Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Прокурорский надзор за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания



2019-07-03 224 Обсуждений (0)
Прокурорский надзор за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Важную роль в контроле за деятельностью персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, играют органы прокуратуры. Согласно ст. Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокуратура – это единая федеральная нейтрализованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.

Почти вся деятельность персонала поднадзорна органам прокуратуры. Так, в порядке общего надзора органы прокуратуры контролируют соблюдение законов в финансовой, хозяйственной и производственной деятельности учреждений и органов, где таковая имеется (исправительные учреждения, арестные дома и т.д.), порядок прохождения службы сотрудниками и условия труда рабочих и служащих персонала и т.п.

Надзор за оперативно-розыскной деятельностью персонала, согласно ст. 21 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», осуществляется органами прокуратуры. Им же поднадзорно проведение дознания в учреждениях и органах, исполняющих наказания.

Согласно ст. 32 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», порядке общего надзора органы прокуратуры контролируют соблюдение законов в финансовой, хозяйственной и производственной деятельности учреждений и органов, где таковая имеется (исправительные учреждения, арестные дома и т.д.), порядок прохождения службы сотрудниками и условия труда рабочих и служащих персонала и т.п.

Все эти вопросы непосредственно связаны с оценкой деятельности персонала учреждений и органов, исполняющих наказания. Так, рассмотрение законности нахождения лица в исправительном учреждении и иных учреждениях, исполняющих наказание, фактически означает проверку с помощью средств прокурорского надзора действий администрации исправительного учреждения и других органов, исполняющих наказания. Аналогичное положение имеет место и тогда, когда средствами прокурорского надзора выявляются, предупреждаются н пресекаются действия должностных лиц учреждений и органов, исполняющих наказания, ущемляющие общегражданские нрава и законные интересы осужденных, устанавливающие дополнительные обязанности для осужденных, не обусловленные установленными законом порядком и условиями убываниями наказания.

Полномочиями прокурора охватывается вся совокупность прав и обязанностей прокурора, предусмотренных законодательством в сфере прокурорского надзора. При этом, если нрава прокурора по надзору за деятельностью персонала применяются в одних правоотношениях, как правило, по отношению к учреждениям и органам, исполняющим наказания, то обязанности прокурора характеризуют содержание правоотношений: «государство – прокурор». Например, прокурор, согласно закону о прокуратуре, вправе проводить личный прием осужденных, однако проведение такого приема одновременно является и обязанностью прокурора по отношению к государству.

Осуществляя надзор за деятельностью персонала, прокурор использует как общие для всех отраслей прокурорского надзора полномочия, так и специальные полномочия, предоставленные прокурору как субъекту надзора за исполнением законов в местах содержания задержанных, предварительного заключения, при исполнении наказания и иных мер принудительного характера, назначаемых судом. Все эти полномочия в своей совокупности можно классифицировать в зависимости от цели, которая перед ними поставлена, на следующие виды: полномочия, направленные на выявление и предупреждение случаев нарушения законности персоналом учреждении и органов, исполняющих наказания, а также причин, их порождающих, и условии, им способствующих; полномочия, направленные на устранение указанных выше нарушении законности, причин, их порождающих, и условий, им способствующих.

Одним из полномочий прокурора по выявлению и предупреждению нарушений законности является проверка деятельности персонала, порядка и условий исполнения наказания. Для ее проведения прокурор вправе посещать в любое время учреждения и органы, исполняющие наказания. Согласно ст. 38 Закона Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Генеральный прокурор Российской Федерации, а также уполномоченные им прокуроры и прокуроры, осуществляющие надзор на данной территории, имеют право посещать исправительные учреждения без специального разрешения. Уголовно-исполнительный кодекс (ч. 1 ст. 24) существенно расширил данное полномочие, предоставив прокурору право при исполнении служебных обязанностей посещать без специального на то разрешения все учреждения и органы, исполняющие наказания.

В процессе личных посещений прокурор непосредственно знакомится с деятельностью администрации, в частности проверяет документы, на основании которых осужденные лишены свободы, проводит личный опрос осужденных и осмотр жилья, коммунально-бытовых и иных помещений, знакомится с оперативными материалами и т.д. Личное посещение н ознакомление с деятельностью персонала позволяет наиболее полно выяснить состояние законности, режима и условий исполнения наказания, обеспечивает глубокое и качественное выявление нарушений законности и их предупреждение.

Прокурор вправе проводить проверку соответствия закону приказов, распоряжений и постановлений персонала учреждений и органов, исполняющих наказания. Одновременно подвергается проверке законность и обоснованность постановлений должностных лиц персонала о наложении дисциплинарных взысканий. В случае выявления акта, противоречащего закону, прокурор вправе потребовать личных объяснений от должностных лиц персонала по поводу принятия незаконного решения с последующим его опротестованием.

Осужденные, независимо от вида отбываемого наказания, имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы государственной власти и органы местного самоуправления, в суд, органы прокуратуры и др. (ч. 4 ст. 15 УПК). Это их конституционное право как граждан Российской Федерации. Одновременно рассматриваемое право является важным средством выявления нарушений законности со стороны персонала учреждений и органов, исполняющих наказания. Поэтому закон устанавливает особый порядок направления обращений осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни прокурору – (п. 3 и 4 ст. 15 УПК). Персонал исправительных учреждений, следственных изоляторов обязан не позднее чем в суточный срок (за исключением выходных и праздничных дней) направить по принадлежности жалобу или заявление осужденного. Предложения, жалобы и заявления осужденного, адресованные прокурору, просмотру и цензуре не подлежат. Предложения, жалобы и заявления осужденных могут подаваться в письменном виде или излагаться устно, например на личном приеме осужденных прокурором или при опросе осужденных, проводимом во время прокурорской проверки. Обращения осужденных, свидетельствующие о грубых нарушениях закона со стороны персонала, берутся прокурором под особый контроль. Прокурор обязан рассмотреть поступившие предложения, заявления и жалобы осужденных в установленные законом сроки, принять необходимые меры и сообщить о своем решении лицам, их подавшим.

