Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Административно-правовые гарантии прав, свобод и законных интересов граждан



2019-07-03 365 Обсуждений (0)
Административно-правовые гарантии прав, свобод и законных интересов граждан 0.00 из 5.00 0 оценок




 

К гарантиям прав и обязанностей граждан обычно относят экономические, политические, организационные и юридические гарантии.

Экономические гарантии предполагают стабильную и эффективную работу промышленности, аграрного комплекса, устойчивую финансовую и денежную систему, твердый курс рубля, своевременную выплату заработной платы, пенсий и пособий, высокий прожиточный уровень населения, рост благосостояние граждан и многое другое. С этой точки зрения экономические гарантии прав и обязанностей граждан в сфере государственного управления в современных условиях, конечно, малоэффективны и явно недостаточны.

Политические гарантии прав и обязанностей гражданина предусматривают приоритет личности и гражданина в обществе и государстве, признание прав и свобод человека высшей ценностью, многопартийность, идеологическое разнообразие, сильную и устойчивую государственную власть во главе с Президентом РФ как гарантом Конституции РФ, разумный компромисс законодательной и исполнительной власти, исключающий конфронтацию, широкое согласие в многонациональном обществе и огромном федеративном государстве, объединяющем 89 субъектов РФ, и т. д.

Организационные гарантии прав и обязанностей граждан в сфере государственного управления представляют собой разветвленную систему правоохранительных, контролирующих, инспектирующих, надзирающих и других государственных и. общественных организаций в центре и на местах. Это судебные органы, прокуратура, органы внутренних дел и милиция, органы юстиции, адвокатура, нотариат, многочисленные контрольные органы, например, система Главного контрольного управления Администрации Президента РФ, Счетная палата, образуемая Советом Федерации и Государственной Думой, разнообразные государственные инспекции, например Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей, государственные надзорные органы И другие звенья. Все эти организационные структуры повседневно на основе и во исполнение законов, осуществляют деятельность по практическому претворению в жизнь предоставленных гражданам прав и свобод и возложенных на них обязанностей.

Юридические гарантии, в том числе и административно-правовые, можно разделить на два вида: судебные и внесудебные.

Для этих гарантий изначальным и универсальным гарантом прав и обязанностей граждан может быть только закон, а в широком смысле — все законодательство и, прежде всего, нормы административного права, включающего в себя не только законы, но и подзаконные правовые акты, которые в большом количестве принимаются органами исполнительной власти и в целом органами государственного управления. Для того чтобы законы и подзаконные акты действительно являлись гарантией прав и обязанностей граждан и не превратились в инструмент ограничения, стеснения или вообще отмены тех или иных прав и свобод и возложения на граждан новых необоснованных обязанностей, Конституцией РФ предусмотрен ряд положений, позволяющих исключить такой негативный вариант правотворчества.

Во-первых, в РФ не должны издаваться законы, а следователь но, и подзаконные акты, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Во-вторых, их ограничение воз можно только федеральным законом и лишь при наличии определенных обстоятельств, предусмотренных ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В-третьих, определены права и свободы граждан, вообще не подлежащие ограничению. К ним ч. 3 ст. 56 Конституции РФ относит право на жизнь, достоинство личности, неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, защиту своей чести и доброго имени, недопустимость сбора, хранения информации о частной жизни лица без его согласия, свободу совести и свободу вероисповедания, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности и ряд других. В-четвертых, любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Данные конституционные положения создают определенные границы или юридические ориентиры для государственных органов и их должностных лиц, реализующих судебные и внесудебные гарантии прав и обязанностей граждан.

Разумеется, судебные гарантии являются предпочтительными, ибо суды и единолично судьи, в целом система правосудия выделяется Конституцией РФ и по справедливости ставится на первое место в защите прав и свобод граждан (ст. 18 и 46 Конституции).

