Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Политико-правовые воззрения М.Бакунина и П. Кропоткина



2019-08-13 273 Обсуждений (0)
Политико-правовые воззрения М.Бакунина и П. Кропоткина 0.00 из 5.00 0 оценок




Кропоткин

Общий для животного мира и человека закон взаимной помощи (обстоятельства жизни и борьба за существование вынуждают объединяться во имя общих интересов; прогресс прямо пропорционален уровню организованности данного вида на началах взаимной помощи).

Формы общественной жизни не всегда соответствовали началам взаимной помощи (некоторые учреждения (особенно государство) препятствовали развитию начал солидарности, противодействуя движению человека вперед).

Историю рассматривал как цикличное и прерывистое развитие (каждый цикл проходит определенные фазы развития; от первобытного племени – через сельскую общину и вольный город – к государству; государство выступает как стадия цикличности, повторяющаяся форма организации финального периода развития любой цивилизации перед ее гибелью; вслед за кризисом и гибелью общества наступает новый виток развития).

Цикличное развитие человечества неизбежно (поэтому государство зарождается у разных народов в разные исторические эпохи; возникновение государства связано с формированием централизованной структуры управления).

Государственная стадия общества – нарушение принципа взаимопомощи и разрушение солидарности людей (мешает людям осуществлять право на свободу, его деятельность – бесконечный ряд преступлений, а также поддержка эксплуатации и порабощения человека человеком).

Причины происхождение государства:

1) экономическая и классовая (историческое развитие государства вызвано появлением земельной собственности и желанием сохранить ее в руках одного класса, который стал бы господствующим);

2) правосудие (судебная власть рассматривалась как первоначальная по отношению к другим ветвям власти);

3) психологическое желание господствовать над массами со стороны меньшинства воинов, законоведов, ученых и священников;

4) необходимость обезопасить себя против насилия чужестранцев.

Смысл существования государства (мешать всякому естественно складывающемуся союзу людей, препятствовать развитию личной предприимчивости, душить существующие вольности и мешать возникновению новых (все это – чтобы подчинить народные массы ничтожному меньшинству).

Отрицательно относился к любой форме государства (все они имеют эксплуататорскую сущность; всякое государство – отрицание свободы, абсолютизм, произвол, разорение подданных, казни и пытки). Идеал – анархия (все отношения между людьми регулируются взаимными соглашениями, свободно состоявшимися, а также привычками, обычаями, свободно признанными; в этом обществе не должно быть владычества человека над человеком, должны быть обеспечены условия для развития личности, для реализации всеобщего равенства в правах).

«Государство и анархия» (программа практической деятельности русских революционеров – призыв идти в народ; необходимо использовать революционное настроение, присущее русскому народу).

Происхождение государства.

Происхождение государства рассматривает с идеалистических позиций (природа человека двойственна; лучшие ее черты и инстинкты – зародыш вольной безгосударственной организации будущего; худшие – основа для возникновения государства (замешано на дурных инстинктах и страстях); государство возникает во всех странах от союза насилия, опустошения и грабежа).

Характеристика государства (определение государства).

Государство означает насилие, господство посредством насилия, замаскированного, если возможно, и, в крайнем случае, бесцеремонного и откровенного (если есть государство, непременно есть господство и рабство; государство без рабства немыслимо).

Свобода никогда не уживается с политической властью (все властное, все построенное на принуждении должно безоговорочно отвергаться; всякое государство по условиям и цели своего существования – противоположность человеческой справедливости, свободе и нравственности).

Суть всякой государственной власти, всякого правительства – в порабощении народа (для народа государство всегда остается тюрьмой).

Вред государства исходит из его эксплуататорской роли по отношению к обществу и личности (государство всегда гарантирует то, что находит (одним – богатство, другим – бедность, одним – свободу, основанную на собственности, другим – рабство, как следствие нищеты); заставляет нищих работать и умирать для увеличения и сохранения богатства, являющегося причиной их нищеты и рабства).

Формы государства (идеальное государство).

Вместо государства хочет создать после социальной революции новый строй, основанный на идее свободы (свобода индивидов и ассоциаций – априорный принцип, сочетаемый с принципом равенства, справедливости, солидарности, а также с требованиями анархистской программы).

Важнейшее требование – разрушение государства, а также всякого, опирающегося на принуждение авторитета (несовместимы со свободой и равенством людей и коллективов).

Государство заменяется федерацией свободных самоуправляющихся общин.

Свобода индивида – отражение его человечности или его человеческого права в сознании всех свободных людей, его братьев, его равных (тесная взаимосвязь свободы с реальной возможностью удовлетворять материальные и духовные потребности, а также тесная взаимосвязь свободы индивидуальной и свободы коллективной).

Стремится к организации общества и коллективной собственности посредством вольного объединения, ассоциирования людей, которые во взаимоотношениях друг с другом будут руководствоваться нормами нравственности (только так можно достичь свободы каждого).

Свобода нужна для полного развития индивидом всех своих способностей и полного пользования ими (содействуют этому воспитание, научное образование, материальное благополучие).

Пути к осуществлению (народный бунт массовый и стихийный; отрицал необходимость пропаганды социализма в народе, считал, что в силу невежества, забитости, набожности и веры в царя русский крестьянин не в состоянии усваивать социалистические теории).

Русское государство – институт, противостоящий народу (в пореформенный период государство в полной мере раскрыло свою антинародную сущность, раздавило, развратило русскую общину) (единственный выход для отдельных лиц – разбой, для целого народа – всеобщий бунт, революция; две задачи – социальная революция и разрушение государства).

Политическая борьба, выставление общедемократических требований не нужны (такое направление борьбы в русских условиях выгодно только буржуазии; социальный переворот автоматически принесет с собой политические свободы).

Понятие права (отличие от закона; виды права).

Все юридические законы являются внешне навязанными, а потому деспотически установленными (порабощают человека и одновременно развращают самих законодателей; враждебны свободе и противоречат естественному (человеческому) праву).



2019-08-13 273 Обсуждений (0)
Политико-правовые воззрения М.Бакунина и П. Кропоткина 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Политико-правовые воззрения М.Бакунина и П. Кропоткина

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (273)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)