Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные типы преданий. Идейно-художественное своеобразие исторического предания.



2019-08-13 4442 Обсуждений (0)
Основные типы преданий. Идейно-художественное своеобразие исторического предания. 5.00 из 5.00 3 оценки




1. Предание – это широко известный в народе устный эпический рассказ с установкой на достоверность, объяснение реальных фактов прошлой истории, быта, название отдельных местностей. Сам народ отметил достоверность как самое характерное свойство преданий, он называет их «бывальщинами», «былями» и еще «досюльщиной», то есть рассказом о давних временах, событиях, случившихся в «досюльные времена» до нынешнего времени.

2. Преданиям свойственна интенсивность идейно-эмоционального воздействия. Они кратки, у них форма строгого эпического повествования. Достоверность сообщения не подвержена сомнению, каким бы невероятным оно ни было само по себе. Формула «стары люди говорят» обычная ссылка тех, кто сообщает предание.

3. Определение жанра. Фольклористы еще не дали достаточно удовлетворительного и обоснованного определения преданий. Нередко в научной литературе смешивают предания и легенды, хотя это различные жанры. Это объясняется их близостью, а также наличием переходных форм, одни из которых ближе к преданиям, а другие — к легендам. Предания в народе называют «былями» и «бывальщинами». Для них характерна историческая тематика. Предания сохраняют память о событиях и деятелях национальной истории.

Среди разных преданий выделяются 2 большие тематические группы: исторические предания о памятных событиях истории и лицах, и топонимические предания об обосновании разных городов, о происхождении их названий, названий урочищ, гор и др.


Топонимические предания объясняют происхождения названий, и даже самое появление гор, урочищ, и других приметных мест на земле.


Историческим преданиям больше, чем какому-либо другому жанру повезло, их внесли в летописи уже первые грамотные люди. В них вошли исторические предания, связанные с княжением киевских князей с битвами, которые вели восточные славяне. Предания об обрах – мучителях славян, о хозарских старцах, предсказавших силу и мощь киевского государства, о походах Олега на Царьград, о смерти Олега, о мести княгини Ольги за смерть Игоря, о сватовстве князя Владимира к Рогнеде, к историческим преданиям также относятся предания о Разине и Пугачеве, о выдающихся царях Иване Грозном и Петре Великом.

 

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДАНИЯ – повествовател. жанр народнопоэтич. творчества (фольклора), тексты к-рого содержат сведения о реал. лицах и событиях прошлого. Источник возникновения – рассказы очевидцев, к-рые при передаче другим постепенно удаляются от фактич. первоосновы, подвергаясь переработке по законам жанра и придерживаясь устной повествовател. традиции народа. Вымысел при этом чаще всего бывает неосознанным; рассказывающий ориентируется на правдивость событий и действительность героев, этим И.п. близки к мифам и бывальщинам.

Историзм преданий состоит прежде всего в том, что они имеют историческую основу. В летописях и народной традиции предания выполняют роль достоверного исторического источника, на них ссылаются как на верное свидетельство о прошлом родной страны. Историзм преданий состоит и в том, что со временем происходят изменения жизненного содержания и формы произведений. Непрестанно обновляются их темы, сюжеты, мотивы, персонажи, характер изображения событий и лиц.

Специфично в предании и отражение действительности: внимание к деталям, частностям, подробностям прошлого.

4. В репертуаре русских преданий можно выделить следующие основные циклы: древнейшие предания, предания о "справед­ливом царе", предания о предводителях народных движений, предания о разбойниках и кладах.

ü Древнейшие предания появились в то время, когда сверхъес­тественные персонажи родоплеменных мифов были заменены обычными людьми (А. Н. Афанасьев назвал этот процесс "низ­ведением богов с неба на землю"). Предания повествуют о рас­селении славянских племен и об их родоначальниках, с имена­ми которых связывалось название самих племен.

ü Предания о справедливом царе связаны с именами Ивана IV (Грозного) и Петра I.

ü Предания о предводителях народных движений дополняли уто­пическую мечту народа о справедливом царе. В фольклоре самый ранний исторический образ народного предводителя — атаман сибирских казаков Ермак Тимофеевич, победивший сибирского хана Кучума. Цикл преданий о Ермаке складывался одновременно с циклом об Иване Грозном (в кон­це XVI — начале XVIII в.). Образ Ермака впитал эпические чер­ты былинных богатырей и окрашен народными представления­ми о "благородном разбойнике".

ü Предания о разбойниках и кладах рассказывались повсюду в России, так как повсеместно были известны места, связанные с разбойниками, и места, где они будто бы зарыли клады. Типо­логический образ "благородного разбойника" (герой грабит бо­гатых и заступается за бедных) представал во многочисленных локальных вариациях.

