Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Нормативно-правовая база.



2019-08-13 517 Обсуждений (0)
Нормативно-правовая база. 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Конституция РФ.

2. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ».

3. Федеральный закон от 6 октября 1999г., последняя редакция от 12 июля 2006 года.

4. Устав Липецкой области.

 

Тест.

1) Какие из субъектов РФ имеют свои конституции:

1. края;

2. области;

3. республики;

4. города федерального значения.

2) Какие вопросы республики в составе РФ могут решать самостоятельно:

1. о государственном языке, о государственных символах республики;

2. о разделении властей;

3. о конституционном строе;

4. о правах и свободах гражданина и человека.

3) Все ли субъекты РФ имеют свое законодательство:

1. нет;

2. законодательство имеют только края в составе РФ;

3. законодательство имеют только республики в составе РФ;

4. да, все.

4) Какие нормативные правовые акты играют роль основных законов в субъектах РФ, кроме республик:

1. договоры;

2. законы;

3. уставы;

4. конституции.

5) Субъектами РФ являются:

1. республики;

2. автономные округа;

3. города федерального значения;

4. федеральные округа;

5. автономные края.

6) Равноправие субъектов Российской Федерации определяется:

1. их равенством во взаимоотношениях с федеральным органами государственной власти;

2. равенством их прав по решению вопросов местного значения;

3. равенством их территорий;

4. запрещением изменять свой статус;

5. запрещением расширения своей территории.

7) Конституционно-правовые признаки субъектов Российской Федерации:

1. собственные полномочия;

2. система собственных органов государственной власти;

3. общая с федерацией правовая система;

4. Общие для всех субъектов РФ наименования представительных органов государственной власти;

5. наличие уставов как актов конституционного значения.

8) Образование в составе РФ нового субъекта осуществляется путем:

1. объединения двух граничащих между собой субъектов Российской Федерации;

2. объединения нескольких граничащих между собой субъектов РФ;

3. объединения ряда не граничащих между собой субъектов РФ;

4. поглощения автономных образований краями или областями.

9) Образование в составе Российской Федерации нового субъекта:

1. предусматривает изменение количественного состава субъектов РФ;

2. не связано с принятием в Российскую Федерацию нового государства;

3. связано с принятием в Российскую Федерацию части иностранного государства;

4. определяется обязательством Российской Федерации войти в состав межгосударственного союза.

10) Основными принципами принятия в Российскую Федерацию нового субъекта являются:

1. добровольность;

2. соблюдение государственных интересов РФ;

3. создание военно-политического блока;

4. формирование более сильных вооруженных сил;

5. укрепление государственных границ Российской Федерации.

11) Условия принятия в РФ нового субъекта:

1. взаимное согласие РФ и иностранного государства;

2. заключение соответствующего международного договора Российской Федерацией;

3. одобрение со стороны ООН;

4. одобрение со стороны стран-участниц СНГ;

5. предоставление новому субъекту только статуса автономного округа.


Тема 19. Избирательное право, избирательная система РФ.

План

1. Понятие избирательной системы и избирательного права РФ.

2. Особенности российской избирательной системы.

3. Система источников избирательного права.

4. Принципы избирательной системы и избирательного права..

5. Понятие избирательного процесса и его основные стадии.

А) назначение выборов;

Б) регистрация (учёт) избирателей, составление списков избирателей;

В) образование избирательных округов, избирательных участков;

Г) формирование избирательных комиссий;

Д) выдвижение, регистрация и статус кандидатов;

Е) предвыборная агитация;

Ж) порядок голосования, подсчета голосов, подведения итогов выборов и их опубликование;

З) финансирование выборов.

6. Гарантии избирательного права граждан РФ.

7. Ответственность за нарушение избирательного права граждан.

 

Нормативная база.

1. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации. Федеральный Закон от 12 июня 2002г., в ред. Федеральных законов от 27 сентября 2002г., 23 июня 2003г, 4 июля 2003г., 7 июня 2004г., 12 августа 2004г., 22 августа 2004г, 11 декабря 2004г.,29 июня 2005г., 21 июля 2005г., 12 июля 2006г.,// СЗ РФ. 2002.

