Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Легитимность и легальность государственной власти



2019-07-03 364 Обсуждений (0)
Легитимность и легальность государственной власти 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Часто толкуемая в широком смысле легитимность государственной власти - это степень доверия и поддержки ее широкими массами населения данной страны за присущие ей качества и достоинства, признание способности управлять страной, готовность ей подчиняться. Действительно легитимная власть - это власть, отвечающая представлениям, ожиданиям и надеждам населения страны, достаточно полно выражающая его коренные интересы. Легитимность повышает авторитет и эффективность государственной власти, упрочивает ее социальную основу.

Существует несколько форм и оснований легитимации государственной власти. Крупный немецкий ученый М.Вебер называл три из них: традиционную, харизматическую, рациональную.

Традиционная легитимация опирается на священность издревле сложившегося порядка, на силу вековых, нередко духовно- религиозных традиций и обычаев. Наиболее отчетливо влияние религии, духовных традиций и обычаев на легитимацию государственной власти наблюдается во многих мусульманских странах.

Харизматическая легитимность обеспечивается богато одаренными качествами выдающихся личностей- вождей, лидеров, стоящих во главе того или иного государства. Яркое эмоциональное массовое чувство, твердая вера в их непогрешимость и преданность народу, в их необычный дар мощно легитимируют государственную власть. Особая харизма может быть порождена культовой идеологией.

Рациональная (легальная) легитимация основана на подчинении общим разумным правилам, содержащимся в законах, перед которыми все без исключения равны. По мысли М. Вебера, рациональная легитимация не имеет такой ценностной и мощной опоры, как традиции или харизма. Однако она наиболее надежна и менее подвержена субъективизму. При таком подходе население поддерживает или отвергает государственную власть, руководствуясь разумной оценкой результатов ее функционирования.

Легальная государственная власть - понятие юридическое: она официально провозглашается, правомерно устанавливается, функционирует в режиме законности. В условиях реакционных политических режимов легальная власть может действовать неправовыми методами насилия, террора, произвола (например, в гитлеровской Германии). Но это лишь видимая легальность такой власти.

Следует отличать легитимность и легальность властвующего субъекта от легальности государственных органов. Легитимность и легальность властвующего субъекта находят отражение и юридическое закрепление в конституции страны. Так, ч.1 ст.3 Конституции РФ гласит: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». Значит, Конституция провозглашает и определяет многонациональный народ России первоносителем и первоисточником государственной власти, тем самым подчеркивая ее легитимность и легальность.

Государственные органы приобретают свойство легитимности и легальности по-разному. Представительные и другие выборные органы власти становятся легитимными и легальными на основании предусмотренных и регламентированных законом выборов. Эти органы получают властные полномочия и определенный кредит доверия (мандат) от первоисточника власти. Органы управления и принуждения формируются путем особого отбора, образуются чаще всего выборными органами, от них черпают и властные полномочия в порядке, предусмотренном либо законами, либо указами президента, либо постановлениями правительства. Законными должны быть и осуществляемые органами государства властные полномочия, методы деятельности, особенно метод государственного принуждения.

Соединение и разделение властей.

Термины «соединение» и «разделение» властей означают принципы организации и механизм ее реализации. Государственная власть по своей сути едина. Это значит, что в государстве не может быть двух или более государственных властей, неодинаковых по своей природе, принципиально отличных по задачам, целям и средствам государственного принуждения. Сказанное относится и к федеративным государствам: государственная власть субъекта федерации однотипна с федеральной и образует содержательное единство с ней. У государственной власти единый первоисточник- общность, класс, народ. А вот организуется и осуществляется государственная власть по-разному. Исторически первой была такая организация государственной власти, при которой вся ее полнота сосредотачивалась в руках одного органа, обычно монарха. Такая государственная власть имела отчетливо выраженный персоналистический характер и нередко обожествлялась.