Суды, рассматривая уголовные, гражданские, хозяйственные (арбитражные суды) и другие категории дел, в том или ином виде осуществляют контроль за соблюдением органами исполнительной власти и их должностными лицами прав и свобод граждан, созданием условий для выполнения ими своих обязанностей. Суд и судьи все в большем объеме рассматривают дела, вытекающие из административных правоотношений, административно-правовых споров, возникающих в процессе повседневной деятельности органов государственного управления и должностных лиц позитивного характера, например, в связи с решением вопросов о выдаче лицензий, разрешений, документов (в частности, заграничного паспорта) и т.д., а также в связи с совершением административных правонарушений как физическими, так и юридическими лицами.

Как положительный знак и перспективную тенденцию необходимо отметить все более расширяющийся спектр административной юрисдикции судов и судей по рассмотрению дел об административных правонарушениях. Кроме того, судьи рассматривают дела об административных правонарушениях независимо от подведомственности их решения, когда за их совершение в качестве одного из видов административного наказания предусмотрены лишение специального права, административное выдворение за пределы РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, административный арест, возмездное изъятие и конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, а также дисквалификация. Безусловно, суды и судьи, добиваясь всестороннего, своевременного, полного и объективного выяснения обстоятельств каждого дела, разрешения его в соответствии с законом, призваны в первую очередь на основе ст. 2 Конституции РФ обеспечивать защиту прав и свобод граждан, выполнение ими своих обязанностей.

Особое место среди судебных гарантий прав и обязанностей граждан в сфере государственного управления занимает деятельность Конституционного Суда РФ. По жалобам граждан, запросам должностных лиц органов исполнительной власти (например, главы администрации субъекта РФ), законодательных органов (например, Государственной Думы) он рассматривает дела о проверке конституционности, т.е.. о соответствии Конституции РФ конкретных норм (статей), конкретных правовых актов (законов, указов Президента РФ, правительственных актов и др.), как правило, непосредственно связанных с конституционными правами, свободами и обязанностями граждан.

Таким образом, современное законодательство неуклонно расширяет возможности и диапазон судебного обжалования нормативных правовых актов и правоприменительных актов органов исполнительной власти, местного самоуправления и их должностных лиц, а следовательно, и защиты прав и свобод граждан.

Внесудебные гарантии, естественно, гораздо шире и многообразнее по содержанию, формам, порядку осуществления и субъектному составу. По существу, вся система органов исполнительной власти, местного самоуправления и их должностных лиц, собственно, для того и созданы, функционируют, а должностные лица, государственные служащие получают заработную плату, чтобы служить людям, обеспечивать реализацию гражданами их прав, свобод, законных интересов и выполнение возложенных них обязанностей.

Все они непосредственно занимаются исполнением законов и подзаконных актов, проведением их в жизнь, наделены широкими юрисдикционными полномочиями (КоАП наделяет большое число органов исполнительной власти такими полномочиями), что так или иначе связано с реализацией прав, свобод и обязанностей граждан.

Органы государственного управления и их должностные лица призваны создавать материальные, организационные, правовые другие необходимые условия для органов, предприятий, учреждений и организаций, занимающихся реализацией прав граждан, рассматривать конкретные индивидуальные дела и административно-правовые споры, возникающие по инициативе граждан либо в процессе контрольно-надзорной деятельности. Эти органы и должностные лица должны создавать необходимые условия для свободного пользования гражданами своими правами, своевременно пресекать нарушения этих прав, восстанавливать нарушенные права и применять соответствующие меры воздействия к виновным в таких нарушениях.

Важнейшей гарантией является ответственность должностных лиц, нарушающих права граждан или препятствующих их осуществлению. Если акты управления ущемляют права граждан, они в установленном порядке отменяются. Вышестоящие органы управления контролируют и направляют работу нижестоящих органов, подчиненных предприятий и учреждений в области удовлетворения законных интересов граждан и охраны их прав.

Важное место в системе гарантий занимает Уполномоченный по правам человека, осуществляющий свою деятельность на основании Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 г.

