Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проблемы высшего образования.



2019-08-13 274 Обсуждений (0)
Проблемы высшего образования. 0.00 из 5.00 0 оценок




На сегодняшний день в Казахстане во многих отраслях экономики остро стоит проблема с наличием высококвалифицированных специалистов. Парадоксальным является тот факт, что причиной нехватки квалифицированных специалистов не является недостаточность людских ресурсов или учебных заведений, занимающихся подготовкой данных специалистов, напротив, в стране наблюдается высокий процент безработицы и избыточность учебных заведений. Процентный показатель количества учебных заведений к общему числу населения страны является одним из самых высоких в мире, и в разы превышает аналогичный показатель в европейских странах. А основной причиной нехватки квалифицированных специалистов является низкий средний уровень подготовленности выпускников в учебных заведениях страны.

Причины такого низкого уровня образования в РК много, но одним из основных факторов повлиявшим на сферу образования были просчеты, допущенные на заре становления образовательной системы в независимом Казахстане. В период существования СССР высшее образование можно было получить только в государственных ВУЗах, где набор студентов производился только по госзаказу, и из всех желающих получить высшее образование лишь малая часть имела возможность обучаться в ВУЗах. С получением независимости и введением рыночной экономики коммерция стала входить во все сферы жизни общества, в том числе и в сферу образования; у населения появилась возможность получить высшее образование на платной основе, при этом, не проходя сложных экзаменов. Накопленный неудовлетворенный спрос наряду с текущим высоким спросом на получение высшего образования выразился в большом числе людей, готовых платить за получение образования. Данный ярко выраженный спрос подстегнул рынок образования к порождению предложения в виде быстрого открытия множества частных ВУЗов с широкой филиальной сетью. Совершенно логично, что открытие ВУЗов на скорую руку негативно повлияло на качество образования в данных ВУЗах. Вместе с тем обеспечение профессорско-педагогического состава в новых ВУЗах производилось за счет привлечения преподавателей с уже существовавших государственных ВУЗов, тем самым, ухудшая положение дел и в государственных ВУЗах. В итоге на основе реалии того времени сформировался неудовлетворительный средний уровень образования.

Необходимо отдельно сказать и о проблеме того, что используемая учебная программа не в полной мере дает знания и навыки необходимые в реальной практической деятельности будущего работника. Отчасти это складывается за счет низкой мобильности учебных заведений, которые не успевают внедрять в свою учебную программу все новшества, требуемые в работе современного сотрудника.

Все вышесказанное не может не сказаться на низкой мотивации студента к активному и качественному усвоению учебной программы. Говоря более конкретно, то можно отметить, что в процессе учебы, у среднего студента отсутствует «кнут» в виде жестких требований к знаниям, вместе с тем отсутствует и «пряник», так как хорошее усвоение учебной программы не дает больших преимуществ при дальнейшем трудоустройстве. Это связано сразу с несколькими причинами: во-первых, существует не совсем тесная увязка учебной программы и реальных знаний и навыков, требуемых на потенциальной работе; во-вторых, низким статусом высшего образования, которое не может существенно повлиять на выбор работодателя. Все это сказывается на отношении студента к обучению как некой формальности, не требующей от него реальных усилий.

В конечном результате, мы имеем следующее положение дел на сегодня - в стране много дипломированных специалистов, но мало в действительности квалифицированных специалистов. Ярким примером может послужить ситуация с бухгалтерами, на рынке труда существует дефицит квалифицированных бухгалтеров, но вместе с тем существует огромное количество соискателей с дипломами бухгалтеров. В реальности для работодателя более ценен человек который прошел месячные курсы 1 С бухгалтерии и пол года проработал помощником бухгалтера нежели новоиспеченный выпускник ВУЗа который 4 года учился по специальности бухучет и аудит.

Образно говоря, в университетах 4 года учат воевать на мечах и луках, в то время как в реальном мире требуются навыки ведения боя с автоматом и гранатами.

Необходимо заметить, что министерство образования периодически проводит работу с целью исправления сложившейся ситуации. В частности снижалось число ВУЗов и их филиалов, ужесточались требования при прохождении ВУЗами и СУЗами плановой аккредитации, а также целый ряд реформ коснулись самого процесса обучения, взаимоотношении преподавателей со студентами, форм проверок знании студентов, требований к преподавателям и т.п.. Но несмотря на все это Казахстан так и не получил конечного результата в виде хорошо подготовленных кадров, которые бы удовлетворяли внутренние потребности рынка труда, как с позиции количества, так и качества.

