Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Состав конфликтующих сторон



2019-07-03 1060 Обсуждений (0)
Состав конфликтующих сторон 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В итоге в конфликтах мы видим следующий состав: участники, субъекты и посредники конфликтов.

Участником конфликтов может быть любой человек, любая организация, партия, когда они участвуя в конфликтах, не отдают себе отчета о цели и задачах конфликтов. Эти участники, не зная о смысле конфликтов, являются сторонними лицами, случайными лицами.

Субъектом конфликтов являются люди, партии и т.д., которые способны создавать конфликтные ситуации, влиять на ход развития конфликта в соответствии со своими интересами и потребностями. Субъектами конфликтов могут быть и представители государственных структур власти.

Посредники конфликтов. Ими, как правило, являются государство, религиозные деятели, общественные организации, выдающиеся лица, ООН, группы депутатов и др.

Чаще всего в роли посредников выступают различные представители государственных структур власти. Это вызвано тем, что:

Правительство располагает различными ресурсами и благами.

Государственные органы обладают правом использовать насилие, экономические санкции, политическое преследование, вооруженные силы и др.

Правительство обладает монополией на достоверную информацию о ходе конфликтов и о конфликтующих сторонах.

Это традиции авторитета законной власти.

Подчинение требованиям правительства является политической нормой и не вызывает со стороны конфликтующих сторон чувство неприязни и недружелюбия.

На ход развития и на длительность политических конфликтов влияют тип политической системы общества, особенности культуры, степень развития социально-экономических отношений, усвоение населением страны цивилизованных способов разрешения конфликтов, особенностей правящей элиты и др.

 

Пути разрешения конфликтов

 

Конфликты разрешаются по-разному:

Существует индифферентный подход (безразличие, равнодушие, безучастность). В этом случае власть, как правило, игнорирует наличие в обществе конфликтов, ничего не делает для их разрешения, требования конфликтующих сторон забываются, остаются на бумаге. Такой подход характерен для тоталитарных и авторитарных режимов.

Метод подавления или принуждения всех или одной из конфликтующих сторон с применением вооруженных сил, полиции, путем массовых увольнений участников конфликтов, незаконных арестов и др.

Командный или административный подход без серьезного экспертного анализа причин возникновения конфликтов. Сами власти нередко увлекаются волюнтаризмом, эгоизмом, не подкрепляют принятые решения необходимыми ресурсами (финансовыми, людскими, политическими, энергетическими и др.).

Демократический способ разрешения конфликтов посредством переговоров и достижения консенсуса. Консенсус всегда направлен на положительный результат, он противоположен голосованию на основе принципа большинства, когда в ходе голосования сохраняется напряженность, ибо победа большинства ущемляет интересы меньшинства и одного субъекта. После голосования не снимается напряженность между конфликтующими сторонами, она только принимает иную форму выраженности и со временем может стать причиной новой вспышки, конфликта.

Консенсус же формирует уверенность в том, что интересы всех будут учтены и будет проявляться справедливость в реализации нрав и свобод конфликтующих сторон. Основным принципом консенсуса является признание чужих интересов как гаранта для осуществления собственных интересов.

Есть мнение, что конфликты следует различать не по классовому подходу, а с точки зрения защиты основных прав и свобод личности. Тогда конфликты можно классифицировать так:

1. Конфликты интересов. Они чаще всего проявляются в тех странах, где существует значительный уровень развития экономики и благосостояния людей. Здесь есть значительные ресурсы для их распределения по интересам конфликтующих сторон. Разрешение конфликта интересов порождает согласие сторон и достижение относительного равновесия различных сил в обществе.

2. Конфликты по ценностям: свободе, равенству, справедливости, автономии, социальному страхованию и др. Такие конфликты чаще всего бывают в тех странах, где не обеспечены основные права свободы личности и различных субъектов политической системы общества. Это проявляется как в странах Азии, Африки и Латинской Америки, так и в бывших социалистических странах.

3. Конфликты идентификации кого-то с определенной группой, этносом, а не с обществом и целом. Такие конфликты чаще всего проявляются в многонациональных странах.

 

Правовые конфликты

 

Мы рассматриваем юридический конфликт как наиболее острую форму противоречий, как последнюю стадию юридических коллизий, за которой следует кризис и полное сокрушение государственно-правовых институтов. Юридический конфликт можно определить как противоборство сторон - государств и их органов, общественных объединений, граждан с целью изменения статуса и юридического

состояния субъекта права.

