Вопрос 16 Заклинательная песня
Обряд – совокупность установленных обычаем действий, совершаемых в определенной последовательности и связанных с религиозными представлениями и с бытовой традицией. Обряд исполнялся в переломные, важные моменты и оказывал воздействие на самочувствие и самосознание человека, а также передавал от поколения к поколению накопленный социальный опыт.
Обряды делятся на календарные, связанные с сельскохозяйственными работами, и семейные, связанные с миром отдельной семьи – со свадьбой, рождением, похоронами и позднее – проводами рекрутов в армию.
Суть календарной обрядовой поэзии сводилась к стремлению получить богатый урожай. Календарь древних славян отражал по преимуществу хозяйственно-практическую сторону их жизни.
Мифологические представления, пронизанные заботой земледельца о судьбе кормившего его поля были связаны с существованием особо важных праздников и календарных обрядов, приходившихся на время возрождения солнца (праздник Коляды) и на время, когда солнце достигает вершин своего могущества (летний праздник Купалы). Праздники второй половины года, особенно осенние, значительно реже обставлялись календарными обрядами: когда урожай собран, земледелец уже не зависел от природных стихий.
Обряды сопровождались песнями. Календарные обрядовые песни разнообразны, но есть в них и общие черты:
1) элемент заклинания 2)Они показывают, что древний человек верил в свою власть над природой, соответственно функция песен – воздействие человека на природу;
3)календарные обрядовые песни имеют одинаковый стиль.
Ю.Г.Круглов в работе «Русские обрядовые песни» выделяет песни ритуальные, заклинательные, величальные, корильные, игровые, лирические.
Ритуальные песни отражали собственно обряд, способствовали его формированию и реализации. Заклинательные песни были магическим обращением к силам природы с целью получить благополучие в хозяйстве и семье. С помощью Заклинательных песен заклинались магические силы природы с целью выпросить у них богатство, здоровье и счастье. Исполнялись песни-заклинания в календарных и свадебных обрядах. В хороводах они почти не пелись. В величальных песнях поэтически идеализировались, прославлялись участники ритуала: реальные люди или мифологические образы (Коляда, Масленица и др.). Противоположны величальным были корильные песни, которые высмеивали участников ритуала, нередко в гротескной форме; их содержание было юмористическим или сатирическим. Игровые песни исполнялись во время различных молодежных игр; в них описывались и сопровождались имитацией полевые работы, разыгрывались семейные сцены (например, сватовство). Песни лирические — наиболее позднее явление в обряде. Их главное назначение — определять мысли, чувства и настроения. Благодаря лирическим песням создавался определенный эмоциональный колорит, утверждалась традиционная этика.
В основе календарных обрядов лежали магия и заклинание в целях предохранения от враждебной нечистой силы (магия профилактическая) и в целях обеспечения человеку каких-либо положительных ценностей (магия продуцирующая).
Празднование Нового года в народном быту совершалось в конце декабря – начале января. Новый год открывался исполнением колядных песен или колядок ( от лат. сalendae – первый день каждого месяца). Слово коляда обозначает время празднования святок (с 24 декабря, «навечерия», кануна Рождества, до 6 января – церковного праздника Крещения).
Колядка – это величальная торжественная песня, песня-заклинание благополучия в грядущем году. С приходом праздника колядовщики, обычно подростки, молодежь, собравшись по несколько человек, ходили от избы к избе и пели под окнами величальные песни хозяевам. В них звучали пожелания здоровья всем членам семьи, урожая, богатства дому. Устойчивы мотивы колядок.
В Святки (от Рождества до Крещения) много играли, гадали, пели подблюдные песни.
Предмет гаданий в подблюдных песнях был общим для всех народных гаданий: удачи и неудачи в жизни, урожай, житейское благополучие, здоровье. Но излюбленной темой гаданий в подблюдных песнях всегда было «суженое – ряженое», т.е. замужество, брак, семья. Посредством гадания желали предугадать то, от чего зависели судьба и жизнь человека.
Гадания, ряженья, пляски, песни – вот содержание гуляний и посиделок в прежнее время на Святках.
Масленица - праздник весенний, но оторвавшийся от весеннего цикла к зимнему в значительной мере из-за церковного Великого Поста, запрещавшего какие-либо увеселения в течение 7 недель перед Пасхой. Завершались зимние запасы. С древних времен масленица считалась самым веселым праздником в году. Смена забав и веселий на неделе отразилась в названиях дней масленичной недели.