Одной из основных форм предупреждения нарушений законности в деятельности персонала является санкционирование прокурором некоторых действии его должностных лиц. Круг действий, на совершение которых персонал должен получить санкцию прокурора, строго ограничен прямыми предписаниями закона. Получение санкции требуется, когда речь идет о действиях персонала, затрагивающих наиболее существенные права и законные интересы осужденных, как правило, к лишению свободы. Санкция прокурора в этих случаях выступает в качестве дополнительной гарантии соблюдения законности, обеспечивающей предупреждение незаконных действий персонала, с одной стороны, охрану прав и законных интересов осужденных – с другой. В качестве примеров следует указать на необходимость получения санкции прокурора па задержание осужденного, уклоняющегося от получения предписания о выезде к месту отбывания ограничения свободы (ч. 2 ст. 48 УМ К), на введение режима особых условий в исправительных учреждениях (ст. 85 УПК), задержание осужденного, уклоняющегося от возвращения в установленный срок в исправительное учреждение (ч. 11 ст. 97 УПК).

Закон предусматривает получение санкции прокурора на оставление осужденных, достигших 18-летнего возраста, в воспитательной колонии (ч. 3 ст. 139 УПК), на содержание осужденных, отбывающих наказание в тюрьме, в одиночных камерах (ч. 1 ст. 131 УПК).

Правовые средства прокурорского надзора по устранению нарушений законности, причин и условии, их порождающих, довольно разнообразны и выступают, как правило, в форме актов прокурорского надзора. Они обеспечивают прокурору возможность эффективно и быстро устранять нарушения законности в деятельности персонала учреждений и органов, исполняющих наказания.

Важным средством устранения нарушений законности являются предложения прокурора относительно соблюдения персоналом установленных законом правил отбывания наказания. Согласно действующему законодательству все предложения прокурора обязательны к исполнению.

Другим средством устранения нарушений законности служат постановления прокурора. Постановления – это процессуальная форма реализации различных полномочий прокурора. В их числе предусмотренные ст. 33 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» права по освобождению каждого содержащегося без законных оснований в учреждениях и органах, исполняющих наказания, отмене дисциплинарных мер взыскания, наложенных в нарушение закона на осужденных, по немедленному освобождению их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного тина, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора. Прокурор, исходя из характера нарушений закона, может вынести мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении должностных и иных лиц персонала. Подобное постановление прокурора подлежит рассмотрению в установленный законом срок. При наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления в действиях (бездействии) сотрудников персонала, прокурор согласно требованиям уголовно-процессуального законодательства возбуждает уголовное дело, вынося соответствующее постановление.


Заключение

 

Вскрывая имеющиеся нарушения законности в правоприменительной деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, определяя наиболее целесообразные меры взыскания за них, контроль формирует правосознание персонала, ориентирует его на безусловное и точное соблюдение законов в этом отношении он имеет не только профилактическое, но и воспитательное значение.

Под контролем за деятельностью персонала по исполнению уголовных наказании следует понимать систему наблюдения и проверки соответствия деятельности персонала требованиям уголовно-исполнительного законодательства, нормативных правовых актов с целью выявления и пресечения, имеющихся нарушении и их предупреждения в будущем.

Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации впервые регламентирует контроль суда за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания Судебный контроль имеет место и при исполнении наказаний связанных с изоляцией, так без изоляции осужденных от общества. Для рассмотрения жалоб на действия персонала учреждений и органов определен особый, процессуальный порядок, который, согласно ч. 2 ст. 20 УПК применяется и в случаях, установленных законодательством РФ.

В порядке общего надзора органы прокуратуры контролируют соблюдение законов в финансовой, хозяйственной и производственной деятельности учреждений и органов, где таковая имеется (исправительные учреждения, арестные дома и т.д.), порядок прохождения службы сотрудниками и условия труда рабочих и служащих персонала и т.п. Осуществляя надзор за деятельностью персонала, прокурор использует как общие для всех отраслей прокурорского надзора полномочия, так и специальные полномочия, предоставленные прокурору как субъекту надзора за исполнением законов в местах содержания задержанных, предварительного заключения, при исполнении наказания и иных мер принудительного характера, назначаемых судом. Правовые средства прокурорского надзора по устранению нарушений законности, причин и условии, их порождающих, довольно разнообразны и выступают, как правило, в форме актов прокурорского надзора. Они обеспечивают прокурору возможность эффективно и быстро устранять нарушения законности в деятельности персонала учреждений и органов, исполняющих наказания.


Литература

 

1. Уголовно исполнительное право России. / Под общей ред. проф. А.И. Зубкова. – М.: 2005

2. Уголовно исполнительное право России. / Под ред. Проф. В.И. Селиверстова. – М.: 2008

3. Комментарий к ФЗ «О Прокуратуре РФ». Под общей ред. Ю.И. Скуратова. – М.: 2004

4. Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 8 января 2005 г. №1-ФЗ (с изменениями от 8 января, 21, 24 июля 2006 г., 16 марта 2007 г.) // Справочно-правовая система «Гарант»

5. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу РФ от 8 января 2005 г. №1-ФЗ // Справочно-правовая система «Гарант»



2019-07-03 224 Обсуждений (0)
Прокурорский надзор за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Прокурорский надзор за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (224)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)