2. О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Федеральный закон от 18 мая 2005г., в ред. Федерального закона от 12 июля 2006г.// СЗ РФ. 2005. №21. Ст.1919;2006. №29. Ст. 3124,3125.

3. О выборах Президента Российской Федерации. Федеральный закон от 10 января 2003г. в ред. Федеральных законов.

К вопросу №1.В настоящее время в отечественной и зарубежной юридической литературе нет единой точки зрения на понятие «избирательная система». Поэтому при изложении мы будем придерживаться мнения базового учебного пособия и [11]. Понятие «избирательная система» применяется в широком и узком смысле. В широком смысле – это урегулированная нормами права совокупность общественных отношений по поводу выборов. В узком – это порядок определения результатов выборов. В зависимости от порядка определения результатов выборов избирательные системы принято подразделять на два вида: мажоритарную и пропорциональную. Некоторые авторы вводят третью, смешанную систему, в которой используется элементы первых двух систем.

По мнению А.В.Зиновьева, избирательная система представляет собой совокупность юридических норм:

закрепляющих принципы, на основе которых осуществляются выборы, права граждан избирать и быть избранными;

устанавливающих ответственность депутатов и других выборных лиц за свою деятельность перед избирателями;

определяющих порядок организации и проведения выборов;

регулирующих отношения, возникающие в процессе формирования органов государственной власти, осуществления взаимоотношений избирателей с депутатами и иными избираемыми ими лицами.

Исходя из этого, можно сформулировать определение понятия «избирательное право», которое используется в двух смыслах: во-первых, как совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения по поводу выборов; во-вторых, как субъективное право граждан избирать и быть избранными. Субъективное избирательное право может быть активным, т.е. право избирать, и пассивным, т.е. право быть избранным. По российскому законодательству введены определенные ограничения: для активного избирательного права – граждане не моложе18 лет, для пассивного избирательного права – депутаты всех уровней не моложе 21 года, главы исполнительной власти субъектов РФ – не моложе 30 лет и Президент РФ – не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет (ст.81 п.2 Конституции РФ, ст.4 п.6 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

Конституцией РФ (ст.32 п.3) установлено ещё одно ограничение: « Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судьями недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда».

К вопросу №2.Особенности российской избирательной системы – не выделены в учебниках, поэтому, опираясь на наши исследования и избирательное законодательство, отметим следующие особенности:

избирательная система РФ использует различные приемы организации выборов (мажоритарную и пропорциональную системы);

избирательное законодательство РФ является двухуровневым: федеральным и региональным;

выборы в РФ проводятся на трёх уровнях: федеральном (Президента РФ, депутатов государственной Думы), в субъекте РФ (глав исполнительной власти субъектов РФ и депутатов законодательных органов), а также на уровне местного самоуправления( глав муниципальных образований и депутатов представительных органов местного самоуправления).

К вопросу №3. При подготовке всей темы следует исходить из того, что в России широк круг органов и должностей, по которым проводятся выборы депутатов и соответствующих лиц населением: Президент РФ; депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ; депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ; депутаты представительных органов местного самоуправления; главы муниципальных образований.

Система избирательного права представлена, прежде всего, избирательными законами и избирательными законами субъектов РФ. Ряд субъектов РФ вместо нескольких законов принял единый кодифицированный акт - избирательный кодекс( Воронежская область, Белгородская область и др.)

 К числу источников избирательного права следует также отнести нормативные документы Центральной избирательной комиссии (ЦИК) Российской Федерации, а в субъектах РФ – их избирательных комиссий.

Важное значение для правильного понимания требований избирательного законодательства имеют постановления Конституционного Суда РФ.

Нормативная база избирательного права очень обширна и включает Конституцию РФ, федеральные законы, конституции и уставы субъектов РФ, указы Президента, постановления Правительства, постановления Центральной избирательной комиссии и избирательных комиссий субъектов РФ, уставы муниципальных образований, нормативные акты глав исполнительной власти субъектов РФ, постановления Конституционного Суда РФ и др. Главное требование ко всему массиву нормативных актов – чтобы они не противоречили Конституции РФ и федеральному законодательству.

К вопросу №6.При рассмотрении 6 вопроса ( о гарантиях осуществления избирательного права граждан РФ) необходимо отметить, что сложилась система специальных гарантий: политических, организационных, материальных, правовых санкций.