Юридический конфликт - не одномерное явление, выражающееся в одномоментном столкновении "правосущего" и "праводолжного" Это сложное явление, со своими подвижными элементами. Причём, каждый из них выступает в двух аспектах - как часть нормативно-правовой системы и правопорядка и как элемент деформирующейся правовой системы и юридической деятельности. Во втором случае, их нужно тщательно анализировать в тех последовательностях и связях, которые присущи развивающемуся юридическому противоречию.

В качестве первого элемента юридического конфликта выделим прежде всего различия в правопонимании как базовые для формирования массового правого сознания.

Обострившийся спор между пониманием права как общечеловеческих ценностей и как "писаного права", норм, законов и иных актов, приобрёл очевидную практическую направленность.

Выделившиеся правовые конфликты переходят далее в стадию юридического спора, когда можно рассчитывать на успех путём договорённости и соглашений, посредством приостановления и отмены незаконных актов, проведения судебных разбирательств. Окончательное решение может вести либо к восстановлению прежнего юридического состояния, либо к формированию нового.

Юридический конфликт может быть причиной, а затем составной частью другого конфликта - политического, социального, межнационального, экономического и т. д. Выступать сначала как повод, как "спичка", а потом в качестве элемента более общей конфликтной ситуации. Вычленение юридического конфликта на первой фазе, при зарождении общего конфликта и на последующих этапах позволяет вовремя погасить конфликт. Если же это не удаётся, то следует стремиться увеличить "зону юридического конфликта" и всеми средствами переводить общий конфликт с его "размытыми гранями" в юридический конфликт с присущими ему легальными средствами и процедурами. Сделать это, конечно, довольно трудно. Но предвидеть и вовремя "гасить" противоречия собственно внутри правовой системы, не давать им возможности разрастания в зоне других конфликтов, и использовать правовые средства для урегулирования любого конфликта - задача в современный период крайне важная. Юридический конфликт, как и всякий иной конфликт, проходит свои фазы. Если юридическую коллизию того или иного вида не удаётся преодолеть, то происходит обострение противоречий, и нередко коллизионные ситуации одного типа перерастают в конфликтные ситуации другого, подчас комплексные, с большим объёмом противоречий. А в них уже меняются намерения и роли участников, их отношение к предмету спора. Своеобразие юридического конфликта заключается в том, что он прорывает конституционную, правовую ткань государства и общества. Конфликт наносит удар прежде всего по Конституции, а также конституционному и административному законодательству. Это объясняется характером объекта юридического конфликта, который касается преимущественно вопросов власти и управления.

Естественно, в конфликт может перерасти любая юридическая коллизия. Например, в области трудовых отношений противостояние сторон нередко перемещается с локального и ведомственного уровня на государственный уровень, а экономические требования перерастают в политические забастовки. Забастовки по профессиям и регионам в России и на Украине 1993- 1994 годах характеризовались именно такой трансформацией, перерастания в требования проведения референдума о доверии президенту Украины, отставки правительства России.

Экономические конфликты и кризисы, развиваясь по собственной орбите, всегда сопрягаются с правом. Это касается соблюдения статуса хозяйствующих субъектов, объёма экономических функций в центре и регионах и методов регулирования экономических отношений. Но и здесь правовые средства могут помочь предотвратить конфликт и выйти из него легальным, наиболее безболезненным путём.

Попытаемся определить наиболее характерные проявления юридических конфликтов, имея в виду отмеченные выше их признаки. По нашему мнению, типичных, часто встречающихся конфликтных ситуаций, возникающих в связи с определённым объектом конфликта, может быть выделено шесть. Они могут "профилировать" конфликт, как бы придавая ему ту или иную направленность. Нередко причины появления конфликтов пересекаются и тогда возникает общий кризис государства и его институтов, всей правовой системы. Этот кризис усугубляется экономическими, межнациональными и иными кризисами. И всё-таки вычленим и дадим краткую характеристику собственно юридическим конфликтам. Первая разновидность юридического конфликта - это конституционный кризис. Такие кризисы - общие или частичные наблюдались в конце 50-х годов во Франции, в Италии, в Канаде, Бельгии. В настоящее время наиболее острые конституционные кризисы происходят в России на территориях бывших республик Союза, а также на территории Югославии. Во всех случаях общим является ослабление конституционного строя, нарушение целостности государства и подрыв его безопасности, создание не предусмотренных Конституцией и законами структур власти, незаконных вооружённых формирований. Таков, например, превентивно-запретительный смысл статьи 13 Конституции РФ, в которой вводится запрет на создание и деятельность общественных объединений, ведущих к насильственному изменению конституционного строя.

