФ осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ изложен в приложении 6. Приложение 7 содержит перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов РФ предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок.

Таким образом, круг регулируемых государством цен и тарифов, строго ограничен. Его пересмотр разрешен по Указу Президента №221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» только в сторону дальнейшей либерализации цен.

Каждый субъект РФ, исходя из правительственного постановления, определяет перечень товаров и услуг, подлежащих государственному регулированию на своей территории самостоятельно. Постановление №45 Главы администрации Хабаровского края с дополнениями и изменениями определяет перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые в Хабаровском крае осуществляется государственное регулирование цен, тарифов, надбавок (наценок) (Приложение 8) и перечень услуг, тарифы на которые устанавливаются предприятиями (организациями) по согласованию с Комитетом (Приложение 9).

В условиях опережающего роста цен по сравнению с ростом реальных

денежных доходов, отсутствия адресной социальной поддержке населения и во избежание снижения жизненного уровня в большинстве районов страны сохранилось регулирование на продовольственную группу, не предусмотренную перечнем правительственного постановления. Это такие товары как хлеб, молоко, масло растительное и животное, крупы, соль, мясо и другие товары, которые регулируются путем установления торговых надбавок и предельных уровней рентабельности.

Торговая надбавка представляет собой часть цены, обеспечивающей возмещение издержек и формирование плановой прибыли торговых организаций. Устанавливаются торговые надбавки к свободной отпускной цене с НДС.

Анализ практики регулирования цен органами исполнительной власти субъектов РФ, в частности, установлением торговых надбавок, показывает, что такое регулирование, как правило, не является эффективным методом замедления темпов роста цен, уровень которых зависит в первую очередь от бюджетной и кредитно-денежной политики государства, покупательской способности населения и насыщенности рынка товарами. В этой связи социальную поддержку населения в условиях применения преимущественно свободных цен на товары (услуги), реализуемые (оказываемые) населению, следует осуществлять не путем регулирования цен на товары, в том числе за счет установления предельных торговых надбавок, а в основном за счет формирования и адресного использования федерального и территориальных фондов социальной поддержки населения и других форм прямой поддержки нуждающихся слоев населения.

В основном ценовое госрегулирование в РФ касается продукции естественных монополий. Тарифы на тепловую и электрическую энергию на федеральном оптовом рынке электроэнергии (ФОРЭМ), а также абонентской платы за услуги на этом рынке устанавливает Федеральная энергетическая комиссия (ФЭК). На потребительском рынке энерго- и теплоэнергии размер платы за услуги определяют региональные энергетические комиссии (РЭК).

Кроме того, на федеральном уровне регулированию подлежат цены' (тарифы) в газораспределительной сети, на железнодорожном транспорте, на основные услуги связи, а также на продукцию, закупаемую исключительно или преимущественно государством.

На продукцию, товары и услуги локальных естественных монополий государственное регулирование цен (тарифов) осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ. Это, в частности, газ природный и сжиженный, реализуемый населению, перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, пригородном и междугородном сообщении, коммунальные услуги. При этом тарифы на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении устанавливаются органами исполнительной власти по согласованию с МПС России при условии возмещения убытков, возникающих вследствие регулирования тарифов за счет соответствующих бюджетов РФ.

Государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий на транспорте, к которым относятся железнодорожные перевозки, услуги транспортных терминалов, портов и аэропортов осуществляется Министерством по антимонопольной политике (МАП). К регулируемым услугам относятся погрузочно-разгрузочные работы, складские операции, буксирные работы, а также сборы, связанные с пользованием аэровокзалами, обеспечением авиационной безопасности и обслуживанием пассажиров.

МАП имеет также право устанавливать тарифы на определенные виды услуг и почтовые связи. К регулируемым видам услуг отнесены: пересылка писем, почтовых карточек, бандеролей, денежных переводов, передача телеграмм, предоставление услуг междугородной и местной телефонной связи, а также некоторые другие виды услуг по перечню, определенному постановлением Правительства РФ от 28 декабря 1998 г. №1559.

Распространяется государственное регулирование и на продукцию оборонного значения, и на рынок драгоценных камней и металлов. Министерство финансов утверждает порядок определения цен на драгоценные металлы и изделия из них, которые закупаются или продаются из Гохрана. Прейскурант на драгоценные камни определяется экспертным путем, учитывая цены на мировом рынке, и утверждаются Минфином по согласованию с Минэкономики.

При регулировании деятельности субъектов естественных монополий органами регулирования естественных монополий применяются следующие методы:

- ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их уровня

- определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности обеспечения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.

Учитывая высокий уровень монополизации отечественной экономики, государством введено регулирование цен по продукции, вырабатываемой предприятиями-монополистами в целях ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, обеспечения условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков.