В соответствии с данным Законом Уполномоченный по права человека способствует: а) восстановлению нарушенных прав; б) совершенствованию законодательства РФ о правах человека и гражданина; в) гармонизации его с общепризнанными принципами нормами международного права; г) выявлению нарушенных прав: д) устранению выявленных нарушений; е) правовому просвещению в области прав и свобод человека, форм и методов их защиты. Например, 2 ноября 2000 г. в «Российской газете» опубликовано заключение Уполномоченного по правам человека с обращением к Министру обороны РФ о неисполнении в Министерстве обороны Федерального закона, предусматривающего выплату военнослужащим «северные» процентные надбавки к заработной плате и соответствующие районные коэффициенты, с рекомендацией издать необходимый нормативный акт, исключающий подобные нарушения закона.

В систему гарантий прав граждан необходимо включить Комиссию по правам человека, образованную при Президенте РФ. В соответствии с Положением о ней от 18 октября 1996 г. ее основной задачей является содействие реализации полномочий Президента РФ как гаранта основных прав и свобод человека; уважению и соблюдению прав и свобод человека в РФ; совершенствованию законодательного обеспечения прав и свобод человека; защите прав и покровительству гражданам РФ, находящимся за ее пределами.

Конституция РФ, гарантируя государственную защиту прав и свобод человека, предоставляет гражданам возможность защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45 Конституции РФ), например, проводить пикетирование, осуществлять право на необходимую оборону и действия в состоянии крайней необходимости, использовать право обращения в адрес от Президента РФ до местной администрации.

 

Обращения граждан

 

Одним из важных элементов административно-правового статуса граждан является их конституционное право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции РФ). Вместе с тем обращения граждан в совокупности регулирующих их правовых норм представляют собой сложный и достаточно разветвленный институт административного права. Конечно, этот правовой институт нуждается в модернизации, совершенствовании механизма реализации обращений, учете новых реалий, но, тем не менее он на протяжении многих лет сложился, функционирует и служит эффективным средством демократизации общества, формирования правового государства, широким каналом участия граждан в управлении делами государства.

Обращения граждан могут быть трех видов. Предложение — это обращение граждан в государственные или общественные организации, не связанные с нарушением каких-либо субъективных прав или ущемлением законных интересов граждан, они обычно направлены на улучшение, совершенствование работы органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных служащих. Заявление — это обращение с просьбой об удовлетворении тех или иных прав и законных интересов граждан, не связанных с их нарушением, либо сообщение о злоупотреблениях, нарушениях законности и иных нарушениях, не затрагивающих непосредственно права и интересы заявителя. Жалоба - это устные или письменные, индивидуальные или коллективные обращения граждан в государственные органы, органы местного самоуправления, негосударственные организации, к должностным лицам в связи с нарушением прав или законных интересов самого гражданина, других лиц либо общественных интересов (например, жители Поварской улицы Москвы с помощью жалоб, пикетирования защищали от вырубки старинный вяз в сквере, где находилась игровая площадка для детей, и отстояли свои интересы).

Право на обращения является абсолютным, неограниченным и неотчуждаемым правом гражданина. Каждый дееспособный человек может обратиться в любую государственную или негосударственную организацию, к любому должностному лицу, по любому значимому для него поводу и в любое время. Этому праву граждан корреспондирует обязанность государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц принимать граждан, принимать обращения, регистрировать их, рассматривать эти обращения и давать на них своевременные ответы. Так, в соответствии со ст. 10 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 г. к основным обязанностям государственных служащих относится обязанность в пределах своей компетенции своевременно рассматривать обращения граждан и общественных объединений, а также предприятий, учреждений и организаций, государственных органов и органов местного самоуправления и принимать по ним решения в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов РФ.

В целях совершенствования работы с обращениями граждан Указом Президента РФ от 22 мая 1995 г. создано Управление в структуре Администрации Президента РФ по работе с обращениями граждан и утверждено Положение о нем. К основным функциям этого Управления отнесены:

а) централизованный учет письменных и устных обращений граждан РФ, граждан СНГ, иностранных граждан и лиц без гражданства, поступающих на имя Президента РФ, в адрес Правительства РФ и Администрации Президента РФ;

б) обеспечение рассмотрения обращений граждан, адресованных Президенту РФ, Правительству РФ и Администрации Президента РФ;

в) информирование Президента РФ, Правительства РФ и руководителя Администрации Президента РФ о количестве и содержании обращений граждан и принятых по ним мерах.

