Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Состояние и развитие науки в современном Каз-не.



2019-08-13 308 Обсуждений (0)
Состояние и развитие науки в современном Каз-не. 0.00 из 5.00 0 оценок




Сегодня мир стремительно меняется, что обусловлено такими факторами, как глобализация, мобильность человеческих ресурсов, гигантские перемены в сфере технологий, доступность и многообразие информации, растущее влияние СМИ, а также инновации в науке и образовании. В настоящее время происходит замена потребности человека в образовании: от «человека знающего», т.е. вооруженного системой знаний, умений и навыков, к «человеку, подготовленному к жизнедеятельности», т.е. человеку, способному активно и творчески мыслить и действовать, саморазвиваться интеллектуально, нравственно и физически.

Устойчивое развитие цивилизации не может быть достигнуто без опоры на образование, которое в 21 веке становится глобальным. Образование занимает особое место среди главных национальных приоритетов Республики Казахстан. Глобальный проект «Интеллектуальная нация-2020» ставит перед народом стратегическую цель формирования в обществе национального ядра, обладающего высоким интеллектуальным уровнем, информационной мобильностью, креативностью и умением повести за собой нацию. Для того, чтобы достичь этой цели, интегрироваться в мировую образовательную систему, нашей стране необходимо повышать качество подготовки специалистов до уровня развитых стран. Другими словами, общество стоит перед задачей создания интеллектуального общества, подготовки интеллектуальной элиты Казахстана. (Н.А.Назарбаев).

Образование и наука являются основными факторами экономики. Во Всемирной декларации о высшем образовании для XXI века подчеркивается, что без соответствующего высшего образования и современных научно-исследовательских учреждений, с квалифицированными и образованными людьми, ни одна страна не в состоянии обеспечить реального устойчивого экономического развития.

Образование и наука как социальные отрасли базируются на развитии научно-технического потенциала, которое должно рассматриваться не в качестве сопровождающего фактора, а как один из секторов экономики, обладающий теми же особенностями, правилами и регулируемыми методами.

Надо признать, что Казахстан шагнул на ступень индустриально-инновационного раз­вития. По мнению казахстанских ученых, данный этап характеризуется перепрограмми­рованием научной системы в соответствии с современными экономическими требованиями, следовательно, развитие науки, регулируемой соответствующими нормативными показа­телями, структурной, организационной, кадровой, инфраструктурной и финансовой обеспеченностью, должна привести к коренным изменениям

В Казахстане имеются высококвалифицированные научные специалисты и интеллектуальные кадры, а также производственный потенциал. Важно знать, как правильно использовать эти ресурсы для экономических служб. Закономерным является тот факт, что с экономическим ростом в стране на предприятиях и научных учреждениях будет возрастать потребность в высокопрофессиональных и квалифицированных специалистах для таких отраслей, как высокоразвитая информационная технология, биоинженерия, экология, микробиология, космические исследования, медицина и в другие сферы научных знаний.

В первую очередь, необходимо разработать мощный мотивационный механизм для развития научного сектора, его структуры, определения приоритетных направлений, построения опытно-экспериментальных баз. Для того, чтобы доставить перспективные результаты научных исследований по приоритетным научным направлениям до стадии введения к применению, необходимо обновлять имеющееся устаревшее оборудование, используемые опытно-производственные базы и строить новые. В противном случае пока рано ожидать реальной отдачи отечественной науки для развития реального сектора экономики.

Вопросы развития инновационной науки и внедрения её результатов в практику тесно увязываются с подготовкой соответствующих высококвалифицированных специалистов, в частности, начиная с уровня профессионального образования.

В системе высшего профессионального образования существует тенденция увеличения разрыва во взаимодействии вузов с академическим сектором науки, производством и экспериментальными базами, что, соответственно, ведет к снижению качества учебного процесса и практической подготовки будущих специалистов. Кроме того, при подготовке кадров с высшим образованием происходит "вымывание затратных специальностей", в частности, естественно-научного и технического направлений, без чего невозможно научно-техническое развитие общества.

В разработанном проекте "Концепции развития образования Казахстана до 2015 года", обсуждение которого планируется начать в Парламенте в феврале с.г., предлагаются принципиально новые подходы в сфере высшего и послевузовского образования, переход на многоуровневую подготовку специалистов высшей квалификации - бакалавр - магистр -доктор PhD. Высшее образование будет осуществляться через бакалаврские программы, которые позволяют готовить специалистов новой модели, адаптированных к быстро меняющимся условиям производства и рынка. В послевузовское образование будет включена подготовка магистров на базе вузов и научно-исследовательских институтов по специальным гибким программам для научной и производственной сфер деятельности.

Вторая ступень послевузовского образования предусматривает докторские программы PhD и сочетает оптимальный баланс между обучением и исследовательской деятельностью. Подготовка специалистов новой формации будет осуществляться по модели, соответствующей Болонской декларации "О европейском регионе высшего образования и международной стандартной классификации образования". После принятия новой концепции университеты могут взять на себя функции по присуждению научных степеней. При кредитной форме обучения студенты смогут выбирать не только университет, специальность, но и около 50% предметов учебной программы и преподавателей.

Реализация концепции в случае ее принятия, считают ученые и ректоры вузов, потребует в ближайшей перспективе кардинальной переработки стандартов образования всех уровней, подготовки нового поколения научных и педагогических кадров, внедрения системы менеджмента и контроля качества, дальнейшей демократизации всей системы образования /2/.

Контроль государства над образованием очень важен, потому что это напрямую влияет на будущее развитие страны и её безопасность. В этой связи в вопросах реформирования образовательного процесса особое внимание занимают проблемы управления образованием и его финансирование. Однако реформирование этой сферы не должно сводиться только к экономическим вопросам, вместе с тем, необходимо учитывать вопросы соответствия образования современным требованиям времени и его качества.

Одним из примеров прямого государственного регулирования системы высшего образования в вопросах формирования источников финансирования, отечественные ученые считают внедрение корпоративного принципа подготовки кадров с высшим образованием. Сращивание науки и практики можно продемонстрировать на примере стран с развитой экономикой (США, Япония, Финляндия), где промышленные предприятия осуществляют НИОКР в условиях самоокупаемости и самофинансирования; и если на долю государственных затрат приходится приблизительно 30%, то промышленные предприятия осваивают до 70% всех национальных затрат для НИОКР.

Президент нашей страны Н.А.Назарбаев особо выделил роль общества как гуманного блока в формировании новой идеологии. Идеология формируется самим обществом, которое стало ведущим мотивационным фактором . Сегодня можно говорить о культе высшего образования. Произошли изменения в общественном сознании. Главный акцент делаем на образовании и развитии собственных интеллектуальных свойств. Сквозь призму такой парадигмы меняется роль самих университетов, которое фактически формируют интеллектуальную нацию.

Выполняя интегрирующую, культурообразующую миссию, оно выполняет свое высшее предназначение – способствует духовному единению и взаимопониманию людей в полиэтническом, многоконфессиональном государстве Казахстан.

Перспективные идеи в сфере образовательной политики позволяют создать концептуальную базу долгосрочной казахстанской стратегии развития системы обучения и воспитания молодежи. Реализация основных принципов национального образования в республике позволит существенно повысить уровень подготовки специалистов, будет способствовать укреплению единства народа Казахстана, казахстанской государственности.

 



2019-08-13 308 Обсуждений (0)
Состояние и развитие науки в современном Каз-не. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Состояние и развитие науки в современном Каз-не.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (308)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)