Анализ ситуации в России показывает, что конституционная реформа, проводившаяся без чёткой программы, "рывками", явилась катализатором конституционного кризиса из-за противостояния властей. Кризис охватил все ветви власти, ослабляя их функционирование. Сепаратистские действия нарушают целостность федерального устройства. Не обеспечивается реализация принципа народовластия из-за неопределённой тенденции усиления исполнительной власти, бюрократизации и коррумпированности аппарата. Не удаётся реально обеспечить конституционный статус граждан. Расшатываются конституционные основы экономической системы, когда неустойчивость форм собственности и режимов их использования не гарантирует рост производства и прочность хозяйственных связей.

Ослабли государственные границы, проникновение через них в любой форме не составляет труда. Суверенитет Российской Федерации нуждается в серьёзной защите.

Противоборство законодательной и исполнительной властей в России неизбежно вело к разрыву конституционных связей на всех уровнях государственной организации. Критерии конституционности актов и действий стали рассматриваться как относительные, не без влияния концепции "справедливое право выше закона".

Кульминацией явился указ президента Российской Федерации от 21 сентября 1993 года "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации", который породил острые столкновения.

Политическое противоборство разных лидеров, партий, общественных движений, окрашенное подчас цветами амбициозности и субъективизма привело к тому, что собственно политический конфликт постепенно, по мере неуступчивости участников приобретал антиконституционную направленность. Конституционный кризис выразился в ослаблении многих государственно-правовых институтов и разрыве конституционных связей в государстве и обществе. Был разогнан парламент, произошло распадение Советов на местах.

Субъекты федерации произвольно меняли свой статус и отношения с центром, была приостановлена деятельность конституционного суда, в "досудебном порядке" была прекращена деятельность ряда партий, выпуск газет, введены цензурные ограничения. Верховенству Конституции и закона нанесён удар "указным правом", которым вводятся новые институты.

При всём разнообразии оценок происшедших событий антиконституционность указов и действий президента очевидны. Сокрушение принципов правового государства - тяжёлая расплата за неумение и нежелание предотвращать юридические конфликты и конституционные кризисы. Принятие Конституции 12 декабря 1993 года даёт надежду на уменьшение потенциала конфликтное в обществе.

Ещё одно проявление юридического конфликта связано с отчуждением граждан, населения от государства и его институтов. Эту тенденцию не могут скрыть временные "приливы" и "отливы" общественных симпатий к тем или иным лидерам, программ, которые быстро меняются. Проблема участия граждан теперь заменяется решением задачи общественной поддержки государственной власти, а она иссякает при отсутствии видимых положительных результатов экономической и иных реформ. Отметим в данной связи четыре разновидности отчуждения власти от масс.

В зарубежных странах не раз были открытые выступления против властных структур (в Португалии, Греции в 70-х годах, Турции - в 1983 году.). Не случайно в конституции Греции установлено, что всякий акт, узурпирующий народный суверенитет и власть, преследуется законной властью. Примечательно: соблюдение Конституции вверяется патриотизму греков, которые правомочны и обязаны оказывать сопротивление всеми средствами всякой попытке отменить её путём насилия (статья 120). Видимо, это повлияло на включение аналогичных положений новых Конституций России.

Открытые и одновременные выступления против властей и общественного порядка являются уголовно наказуемыми деяниями. Статья 79 Уголовного Кодекса предусматривает ответственность за массовые беспорядки, статья 190 пункт 3 - за организацию и активное участие в групповых действиях, нарушающих общественный порядок.

Отчуждение от власти выражается в утрате ею общественного доверия. Падение авторитета и престижа власти всегда является плохим симптомом, а при массовом характере служит острым проявлением конфликта.

Болезненным противоречием является гражданское неповиновение, известное в прошлом скорее по иллюстрациям из зарубежной жизни. Теперь нам пришлось в этом самим убедиться, когда на лицо открытое игнорирование населением положений Конституции, законов, указов и постановлений, непослушание властям, забастовки, митинги и пикетирование. Это заметно на примере республики Татарстан, Чеченской республики, население Северо-Кавказского региона, ряда областей.