Весьма обширны задачи Управления: это организационно-методическое взаимодействие с подразделениями Администрации Президента РФ, Аппаратом Правительства РФ, федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ по вопросам рассмотрения обращений граждан; своевременное рассмотрение поступивших письменных и устных обращений граждан, а также направление их для рассмотрения в соответствующие государственные органы и органы местного самоуправления по вопросам их компетенции; извещение граждан о результатах рассмотрения в Управлении их предложений, заявлений и жалоб; прием граждан работниками Управления в приемной Администрации Президента РФ и Правительства РФ, а также руководителями Администрации Президента РФ, заместителями Председателя Правительства РФ и другими лицами, входящими в состав Правительства РФ, и другими государственными служащими; осуществление контроля за своевременным и полным рассмотрением обращений граждан, направленных в федеральные органы государственной власти и органы власти субъектов РФ; анализ и обобщение вопросов, которые ставят граждане в письмах и на личном приеме, и на основе этого оперативное и периодическое информирование Президента РФ о количестве и характере обращений граждан; подготовка на основе анализа и обобщения обращений граждан Предложений по устранению причин, порождающих обоснованные жалобы, и некоторые другие задачи.

Так, в истекшем году в адрес Президента поступило более 500 тыс. обращений от отечественных и зарубежных авторов, причем каждое десятое из них — коллективное, нередко с сотнями и тысячами подписей (резолюции митингов, собраний). Таким образом, можно говорить о миллионах граждан, проявивших желание или необходимость обратиться к главе государства со своими заботами и суждениями о событиях в жизни страны. Все эти обращения были зарегистрированы, рассмотрены компетентными лицами и получили то или иное разрешение. Значительное число граждан были приняты в Управлении на личном приеме. Существенное развитие получает работа с обращениями, поступающими по сети «Интернет». Такую возможность для работы с обращениями граждан получили многие федеральные органы исполнительной власти и регионы страны.

Подобные Управлению Администрации Президента РФ структурные подразделения по работе с обращениями граждан имеются и в составе федеральных органов и органов государственной власти субъектов РФ. Например, Приказом Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ от 27 марта 2000 г. утверждена Инструкция о порядке рассмотрений предложений, заявлений, жалоб и организации приема граждан в федеральных органах правительственной связи и информации, которой, в частности, определены формы учета предложений, заявлении и жалоб, контроля за ходом и сроками исполнения каждого обращения, организации приема граждан. Подобная инструкция 4 декабря 2000 г. утверждена в ФСБ РФ. Аналогичные правовые акты действуют и в других федеральных органах исполнительной власти.

Повышению эффективности обращений как способа защиты прав, свобод и законных интересов граждан служит Указ Президента РФ «О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы» от 6 июня 1996 г.

Данным Указом предусмотрен специальный порядок рассмотрения сообщений, опубликованных в средствах массовой информации. Руководители федеральных органов исполнительной власти и главы исполнительной власти субъектов РФ обязаны рассматривать сообщения о нарушениях, допущенных подчинёнными им должностными лицами и другими государственными служащими, федеральных законов и указов Президента РФ, о неисполнении или ненадлежащем исполнении ими указанных актов и вступивших в законную силу решений судов — не позднее трех дней». Ответ редакциям должен последовать не позднее двух недель с момента опубликования сообщений в средствах массовой информации. В федеральных органах исполнительной власти копии материалов рассмотрения этих сообщений должны направляться в Главное контрольное управление Администрации Президента РФ.

Важное значение в этом деле имеет обращение Президента РФ к руководителям федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, в котором, в частности, говорится: «Работу с обращениями граждан прошу держать в поле постоянного контроля, и ни один факт равнодушия; волокиты, недисциплинированности должностных лиц не должен оставаться без последствий».