Предприятия-монополисты включаются в специальный государственный реестр РФ предприятий-монополистов, действующих на товарных рынках. В реестр заносятся предприятия, являющиеся монополистами по производству конкретных групп и видов продукции определенного качества и ассортимента. Регулирование цен на продукцию предприятий-монополистов, включенных в государственный реестр РФ объединений и предприятий- монополистов, осуществляется на основании постановления Правительства РФ №576 от 11.08.92 г. «О государственном регулировании цен на продукцию предприятий-монополистов 1992-1993 г.».

Объектом регулирования в данном случае являются цены на продукцию (товары и услуги) предприятий, занимающих более 35% соответствующего рынка. Субъектами регулирования выступают: МАП РФ, в функционирование которого входит формирование реестра и доведение до заинтересованных предприятий информации о занесении в реестр или исключении из него, территориальные органы МАП, выявляющие предприятия, являющиеся монополистами на местном рынке, а также Департамент цен РФ, местные органы ценообразования, осуществляющие выбор метода регулирования и контроля за соблюдением государственной дисциплины цен.

Если предприятие-монополист включено в реестр, оно контролируется по той номенклатуре продукции, по которой является монополистом. Контроль и регулирование осуществляется по следующим показателям: цена, рентабельность, объем производства в натуральном выражении, спрос на рынках сбыта, качество.

Сведения о локальных монополиях включаются в региональный раздел Государственного реестра. Например, непосредственно в Хабаровском крае реестр предприятий-монополистов содержит более 200 хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35% (по состоянию на 23 декабря 1999 г.). В реестр входят такие предприятия, как ОАО «Хабаровский нефтеперерабатывающий завод», имеющий 100% рынка по передачи тепловой энергии, водоснабжению и канализации отходов в районе своего расположения (53 здания) и 50,9% рынка Хабаровского края по автомобильному бензину; 000 «Компания «Дальний Восток», занимающая 100% рынка края по реализации туристических и экскурсионных услуг российским туристам, выезжающим за рубеж в Венесуэлу, Гонконг, Новую Зеландию, Тайвань, Мексику, Вьетнам, Мальдивы, Фиджи, Испанию, Аргентину; ОАО «ДальЖАСО», обслуживающая 99,5% рынка Хабаровского края услугами страхования грузов при транспортировке. В основном в реестре содержатся предприятия, являющиеся монополистами в сфере предоставления услуг теплоэнергии, электрической связи и производству и реализации хлебобулочных изделий.

Предприятия-монополисты реализуют свою продукцию по регулируемым и свободным ценам. Если на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги применяется государственное регулирование цен, то предприятия-монополисты реализуют такую продукцию по регулируемым ценам. На остальную продукцию применяются свободные рыночные цены.

Основные методы регулирования определены в Положении о порядке регулирования цен на продукцию предприятий-монополистов от 29.12.91. и сводятся к следующему:

1) установление фиксированных цен на продукцию (товары и услуги);

2) установление предельного уровня цен. Предельный уровень цены – это максимальный уровень, выше которого цена не может подниматься. Установление предельного уровня цены равносильно их «замораживанию». Чтобы заинтересовать производителей выпускать товары ниже установленного предельного уровня, устанавливаются льготы по налогам и другим платежам в бюджет;

3) установление предельных надбавок (коэффициентов) изменения цен. Имеет не очень широкое применение в настоящее время;

4) установление предельного уровня рентабельности и размера торговой надбавки. Данные методы получили наибольшее распространение.

Государственное регулирование цен на продукты (товары, услуги) предприятий-монополистов путем установления предельных цен и предельных коэффициентов повышения цен осуществляется по номенклатуре в соответствии с постановлением от 12.08.92 г. «О перечнях продукции (товаров, услуг) предприятий-монополистов реализуемой по государственным регулируемым ценам». По остальной продукции применяются предельные уровни рентабельности. Применение предельного уровня цен не исключает декларирования повышения свободных цен (тарифов) на продукцию (товары, услуги) предприятий-монополистов, которое осуществляется в соответствии с Порядком декларирования свободных цен и тарифов.

В условиях перехода к рынку как свободные, так и регулируемые цены устанавливаются и утверждаются самими предприятиями. Однако, если предприятие-монополист принимает решение о повышении свободных цен, оно обязано объявить об этом в форме декларации и зарегистрировать новый размер цены, а также дату ее введения в действие в соответствующих органах ценообразования. Определены перечни товаров, по которым предприятия-монополисты декларируют повышение цен. Материалы по декларированию цен представляют в органы ценообразования республик, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга по месту нахождения предприятия.

Если предприятие является монополистом на федеральном рынке, оно представляет материалы по изменению цен в Департамент цен Минэкономики РФ, если на местном – органам ценообразования субъектов РФ.

Снижение свободных цен предприятиями производится самостоятельно без предоставления декларации в органы ценообразования. При этом не допускается снижении свободных цен с целью ограничения конкуренции, т.е. установление демпинговых цен.