На заре буржуазно-демократических революций идеологи революционной буржуазии, выступая против абсолютизма, искали пути ограничения королевской власти. Самым важным и трудным оказался вопрос о том, как обеспечить контроль за деятельностью высших органов государства, ибо над ними невозможно учредить какую-либо контролирующую инстанцию, не ущемив их статуса и престижа. В противном случае они автоматически утратят статус высших и превратятся в подконтрольные органы. Ответ на этот вопрос дала теория разделения властей, над разработкой которой трудились многие ученые, но особая заслуга в этом принадлежит английскому философу-материалисту Дж. Локку (1632-1704) и французскому просветителю, философу и правоведу Ш. Монтескье (1689-1755). В соответствии с этой теорией был сформулирован принцип разделения верховной государственной власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Этот принцип со временем стал классическим в теории и практике конституционализма. Предполагалось, что законодательную власть будет осуществлять избранный народом парламент, исполнительную - глава государства и правительство, судебную - независимые суды.

Принцип разделения властей - это рациональная организация государственной власти в демократическом государстве, при которой осуществляется гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государства как частей единой власти через систему сдержек и противовесов. Названный принцип обладает огромным демократическим потенциалом, в чем и состоит его главное значение.

Высшие органы государства, действующие на основе принципа разделения властей, обладают самостоятельностью. Вместе с тем, между ними необходимо согласованное взаимодействие, а один из органов все же должен стать лидирующим, иначе между ними возможна борьба за лидерство, которая может ослабить каждую из ветвей и государственную власть в целом.

Исполнительна власть, обычно олицетворяемая главой государства и правительством, должна быть подзаконной. Ее главное предназначение- исполнение законов, их реализация. В подчинении исполнительной власти находится большая сила - чиновничий аппарат, «силовые» министерства и ведомства. Все это составляет объективную основу для перехода лидирующей роли именно к органам исполнительной власти.

Излишний акцент в теории и на практике только на разделение властей, забвение того, что государственная власть по своей сути едина, снижает управляемость в стране, опасно ослабляет государство, особенно в сложных условиях переходного периода развития. Поэтому не случайно в теории и конституциях появился новый подход, признающий совместимость единства и разделения властей, плодотворность их взаимодополняющего воздействия. Например, в Конституции Казахстана 1995г. содержится положение о единстве государственной власти и ее разделении на три взаимодействующие ветви. Пункт 4 ст. 3 Конституции гласит: «Государственная власть в Республике едина, осуществляется на основе Конституции и Законов в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви и взаимодействия их между собой с использованием системы сдержек и противовесов».

Выводы: Любая политическая деятельность так или иначе связана с государственной властью. Можно спорить о том, какие факторы лежали в основе возникновения государства, чьи интересы выражают те или иные государственные образования, но аксиомой является то, что квинтэссенцией результата политической деятельности людей и их объединений выступает государственная власть. И что бы ни было зафиксировано в программных документах различных политических партий разных времен, ясно одно: им нужна государственная власть для осуществления декларативных или тайных целей. Самое существенное в государстве - не возможность объединения людей, не территория, а обладание властью. Поэтому чрезвычайно важным для всего общества является создание четкого, бесперебойно работающего правового механизма образования и осуществления государственной власти.


Функции государства

 

Земледелие, торговля и управление - три основные (функции) государства…

Гунсунь Ян.

Вопрос о функциях государства имеет не только теоретическое, но практическое значение. Он позволяет не только взглянуть на государство со стороны его формы, внутреннего строения и содержания, но и рассмотреть его под углом зрения его разносторонней деятельности, функционирования. С помощью функций представляется возможным с достаточно высокой точностью определить характер деятельности государства, правильность выбора им на том или ином этапе его развития приоритетов, наконец, уровень его организованности и эффективности.

Функции государства - это основные направления его деятельности, выражающие сущность, социальное назначение, задачи и цели государства по управлению обществом в присущих ему формах и свойственными ему методами.

В функциях государства прослеживается прямая связь не только с социально-классовой сущностью и содержанием государства, ни с его непосредственными, стоящими перед ним на том или ином этапе его развития основными целями и задачами. Характер функций также определяется не только типом государства, его социально-классовой природой, сущностью и назначением, но особенностями стоящих перед ним целей и задач. Приоритетность и масштабность первых в значительной мере обуславливается важностью и масштабностью последних, функции как средства достижения целей и решения основных государственных задач во многом зависят и определяются характером этих самых целей и задач.