Резкие массовые выступления под своими требованиями лиц разных профессий, приостановление работ, оказание услуг, поставок продукции находятся в ряду акций гражданского неповиновения.

К нежелательным последствиям приводит создание альтернативных структур власти. Незаконное наделение теми или иными правами общественных объединении, съездов, национальных конгрессов, формирование вооружённых отрядов служат свидетельством недоверия официальным властям и стремления решать дела на основе собственного усмотрения.

Юридический конфликт выражается также в массовых нарушениях прав человека и национальных меньшинств. Ограничения прав граждан, их масштабное несоблюдение, дискриминация граждан по национальному признаку уже привели к потоку беженцев и вынужденных переселенцев. Международное сообщество в лице своих институтов резко критикует подобные ситуации, осуждает правительства и вносит свой вклад в урегулирование конфликтов. Международные пакты, соглашения, акты о правах человека служат эталоном нормальной жизни в любом государстве. Состоявшаяся в октябре 1993 года в Вене встреча Совета Европы на высшем уровне завершилась принятием приложений к Венской декларации. Одно из них - "О нацменьшинствах", другое - "Декларация и план действий по борьбе с расизмом, ксенофобией, антисемитизмом и любыми формами нетерпимости", третье - "О реформе контрольного механизма выполнения Европейской конвенции по правам человека" и создании Евросуда по правам человека. Жизнь подтверждает актуальность подобных акций.

Острый конфликт, обращённый внутрь республики и вовне, возник в Эстонии в связи с принятием Государственным Собранием закона об иностранцах, Протест дискриминируемого русскоязычного населения вынудил парламент обратиться к международной правовой экспертизе, которая подтвердила несоответствие закона европейским правовым нормам. Пришлось вносить изменения. Внутри Эстонии возникли очаги напряжённости, когда горсоветы Нарвы, решили в знак протеста против дискриминационных законов провести референдумы о статусе городов как национально-территориальной автономии в составе Эстонской Республики. Большинство участвовавших в референдуме на этот вопрос ответили положительно. Руководству республик с трудом удалось удержать противостояние в легальных рамках.

Если конституционный конфликт в силу своей значимости чаще всего порождается политическими причинами и как бы вырастает из политического конфликта, то в собственно юридической сфере наиболее острое проявление конфликт находит в сокрушении правовой системы. Нигилистическое отношение к праву, усиливаемое периодической борьбой за власть, сепаратистскими тенденциями, в резком ослаблении роли закона, в увеличении веса подзаконных актов. Юридическое противодействие субъектов федерации ведёт к непризнанию на их территории действия федеральных актов. Население вообще попадает под власть стереотипа непослушания и неисполнения законов и иных актов, популярным становится конформистски одобряемое поведение. Санкции редко применяются. Правовая система распадается.

Поэтому наиболее ярким выражением юридического конфликта паралич и развитие деструктивных идей в правовой системе. Резко нарушаются в ней внутренние связи. Многие акты принимаются произвольно, а присвоение права на издание актов становится средством деятельности органов и организаций. Губительный характер приобретает систематическое игнорирование и массовое невыполнение законов и иных актов, когда усмотрение становится квазинормой деятельности, когда не срабатывает механизм ответственности. Нередко из-за конфликтов задерживается ратификация международных договоров, например, России с республикой Молдова и с государством Балтии. Сдерживается и даже срывается программа принятия новых законов, столь нужных обществу, отмены и изменения действующих актов.

Негативный эффект приносит и противоречие между "словесной договорной эйфорией" и повсеместным нарушением достигнутых договорённостей, заключённых договоров и соглашений, такое состояние массового сознания и действия, когда скрытые мотивы поведения конфликтующих сторон берут верх над внешне выдержанными намерениями; это лишний раз подтверждает значимость социально-психологического фактора во всех юридических конфликтах.

