Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Механизм (аппарат) государства



2019-07-03 278 Обсуждений (0)
Механизм (аппарат) государства 0.00 из 5.00 0 оценок




 

…Никакая несправедливость, выпадающая на долю человека, как бы она ни была велика, далеко не может… сравняться с той, которую совершает установленная Богом власть, когда она сама нарушает право.

Р.фон Иеринг.

Государственный аппарат представляет собой систему органов государства, с помощью которых осуществляется государственная власть, выполняются основные функции государства, достигаются стоящие перед ним на различных этапах его развития цели и задачи. Аппарат является важнейшим составным элементом любого государства. С его помощью производится управление государственными и отчасти общественными делами.

Механизм (аппарат) государства- это специально созданная постоянно действующая иерархическая система государственных органов, учреждений и должностных лиц, осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.

Единый и целостный механизм государства дифференцируется на структурные части - органы, их объединения. Структура механизма государства изменчива и во многом зависит от типа и формы государства, но при всех условиях в него входят органы управления и органы принуждения.

Многие века и тысячелетия государственный механизм был неразвит, его органы были слабо дифференцированы по составу и компетенции. В рабовладельческом, феодальном, да и на ранней стадии капиталистического государства, основу механизма государства составляли военное ведомство, ведомства внутренних дел, финансов и международных дел.

Механизм современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием органов и учреждений. Структурные части этого механизма создаются на основе принципа разделения властей. В силу этого создаются органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

Органы законодательной власти. Право издания законов обычно принадлежит высшим представительным органам. Называются они общим родовым термином «парламент».

Парламенты в большинстве стран мира состоят из нижней и верхней палат. Однопалатные парламенты существуют в небольших странах. Верхняя палата нередко служит своеобразным противовесом более демократичной нижней палате. Члены нижней палаты, как правило, именуются депутаты. Члены верхней палаты - сенаторами (иногда называются иначе).

Связь парламентариев с избирателями определятся содержанием и характером мандата, установленного в той или иной стране, - свободного или императивного.

При свободном мандате член парламента является представителем всего избирательного корпуса страны, а не только своего избирательного округа. Он не обязан выполнять конкретные наказы избирателей. Императивный мандат означает, что парламентарий получает обязательный наказ от своих избирателей и может быть ими досрочно отозван.

В последние десятилетия в связи с усложнением общественной жизни наблюдается снижение роли парламента и возрастание роли исполнительной власти, которое, однако, не является безусловным.

Органы исполнительной власти. Органы, учреждения, должностные лица исполнительной власти - самая крупная структурная часть механизма любого государства.

Исполнительную власть возглавляют и осуществляют глава государства, правительство, различные министерства и центральные учреждения (комитеты, ведомства, инспекции, службы и т.д.). В структуру исполнительной власти входят также региональные и местные государственные органы и должностные лица.

Глава государства возглавляет исполнительную власть, обладает важными властными полномочиями. Глава государства в силу своего правового статуса призван обеспечивать согласованное функционирование всех ветвей власти в интересах властной воли народа и решения общегосударственных задач. В современных государствах глава государства, как правило, является единоличным: в конституционных монархиях - монарх, в республиках- президент.

Правительство обычно имеет название «совет» или «кабинет министров», иногда оно официально называется правительством и редко- государственным советом. Правительством традиционно считается создаваемый парламентом и президентом (чаще парламентом или президентом) коллегиальный орган исполнительной власти. Его основное назначение - исполнение, реализация законов и правовых актов главы государства.

Правительство - это коллегиальный орган общей компетенции, осуществляющий государственное управление обществом.

Формируется правительство по-разному, чаще всего новое правительство формируется после выборов парламента и (или) президента. Правительство на своих заседаниях принимает решения большинством голосов. С точки зрения партийного состава правительства различаются однопартийные, двухпартийные, коалиционные и беспартийные правительства.

В состав исполнительной власти входят вооруженные силы, органы безопасности и другие силовые ведомства, а также правоохранительные и правозащитные органы - прокуратура, органы внутренних дел и юстиции, контрольные органы и др. В федеративных государствах органы и должностные лица исполнительной власти имеются и в субъектах федерации, т.е. исполнительная власть федераций двухуровневая.

Исполнительная власть обладает самой разветвленной сетью разнообразных государственных органов с многочисленным кадровым составом государственных служащих. Органы исполнительной власти скреплены, по сравнению с другими ветвями власти, более строгой иерархией, подчиненностью нижестоящих вышестоящим, а все - единому центру. Вышестоящий орган исполнительной власти вправе давать конкретные указания нижестоящим и проверять их исполнение. Исполнительная власть, ее органы - мотор государства, его основная управляющая система.