Основным нормативным правовым актом, определяющим юридическую природу, механизм реализации и порядок осуществления обращений граждан, является Указ Президиума Верховного Совета СССР «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» от 12 апреля 1968 г., который действует в редакции Указа от 4 марта 1980 г. на территории Российской Федерации в части, не противоречащей законодательству РФ.

В целях усиления борьбы с анонимными наветами 2 феврале 1988 г. данный нормативный акт был дополнен Указом Президиума Верховного Совета СССР следующего содержания: «Письменное обращение гражданина должно быть им подписано с указанием фамилии, имени, отчества и содержать помимо изложения существа предложения, заявления или жалобы также данные с месте его жительства, работы или учебы. Обращение, не содержащее этих сведений, признается анонимным и рассмотрению не подлежит»3.

Данный нормативный акт среди трех видов обращений выделяет жалобу или, как ее называют многие авторы, — общую административную жалобу, которая отличается от специальной административной жалобы, регламентируемой особыми нормативны ми актами (например, КоАП, ТК).

Общая административная жалоба также реализуется в порядке, определенном Федеральным законом «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 г. с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 14 декабря 1995 г.

Статья 4 названного Закона устанавливает, что гражданин вправе обратиться с жалобой на действия, (решения), нарушающие его права и свободы либо непосредственно в суд (где она будет рассмотрена по правилам гражданского судопроизводства), либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию и объединению, общественному объединению, должностному лицу, государственному служащему. Вышестоящие в порядке подчиненности органу объединение, должностное лицо, государственный служащий обязаны рассмотреть жалобу в месячный срок. Если гражданину в удовлетворении жалобы отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться в суд, т.е. использовать свое право на судебное обжалование.

Общая административная жалоба характеризуется рядом особенностей:

1) право на жалобу не ограничено по содержанию, т.е. могут быть обжалованы незаконные, нецелесообразные и аморальные действия и бездействие, индивидуальные и нормативные акты в различных сферах управления, производства, обслуживания;

2) по норме жалоба может быть устной или письменной, индивидуальной или коллективной;

3) объект обжалования — неправильные, по мнению лица, подающего жалобу, действия или бездействие любого работника государственных органов, предприятий, учреждений, организаций;

4) круг лиц, имеющих право подать жалобу, не ограничен;

5) запрещается направление жалобы на рассмотрение того органа, должностного лица, государственного служащего, на действие или бездействие которого подана жалоба;

6) подача такой жалобы не ограничена каким-либо сроком, количеством жалоб по одному поводу и перечень органов, куда может быть направлена жалоба, также не ограничен;

7) срок рассмотрения жалоб и заявлений - один месяц, кроме случаев, когда эти обращения не требуют дополнительного изучения и проверки, и они решаются безотлагательно, но не позднее 15 дней; если для разрешения обращения необходимо проведение специальной проверки, истребование дополнительных материалов, выезд за пределы города, района, где осуществляется проверка, либо принятие других мер, срок рассмотрения обращения (жалобы) может быть продлен руководителем организации или его заместителем, но не более чем на один месяц; жалобы военнослужащих и членов их семей разрешаются в сокращенные сроки.

Право на специальную административную жалобу дополняет право на общую административную жалобу. Ее основания и порядок разрешения регламентируются особыми административно-правовыми актами - КоАП, ТК, Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил, Уставом связи и другими законодательными и правительственными актами.

Специальная административная жалоба характеризуется рядом признаков, а именно: наличием специальных норм, устанавливающих особый порядок ее рассмотрения; особыми основаниями для обжалования, названными в нормативном акте; определением в качестве субъектов обжалования только лично заинтересованных в деле лиц и их законных представителей; установлением лишь письменной формы жалобы; специальными сроками подачи жалобы и более краткими сроками ее рассмотрения; особенностями процедуры рассмотрения отдельных видов жалоб; юридическими последствиями подачи жалобы (например, подача жалобы на постановление по делу об административном правонарушении приостанавливает исполнение некоторых постановлений).

 



2019-07-03 365 Обсуждений (0)
Административно-правовые гарантии прав, свобод и законных интересов граждан 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Административно-правовые гарантии прав, свобод и законных интересов граждан

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (365)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.025 сек.)