Одно из типичных выражений юридического конфликта - несоответствие актов национального права, юридических действий конфликтующих сторон принципам и нормам международного права. На этом стыке международного и национального права нужно искать пути преодоления конфликтных ситуаций. Непросто, к примеру, обеспечивается согласование актов Европейского сообщества и государств, входящих в его состав. По данным европейских исследователей есть трудности в реализации общенормативных предписаний в сфере охраны природной среды, и государства ищут лазейки для избежания строгих экологических стандартов. Так, из 136 обязательных директив в Дании осуществляется 122, во Франции - 117, в Германии - 99, в Италии - 70. Европейская судебная палата может вынести им порицание за пренебрежение к её актам.

Выделим юридические аспекты международных конфликтов, возникающих в следствии острых противоречий между государствами и их союзами. Проявляясь в силу разных причин (несоблюдение договорных обязательств, вторжение за границу, военные нападения, провокации и т.д.) конфликты такого рода "порывают" с международными принципами, пактами и договорами, с одной стороны, с нормами конституционного права каждого из участников, с другой.

Подрыв государственного суверенитета всегда чреват угрозой миру и безопасности, ибо здесь в противоборство вступают государства. А юридический конфликт создаёт опасность государству, конституционному строю и стабильности в мировом сообществе. Его предотвращение и преодоление в наше время весьма актуально и требует серьёзных усилий как государств, вовлечённых в конфликт, так и международных организаций - типа ООН, СБСЕ, Содружества Независимых Государств. С юридической точки зрения, "угасанию" конфликта способствует подтверждение незыблемости положений международных договоров, признание и уважение суверенных прав каждого государства, проведение политических консультаций, подготовка международно-правовых документов.

Можно с уверенностью утверждать: полезность юридических правил поведения в предконфликтных и конфликтных ситуациях подтверждена отечественной и зарубежной практикой. Эти правила должны быть сопутствующим элементом закона и любого правового акта, например, о статусных законах правительства и иных органов федеральной и исполнительной власти, местного самоуправления, предприятий и т. п., тематических законов в сферах налогообложения, бюджета, культуры, образования, землепользования.

Требуются специальные правила, процедуры разрешения не только хозяйственных, трудовых, земельных, экологических и иных споров, но и юридических конфликтов в сфере конституционного, административного права. Оправданы, к примеру, процедуры рассмотрения межтерриториальных споров, споров о компетенции органов Федерации и её субъектов, закон о разрешении коллективных трудовых споров и конфликтов

При всей остроте политических, экономических, социальных и собственно юридических конфликтов существуют легальные процедуры их рассмотрения. Это прежде всего судебные процедуры с присущими им атрибутами, призванные разрешать конфликты в соответствии с законодательством. "Включение" конфликтов в стадию судебного разбирательства даёт основание оценивать их как юридические споры или правонарушения, преступления. Существуют разного рода процедуры судебного производства: в рамках конституционных судов, общих судов, арбитражных судов, судебной палаты по информационным спорам, международного коммерческого суда, наконец, третейского суда. Решение судебных органов служит официальным спонсором признания права, законных интересов одной из сторон и неправоты другой.

Не менее существенно пояснить и иные аспекты сопряжения права, юридических средств со способами предотвращения и устранения социальных, экономических и политических и иных конфликтов. Науке предстоит рассмотреть наиболее тесные зоны их соприкосновения. А пока выразим предположение о возможности гибкого использования правовых средств на всех стадиях любых конфликтов, с учётом степени их развития, от мягких до более жёстких.

Это, во-первых, правовая ориентация на достижение нормативных целей и недопущение противоречий, отклонений от нормативного статуса субъектов права. Во-вторых, юридические запреты создавать конфликтные ситуации. В-третьих, допускаемые притязания конфликтующих сторон на установление нормативного юридического состояния. В-четвёртых, предусматриваемые правом согласования проектов, актов и действий разных субъектов. В-пятых, использование переговорных процедур, согласительных и паритетных комиссий для преодоления противоречий на ранних стадиях конфликта. В-шестых, рассмотрение споров о неправомерности актов и действий в суде и порядке иерархической подчинённости. В-седьмых, применение санкций, компенсация убытков и восстановление прежнего юридического состояния. В-восьмых, принятие мер по изменению юридического состояния статуса субъектов в случае выявления положительного потенциала конфликта.

Юридический конфликт может выражать не только "отклонение" от норм, но и прогрессивные тенденции, требующие преобразований и реформ. В этом - потенциальный "пафос" конфликта и его нельзя не замечать и игнорировать. Такова логика общественного развития, объективно глубокого и систематического анализа происходящих процессов и оценки "конфликтной информации", своевременного выявления юридических и связанных с ними противоречий и выработки стратегии их преодоления, разрешения.