Предание хотя и имеет «свободную форму», при которой отсутствует определенная модель построения произведения, не лишено внутренней структуры, принципов идейно-художественной организации произведения: скрепления всего повествовательного материала одним сюжетным эпизодом, одним основным героем, созданию образа которого подчинены и сюжет и выразительные средства. Предания обладают и эстетической функцией, что проявляется в необычности сюжетной ситуации, идеализации положительного героя, употреблении особых выразительно-изобразительных средств.

Вопрос 25. Идейно-художественное своеобразие жанра легенды.

 

1. Легенда - рассказы с выражением христианских понятий и представлений, сложившиеся в отдельную жанровую систему. 

Легенда (от лат. legenda – «то, что следует прочесть) – первоначально житие святого, написанное для чтения в день его памяти. Термин возник в католической письменности. В XIII – XV вв. в Европе сложились многочисленные сводные сборники легенд на латинском языке («Золотая легенда»).

 

Позже легенда – религиозно-дидактическое повествование, притчи о животных, растениях, предметах христианского культа. В современном обиходном значении легендой часто называют, независимо от жанра, произведения, отличающиеся поэтическим вымыслом и одновременно претендующие на достоверность.

 

В фольклоре легенда – вошедший в традицию устный народный рассказ, в основе которого фантастический образ или представление, воспринимающееся рассказчиком и слушателем как достоверные. В основе легенды всегда лежит «чудо», и повествует она как о прошлом, так и о настоящем, будущем. (А.Н. Афанасьев, К.В. Чистов)

Легенды – прозаические произведения, в которых фантастически осмыслены события, связываемые с явлениями неживой природы, с миром растений, животных, а также людей; со сверхъестественными существами. (Б.П. Кирдан)

2. В.Я Пропп считал легенду промежуточным жанром, исходной точкой отсчета была сказка. Т.е. легенда граничит с эпосом, сказкой и преданием, все они выходят из мифа и плавно перетекают друг в друга.

3. Основные функции легенд: объяснительная и нравоучительная.

 

4. Легенды связаны с христианскими представлениями, но в них ощущается и языческая основа. В легендах человек оказывается неизмеримо выше нечистой силы.

 

 

Главным свойством их как жанра стало утверждение морально-этических норм христианства или идей, возникших под влиянием воодушевленного отношения к вере, хотя и понимаемой на мирской, житейский, обыденный лад. Легенда как жанр достаточно ясно выделяется среди видов устной прозы.

 

Легенда всегда основывается на христианском мировосприятии, хотя и соединяет его с житейскими понятиями и представлениями. Степень воздействия христианского вероучения на легенду бывает разной – от определяющего до весьма поверхностного, но свободных от христианской веры легенд не существует. По этой причине уже первые ученые предложили классификацию легендарных сюжетов и мотивов, приняв за основание их близость к темам и содержанию письменных произведений.

5. Основные разновидности легенд (Б.Н. Кирдан):

· этиологические – дают знания об окружающем мире;

· религиозно-назидательные – о Боге и т.д. Здесь выделяется особый сборник легенд об юродивых: а)о прядильщике на фабрике Максимке Прозорливом; б)о Васеньке – прозорливом человеке; в)о художнике Ефиме Честнякове. В устном традиционном христианстве легенды могли принимать форму сказок (легендарные сказки) – «Марко Богатый», «Безручка» и т.д.

· социально-утопические выразили страстную, но несбыточную мечту угнетённого крестьянства о справедливом общественном устройстве. Русская социальная утопия была связана с мировоззрением средневекового человека, т.е. христианина. В фольклоре социально-утопические легенды – сравнительно поздние произведения, датируемые от начала XVII до середины XIX вв.

 

6. В своей форме, легенды часто сближаются с бытовыми сказками. Некоторые из них приобрели сатирическое истолкование сюжетов Священного Писания. Отказ от отвлечённо-абстрактной фантастики библейских книг говорит о земной, социально-бытовой основе народных легенд. Эти свойства дали В.И.Чичерову основание именовать легенды «сказками-легендами». Эту черту у легенд замечали ранее. А.Н. Афанасьев писал об усвоении ими «атрибутов чисто сказочного эпоса». Нередкий отказ от библейской фантастики говорит о земной, бытовой основе легенд.

 

7. Легенда всегда выражала идеи, которые и при религиозном характере их сюжетов и стиля несла на своем знамени оппозиционная мысль.