Органы судебной власти. Органы правосудия образуют довольно сложную систему, состоящую из судов общей юрисдикции, арбитражных, военных, административных, конституционных и иных судов. Особое место занимают мировые судьи. Наверху этой системы находятся верховные и конституционные суды. Суды осуществляют правосудие посредством регулируемого процессуальным правом судопроизводства. В странах, где существует судебный прецедент, они участвуют в правотворчестве.

К кандидатам на должность судьи помимо высшего юридического образования предъявляется много требований, в том числе и возрастные. В России, например, судьями могут быть российские граждане, достигшие 25-летнего возраста, во Франции не назначают судьями лиц моложе 40 лет. Судьи независимы и подчиняются только конституции и закону.

Результатом судебного процесса (заседания) является судебное решение (приговор и др.), в котором государственная власть находит наиболее полное выражение. Лица и организации, которым адресовано решение суда, обязаны беспрекословно его выполнять.

Органы государства. Государственный орган- это первичная структурная часть механизма (аппарата) государства, участвующая в осуществлении функций государства и наделенная властными полномочиями.

Орган государства обладает определенной самостоятельностью и автономией, но он является первичной структурной частью единого механизма государства, занимает в нем определенное ему место и взаимосвязан с другими частями механизма.

Орган государства состоит из государственных служащих, находящихся в особых правоотношениях между собой и органом. Они абстрогированны от семейных, гражданских и других отношений, не имеющих связи с государственной службой. Права, обязанности, объем властных полномочий (их правовой статус) определяются законами, другими нормативными актами, конкретизируются в должностных инструкциях, штатных расписаниях и др.

Важнейшим признаком государственного органа является наличие у него компетенции - государственно-властных полномочий определенного содержания и объема. Компетенция определяется предметом ведения, т.е. задачами и функциями, которые решает и выполняет государственный орган. Компетенция, порядок и формы ее осуществления юридически закрепляются и регламентируются законами и иными нормативно-правовыми актами.

Реализация органом государства своей компетенции - это не только его право, но и обязанность. А вот выход государственного органа за пределы своей компетенции не допускается.

Орган государства активно участвует в практическом осуществлении функций государства, используя для этого соответствующие формы и методы.

Выводы. Государственная власть, задачи и функции государства осуществляются посредством его механизма (аппарата).

Одним из главных принципов формирования и деятельности механизма современного государства является принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Перспективы развития любого государства в значительной степени зависят от совершенствования структуры и деятельности его механизма, установления реального социального контроля за его функционированием.

 

Формы государства

 

Форма государства есть не отвлеченное понятие и не политическая схема, безразличная к жизни народа, а строй жизни, живая организация жизни народа.

И.А. Ильин.

Под формой государства понимается организация государственной власти, выраженная в форме правления, государственного устройства и политического (государственного) режима.

Форма государства отвечает на вопросы, на каких принципах и как территориально построена государственная власть, как создаются высшие органы государства, как они взаимодействуют между собой и населением, какими методами она осуществляется и др.

Форма государства охватывает:

организацию верховной государственной власти, источники ее образования и принципы взаимоотношений высших органов власти между собой и населением;

территориальную организацию государственной власти, соотношение государство как целого с его составными частями;

методы и способы осуществления государственной власти.

Форма государства зависит от конкретно-исторических условий его возникновения и развития. Решающее влияние на нее оказывают сущность и исторический тип государства. Так, феодальному типу государства соответствовала, как правило, монархическая форма правления, а буржуазному - республиканская.

На форму государства влияют национальный состав, исторические традиции, территориальные размеры страны и другие факторы. Небольшие по территории государства обычно являются унитарными. «Многонациональный состав населения,- писал И.А. Ильин,- предъявляет к государственной форме свои требования. Он может стать фактором распада и привести к гибельным гражданским войнам». И.А. Ильин считал, что каждому народу должны быть свойственны «своя, особая индивидуальная форма и конституция, соответствующая ему и только ему. Нет одинаковых народов и не должно быть одинаковых форм и конституций. Слепое заимствование нелепо, опасно и может стать гибельным».

Форма правления раскрывает способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействие между собой и с населением, степень участия населения в их формировании.

Существуют две основные формы правления - монархия и республика.

Монархия- форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства - монарху, который занимает престол и не несет ответственности перед населением. Монархии бывают двух видов.

При неограниченной (абсолютной) монархии монарх является единственным высшим органом государства. Он осуществляет законодательную функцию (воля монарха - источник права и закон), руководит органами исполнительной власти, контролирует правосудие. Абсолютная монархия характерна для последнего этапа развития феодального государства, когда после окончательного преодоления феодальной раздробленности завершается процесс образования централизованных государств. В настоящее время к абсолютным относятся некоторые монархии Среднего Востока.