К вопросу №7. За нарушение избирательного законодательства предусмотрены следующие виды ответственности:

государственно-правовая;

административно-правовая;

уголовная.

Избирательное законодательство установило, что большинство споров между участниками избирательного процесса должно рассматриваться в судебном порядке, меру ответственности определяет суд.

Для подготовки этого вопроса необходимо ознакомиться с постановлениями Конституционного Суда РФ по избирательному праву.

 

Тест

1. Принципы избирательного права в РФ:

А) всеобщее;

Б) равное;

В) прямое;

Г) тайное голосование;

Д) массовое участие избирателей;

Е) свободные и добровольные выборы;

Ж) проведение выборов в нерабочий день.

2. В соответствии с определением Конституционного Суда РФ (о нарушении равного избирательного права законом Оренбургской области от 1997 г. “ О выборах депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области”) на территории субъекта должны формироваться:

А) одномандатные округа;

Б) одномандатные и многомандатные округа;

В) многомандатные округа;

Г) многомандатные округа с равным количеством избираемых депутатов.

3. Гражданин Петров выдвинул свою кандидатуру на выборах в Государственную Думу, собрал в свою поддержку необходимое количество голосов в округе. Соперники оспаривают постановление окружной избирательной комиссии о регистрации Петрова в качестве кандидата, так как он не выдвинут каким-либо избирательным объединением или блоком. Правы ли они? Обоснуйте свой ответ.

4. Во время предвыборной кампании Президент России подарил автомобиль одному из избирателей-инвалиду Великой Отечественной войны. Корреспондент американской газеты, освещавший ход предвыборной кампании в России, по этому поводу в своей корреспонденции заметил, что законодательством США такие действия признаются противозаконными. Как регулируется подобная акция законодательством РФ7 Каковы ее правовые последствия?

5. Президент РФ распустил Государственную Думу, не назначив срок новых выборов. Это может сделать:

А) Правительство РФ;

Б) Совет Федерации;

В) Центральная избирательная комиссия РФ;

Г) Конституционный суд РФ;

Д) Верховный Суд РФ, если не назначит ЦИК РФ.

6. В избирательный фонд кандидата в депутаты ГД Сидорова предложили внести свои пожертвования:

А) местная церковь;

Б) муниципальное предприятие “Стройиндустрия”;

В) индивидуальный частный предприниматель;

Г) студенты 1-го курса колледжа, поступившие на базе девяти классов;

Д) смешанное российско-итальянское предприятие с 45% российского капитала;

Е) командование войсковой части;

Ж) смешанное российско-германское предприятие с 20% германского капитала.

Какие предложения Сидоров не вправе принять?

7. На выборах 225 депутатов ГД в 1999 г. По пропорциональной системе баллотировались списки 26 избирательных объединений. Число действительных избирательных бюллетеней – 63,37 млн. Избирательный барьер преодолели 6 избирательных блоков, получивших следующее количество голосов избирателей: КПРФ-24,29%; “Единство”-23,32%; ОВР-13,33%; СПС-8,52%; Блок Жириновского-5,98%; “Яблоко”-5,93%. Остальные избирательные объединения не преодолели 5%-й барьер. Сколько бы депутатских мандатов получили названные объединения, если бы не было заградительного барьера? Сколько они получили реально депутатских мандатов? Делайте расчет, опираясь на ст.80, 82 ФЗ от 24 июня 1999 г. “О выборах депутатов Государственной Думы…”.

8. В законе “О выборах в Саратовскую областную Думу” в число лиц, имеющих право голосовать при выборах этого органа власти, были включены беженцы. Конституционна ли эта норма?

9. Укажите, кто из нижеперечисленных граждан не может принимать участие в выборах:

  А) священнослужители;

  Б) военнослужащие;

  В) заключенные, находящиеся в местах лишения свободы по приговору суда;

  Г) подозреваемые, находящиеся в следственном изоляторе;

  Д) лица, не достигшие 18 лет;

  Е) душевнобольные.

10. Один из кандидатов в депутаты ГД поместил в местной газете объявление, что в случае победы его на выборах избиратели станут участниками лотереи, в которой разыгрываются легковые автомобили и квартиры. Законны ли такие методы предвыборной агитации?

11. Члена участковой избирательной комиссии Ленинского района г. Оренбурга Петрова выдвинули кандидатом в депутаты Законодательного Собрания области по Центральному избирательному округу. Должен ли Петров выйти из состава участковой избирательной комиссии?

12. Группа граждан республики Калмыкии обратилась с жалобой в Центральную избирательную комиссию о нарушении их  избирательных прав: они не смогли в выборах законодательного органа республики, поскольку временно не проживали на территории этой республики. Обоснована ли эта жалоба?

13. Закон «О выборах Президента Калмыкии» предусматривает, что право быть избранным принадлежит только гражданину Калмыкии в возрасте 60 лет, владеющему калмыцким языком. Кроме этого указано ,что выборы могут проводиться безальтернативно и считаться состоявшимися, если голосовало не менее 20% избирателей, а за претендента подано не менее 15% от общего числа имеющих право голоса. Сколько и какие нарушения избирательного законодательства Российской Федерации здесь содержаться?

14. После выборов в Тамбовскую городскую Думу выяснилось, что один из кандидатов , прошедших по результатам голосования в депутаты, использовал для проведения предвыборной агитации средства русско-итальянского предприятия. При каких условиях допускается использование данных средств?

15. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» ввел в оборот понятие «избирательного залога». В каких выборах применяется избирательный залог, как он рассчитывается.


Тема №20 Конституционные основы судебной власти.

План.

1. Судебная власть, ее специфика и функции, конституционные основы судебной системы Российской Федерации.

2. Конституционные принципы правосудия.

3. Конституционный суд РФ: порядок формирования, полномочия, статус судьи, структура и организация деятельности.

4. Конституционные/уставные/ суды субъектов РФ.

5. Система судов общей юрисдикции, мировые судьи, арбитражные суды.

6. Задачи и полномочия прокуратуры.

 

Нормативная база.

1. Федеральный закон РФ от 23.06.99 «О военных судах РФ»++ Рос. Газ. 1999, 29 июня.

2. Федеральный конституционный закон РФ от 31.12.96 «О судебной системе РФ» ред. от 05.04.2005// Рос.газ. 1997. 6 января

3. Федеральный конституционный закон РФ « О конституционном Суде РФ» от 21.07.94 ред. от 05.04.2005// Собр. Законодательства РФ. 1994. №13

4. Федеральный конституционный закон РФ «Об арбитражных судах РФ» от 28.04.95 ред. от 04.07.2003, с изм. от 25.03.2005// Собр. законодательства РФ. 1995. №18.

5. Федеральный закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О прокуратуре» от 1995(в ред. от 04.11.2005)// Собр. законодательства РФ. 1995. №7. Ст. 4472; Рос. газ. 1999. 17 февраля.

6. Федеральный закон РФ от 17.12.98 « О мировых судьях в РФ»// Рос. газ. 1998. 22 декабря.

7. Федеральный закон РФ от 08.01.98 « О судебном департаменте при Верховном Суде РФ» // Рос. газ. 1998. 14 января.

8.О конституционном суде РФ. Федеральный конституционный закон т 21 июля 1994г., в ред. Федеральных Конституционных Законов от 8 февраля 2001г., 15 декабря 2001г., 7 июня 2004г., 5 апреля 2005г. // СЗ РФ. 1994. №13. Ст. 1447; 2001. №7. Ст. 607; №51. Ст. 2824; 2004. №24. ст. 2334. №15. Ст. 1273.

9. Регламент конституционного Суда РФ от 1 марта 1995г. (Конституционное право России: Сборник конституционно-правовых актов: В 2т. / Отв. ред. О.Е. Кутафин; сост. Н.А. Михалева, Т.2.М., 1998).

10. Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июня 1998г. по делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127 // СЗ РФ. 1998. №25. Ст. 3004.

Следует также учесть, что некоторые вопросы статуса Конституционного Суда и его судей отражают такие акты, как: О судебной системе РФ. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996г., в ред. Федеральных конституционных законов от 15 декабря 2001г., 4 июля 2003г., 5 апреля 2005г. //СЗ РФ. 1997. №1. Ст. 1; 2001. «51. Ст. 4825; 2003. №27 (ч.1). Ст. 2698; 2005. №15. Ст. 1274.