Отдельного внимания требует конфликт интересов, возникающий в финансовом вопросе, как уже говорилось выше, вузы часто не хотят лишаться денег, которые студент оплачивает за обучение и всеми правдами и неправдами избегают отчисления студента даже, несмотря на плохую успеваемость.

В первую очередь необходимо посмотреть на проблему более масштабно и не ограничиваться только лишь проблемами учебных заведений, а искать комплексное решение. Данная проблема связана с интересами разных участников рынка труда. В первую очередь нужно определить, чьи интересы являются первостепенными, а чьи интересы являются второстепенными. Для этого необходимо провести четкую градацию интересов участников рынка труда.

Первостепенными интересами должны стать интересы государства, а последующее место отводиться интересам работодателя. Далее, необходимо указать интересы соискателей и только в последнюю очередь нужно рассматривать интересы учебных заведений.

1. Интересы государства

2. Интересы работодателей

3. Интересы соискателей

4. Интересы учебных заведений

На сегодняшний день все эти интересы не имеют тесной взаимосвязи между собой. К примеру, учебные заведения в своей работе не в полной мере считаются с интересами работодателей и больше ориентированы на спрос населения и привлечение студентов. Вследствие чего наблюдаются перегибы в обучении определенных специальностей (эконом, юристы). Учитывая, что среди определенной части населения имеется спрос на формальное прохождение обучения с последующим получением диплома, часть учебных заведений идут на поводу данного спроса и предоставляют возможность к прохождению обучения без особых усилий. По завершению предоставляют официальный диплом и тем самым, удовлетворяя интересы только соискателей и учебных заведений, без учета интересов государства и работодателей.

Следует учесть, что в данном аспекте интересны государства и работодателей совпадают и им нужно, чтобы выпускники не имели формальных дипломов, а имели реальные прикладные знания. В этой связи на рынке труда требуется игрок, который будет являться связующим звеном между интересами всех участников рынка труда и в первую очередь будет представлять интересы работодателей.

Вариантов работы данного игрока очень много, все зависит от полноты полномочии которые будут в его распоряжении. Одним из направлении его работы могло бы быть проведение независимой и объективной проверки знаний соискателей, с последующей выдачей сертификатов подтверждающих их реальный уровень знаний. Благодаря этому, в мотивации студента появиться «пряник» так как он будет знать, что при наличии хороших знаний он сможет документально доказать работодателю что он является перспективным соискателем.

Данная проверка ни в коем случае не должна быть обязательной, а должна проводиться только на добровольных началах, так как обязательная форма неизбежно приведет к негативным результатам. Главной задачей данной проверки должно быть предоставление соискателю с реальными хорошими знаниями возможности документального доказательства наличия хороших знаний (необходимо заметить что мин образование вводит в вузах систему сертификации но учитывая она будет, проходит в обязательном порядке и проводится через вузы в конечном результате де факто станет простым очередным гос экзаменом).

На сегодняшний день работодатели уже уставшие от формальных дипломов начали внедрять практику проведения экзаменов у потенциальных соискателей, в этой связи они расширяют свой HR штат и выстраивают мини университеты при HRотделах которые не только проводят отбор соискателей, но и переучивают уже набранных сотрудников в соответствии со знаниями, которые им реально требуются. Но такую практику могут себе позволить только крупные компании, а более мелкие компании должны мирится со сложившемся положением дел.

Показательным является пример с тестовыми центрами TOEFL, данные центры проводят тестирование по всему миру на предмет определения уровня знаний английского языка. При этом данный центр гарантирует и обеспечивает полною объективность проверки знании тестируемых. И если какой то иностранный вуз или работодатель хочет быть уверен, что вы знаете английский язык, он просит вас пройти тест в данном центре и в случае если Вы успешно прошли, тест, работодатель будет уверен, что вы реально знаете английский язык и не важно где вы заканчивали вуз в Казахстане, Германии или в Монголии.

В прочем это только один из примеров работы данного игрока главное чтобы данный игрок был совершенно независим от всех участников рынка, в случае, какой-либо зависимости возможно возникновение конфликта интересов.

 

 

Вопрос 46.



2019-08-13 274 Обсуждений (0)
Проблемы высшего образования. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проблемы высшего образования.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (274)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)