При декларировании цен предприятия-монополисты представляют соответствующим органам ценообразования декларацию повышения свободной оптовой (отпускной) цены по утвержденной форме, а также данные об основных экономических показателя деятельности предприятия по форме, представленной в приложении 10. В сопроводительном письме к указанным материалам сообщается обоснование причин повышение свободной отпускной цены на продукцию. Существует специальная форма подачи декларации для предприятий транспорта (Приложение 11). Остальных предприятий подают декларацию по форме, представленной в приложение 12.

После анализа представленных материалов органы ценообразования принимают решения о регистрации свободных цен либо на уровне представленного проекта, либо с отклонениями от проектируемого уровня, либо отказывают в регистрации нового уровня цен. Зарегистрированная цена является максимально предельной ценой.

Важнейшим недостатком, присущим в настоящее время сфере государственного регулирования цен на продукцию предприятий-монополистов, является отсутствие закона «О монополиях» и недоработанность нормативной и методической базы. Это предопределило правовую неопределенность самого понятия «монополия», его неструктурированность по уровням (федеральному, региональному), положение в народном хозяйстве (естественная и государственная монополия), времени (временная).

Сформированная модель регулирования естественных монополий также нуждается в совершенствовании. В законодательном порядке нужно определить номенклатуру продукции, цены на которую подлежат регулированию. Эта продукция может быть включена в три перечня. Цены на продукцию, включенную в первые два перечня подлежат обязательному регулированию соответственно федеральными и региональными органами исполнительной власти. В третий перечень должна быть включена продукция, по которой региональным органам предоставлено право регулировать тарифы на городской транспорт, снабженческо-сбытовые и торговые надбавки. По каждому виду продукции, включенному в перечни, должен быть предусмотрен конкретный метод регулирования. В качестве приоритетного метода целесообразно применять предельные коэффициенты изменения цен (тарифов), учитывающие инфляцию.

Учитывая вышеизложенное, можно отметить, что самой независимой от государства в России оказалась агропромышленная продукция. Эта продукция на рынке реализуется по ценам, которые складываются под воздействием спроса и предложения. Исключение составляет ограниченный перечень сельскохозяйственной продукции, закупаемой для государственных нужд. Анализ же сделанный в первой главе дипломной работы доказывает, что регулирование цен на сельскохозяйственную продукцию является приоритетным направлением государственного регулирования цен в зарубежных странах. Зная положение, в котором находится сельское хозяйство в РФ, было бы целесообразно, по-нашему мнению, применить данный опыт государственного регулирования и в России.

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Государственное регулирование ценообразования является неотъемлемой частью системы государственного регулирования экономики в условиях рыночных отношений.

Исследовав системы государственного управления РФ подтвердило, что в РФ в настоящее время создана необходимая структура государственного регулирования цен. Механизм государственного регулирования ценообразования в РФ реализуется через структуру государственных органов. Основой ее построения служит федеративное устройство страны. Перечень органов регулирования и контроля цен определен законодательством. На федеральном уровне – это Департамент цен Министерства экономики РФ, на уровне субъектов РФ – органы исполнительной власти субъекта, осуществляющие регулирование и контроль цен в пределах своей компетенции, на местном уровне при необходимости создаются органы регулирования цен в структуре органов местного самоуправления. Между уровнями власти разграничены полномочия по регулирования цен (тарифов).

 В данной работе большее внимание уделялось рассмотрению государственного регулирования ценообразования на уровне Федерации и на уровне субъектов РФ. Управление ценообразованием в субъекте РФ рассматривается на примере Комитета по политике цен администрации Хабаровского края. Из анализа, проведенного нами, следует, что в целом структура Комитета по политике цен администрации края соответствует возложенным на него задачам. Комитет состоит из четырех отделов, каждый их которых осуществляется свои строго определенные функции по регулированию и контролю цен.

Деятельность Комитета по политике цен Администрации Хабаровского края опирается на разработанную в РФ нормативно-правовую базу, регулирующую отношения в области государственного регулирования цен. Основы государственной ценовой политики в РФ определены Указом Президента РФ от 28 февраля 1995 г. «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» и Постановлением Правительства от 7 марта 1995 г. по этому же вопросу. В Хабаровском крае также принят ряд законов Краевой Думы и постановлений Главы администрации Хабаровского края, регламентирующих отношения в сфере государственного регулирования ценообразования. Наиболее важными из них являются Постановление Главы администрации края от 2 февраля 1996 г. «Об упорядочении государственного регулирования цен и тарифов в Хабаровском крае», Постановление Главы администрации от 1 сентября 1997 г. «Об утверждении Положения о порядке введения платных услуг органами государственной власти и местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями, финансируемыми из бюджетов всех уровней», Закон Хабаровского края от 11 сентября 1998 г. «О порядке формирования цен на социально значимые товары (продукцию)».

 



2019-07-03 212 Обсуждений (0)
Методы государственного управления цен на территории Хабаровского края. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методы государственного управления цен на территории Хабаровского края.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (212)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)