Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вопрос 2. Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти



2019-07-03 210 Обсуждений (0)
Вопрос 2. Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти 0.00 из 5.00 0 оценок




Президент РФ по Конституции РФ 1993 г. не является главой исполнительной власти. Тем не менее его роль, функции и полно­мочия в этой сфере весьма существенны.

Как глава государства он является гарантом прав и свобод че­ловека и гражданина, реализуемых преимущественно в сфере го­сударственного управления, обеспечивает согласованное функци­онирование и взаимодействие органов государственной власти, оп­ределяет основные направления внутренней и внешней политики государства, в осуществлении которой активно участвуют все субъекты исполнительной власти.

Конституция РФ наделяет Президента РФ рядом полномочий, непосредственно связанных с организацией и функционировани­ем исполнительной власти. Так, с согласия Государственной Думы он назначает Председателя Правительства РФ; имеет право пред­седательствовать на заседаниях Правительства РФ и его Прези­диума; принимает решение об отставке Правительства РФ; пред­ставляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ; по предложе­нию Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правитель­ства РФ, федеральных министров; представляет Совету Федера­ции кандидатуры для назначения на высшие судебные должнос­ти, а также кандидатуру Генерального прокурора РФ, т.е. лиц, активно участвующих в обеспечении законности в сфере исполни­тельной власти; формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ; утверждает военную доктрину РФ; формирует Администрацию Президента РФ; назначает и освобождает от должности полномоч­ных представителей Президента РФ; назначает и отзывает дипло­матических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях (ст. 83 Конституции РФ). Президент РФ по представлению Председателя Правительства РФ утверждает систему и структуру федеральных органов испол­нительной власти, вносит в них изменения.

Как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ и Председатель Совета Безопасности РФ Президент своими указами и распоряжениями направляет деятельность федераль­ных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти РФ, непосредственно руководит деятельностью ряда таких органов. Положения о названных органах утверждаются Президентом РФ. Их руководители назначаются на должность и освобождаются от должности в особо устанавливаемом порядке. Он вправе также отменять правовые акты федеральных органов исполнительной власти, непосредственно подведомственных ему.

Президент РФ также вносит изменения в состав Правительства РФ, упраздняет, объединяет или преобразует федеральные органы исполнительной власти.

По вопросам своей компетенции Президент РФ издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ. Президентские правовые акты не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Следует подчеркнуть, что большинство указов Президента РФ посвящено различным сторонам организации и деятельности исполнительных органов государственной власти, т.е. имеет управленческую направлен­ность и содержит преимущественно нормы административного права. Это, например, его указы о структуре и системе федераль­ных органов исполнительной власти. Так, сейчас эти организаци­онно-правовые вопросы общефедерального значения решены на основе двух указов Президента РФ от 17 мая 2000 г.: «О структуре федеральных органов исполнительной власти» и «Об утверждении структуры федеральных органов исполнительной власти».

Как обладающий правом законодательной инициативы Прези­дент РФ является инициатором ряда принципиально важных фе­деральных законов, непосредственно относящихся к организации и деятельности органов исполнительной власти и представляю­щих их должностных лиц.

Президент РФ может вынести высшему должностному лицу субъекта РФ предупреждение в случае, когда противоречие издан­ного им акта Конституции РФ и законодательству установлено соответствующим судом, а должностное лицо не приняло в тече­ние установленного судом срока (как правило, два месяца) в пре­делах своих полномочий мер по исполнению решения суда. Если высшее должностное лицо не обращается в суд ив течение двух месяцев со дня издания указа Президента РФ о приостановлении его акта уклоняется от отмены приостановленного акта или вне­сения в него изменений, Президент РФ также выносит ему предупреждение. Если в течение месяца со дня вынесения Президентом РФ предупреждения высшее должностное лицо не принимает мер по устранению причин, послуживших основанием для предупреждения, Президент РФ вправе отрешить его от должности. По мо­тивированному представлению Генерального прокурора РФ высшее должностное лицо может быть временно отстранено от исполнения обязанностей (например, в случае предъявления обвинения в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления).

Таким образом, исполнительная власть в субъектах РФ стано­вится реальным объектом контроля со стороны Президента РФ. Об этом же свидетельствуют и некоторые иные президентские инициативы, в частности нашедшие свое выражение в формировании федеральных округов и в усилении роли полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах.

Федеральные округа образованы на базе территорий нескольких субъектов РФ, сопредельных в географическом смысле - их семь. При этом учитывалась и их экономическая общность (Северо-Западный, Центральный, Сибирский, Дальневосточный, При­волжский, Южный, Уральский). Этому соответствует правовой статус назначаемого в каждом федеральном округе Президентом РФ его полномочного представителя. Президент РФ утвердил своим указом от 13 мая 2000 г. Положение о полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе.

Полномочный представитель — должностное лицо, представ­ляющее Президента РФ в соответствующем федеральном округе. Я Его основные задачи: организация в округе работы по реализации органами государственной власти основных направлений внутренней и внешней политики государства, определяемых Президентом РФ; организация контроля за исполнением решений федеральных органов государственной власти; обеспечение проведения в округе кадровой политики Президента РФ.

В соответствии с Федераль­ным законом «О порядке формирования Совета Федерации Феде­рального Собрания Российской Федерации» от 5 августа 2000 г. высшие должностные лица субъектов РФ теперь не являются чле­нами Совета Федерации; вместо них в такой роли выступают на­значаемые ими представители.

Наконец, Указом Президента РФ «О Государственном совете Российской Федерации» от 1 сентября 2000 г. создан совещатель­ный орган, членами которого являются по должности высшие должностные лица (руководители высших исполнительных орга­нов государственной власти) субъектов РФ.

Особую роль в организации работы Президента РФ играет сформированная им Администрация.

По своей сущности Администрация представляет собой сово­купность различного рода подразделений, цель которых - обес­печение деятельности Президента и создание условий для реа­лизации возложенных на него Конституцией РФ полномочий. Соответственно в их задачи входит организация подготовки зако­нопроектов для внесения их Президентом в порядке законодатель­ной инициативы в Государственную Думу; обеспечение взаимодействия Президента с политическими партиями и иными общественными объединениями и т.п.

Организационная структура Администрации Президента РФ до недавнего времени была чрезвычайно громоздкой (около 40 различных управлений, советов и т.п.). В соответствии с Указом Президента РФ от 3 июня 2000 г. «О формировании Администрации Президента Российской Феде­рации» осуществление его полномочий обеспечивают сейчас 22 самостоятельных подразделения.

В настоящее время функции Администрации Президента РФ можно проследить на примере некоторых ее наиболее значимых подразделений. Так, задачами Главного контрольного управления являются осу­ществление контроля и проверки деятельности федеральных ор­ганов исполнительной власти (это входит вместе с тем в первую очередь в полномочия Правительства РФ), а также подразделений самой Администрации. Оно вправе вызывать должностных лиц для дачи устных и письменных объяснений по поводу нарушений законодательства, ставить перед руководителями федеральных органов исполнительной власти, а также аналогичных органов субъектов РФ вопрос о наложении на виновных государственных служащих дисциплинарных взысканий и т.п.

Главное территориальное управление Президента РФ осу­ществляет координацию деятельности полномочных представите­лей Президента в федеральных округах, обеспечивает информаци­онно-аналитическую информацию по вопросам региональной по­литики и местного самоуправления.

 



2019-07-03 210 Обсуждений (0)
Вопрос 2. Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вопрос 2. Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (210)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)