Вопрос 1. Понятие органов исполнительной власти
ТЕМА 6. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ Вопросы. 1. Понятие и виды органов исполнительной власти. 2. Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти 3. Правительство РФ 4. Федеральные органы исполнительной власти Вопрос 1. Понятие органов исполнительной власти Орган исполнительной власти— это организация, которая, являясь частью государственного аппарата, имеет свою структуру, компетенцию, территориальный масштаб деятельности. Она образована в соответствии с законодательством, наделена правом выступать по поручению государства, призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство хозяйственной, социально-культурной, административно-политической сферами, заниматься межотраслевым управлением. Исполнительные органы, являясь одним из видов органов государственной власти, обладают рядом характерных только для них черт: — они осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность; — они наделены оперативной самостоятельностью; — они имеют, как правило, постоянные штаты; — образуются вышестоящими органами; — они подотчетны и подконтрольны вышестоящим органам исполнительной власти. Главной задачей органов исполнительной власти является осуществление управленческих полномочий в отношении иных субъектов административного права. Они призваны повседневно организовывать практическое исполнение законов и других актов органов законодательной власти и Указов Президента. Административно-правовой статус органов исполнительной власти определяется Конституцией Российской Федерации, конституциями республик в составе России, федеральными и иными законами (например, Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации), положениями (например, Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации). Виды органов исполнительной власти По своему правовому положению органы исполнительной власти делятся на виды по следующим признакам: а) по порядку образования; б) по территории деятельности; в) по характеру компетенции; г) по способу разрешения подведомственных вопросов; д) по источникам финансирования. По порядку образования органы исполнительной власти делятся на две группы: — к первой из них относятся органы, образование которых предусмотрено конституциями (это правительства); — ко второй группе относятся органы, которые образуются на основе текущего законодательства и подзаконных актов — министерства, государственные комитеты, департаменты, управления, отделы, службы, администрации и другие ведомства. По территориальным масштабам деятельности органы исполнительной власти делятся на: а) федеральные органы исполнительной власти, распространяющие свою деятельность на всю территорию России (правительство России, федеральные министерства, государственные комитеты и иные федеральные органы исполнительной власти); б) региональные федеральные органы исполнительной власти, действующие на территории определенных регионов, то есть на части территории России; в) органы исполнительной власти субъектов федерации, осуществляющие деятельность, соответственно, в пределах территорий республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей и автономных округов. В масштабе республик действуют правительства, министерства, комитеты и иные ведомства. В масштабе края, области, города федерального значения и автономного образования исполнительная, управленческая деятельность осуществляется соответствующей администрацией, руководимой ее главой (губернатором, мэром). По характеру компетенции органы исполнительной власти делятся на органы общей компетенции (общего управления), органы отраслевой компетенции и органы межотраслевой компетенции. Органы общей компетенции — это правительства, администрации краев, областей, городов федерального значения, автономных образований, они ведают всеми отраслями и сферами управления. Органы отраслевой компетенции — министерства, некоторые комитеты и ведомства, отделы и управления, они осуществляют руководство подведомственными им отраслями. Органы межотраслевой компетенции — органы статистики, стандартизации, метрологии, сертификации и другие, они осуществляют управление, имеющее межотраслевое значение. По порядку разрешения подведомственных вопросов, органы исполнительной власти делятся на, коллегиальные и единоначальные. В коллегиальных органах — правительство Российской Федерации, правительства субъектов Федерации, некоторые государственные комитеты — решения принимаются большинством голосов членов коллегии с предварительным обсуждением вопроса и учетом высказанных замечаний. Таким образом, коллегиальность позволяет избежать однобоких решений и учесть коллективный опыт. В единоначальном органе, например, министерства, ведомства, управления, отделы, службы, администрация и другие, во главе стоит одно лицо — руководитель, который все вопросы решает лично, несет персональную ответственность за свои решения и деятельность всего подчиненного ему коллектива. По источнику финансирования — органы исполнительной власти подразделяются на бюджетные и хозрасчетные. Бюджетные органы не связаны непосредственно с производством и обращением материальных ценностей, лишены имущественной самостоятельности, по их обязательствам несет ответственность государство, а финансируются они соответственно из федерального бюджета или бюджета субъекта Федерации. Иное правовое положение у хозрасчетных органов. Они наделены основными и оборотными средствами, имеют самостоятельный баланс, таким образом, имущественно обособлены, непосредственно отвечают по своим обязательствам, их деятельность обычно связана с производством материальных ценностей или оказанием платных услуг и получением прибыли. Система органов исполнительной власти базируется на принципе федерализма. Юридически она закреплена Конституцией Российской Федерации, конституциями республик в составе России, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В соответствии с принципом федерализма действующая система исполнительной власти состоит из следующих звеньев: 1. Федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации: — Правительство Российской Федерации; — федеральные министерства; — Государственные комитеты Российской Федерации; — федеральные комиссии России; — федеральные службы России; — федеральные надзоры России; — иные федеральные органы исполнительной власти. 2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (республик, краев, областей, городов федерального значения автономной области, автономных округов), это: — правительства республик и других субъектов Федерации; — администрации краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (223)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |