Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Политико-правовые учения периода императорского Рима.



2019-07-04 236 Обсуждений (0)
Политико-правовые учения периода императорского Рима. 0.00 из 5.00 0 оценок




Видными представителями римского стоицизма были Луций Анней Сенека (3-65 гг.), Эпиктет (ок. 50-140 гг.) и Марк Аврелий Антонин (121-180 гг.). Их общетеоретические представления находились под значительным влиянием философских, этических и политико-правовых концепций древнегреческих стоиков.

Творчество римских стоиков развивалось в условиях усилившегося кризиса ценностей прежней полисной идеологии, укрепления власти принцепсов и режима цезаризма, превращения Римской империи в мировую державу. В этой обстановке римские стоики в еще большей мере, чем древнегреческие, склоняются к проповеди фатализма и политической пассивности, космополитизма и индивидуалистической этики нравственного самоусовершенствования. Это отразилось в их политических и правовых взглядах.

В императорский период в связи с усилением централизации власти значительно возросли роль и влияние римских юристов. Наиболее выдающимися из них были Гай (II в.), Папиниан ( II-III вв.), Павел (II-III вв.), Ульпиан (II-III вв.) и Модестин (II-III вв.). Специальным законом Валентиниана III (426 г.) ”О цитировании юристов” положениям этих пяти правоведов была придана законная сила. При разноречиях между их мнениями спор решался большинством, а если и это было невозможно, то предпочтение отдавалось мнению Папиниана. Закон признавал значение положений и других юристов, которые цитировались в трудах названных пяти юристов. К ним прежде всего относились Сабин, Сцевола, Юлиан и Парцелл.

Деятельность римских юристов была по преимуществу направлена на удовлетворение нужд правовой практики и приспособление действующих норм права к изменяющимся потребностям правового общения. Вместе с тем в своих комментариях и ответах по конкретным делам, а также в сочинениях учебного профиля (институции и т.п.) они разрабатывали и целый ряд общетеоретических положений.

Сочинения римских юристов стали важной частью кодификации Юстиниана (Corpus Uris Civilis), которая включала:

1) Институции, т. е. освещение основ римского права для начального обучения (для этой части были использованы “Институции” Гая, а также работы Ульпиана, Флорентина и Марциана);

2) Дигесты (или Пандекты), т. е. собрание отрывков из сочинений 38 римских юристов (от 1 в. до н.э. - по IV в. н.э.), причем извлечения из работ пяти знаменитых юристов составляют более 70% всего текста Дигест;

3) Кодекс Юстиниана (собрание императорских конституций).

Руководил всей кодификационной работой, в том числе и составлением Дигест, выдающийся юрист VI в. Трибониан.

Творческие достижения римских юристов, разработавших целый ряд фундаментальных положений юриспруденции как самостоятельной научной дисциплины, продолжают привлекать пристальное внимание и современных исследователей. Это вполне закономерно уже потому, что многие современные понятия, термины и конструкции восходят к римскому праву и римским юристам.

Раннехристианские политико-правовые концепции. В пределах Римской империи в I веке появляется новое вероучение - христианство, которое выступило с проповедью заветов единого Бога - Иисуса Христа. Ранние христиане обрушивались с нападками и проклятиями на всех богатых и властвующих, клеймили порядки Римской империи, отвергали частную собственность, деление людей на свободных и рабов, богатых и бедных, отдавали свое имущество в распоряжение своих сект и общин (церквей).

Хотя христиане на протяжении почти 250 лет подвергались гонениям, уже в 311 г. христианство было официально признано одной из равноправных религий в Римской империи, а в 324 г. стало государственной религией.

Одним из первых видных выразителей официальной христианской доктрины и политической идеологии христианства стал Аврелий Августин (354-430 гг.). Его политические и правовые взгляды изложены в работах “О граде Божием”, “О свободной воле” и ряде других сочинений.

В процессе обоснования и проповеди своих теологических воззрений Августин обращается и к правовым вопросам. При этом основополагающее место занимают рассуждения о восходящем к Богу нерушимом вечном законе, который действует и в области человеческих отношений. Правовая позиция Августина отчетливо обнаруживается в тех случаях, когда Августин рассуждает об обязанностях, налагаемых законами естественными, божественными и человеческими. Этим законам надлежит подчиняться, но люди их часто преступают. И все же, подчеркивает он, люди не в состоянии нарушить действия высокого и вечного закона, имеющего дело с “вещами как они есть”.

Представления Августина о праве в ряде моментов сходны со взглядами римских стоиков, юристов и Цицерона, в частности, с их трактовкой “естественного права”. Учение о “естественном праве” как идеальной норме человеческих отношений и одновременно как всеобщем законе, вытекающем из неизменного порядка природы и всей вселенной, вполне согласовывалось с христианско-теологическими представлениями Августина о едином богоустановленном порядке, господствующем в природе и человеческих отношениях.

Августин считал юридические соображения настолько неотъемлемой частью своих общерелигиозных и мировоззренческих представлений, что нередко включал обсуждение и толкование правовых вопросов в свои молитвенные обращения к церковной пастве. Он призывал правителей быть исполнителями божественного промысла, содействовать церкви в борьбе с еретиками.

Римско-католическая церковь использовала учение Августина для обоснования своих претензий на политическую власть. За свои заслуги перед церковью он был канонизирован, назван Блаженным и до сих пор остается одним из столпов католицизма.

ВЫВОД: История древнеримской политической и правовой мысли охватывает целое тысячелетие, все три основных этапа, которые принято выделять в истории этого великого государства: царский (754-510 гг. до н.э.), республиканский (509-28 гг. до н.э.) и императорский (27 г. до н.э. - 476 г. н.э.).

 

 



2019-07-04 236 Обсуждений (0)
Политико-правовые учения периода императорского Рима. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Политико-правовые учения периода императорского Рима.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (236)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)