При ограниченной монархии высшая государственная власть рассредоточена между монархом и другим органом или органами. К ограниченной относятся сословно-представительная монархия и современная конституционная монархия, в которой власть монарха ограниченна конституцией, парламентом, правительством и независимым судом.

Республика - это форма правления, в которой высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями.

Республике присущ демократический способ образования верховных органов государства. В развитых государствах взаимоотношения между высшими органами государства строятся на принципе разделения властей, они имеют связь с избирателями и ответственны перед ними.

Современные республики подразделяются на парламентские и президентские. Различаются они главным образом тем, какой из органов верховной власти - парламент или президент- формирует правительство и направляет его работу и перед кем- парламентом или президентом- правительство несет ответственность.

Монархия и республика как формы правления доказали исключительную живучесть, приспособляемость к различным условиям и эпохам политической истории. По сути дела, все государства облекаются именно в эти формы.

Форма государственного устройства. История существования государства свидетельствует о том, что во все века разные государства отличались друг от друга внутренним строением (структурой), т.е. способом территориального деления, а так же степенью централизации государственной власти. Данный феномен обозначается термином «форма государственного устройства», под которой понимается территориальная организация государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями.

При всем многообразии форм государственного устройства двумя основными среди них являются унитарная и федеративная. Треть форма государственного устройства - конфедерация, но она встречается намного реже по сравнению с двумя первыми.

Унитарное государство - это целостное централизованное государство, административно-территориальные единицы которого не имеют статуса государственных образований, не обладают суверенными правами.

Большинство всех существовавших и ныне существующих государств - унитарные. Унитарное государство хорошо управляемо, а унитарная форма достаточно надежно обеспечивает государственное единство. Унитарные государства могут иметь однонациональный и многонациональный состав населения.

Федеративное государство (федерация) - сложное союзное государство, части которого (республики, края, земли, штаты) являются государствами или государственными образованиями, обладающими суверенитетом. Федерация строится на началах децентрализации.

Входящие в состав федерации государства и государственные образования называются ее субъектами. Они могут иметь свои конституции, свое гражданство, собственные высшие государственные органы - законодательные, исполнительные, судебные. Наличие в федерации двух систем высших органов - федерации и ее субъектов - вызывает необходимость разграничить их компетенцию.

Конфедерация- это союз суверенных государств, образуемый для достижения определенных целей (военных, экономических и др.). Здесь союзные органы лишь координируют деятельность государств-членов конфедерации, и только по тем вопросам, для решения которых они объединились.

Исторический опыт показывает, что конфедеративные объединения имеют нестойкий, переходный характер: они либо распадаются, либо преобразуются в федерации.

В последние десятилетия появилась особая форма ассоциированного государственного объединения. Примером тому является Европейское экономическое сообщество, уже вполне доказавшее свою жизнеспособность. Представляется, что процесс современной европейской интеграции может привести от содружества к конфедеративному устройству, а от него - и к федеративному всеевропейскому государству.

Политический режим. С формой государства тесно связан политический режим, значение которого в жизнедеятельности страны исключительно велико. Например, изменение политического режима (даже если форма правления и форма государственного устройства остаются прежними) обычно приводит к резкому изменению внутренней и внешней политики государства. Вызвано это тем, что политический режим связан не только с формой организации власти, но и с ее содержанием.

Политический режим - это методы осуществления политической власти, итоговое политическое состояние в обществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, функционирования всех политических институтов и характеризуется демократизмом или антидемократизмом.

При демократическом режиме высшие органы государства имеют мандат народа, власть реализуется в его интересах демократическими и правовыми методами. Здесь права и свободы человека и гражданина всесторонне гарантированны и защищены, закон господствует во всех сферах жизни общества.

Крайне недемократическим является тоталитарный фашистский режим, когда власть переходит в руки реакционных сил, осуществляется диктаторскими, насильственными методами. Права и свободы человека и гражданина ничем и никем не защищены, в обществе царят произвол и беззаконие.

Выводы. Любое государство есть единство его сущности, содержания и формы. Чтобы оно активно функционировало, чтобы качественно и слаженно действовал его механизм, требуется четко организованная государственная власть.

Форма государства - это понятие, которое, в конечном счете, раскрывает технологию и архитектонику организации государственной власти, способы и методы ее осуществления, ее роль в политической системе общества.

 



2019-07-03 278 Обсуждений (0)
Механизм (аппарат) государства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Механизм (аппарат) государства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (278)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)