8. Композиция легенды. (А.М. Жердева) Легенда привязана к историческому времени и (или) к определённому географическому месту. Легенда имеет повествовательную форму, элемент «чудесного», установку на достоверность. В легенде чудо строгим образом подобрано, чтобы подчеркнуть важность происходящего события. Исключение – чудеса, которые происходят в легендах о святых.

 

Легенда – жанр свободной формы, он не имеет таких структурных элементов, как устойчивого начала. В.Н. Морохин отмечал, что у легенды «отсутствует устойчивая композиционная структура построения, её текст не содержит традиционных присказок, зачинов и концовок». Легенда иногда использует начальные формулы сказки, главным образом волшебной.

 

9. Действующие лица, боги и герои, выглядят приземлённо. В легенде различные персонажи, например, старик и Христос могут представать как в равной мере достоверные.

 

10. Легенда может возникать на любом этапе исторического развития, сохраняя привязанность к определённому хронотопу, но вбирая в себя мифические представления, ставшие неотъемлемой частью культурного сознания.

 

Вопрос 26. Социально-утопические легенды: проблематика, система образов, устойчивые типы сюжета и композиции, специфика бытования жанра.

Легенда (от лат. legenda – «то, что следует прочесть) – первоначально житие святого, написанное для чтения в день его памяти. Термин возник в католической письменности. В XIII – XV вв. в Европе сложились многочисленные сводные сборники легенд на латинском языке («Золотая легенда»). Позже легенда – религиозно-дидактическое повествование, притчи о животных, растениях, предметах христианского культа. В современном обиходном значении легендой часто называют, независимо от жанра, произведения, отличающиеся поэтическим вымыслом и одновременно претендующие на достоверность. В фольклоре легенда – вошедший в традицию устный народный рассказ, в основе которого фантастический образ или представление, воспринимающееся рассказчиком и слушателем как достоверные. В основе легенды всегда лежит «чудо», и повествует она как о прошлом, так и о настоящем, будущем. (А.Н. Афанасьев, К.В. Чистов)

Легенды – прозаические произведения, в которых фантастически осмыслены события, связываемые с явлениями неживой природы, с миром растений, животных, а также людей; со сверхъестественными существами. (Б.П. Кирдан)

В.Я Пропп считал легенду промежуточным жанром, исходной точкой отсчета была сказка. Т.е. легенда граничит с эпосом, сказкой и преданием, все они выходят из мифа и плавно перетекают друг в друга.

Основные функции легенд: объяснительная и нравоучительная.

Легенды связаны с христианскими представлениями, но в них ощущается и языческая основа. В легендах человек оказывается неизмеримо выше нечистой силы.

Основные разновидности легенд (Б.Н. Кирдан):

· этиологические – дают знания об окружающем мире;

· религиозно-назидательные – о Боге и т.д. Здесь выделяется особый сборник легенд об юродивых: а)о прядильщике на фабрике Максимке Прозорливом; б)о Васеньке – прозорливом человеке; в)о художнике Ефиме Честнякове. В устном традиционном христианстве легенды могли принимать форму сказок (легендарные сказки) – «Марко Богатый», «Безручка» и т.д.

· социально-утопические выразили страстную, но несбыточную мечту угнетённого крестьянства о справедливом общественном устройстве. Русская социальная утопия была связана с мировоззрением средневекового человека, т.е. христианина. В фольклоре социально-утопические легенды – сравнительно поздние произведения, датируемые от начала XVII до середины XIX вв.

В сюжетах легенд вымышленные факты переплетались с реальными, причём вымысел имел особый характер: он не обобщал и не объяснял действительность, а дополнял её. Это признак проявляется в следующем: рассказывалось о событиях, которые происходили в прошлом, продолжали развиваться или существовать в настоящем и должны произойти в будущем. ==> Сюжеты социально-утопических легенд развивались в трёх хронологических измерениях. Они не только предсказывали будущее, но и призывали к действию. Они обладали особой, активной связью с действительностью, выполняли социальную функцию.

Сюжеты легенд то ярко вспыхивали в народном сознании, то затухали. К.В. Чистов связал такую особенность с одним из важнейших условий бытования социально-утопических легенд – верой народа в достоверность, которая «предопределила своеобразную их судьбу: социально-утопические легенды с падением этой веры перестали бытовать, не сохранялись в поздней устной традиции, либо трансформировались в исторические предания…».

К.В. Чистов выделил 3 тематические группы социально-утопических легенд:

1. о «золотом веке»;

2. о «далёких землях»;

3. о «возвращающемся избавителе».

В легендах о «золотом веке» рассказывается о сказочном райском времени, когда всё было хорошо, все благоденствовали. Устные легенды подобного содержания могли связываться с воспоминаниями о вольном древнем Новгороде. Следы таких представлений обнаруживаются и в описании былинного города Галича («Дюк Степанович», «О граде Китеже»).

