Познание. Истина и ее критерии.
1. Познание - процесс деятельности человека, основным содержанием которой является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом — получение нового знания об окружающем мире. 2. Ученые выделяют следующие тесно взаимосвязаные виды познания: а) обыденное, б) научное, в) философское, г) художественное, д) социальное. 3. В процессе познания всегда присутствуют две стороны: субъект познания и объект познания. 4. Существуют две ступени познавательной деятельности а) первая - чувственное (сенситивное) познание - человек получает информацию о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств. формами чувственного познания являются: · ощущение - отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств · восприятие - в процессе его у субъекта познания формируется целостный образ, отражающий непосредственно воздействующие на органы чувств предметы и их свойства · представление - чувственное отражение (чувственный образ) предметов и явлений сохраняется в сознании, что позволяет воспроизводить его мысленно даже в том случае, если он отсутствует и не воздействует на органы чувств. б) вторая - рациональное познание - опираясь на данные, полученные в результате непосредственного взаимодействия человека с окружающим миром, с помощью мышления осуществляется их упорядочение и предпринимается попытка постичь сущность познаваемых предметов и явлений. Рациональное познание осуществляется в формах: · Понятие - представляет собой форму (вид) мысли, которая отражает общие и существенные признаки познаваемых предметов или явлений. · Суждение - есть форма мысли, в которой устанавливается связь между отдельными понятиями и с помощью этой связи утверждается или отрицается что-либо. · Умозаключение - получение новых суждений на основе уже имеющихся с помощью использования законов логического мышления. Рациональное познание тесно связано с отображаемой действительностью, т. е. с чувственным познанием, которое служит для него основой. Однако, в отличие от чувственного познания, существующего в форме образов, результаты рационального познания закрепляются в форме знаков или в языке. Таким образом, человеческое мышление, опираясь на чувственный опыт, путем сравнения, уподобления, обобщения, абстрагирования преобразует чувственный образ, а результаты преобразования фиксирует в знаковой форме. 5. Сущностью процесса познания является получение как можно более объективного, полного и точного знания об окружающем мире. 6. Истина — это соответствие полученных знаний содержанию объекта познания. 7. Характерной чертой истины является наличие в ней сторон: а) объективная - показывает нам истину в той ее части, содержание которой от нас не зависит, поскольку оно существует в объективной реальности. б) субъективная - указывает на тот факт, что по своей форме истина всегда субъективна, поскольку при ее получении в процессе познания происходит взаимодействие объекта и субъекта познания, в котором непосредственное участие принимает сознание последнего. 8. Принято выделять истину: а) абсолютная - полное, неизменное, раз и навсегда установленное знание о каком-либо предмете либо явлении. б) относительная - неполное, ограниченное знание, верное лишь в определенных условиях, которым обладает человек (человечество) на данном этапе своего развития. 9. Движущей силой процесса познания, а также критерием истины являютсяподходы: а) практический (эмпирики) б) формально-логический (рационалисты)- применяется в тех условиях, когда нет возможности опереться на практику Социальная структура. Тенденции изменения социальной структуры российского о-ва. 1. Социальная структура (стратификация) – совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих общностей и отношений между ними. 2. Термин «стратификация» ведет свое происхождение от латинского слова stratum — слой, пласт. Страты - большие группы людей, отличающиеся по своему положению в социальной структуре о-ва. Основой стратификационной структуры о-ва является естественное и социальное неравенство людей. Критерием неравенства людей служит: а) К. Маркс назвал таким критерием факт обладания человеком собственности и уровень его доходов. б) М. Вебер добавил к ним социальный престиж и принадлежность субъекта к политическим партиям, к власти. в) П. Сорокин считал причиной стратификации неравномерность распределения прав и привилегий, ответственности и обязанностей в о-ве. г) Сторонники теории структурного функционализма в качестве критерия предлагали учитывать социальные функции, к-е выполняют те или иные социальные слои в о-ве. 3. Социальная общности – это реально существующие совокупности людей, связанные едиными признаками. а) классы б) сословия в) соц. группы г) соц. слои Социальные отношения – это отношения между устойчивыми социальными общностями людей 4. Следует сказать, что каждый ч-к имеет свой социальный статус. Социальный статус – это положение ч-ка в о-ве, занимаемое им в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением. Социальная мобильность – возможность ч-ка переходить с одного уровня на другой, повышая или понижая при этом свой социальный статус, либо из одной группы, расположенной на каком-либо уровне, в другую, расположенную на том же уровне. Виды соц. мобильности а) вертикальной мобильности – переход с одного уровня на другой, повышая или понижая при этом свой социальный статус б) горизонтальной – переход из одной группы, расположенной на каком-либо уровне, в другую, расположенную на том же уровне Высокий показатель вертикальной социальной мобильности при иных равных условиях считают важным свидетельством демократичности общества. 5. Формирующаяся в настоящее время социальная иерархия в России отличается противоречивостью, неустойчивостью и склонностью к существенным переменам: а) К высшей страте (или элите) (они составляют около 3—5% населения) сегодня могут быть отнесены представители: · буржуазии · государственного аппарата, · интеллектуалы, занятые в сфере финансового бизнеса б) средний класс (10 до 15%) - к нему в основном будут принадлежать: · представители класса предпринимателей, · рабочие, занятые высококвалифицированным трудом, · работники умственного труда. в) низшая страта (~80% населения) - это: · рабочие различных профессий, занятые трудом средней и низкой квалификации, · канцелярские служащие. Следует отметить тот факт, что процесс социальной мобильности между данными уровнями в России носит ограниченный характер. Это может стать одной из предпосылок будущих конфликтов в обществе. 6. Основные тенденции, наблюдающиеся в изменении социальной структуры современного российского общества: а) социальная поляризация, т. е. расслоение на богатых и бедных, углубление социальной и имущественной дифференциации; б) размывание интеллигенции, которое проявляется либо в массовом уходе индивидуумов из сферы умственного труда, либо в смене ими места жительства (так называемая «утечка мозгов»); в) процесс стирания границ между специалистами с высшим образованием и высококвалифицированными рабочими.
Билет № 7
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (230)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |