Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Структура системы образования



2019-07-04 239 Обсуждений (0)
Структура системы образования 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Согласно закону Республики Беларусь, наша система образования состоит из следующих элементов:

– дошкольное воспитание;

– общее среднее образование;

– внешкольное обучение и воспитание;

– среднее специальное образование;

– высшее образование;

– подготовка научных и педагогических кадров;

– повышение квалификации и переподготовка кадров;

– самостоятельное образование граждан.

Как видим, система образования охватывает практически все возрастные категории, что называется «век живи, век учись». Но и тут нельзя не остановиться на коррективах, которые внесло плохое экономическое положение. Самое большое негативное влияние было оказано на подготовку научных и педагогических кадров. Люди не хотят идти в науку, так как заработная плата в этой сфере одна из самых низких и всегда можно найти менее квалифицированную, но лучше оплачиваемую работу. То же самое можно сказать и об учителях. Закон указывает, что средняя ставка заработной платы педагога устанавливается не ниже средней заработной платы служащих в промышленности, а преподавательского состава ВУЗов – в 1,5 и более раза выше этого уровня. Все это ведет к дефициту кадров в учебных заведениях, падению престижа профессии учителя. Многие люди, всей душой радеющие за учительское дело, предрекают скорый распад системы образования, если ситуация с ее финансированием не улучшится.

Поэтому очень важным является то, как именно происходит распределение денежных средств в сфере образования.

 

Механизм финансирования учебных заведений

 

Основное средство финансирования государственных учреждений – государственный бюджет и средства местных бюджетов.

Развитие системы образования обеспечивается государственным финансированием в размере не менее 10% от национального дохода Республики Беларусь.

Местные советы депутатов в пределах своих полномочий устанавливают размеры финансирования, условий оплаты труда, налоговые льготы для учебных заведений на своей территории.

В государственных учебных заведениях не разрешается взыскание платы с учащихся и студентов за обучение. Допускается введение платы за повторное обучение, получение второй или дополнительной специальности.

Следует сразу отметить, что эта часть закона уже не соответствует действительности. Многие ВУЗы ежегодно объявляют дополнительный набор на платной основе. Обучение на платной основе, особенно студентов из дальнего зарубежья, позволяет получить дополнительный, весьма ощутимый источник финансирования.

В бюджете также оговорено и распределение средств между отдельными элементами образования. Как видно из таблицы 2, большая половина всех средств тратиться на высшее образование. С одной стороны, это хорошо, но с другой, создается впечатление, что дополнительные средства на высшее образование взяты из всех остальных статей расхода, кроме расходов на среднее специальное образование.

Таблица 2 – Расходование средств на различные сферы образования

Статья расхода Сумма
  млр. руб.
Дошкольное образование 3,5
общее образование 1,2
учебно-воспит. учреждения 0,2
проф-тех. образование 1,1
среднее спец. образование 22,2
высшее образование 54,6
Повышение квалификации. 3,5
внешкольное образование 1,2
Другое 8
Всего 95,5

 

Кроме того, в законе не говорится об особенностях финансирования отраслевых учебных заведений.

 

Права учащихся

 

Закон об образовании называет следующие права учащихся:

– выбор профиля и форм обучения;

– сдача экзаменов экстерном;

– бесплатность в государственных учреждениях пользования учебниками, пособиями;

– на безопасные условия и охрану здоровья при обучении;

– на льготы питания, медицинского обслуживания и проезда в государственном транспорте;

– на поощрение и вознаграждение за успехи в учебе;

– получение повышенных стипендий теми, кто учится на «хорошо» и «отлично»;

– предоставление студентам отсрочки от призыва на воинскую службу.

Там, где есть права, обязательно присутствуют и обязанности. Согласно закону об образовании, учащиеся обязаны:

– уважать достоинства преподавателя;

– овладевать знаниями и практическими навыками;

– соблюдать правила внутреннего распорядка.

Перечисленные права позволяют сделать процесс получения знаний более простым, доступным и привлекательным. Но к сожалению, некоторые из этих прав выполняются не полностью.

Начнем с первого права – на выбор профиля обучения. Каждый абитуриент, поступая в учебное заведение, определяет ту специальность, которую он хочет изучать. Но, как правило, он плохо представляет себе те предметы, которые ему придется изучать помимо специальных.

Проанализировав ситуацию в высших учебных заведениях можно прийти к выводу что зачастую программа перегружена предметами не связанными с изучаемой специальностью, что иногда идет в ущерб основным предметам. Без сдачи зачетов и экзаменов по этим предметам студент не сможет получить диплом, даже если он отлично разбирается в предметах непосредственно связанных с его будущей специальностью. Примерно такая же ситуация в средних учебных заведения. Всеми признается, что школьная программа перегружена, и нужно сократить если не предметы, то хотя бы объем изучаемого по ним материала. Но никаких серьезных действий по изменению сложившейся ситуации не предпринимается.

Право бесплатного пользования учебниками и пособиями, также иногда нарушается. Как уже говорилось, в некоторых школах обязательным является сбор денег родителями на приобретение учебников.

С правом на льготы тоже иногда возникают казусы. Благополучно дело обстоит только со льготным проездом в городском транспорте. Льготы на питание распределяются городскими властями по неизвестному принципу. Так, в некоторых учебных заведениях города к стипендии полагается дополнительная плата на питание, а студенты других учебных заведений денег на питание не получают. В законе не хватает более развернутой формулировки, в чем именно заключаются льготы студентов на питание и медицинское обслуживание.

О праве на поощрение и вознаграждение за успехи в учебе уже говорилось в главе 2.2, посвященной принципам системы образования.

 

 




2019-07-04 239 Обсуждений (0)
Структура системы образования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Структура системы образования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (239)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)