Прогнозирование в этой сфере должно быть спутником не только познавательного процесса, но и любого вида деятельности. Тогда можно заранее предвидеть временные юридические конфликты, порождённые, например, неурегулированностью полномочий государственных органов, желанием ряда областных органов своими решениями преобразовать области в республики. Неизбежны и постоянно возникающие конфликты типа различии в правопонимании и правовых ролях, выбираемых и выполняемых участниками конфликта, нарушаемых соотношений различных правовых актов, споров о компетенции органов, притязании сторон на установление нового правового порядка.

Всё это требует нового подхода к праву в условиях неизбежно существующих юридических коллизий, конфликтов. Пока российское право плохо приспособлено к их разрешению ввиду почти полного отсутствия коллизийных норм, неразвитости процедур разрешения юридических споров и вообще процессуальных норм и институтов. Лишь недавно Конституция России и Федеративный Договор признали Федеративное коллизийное право.

Формирование общей процессуальной отрасли "коллизийное право" с более широким объемом и содержанием позволит охватить принципы и нормы восстановления нарушенных связей внутри правовой системы, нормы преодоления противоречий в компетенции субъектов права, "резервные нормы", на случай несовпадения норм различных правовых систем, общие и специальные процедурные рассмотрения и разрешения юридических споров, статусные нормы относительно специальных органов по разрешению коллизий.

И здесь уместно обратить внимание на необходимость интенсивного развития и использования согласительных процедур. Это могут быть как стабильные, признанные Конституцией и законом процедуры (например, предусмотренные статьями 78, 85, 105 Конституции РФ), так и процедуры, создаваемые для конкретной конфликтной ситуации Паритетное представительство и согласование решений делает их действенным способом разрешения юридических конфликтов.

Ещё более значительны общесоциальные способы стабилизации обстановки и предотвращения конфликтов, столь актуальные сейчас. Постановление Государственной Думы, Федерального Собрания "О принятии меморандума о согласии" от 23 февраля 1994 года, усилия по подготовке и подписанию соглашения о гражданском согласии - важные шаги в данном направлении.

 

СОЦИОЛОГИЯ КОНФЛИКТОВ

Введение

 

Анализ социальных конфликтов в отечественной в отечественной социологии пока в основном имеет характер прикладных исследований, на базе которых делаются первые попытки обобщения проблемы и формирования концепций. Основные задачи программы - осмысление конфликта как социального феномена, его рационализация и придание ему цивилизованных, созидательных форм.

Вместе с тем выявились обстоятельства, которые затрудняют анализ социальных конфликтов, разработку концепции социального согласия. Во-первых, сказывается неспособность общественной системы воспринимать конфликт любого уровня. «Советское мышление», допускает только фискальную культуру, выраженную в форме жалоб и мифологических надежд на их удовлетворение «сверху». В действительности же реальный механизм разрешения конфликтов, возникающих, например, в процессе трудовой деятельности, работал против жалобщика, сила была на стороне аппарата подавления. Во-вторых, социальную напряженность и конфликтность нельзя объяснить только нехваткой товаров или отчуждением труда, отсутствием демократии. Нужно иное качество организации общества, в котором конфликт будет рассматриваться не как нечто экзотическое или запретное, а как нормальный элемент общества, в котором противоречащие друг другу интересы социальных групп постоянно сталкиваются, но умело регулируются законом. В-третьих, наблюдаются недостатки (и даже отсутствие) знаний в сферах политической, экономической и социальной культуры. Нет надежной опоры в виде информации о жизни мира, о разных культурах, об истории, о будущем, зато развиты привычки следовать за «идеологическими поводырями», уповать на всемогущество руководства вместо того, чтобы разобраться в ситуации и действовать самостоятельно.

В таких условиях трудно выделить четкую структуру уровней конфликта. Конфликт даже между двумя людьми, например рабочим и начальником цеха, может быть определен не только как межличностный, но и как социальный, поскольку они представители разных социальных слоев. И наоборот, даже забастовки в некоторых случаях означают не столько социальный конфликт, сколько средство достижения личных целей руководителя, в том числе и политика.

 



2019-07-03 1060 Обсуждений (0)
Состав конфликтующих сторон 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Состав конфликтующих сторон

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1060)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)