Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Закон Республики Беларусь об образовании



2019-07-04 218 Обсуждений (0)
Закон Республики Беларусь об образовании 0.00 из 5.00 0 оценок




Право на образование в Республике Беларусь

 


Введение

 

Право на образование вместе с другими культурными правами входит в состав прав второго поколения. Такое название обусловлено не только приоритетом естественных прав первого поколения над культурными, социальными и экономическими правами, но и временем их разработки. Если права первого поколения сформировались в конце ХIХ века, то права второго поколения стали появляться в конституциях государств только в середине ХХ века.

Суть права на образование состоит в предоставлении каждому человеку возможности получения базового, специально-технического и высшего образования, а также возможности самообразования.

Право на образование является необходимым условием соблюдения других прав. Без получения образования невозможно полностью реализовать право на труд, так как без специальности найти хорошую работу крайне сложно. А без работы законопослушный человек вынужден вести скромный, если не нищенский, образ жизни. Он чувствует себя ущербным, неполноценным членом общества. При этом ставится под сомнение одно из прав первого поколения – право на достоинство, потому что безработный человек.

Таким образом, права второго поколения нужны, прежде всего, для того, чтобы сделать возможной реализацию прав первого поколения.

В данном реферате произведен анализ закона Республики Беларусь об образовании, приводятся выдержки из основных статей этого закона, с тем, чтобы выявить их недостатки, особо остановившись на тех статьях, которые на сегодняшний день не выполняются или выполняются не полностью.

 

 


Международные законы о праве на образование

 

Первым общеизвестным международным документом, в котором провозглашается право на образование, является Всеобщая Декларация прав человека. В статье 26 Декларации сказано: право на образование предполагает обязательное и бесплатное начальное образование для всех; доступность среднего и профессионально-технического, а высшее образование должно быт доступно для всех на основе способностей каждого; родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей.

Но Декларация прав человека просто провозглашает основные права, задает эталон правового законодательства для всех стран. Однако она не требует соблюдения этих прав.

Вторым важным документом является Пакт об экономических, социальных и культурных правах. Он был принят 16 декабря 1966-го года и вступил в силу 3 января 1976-го года. Основное отличие Пакта от Декларации состоит в том, что Пакт обязывает все государства, которые в нем участвуют, неукоснительно соблюдать все его пункты. Среди основных статей Пакта, качающихся права на образование, можно назвать следующие:

– статья 3: участвующие в Пакте государства обязуются обеспечивать равное для мужчин и женщин право пользования всеми экономическими, социальными и культурными правами.

– статья 6: участвующие в Пакте государства признают право на труд, которое включает право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается. Меры, которые должны быть приняты государствами в целях полного осуществления этого права, включают программы профессионально-технического обучения и подготовки.

– статья 13:

– государства признают право каждого человека на образование, они соглашаются, что образование должно быть направлено на развитие человеческой личности и сознания ее достоинства и должно укреплять уважение к правам человека и основным свободам;

– начальное образование должно быть обязательным и бесплатным для всех;

– среднее образование в его различных формах должно быть открыто и сделано доступным для всех путем принятия необходимых мер, и в частности, постепенного введения бесплатного образования;

– высшее образование должно быть сделано одинаково доступным для всех на основе способностей каждого путем принятия необходимых мер, и в частности, постепенного введения бесплатного образования;

– должно активно проводиться развитие сети школ всех ступеней, должна быть установлена удовлетворительная система стипендий и должны постоянно улучшаться материальные условия преподавательского персонала.

Как видим, Пакт признает, что право на труд можно реализовать только при наличии системы подготовки кадров, а правильное функционирование этой системы невозможно без утверждения права на образование. Основное внимание Пакт уделяет всеобщности образования, его доступности и обязательной бесплатности.

Закон Республики Беларусь об образовании соответствует международным нормам и также провозглашает всеобщее право на получение бесплатного образования. Однако практика не всегда совпадает с теорией. В следующем разделе будут рассмотрены отдельные пункты закона об образовании и их реализация на практике.

 

 


Закон Республики Беларусь об образовании

Общие положения

 

В 1991-м году на седьмой сессии Верховного Совета Республики Беларусь 12-го созыва был принят Закон РБ об образовании. Он гласит: «Республика Беларусь – суверенное государство, имеет собственную систему образования и воспитания и гарантирует каждому своему гражданину возможность развития личности, получения образования, соответствующего ее требованиям и способностям, активное приобщение к культурно-историческому наследию белорусского народа, других национальных общностей республики.

Республика Беларусь обеспечивает приоритетное развитие образования, соответствующее социально-экономическим условиям функционирования этой сферы, права граждан на получение общих и профессиональных знаний, усвоение общекультурных ценностей, защиту интеллектуальной собственности, таланта и образованности».

Цель этого закона – уточнить и утвердить законодательные аспекты функционирования системы образования, указать его цели и принципы. Подобный закон должен быть у любого социального государства, или государства, которое стремится стать социальным. С первого взгляда может показаться, что закон об образовании можно было и не писать. Так как он провозглашает очевидные истины, любое государство с разумным правительством заинтересовано в наличии отлаженной системы образования и подготовке квалифицированных специалистов. Школы, училища и ВУЗы работали и до принятия этого закона. Однако это не так. В современном обществе под любое действие должна быть подведена юридическая база, чтобы в случае нарушений, злоупотреблений или конфликтов в сфере образования можно было сослаться на соответствующий закон. А чтобы было на что ссылаться, закон описывает основные принципы управления и финансирования учебных заведений, права и обязанности учащихся и преподавателей.

 



2019-07-04 218 Обсуждений (0)
Закон Республики Беларусь об образовании 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Закон Республики Беларусь об образовании

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (218)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)