Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Политико-правовые учения республиканского периода.



2019-07-04 292 Обсуждений (0)
Политико-правовые учения республиканского периода. 0.00 из 5.00 0 оценок




После изгнания последнего царя, с возникновением республиканского строя и в связи с борьбой плебеев против патрициев возникла необходимость в составлении писаного законодательства. В середине V в. (период расцвета Афин и др. греческих полисов) из Рима в Грецию были направлены посланники для ознакомления с греческим законодательством, особенно с законами Солона. Результаты этой поездки были использованы специальной коллегией (децемвиров) при составлении Законов XII таблиц - первого писанного свода законов Древнего Рима. В дальнейшем значительное влияние на римских ученых оказали взгляды пифагорейцев, софистов, Сократа, Платона, Аристотеля, стоиков, эпикурейцев и других древнегреческих мыслителей. Так, общефилософские представления Демокрита о прогрессивном развитии людей от первоначального естественного состояния до создания упорядоченной политической жизни, государства и законов, мысли Эпикура о договорном характере государства и права были восприняты и развиты Титом Лукрецием Каром (99-55 гг. до н.э.) в его известной поэме “О природе вещей”.

Значительным достижением древнеримской мысли было создание самостоятельной науки - юриспруденции. В политических и правовых учениях древнего Рима зародились теории, которые получили дальнейшее развитие в последующие эпохи. Особенно велико значение работ римских юристов, таких, как: Ацилий Сапиент (нач. II в. до н.э.) - автор комментария к Законам XII таблиц, Эллий Пет Кат (консул 198 г. до н.э.), написавший первое юридическое произведение, адресованное широкой публике, содержавшее основы римского права, Манилий (консул 165 г. до н.э.), один из основоположников цивильного права, Сципион Назика Коркул (цензор 159 г. до н.э.), юрист, которому сенат подарил дом, построенный на общественные средства, чтобы люди, которым была нужна юридическая консультация, имели к Сципиону удобный доступ.

Виднейшим республиканским идеологом был знаменитый философ, государственный деятель и оратор Марк Туллий Цицерон(106-43 гг. до н.э.). Свое отношение к проблемам государства и права он выразил в работах “О государстве” и “О законах”, а также в многочисленных политических и судебных речах.

Государство он определял как дело, достояние народа, подчеркивая при этом, что “народ не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов”.

Основную причину происхождения государства Цицерон видел не столько в слабости людей и их страхе, сколько в их врожденной потребности жить вместе. Он отмечал изначальную связь государства и собственности, писал, что причиной образования государства является охрана собственности.

В зависимости от числа правящих он различал три простые формы правления: царскую власть, власть оптиматов (аристократию) и народную власть (демократию). Каждая из этих форм имеет свои достоинства и недостатки. “Благоволением своим нас привлекают к себе цари, мудростью - оптиматы, свободой - народы”. Цицерон предпочитал смешанную форму государства, ибо в простых формах эти достоинства представлены односторонне, что обусловливает их недостатки, ведущие к борьбе между различными слоями населения за власть, смену форм власти, их вырождение в “неправильные” формы.

Основной порок простых форм государства, по его мнению, состоит в присущей им односторонности и неустойчивости. Царская власть чревата произволом единственного правителя, легко вырождается в тиранию, а власть оптиматов из власти наилучших (по мудрости и доблести) превращается в господство богатых и знатных; полновластие народа приводит к пагубным последствиям, к “безумию и произволу толпы”, к ее тиранической власти. Эти уродливые виды властвования (тирания единоличного владыки или толпы) уже не являются формами государства, т.к. в этих случаях отсутствует само государство, понимаемое как общее дело.

Предотвратить вырождение государственности можно лишь в условиях наилучшего, смешанного вида государственного устройства, образуемого путем равномерного смешения положительных свойств трех простых форм правления. Достоинством такого государственного строя являются прочность государства и правовое равенство граждан.

Такую смешанную форму правления он находит в сенатской республике римской государственности - полномочиях консулов, полномочиях сената, полномочиях народных собраний и народных трибунов.

Институт рабства он оправдывал.

Цицерон восхвалял добродетели истинно государственного деятеля и идеального гражданина. Он призывал изучать науки о государстве и праве, “такие науки, которые могут сделать нас полезными государству”, усматривал в служении государству “самую главную задачу мудрости и величайшее проявление доблести...”.

Лицо, ведающее делами государства, должно быть мудрым, справедливым, выдержанным и красноречивым. Оно должно, кроме того, быть сведущим в учениях о государстве и “владеть основами права, без знаний которых никто не может быть справедлив”. В том крайнем случае, когда под вопрос поставлено само благополучие государства как общего дела народа, с согласия последнего истинный государственный деятель должен “как диктатор установить в государстве порядок”.

В основе права, согласно Цицерону, лежит присущая природе справедливость, которая понимается как вечное, неизменное, неотъемлемое свойство и природы в целом, и человеческой природы. Всей этой “природе” (в силу ее божественного закона) присущи разум и законосообразность, определенный порядок. Именно данное духовное свойство природы и являются источником и носителем естественного права.

Всякого, кто презрев человеческую природу, своевольно и произвольно не покоряется этому закону, Цицерон характеризовал, как беглеца от самого себя, каждый неминуемо понесет величайшую кару, если даже ему удастся избежать обычного людского наказания. Он видел существо и смысл справедливости (и, следовательно, основной принцип естественного права) в том, что “она воздает каждому свое и сохраняет равенство между ними”. Справедливость, согласно Цицерону, требует не вредить другим и не нарушать чужую собственность.

Естественное право (высший истинный закон), по Цицерону, возникло “раньше, чем какой бы то ни было писаный закон, вернее, раньше, чем какое-либо государство вообще было основано”. Само государство является по своей сущности воплощением того, что по природе есть справедливость и право.

Право устанавливается природой, а не человеческими решениями и постановлениями. “Если бы права устанавливались повелениями народов, решениями первенствующих людей, приговорами судей, то существовало бы право разбойничать, право прелюбодействовать, права предъявлять подложные завещания, - если права эти могли получать одобрение голосованием или решением толпы”. Соответствие или несоответствие человеческих законов природе (и естественному праву) выступает как мерило их справедливости или несправедливости.

Под действие закона, считал Цицерон, должны подпадать все. Он придавал важное значение введению к закону - преамбуле, поскольку “закону свойственно также и стремление кое в чем убеждать, а не ко всему принуждать силой и угрозами”.

Творческое наследие Цицерона, в том числе - его учение о государстве и праве, оказало большое влияние на всю последующую человеческую культуру.



2019-07-04 292 Обсуждений (0)
Политико-правовые учения республиканского периода. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Политико-правовые учения республиканского периода.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (292)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)