Легенды о «далёких землях» (о реке Дарье, о городе Игната, об Ореховой земле). Одной из самых распространённых была легенда о Беловодье. Она имела общерусский характер, но особенно популярна была среди старообрядцев-беспоповцев. Вера в эту легенду привела к появлению среди них особой секты – бегунов. Считалось, что в Беловодье нет никакой светской власти, государственной организации, суда. Там есть только «духовные власти», которые представали в идеализированных и демократических формах.

Легенды о «возвращающихся царях (или царевичах)-избавителях». На протяжений нескольких веков они выступали «содержательной формой идеологии народных движений». В основе этих легенд лежала общая схема сюжета: природный царь намерен осуществить социальные преобразования в пользу крестьян à боярское окружение добивается отстранения избавителя à происходит чудесное спасение избавителя àкакое-то время он вынужден скрываться или анонимно странствовать по Руси à народ получает вести или же благодаря случайным встречам узнаёт его самого à правящий царь пытается помешать избавителю осуществить задуманное – но безуспешно à возвращение избавителя и узнавание его народом à избавитель воцаряется в столице, осуществляет задуманные социальные преобразования; он жалует своих сподвижников, наказывает изменников, незаконного царя, придворных, дворян.

Легенда демонстрирует очень высокую степень царистских иллюзий. Социальное сознание крестьян было монархическим. Исторический оптимизм народа соединяется с образом истинного царя, который выступает своеобразной, утопической, «надклассовой» силой, способной противостоять царям реальным. При этом конфликт избавителя с правящим царём мог иметь под собой действительное жизненное обоснование (Екатерина II и Петр III; Екатерина IIи Павел), а мог быть вымышленным либо проблематичным (царевич Дмитрий и Борис Годунов). Легендой пользовались многие самозваные престолонаследники.

Постепенно легенды о подмене царя и правящем царе-антихристе превращаются в своеобразный род предсказаний апокалиптического толка. Некоторые варианты народных легенд объявляли неистинной всю царскую династию. Несомненно то, что эти легенды подрывали монархические иллюзии крестьянства, заставляли их в какой-то мере пересматривать свои взгляды на государственное и административное устройство страны.

Композиция легенды. (А.М. Жердева) Легенда привязана к историческому времени и (или) к определённому географическому месту. Легенда имеет повествовательную форму, элемент «чудесного», установку на достоверность. В легенде чудо строгим образом подобрано, чтобы подчеркнуть важность происходящего события. Исключение – чудеса, которые происходят в легендах о святых.

Легенда – жанр свободной формы, он не имеет таких структурных элементов, как устойчивого начала. В.Н. Морохин отмечал, что у легенды «отсутствует устойчивая композиционная структура построения, её текст не содержит традиционных присказок, зачинов и концовок». Легенда иногда использует начальные формулы сказки, главным образом волшебной.

Действующие лица, боги и герои, выглядят приземлённо. В легенде различные персонажи, например, старик и Христос могут представать как в равной мере достоверные.

Легенда может возникать на любом этапе исторического развития, сохраняя привязанность к определённому хронотопу, но вбирая в себя мифические представления, ставшие неотъемлемой частью культурного сознания.

Специфика бытования жанра. Распространение социально-утопических легенд связано со старообрядцами. Именно старообрядцы координировали социальный протест всего остального крестьянства. à Распространение социально-утопических легенд происходит в крестьянской среде. Они дошли до нас в виде слухов, фрагментарных записей, печатных или рукописных свидетельств. Источниками также являются официальные документы, расспросные речи, протоколы допросов, доносы и газеты, воспоминания современников, «манифесты» и «указы» руководителей народного движения.

 

 

План:

1. определения легенды (А.Н Афанасьев, К. В. Чистов; Б.Н Кирдан);

2. мнение В.Я. Проппа на легенду;

3. функции легенд;

4. разновидности легенд (Б.Н. Кирдан);

5. социально-утопические легенды;

6. особенность сюжетостроения социально-утопических легенд;

7. разновидности социально-утопических легенд (по К.В. Чистову):

· о «золотом веке»;

· о «далёкой земле»;

· о «возвращающихся царях (или царевичах)-избавителях; схема сюжета данного вида социально-утопической легенды;

8. сознание народа в социально-утопической легенде;

9. композиция легенды (А.М. Жердева);

10. специфика бытования жанра.

                                                                                                                                



2019-08-13 4442 Обсуждений (0)
Основные типы преданий. Идейно-художественное своеобразие исторического предания. 5.00 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Основные типы преданий. Идейно-художественное своеобразие исторического предания.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4442)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)