Наиболее распространенным является разделение функций государства на внутренние и внешние - в зависимости от целей, а также в зависимости от важности и социальной значимости тех или иных направлений.

Внутренние функции государства представляют собой основные направления разнообразной внутренней деятельности государства, обусловленные необходимостью решения стоящих перед ним внутренних задач, сколь многочисленных, столь и разнообразных. К внутренним функциям государства относятся: экономическая; социальная; обеспечения прав и свобод человека и гражданина, охрана правопорядка; экологическая; стимулирование научно-технического прогресса и ограничение его вредных последствий; информационная.

Экономическая функция государства вошла в число основных во всех развитых странах мира во второй половине ХХ в. Ее появление отразило реальные изменения в социально-экономической жизни и связанно, прежде всего, с возрастанием роли государства в экономике.

Экономическая функция современного государства имеет антикризисную направленность и нацелена на создание социально ориентированной рыночной экономики, учитывающей и согласовывающей интересы производителей и потребителей. Государство принимает антимонопольное законодательство, осуществляет лицензирование производства ряда товаров и торговли этими товарами, контроль над экспортом и импортом отдельных товаров, стимулирует развитие приоритетных отраслей экономики и т.д. Неотъемлемой частью экономической функции государства является охрана существующих форм собственности – экономического фундамента любого государства.

Социальная функция многообразна по видам и объему государственной деятельности. Главное ее назначение - устранить или смягчить возможную социальную напряженность в обществе, не допускать большого разрыва между богатством и бедностью, развивать здравоохранение, образование, культуру. Рассматриваемая функция связана с понятием социального государства, деятельность которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, защиту семьи, социальную защищенность.

Функция обеспечения прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка. Охрана правопорядка - функция, присущая любому государству во все исторические периоды его развития. Правопорядок- необходимое условие нормальной жизнедеятельности любого организованного в государство общества, его объективная необходимость. Правопорядок есть итоговое состояние урегулированности, упорядоченности отношений в обществе. Господство правомерного поведения всех субъектов права приводит в итоге к идеальному правопорядку, к желанному для всех спокойствию и полной общественной безопасности. Реальный же правопорядок изменчив. В последние десятилетия в демократических государствах приобрела особую актуальность проблема надежного обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, без чего невозможен демократический правопорядок. Поэтому функция охраны правопорядка модифицируется и становится функцией государства по обеспечению прав человека и гражданина, охране правопорядка.

Экологическая функция или функция охраны природы и рационального использования природных ресурсов. В конце ХХ-начале ХХI в. все мыслящие люди на планете отмечают факт обострения экологических проблем. Экологическая функция приобрела исключительное значение не только в отдельных странах, но и в глобальном, международном масштабе, превратилась в проблему спасения планеты, сохранения человечества.

Если каждое современное государство не будет поддерживать условия экологически безопасного существования людей на собственной территории, не станет взаимодействовать с другими государствами в области сохранения общепланетарной сферы обитания человечества, то в ближайшее время не минуем мировой экоцид, умерщвление природы.

Разрушение окружающей среды есть проявление патологической тенденции эгоцентрированного сознания человека, неизбежный результат идеологии «общества потребления». Чтобы разрешить мировую экологическую проблему, необходимо преодолеть эгоизм человеческого рода по отношению к природе.

Функция стимулирования научно-технического прогресса и ограничения его вредных последствий имеет двоякое проявление.

С одной стороны, деятельность государства проявляется в стимулировании научно-технического прогресса. Это вызвано тем, что современные масштабы научных исследований и экспериментальных работ чрезвычайно велики и постоянно растут. Государство поддерживает и защищает интеллектуальную собственность, почти полностью оплачивает расходы на фундаментальные теоретические исследования, обеспечивает справедливую оценку научного труда и достойное вознаграждение за внедрение результатов научных разработок в наукоемкие технологии.