О статусе судей в РФ. Закон РФ от 26 июня 1992г., в ред. Закона РФ от 14 апреля 1993г.; Указа Президента РФ от 24 декабря 1993г.; Федеральных законов от 21 июня 1995г., 17 июля 1999г., 20 июня 2000г., 15 декабря 2001г., 22 августа 2004г., 5 апреля 2005г., с изм., внесенными постановлением Верховного Совета РФ от 14 апреля 1993г. // Ведомости. 1992. №30. Ст. 1792; 1993. №17. Ст. 607; №17. Ст. 607; СЗ РФ. 1995. №26. Ст. 2399; 1999. №29. Ст.3690; 2000. №26. Ст. 2736; 2001. №54. Ст. 4834; 2004. №35. Ст. 3697; 2005. №15. Ст. 1278; САПП. 1993. №52. Ст. 5086.

Порядок формирования Конституционного Суда РФ. Требования к претендентам на должность судей Конституционного Суда. Статус судьи Конституционного Суда. рассмотрение этого вопроса опирается на ст. 8-19 закона о Конституционном Суде (1991г.) В них содержатся требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи, говорится о том, кто вносит предложения о кандидатах на эти должности Президенту РФ, в каком порядке Совет Федерации назначает судью Конституционного Суда, ст. 10 содержит текст его присяги. Закон также определяет, какие занятия и действия несовместимы с должностью судьи Конституционного Суда.

Касаясь продолжительности полномочий судьи Конституционного Суда, надо учесть эволюцию правового регулирования по этому моменту. Первый российский Закон о Конституционном Суде не предусматривал срока пребывания в Конституционном Суде и устанавливал лишь предельный возраст для судьи – 65 лет. ФКЗ о Конституционном Суде РФ в редакции 1994г. определил 12-летний срок полномочий судьи Конституционного Суда и предельный 70-летний возраст пребывания в должности. Новеллы 2001г. установили 15летний срок полномочий, сначала исключили понятие предельного возраста для судьи Конституционного Суда, а затем его восстановили. В последней (действующей) редакции закона (2005г.) установлено, что полномочия судьи Конституционного Суда РФ не ограничены определенным сроком. Предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного Суда РФ – 70 лет. Студенты могут высказать свое мнение по поводу срока полномочий судьи Конституционного Суда.

На основе ст. 13-16 Закона следует осветить правила и гарантии независимости, несменяемости, неприкосновенности и равенства прав судей Конституционного Суда. С учетом ст. 17-19 надо остановиться на приостановлении и прекращении полномочий судьи, а также его отставке.

Структура и организация деятельности Конституционного Суда РФ. Основные правила конституционного судопроизводства. При подготовке по этому вопросу надо сначала изучить ст. 20-22 Закона о Конституционном Суде РФ, из которых Студенты увидят, что Конституционный Суд рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат Конституционного Суда, познакомятся с категориями дел, разрешаемых в том и другом составах.

Далее надо уяснить, кто и в какой форме направляет обращения в Конституционный Суд по вопросам его компетенции.

Решения Конституционного Суда РФ, их юридическая сила.

Следует показать, что решения Конституционного Суда о соответствии Конституции законов РФ и иных актов, а также договоров, обозначенных в Конституции, о подтверждении либо отрицании полномочий соотв. государственных органов, о толковании Конституции и др. имеют обязательный и окончательный характер, не подлежат обжалованию и вступают в силу немедленно после их провозглашения.

На основании ч. 6 ст. 125 Конституции, ст. 71-74, 79-81 Закона о Конституционном Суде студенты должны также выяснить:

- в каких случаях решения Конституционного Суда именуются постановлениями, заключениями и определениями?

- как принимаются решения Конституционного Суда?

- какие требования предъявляются к решениям Конституционного Суда?

- какие последствия имеют решения Конституционного Суда для соотв. актов и договоров?

Следовало бы учесть, что по правовой позициисамого Конституционного Суда РФ признанный им противоречащим Конституции РФ акт является недействующим, однако подлежит отмене тем органом, который его издал. Не возникает ли противоречие в том, что акт объявляется недействующим, но формально продолжает действовать до его отмены?



2019-08-13 517 Обсуждений (0)
Нормативно-правовая база. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Нормативно-правовая база.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (517)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)