Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Познание. Истина и ее критерии.



2019-07-04 230 Обсуждений (0)
Познание. Истина и ее критерии. 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Познание - процесс дея­тельности человека, основным содержанием которой является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом — получение нового зна­ния об окружающем мире.

2. Ученые выделяют сле­дующие тесно взаи­мосвязаные виды познания:

а) обыденное,

б) научное,

в) фило­софское,

г) художественное,

д) социальное.

3. В процессе познания всегда присутствуют две сто­роны: субъект познания и объект познания.

4. Существуют две ступени познавательной деятель­ности

а) первая - чувственное (сенситивное) познание - человек получает информа­цию о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств.

форма­ми чувственного познания являются:

· ощущение - отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающе­го мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств

· восприятие - в процессе его у субъекта по­знания формируется целостный образ, отражающий непосредственно воздействующие на органы чувств предметы и их свойства

· представление - чувственное отражение (чувственный образ) предметов и явлений сохраняется в сознании, что по­зволяет воспроизводить его мысленно даже в том слу­чае, если он отсутствует и не воздействует на органы чувств.

б) вторая - рациональное познание - опираясь на данные, получен­ные в результате непосредственного взаимодействия человека с окружающим миром, с помощью мышле­ния осуществляется их упорядочение и предпри­нимается попытка постичь сущность познаваемых предметов и явлений.

Рациональное познание осуществляется в формах:

· Понятие - представляет собой форму (вид) мысли, которая отражает общие и существенные признаки познаваемых предметов или явлений.

· Суждение - есть форма мысли, в которой устанавли­вается связь между отдельными понятиями и

с помощью этой связи утверждается или отрицается что-либо.

· Умозаключение - получение новых су­ждений на основе уже имеющихся с помощью ис­пользования законов логического мышления.

Рациональное познание тесно связано с отобра­жаемой действительностью, т. е. с чувственным по­знанием, которое служит для него основой. Однако, в отличие от чувственного познания, существующего в форме образов, результаты рационального познания закрепляются в форме знаков или в языке. Таким об­разом, человеческое мышление, опираясь на чувст­венный опыт, путем сравнения, уподобления, обоб­щения, абстрагирования преобразует чувственный образ, а результаты преобразования фиксирует в зна­ковой форме.

5. Сущностью процесса познания является получе­ние как можно более объективного, полного и точно­го знания об окружающем мире.

6. Истина — это соответствие полученных знаний содержанию объек­та познания.

7. Характерной чертой истины является наличие в ней сторон:

а) объективная - показывает нам истину в той ее части, содержание которой от нас не зависит, по­скольку оно существует в объективной реальности.

б) субъективная - указывает на тот факт, что по своей форме истина всегда субъективна, посколь­ку при ее получении в процессе познания происходит взаимодействие объекта и субъекта познания, в котором непосредственное участие принимает сознание последнего.

8. Принято выделять истину:

а) абсолютная - полное, неизменное, раз и навсегда установленное знание о каком-либо предмете либо явлении.

б) относитель­ная - неполное, ограниченное знание, верное лишь в определенных условиях, которым обладает человек (человечество) на данном этапе своего развития.

9. Движущей силой процесса познания, а также кри­терием истины являютсяподходы:

а) практический (эмпирики)

б) формально-логический (рационалисты)- применяется в тех условиях, когда нет воз­можности опереться на практику

Социальная структура.

Тенденции изменения соци­альной структуры российского о-ва.

1. Социальная структу­ра (стратификация) – совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих общностей и отношений между ними.

2. Тер­мин «стратификация» ведет свое происхождение от латинского слова stratum — слой, пласт.

Страты - большие группы людей, отли­чающиеся по своему положению в социальной струк­туре о-ва.

Основой страти­фикационной структуры о-ва является естест­венное и социальное неравенство людей.

Критерием неравенст­ва людей служит:

а) К. Маркс назвал таким критерием факт обладания человеком собственности и уровень его доходов.

б) М. Вебер добавил к ним социальный престиж и принадлежность субъекта к политиче­ским партиям, к власти.

в) П. Сорокин считал причи­ной стратификации неравномерность распределения прав и привилегий, ответственности и обязанностей в о-ве.

г) Сторонники теории структурного функционализма в качестве крите­рия предлагали учитывать социальные функции, к-е выполняют те или иные социальные слои в о-ве.

3. Социальная общности – это реально существующие совокупности людей, связанные едиными признаками.

а) классы

б) сословия

в) соц. группы

г) соц. слои

Социальные отношения – это отношения между устойчивыми социальными общностями людей

4. Следует сказать, что каждый ч-к имеет свой социальный статус.

Социальный статус – это положение ч-ка в о-ве, занимаемое им в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением.

Социальная мобильность – возможность ч-ка переходить с одного уровня на другой, повышая или понижая при этом свой социальный статус, либо из одной группы, рас­положенной на каком-либо уровне, в другую, распо­ложенную на том же уровне.

Виды соц. мобильности

а) вертикальной мобильности – переход с одного уровня на другой, повышая или понижая при этом свой социальный статус

б) горизонтальной – переход из одной группы, рас­положенной на каком-либо уровне, в другую, распо­ложенную на том же уровне

 Высокий показатель вертикаль­ной социальной мобильности при иных равных усло­виях считают важным свидетельством демократич­ности общества.

5. Формирующаяся в настоящее время соци­альная иерархия в России отличается противоречивостью, не­устойчивостью и склонностью к существенным пере­менам:

а) К высшей страте (или элите) (они составляют около 3—5% населения) сегодня могут быть отнесены представители:

· бур­жуазии

· государственного аппарата,

· интел­лектуалы, занятые в сфере финансового бизнеса

б) средний класс (10 до 15%) - к нему в основ­ном будут принадлежать:

· представители класса пред­принимателей,

· рабочие, занятые высококва­лифицированным трудом,

· работники умственного труда.

в) низшая страта (~80% насе­ления) - это:

· рабочие различных профессий, заня­тые трудом средней и низкой квалификации,

· канцелярские служащие.

Следует отметить тот факт, что процесс соци­альной мобильности между данными уровнями в России носит ограниченный характер. Это может стать одной из предпосылок будущих конфликтов в обществе.

6. Основные тенденции, наблюдающиеся в измене­нии социальной структуры современного российско­го общества:

а) социальная поляризация, т. е. расслоение на бо­гатых и бедных, углубление социальной и имущест­венной дифференциации;

б) размывание интеллигенции, которое проявля­ется либо в массовом уходе индивидуумов из сферы умственного труда, либо в смене ими места жительст­ва (так называемая «утечка мозгов»);

в) процесс стирания границ между специалистами с высшим образованием и высококвалифицирован­ными рабочими.

 

Билет № 7



2019-07-04 230 Обсуждений (0)
Познание. Истина и ее критерии. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Познание. Истина и ее критерии.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (230)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)