С другой стороны, человечество отнюдь не сразу осознало вредные последствия научно-технического прогресса, а государство с опозданием и недостаточно энергично стало применять адекватные меры по ограничению этой вредной опасности. В современных условиях создание экологически чистых производств, безотходных технологий - одна из важнейших целей, достижение которой позволит человечеству выжить. Без их создания, повсеместного и широкого применения, как полагают многие ученые, всемирная катастрофа неизбежна.

К появлению новой информационной функции государства подталкивает быстро развивающаяся информатизация общества, появление всемирных информационных систем, формирование общемирового информационного пространства.

Специфика информационной функции заключается в способах ее воздействия на общество: целенаправленное информирование населения (а порой и манипулирование общественным сознанием), другие способы передачи информации создают необходимые условия для нормального функционирования всех ветвей власти и органов государства.

 Внешние функции государства представляют собой основные направления деятельности государства, непосредственно связанные с решением стоящих перед ним на международной арене целей.

Эти цели никогда не были и практически не могут быть одинаковыми для всех государственных образований и государств. Они зависят от характера существующего в стране политического режима и типов государств, от этапов развития одного и того же государства, от складывающейся в мире международной обстановки, характера взаимоотношений сосуществующих друг с другом государств, а так же в значительной мере - от идеологической обусловленности государства.

К внешним функциям государства относятся: оборона страны; интеграция в мировую экономику, взаимовыгодное экономическое сотрудничество; обеспечение мира; сотрудничество с другими странами в области решения глобальных проблем современности, поддержание мирового правопорядка.

Функция обороны страны обеспечивает суверенитет, неприкосновенность государственных границ, внешнюю безопасность страны. Оборона страны осуществляется на основе индивидуальных и коллективных действий мирового сообщества по защите от агрессии со стороны других государств и их объединений.

Функция интеграции в мировую экономику, взаимовыгодного экономического сотрудничества. Путь от конфронтации к взаимовыгодному экономическому сотрудничеству проходит большинство государств современного мира. Функция интеграции выражается в создании различных объединений государств для решения общих вопросов в совместной политической, экономической и иной деятельности. Некоторые объединения государств приобретают черты надгосударственной организации, элементы федерализма.

Функция обеспечения мира. Миролюбивые демократические государства заинтересованы в сохранении мира во всем мировом пространстве, исключении локальных и мировых войн, разрешении международных конфликтов мирными, дипломатическими средствами. Для обеспечения международной безопасности создаются миротворческие вооруженные силы, мировое сообщество направляет своих посредников для разрешения конфликтов и др. Сегодня особую остроту прибрела проблема исключения самой возможности использования ядерного и другого оружия массового уничтожения, устранения опасности бесконтрольного использования ядерных, химических технологий.

Функция сотрудничества с другими государствами в решении глобальных проблем современности, поддержания мирового правопорядка является, пожалуй, самой динамичной и разнообразной по направленности: количество глобальных проблем не сокращается, а увеличивается, актуализируются задачи поддержания мирового правопорядка. Эта функция предполагает нахождение взаимоприемлемых решений таких проблем, которые затрагивают интересы каждого народа данной страны и человечества в целом и требуют участия в их решении всех государств мира.

К числу таких проблем, несомненно, относится заинтересованность мирового сообщества в активном сотрудничестве государств мира по предотвращению надвигающейся мировой экологической катастрофы.

Обеспечение мирового правопорядка предполагает участие мирового сообщества в решении межнациональных конфликтов, которые обычно сопровождаются нарушениями прав человека, интересов национальных меньшинств, что требует международного вмешательства.

Развивающееся сотрудничество государств мира в решении глобальных проблем современности обусловлено ростом взаимозависимости всех стран мира и признанием человеческих ценностей в качестве главных ориентиров в международном общении.

Функции государства имеют объективный характер, но реализуются сознательной деятельностью людей. Все они тесно взаимосвязаны, действуют в системе, осуществляются соответствующими государственными органами. Динамика и изменчивость функций государства зависит от задач, стоящих перед обществом в ходе исторической эволюции, и целей, которые оно преследует.

 



2019-07-03 364 Обсуждений (0)
Легитимность и легальность государственной власти 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Легитимность и легальность государственной власти

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (364)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)