Понедельник назывался встречей. Делали чучело Масленицы – рядили его в кафтан, подпоясанный кушаком, обували в лапти, ввозили на гору с зазыванием «приехать в гости на широкий двор, на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешаться». Песня, которую пели при встрече – это первый вид масленичных песен. Это песни мажорного характера, нередко напоминающие величания:
Чтобы слуги были молодые.
Вторник называли «заигрыши». В деревне начинались самые разные развлечения, игры, ряженья, катанья.
Масленица – преимущественно праздник женатой молодежи, в то время как Святки – холостой.
Среда на масленичной неделе называлась «лакомка». Она открывала угощения во всех домах блинами и другими явствами. Ю.М.Соколов объясняет разгул и обжорство на Масленице симильной магией – стремлением добиться желаемого явления его изображением.
Четверг именовался «разгулом», «широким четвергом», на этот день приходился разгар игр и веселья. Пятница – «тещины вечера», зятья в этот день угощали тещ. Суббота – «золовкины посиделки». В этот день девушки собирались на вечорки.
Воскресенье называли «прощеное воскресенье», «проводы», «целовник». Чучело Масленицы насаживали на шест, поднимали в небо, сжигали, у западных славян – спускали на воду. Масленицу отправляли в тот мир, откуда она пришла. Пограничье с тем миром – вода, околица.
Исполнялись песни, в которых нередко выражалось сожаление, что Масленица кончилась так скоро:
Целовались, мирились.
С 25 марта предполагалось исполнение песен-веснянок. Веснянка – это песенная закличка раннего прихода весны. Она была связана с детской и юношеской аудиторией. Эти песни имели магический, ритуальный характер.
Пение должно было изображать гомон птиц. Веснянкам близки по характеру егорьевские песни. Егорий, Георгий – святой, покровитель скота. 23 апреля – первый день, когда выгоняли скот. В этих песнях много заклинаний, образов, свойственных заговорным песням. Последним весенним праздником была семицкая неделя, которая приходилась на седьмую неделю после Пасхи. Её называли семик. Так именовался и четверг на этой неделе. В древности неделя называлась «русальной», «зеленой».
Обряды, совершаемые на семицкой неделе, имели аграрно-хозяйственный смысл. С наступлением праздника народ шел на поля и в рощи, собирал разные травы и устилал ими пол в жилищах. Ветвями березы в среду украшали дома. Девушки ходили в лес завивать березу.
В ночь на 24 июня отмечался праздник Ивана Купалы. Здесь также налицо двоеверие. Языческая обрядность приходилась на день святого Иоанна Крестителя. В это время происходил поворот солнца на зимний путь. В купальскую ночь на берегу водоема разводили костры, получив огонь естественным путем. Этот живой огонь имел символическое значение – выступал как символ знойного июньского лета. День Купалы был праздником солнечного огня, его очищающей, созидающей силы.
Купальские песни содержат мотивы раннего хождения в жито, к водоемам, а также песни указывают на культ солнца.
После празднования Ивана Купалы надолго, до самой осени прекращалось веселье. Наступала горячая пора.
Полевые работы завершались праздником урожая. В складчину варили пиво, резали барана, пекли пироги и, созвав родных и соседей, начинали веселье.
Песни, исполняемые в это время, назывались жнивными песнями.
Жнивные песни нередко имеют заклинательный характер. Порой это даже не песни, а формулы заклинательного содержания.
Календарные песни передают настроение, мысли и чувства народа, всегда связанные с землей, которая его кормила.
ЩЕДРИВКА (ЩЕДРОВКА), В РУССКОМ ОБРЯДОВОМ ФОЛЬКЛОРЕ ЗАКЛИНАТЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ С ПОЖЕЛАНИЕМ ХОЗЯИНУ И ЕГО СЕМЬЕ ДОСТАТКА И БЛАГОПОЛУЧИЯ. ЩЕДРИВКА (щедровка), в русском обрядовом фольклоре заклинательная песня с пожеланием хозяину и его семье достатка и благополучия. Щедривки исполнялись в канун Нового года, в т. н. щедрый, богатый «Васильев вечер» (накануне дня Василия Великого) — отсюда их название. Очень близки к колядкам. Исполнялись чаще всего молодежью. Древнейшая тема щедривок — предречение обильного урожая, приплода скотины. Щедривки изображали не реальную, а желанную сторону жизни, что соответствовало их заклинательной сущности. Позже щедривки вобрали в себя величальные мотивы, элементы христианской религиозности. Существовали пародийные юмористические разработки колядок и щедривок с церковной темой.
Вопрос 17.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1317)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |