Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Лингвистическая характеристика речи и речевых нарушений.



2019-08-13 1801 Обсуждений (0)
Лингвистическая характеристика речи и речевых нарушений. 0.00 из 5.00 0 оценок




Задачи логопедии.

1. Разработка научно-обоснованных методов и принципов обучения и воспитания лиц с нарушениями речи, а также предупреждение речевых расстройств.

2. Изучение развития речи в соответствии возрастной норме.

3. Определение этиологии, симптоматики, степени проявления и структуры речевого дефекта.

4. Разработка приемов психолого-педагогической диагностики речевых расстройств.

5. Разработка принципов организации логопедической помощи.

6. Систематизация речевых расстройств.

7. Раннее выявление и устранение речевых нарушений у детей.

    Связь логопедии с другими науками.

    Логопедия тесно связана с другими науками. Различают внутрисистемные и межсистемные связи. К внутрисистемным относят связи логопедии с педагогикой, с различными отраслями специальной педагогики, с общей и специальной психологией. К межсистемным относят связи с медико-биологическими и лингвистическими науками.

   2. Логопедия как наука опирается на следующие основные принципы.

    Принцип системности опирается на представление о речи как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии. В связи с этим изучение речи, процесса ее развития и коррекции на­рушений предполагает воздействие  на все  стороны речевой функциональной системы.

При изучении и устранении речевых рас­стройств большое значение имеет принцип комплексности. Для постановки логопедического заключения, для дифференциальной диагностики сходных форм речевых нарушений необходим анализ речевых и неречевых симптомов речевого нарушения, результатов медицинского, психологического, логопедического обсле­дования, соотнесение уровней развития познавательной деятель­ности и речи, состояния речи и особенностей сенсомоторного развития ребенка. Устранение речевых на­рушений также должно носить комплексный, меди­ко-психолого-педагогический характер.

    Принцип развития предполагает выделение в процессе логопедической работы тех задач, трудностей, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка. В процессе изучения нарушений речи и их коррекции важ­но учитывать общие и специфические закономерности разви­тия аномальных детей.

    Онтогенетический принцип предполагает исследование детей с нарушениями речи, а также органи­зацию логопедической работы с ними осуществлять с уче­том ведущей деятельности ребенка (предметно-практической, игровой, учебной).

    Принцип учета этиологии, симптома­тики нарушения и структуры речевого дефекта. Для успешной логопедической коррек­ции речевых нарушений большое значение имеет установле­ние в каждом отдельном случае этиологии, механизмов, сим­птоматики нарушения, выделение ведущих расстройств, соотношение речевой и неречевой симптоматики в структуре дефекта.

    Важное место при изучении и коррекции речевых наруше­ний занимают дидактические принципы: наглядность, дос­тупность, сознательность, индивидуальный подход и др.

    К методам логопедии как науки относятся организационные (сравни­тельный, лонгитюдный, комплек­сный); эмпирические (наблюдение, эксперимент, психодиагностические); сбор и анализ анамнестичес­ких данных;

количественный и качественный анализ полученных данных; интерпретационные методы (исследование связей между изучаемы­ми явлениями); использование технических средств.

  3. Понятийно-категориальный аппарат логопедии.

    Под нормой речи понимают общепри­нятые варианты употребления языка в процессе речевой дея­тельности. При нормальной речевой деятельности являются сохранными психофизиологические механизмы речи.

    Нару­ шение речи определяется как отклонение в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, обус­ловленное расстройством нормального функционирования психофизиологических механизмов речевой деятельности.

    Недоразвитие речипредполагает качественно более низ­кий уровень сформированности той или иной речевой функ­ции или речевой системы в целом.

    Под общим недоразвитием речи в логопедии понимается такая форма речевой аномалии, при которой нарушено фор­мирование всех компонентов речи (фонетико-фонематической стороны, лексического состава, грамматического строя).

    Распад речи – это утрата имевшихся речевых навыков и коммуникативных умений вследствие локальных или диффузных поражений головного мозга.

    Симптом нарушения речи — это признак (проявление) какого-либо нарушения речевой деятельности.

    Симптоматика нарушений речи — это совокупность при­знаков (проявлений) нарушения речевой деятельности.

    Механизм нарушения речи – это характер отклонений в функционировании процессов и операций, обус­ловливающих возникновение и развитие нарушений речевой деятельности.

    Структура речевого дефекта – это совокупность (состав) речевых и неречевых симптомов данного нарушения речи и характер их связей.

    Логопедическое воздействиепредставляет собой педаго­гический процесс, направленный на коррекцию и компенса­цию нарушений речевой деятельности, на воспитание и раз­витие ребенка с речевым нарушением.

    Коррекция нарушений речи— это исправление речи или ослабление симптоматики нарушений речи (устранение, пре­одоление речевых нарушений).

    4. Личность логопеда.

    Логопед должен обладать системой общетеоретических и специальных профессиональных знаний. Логопед должен уметь определять речевые нарушения и вла­деть методами и приемами их устранения, знать психологические особенности детей с речевой патологией. Эффективность логокоррекционной работы зависит от профессионального уровня ло­гопеда, глубоких знаний и навыков, умения ориентироваться в современных отечественных и зарубежных достижениях смежных с логопедией наук, а также от его твор­ческой активности и инициативы.

    Логопед должен обладать следующими личностными качествами: гуманизм, гражданская нравственность, любовью к детям; справедливость, выдержка, педагогическое творчество. Логопед должен быть терпелив, так­тичен и доброжелателен.

    Речь логопедадолжна быть образцом для окружающих, не только детей, но и взрослых.

 5. Проблемы логопедии на современном этапе развития специальной педагогики:

-- совершенствование категориального аппарата и классификации речевых нарушений;

-- углубленное изучение механизмов речи и методов коррекции нарушений рече­вой деятельности;

-- ранняя профилактика, выявление и устранение речевых нарушений;

-- научно-обоснованная разработка содержа­ния, методов обучения и воспитания детей с тяжелыми нару­шениями речи;

-- реализация комплексного подхода в ходе  диагностики и коррекции речевых нарушений;

-- обеспечение преемственности в логопедической работе дошкольных, школьных и медицинских учреждений;

-- совершенствование теории и практики дифференци­альной диагностики различных форм нарушений речи;

-- внедрение информационных технологий в логопедическую практику.

                           Вопросы для контроля

1. Дайте определение логопедии как науки. Раскройте
предмет, объект и значение логопедии.

2. Каковы задачи логопедии?

3. С какими науками связана логопедия?

4. Раскройте теоретические основы логопедии, ее прин­ципы и методы.

5. Охарактеризуйте личность логопеда.

6. Какие проблемы являются актуальными для совре­менной логопедии?

 

Тема 2. Клинико-лингвистическая характеристика речевых нарушений. Классификации речевых нарушений.

                                              Лекция № 1 (2 ч.)

1. Лингвистическая характеристика речи и речевых нарушений.

2. Клиническая характеристика речи и речевых нарушений.

Лингвистическая характеристика речи и речевых нарушений.

Речь представляет собой сложную психическую дея­тельность, имеющую различные виды и формы. Выде­ляют экспрессивную и импрессивную речь.

Экспрессивная (воспроизводимая) речь -- это выс­казывание с помощью языка, направленное вовне и про­ходящее в несколько этапов: замысел--внутренняя речь--внешнее высказывание.

Импрессивная (воспринимаемая) речь — это про­цесс понимания речи (устной или письменной) окружа­ющих, который проходит несколько этапов: восприя­тие речевого сообщения, деление информационных мо­ментов, формирование во внутренней речи общей смыс­ловой схемы воспринятого сообщения.

В целом выделяют четыре самостоятельные формы речевой деятельности, из которых к экспрессивной речи относится письменная речь (собственно письмо), а к импрессивной — понимание устной речи и понимание пись­менной речи (чтение).

Устная речь — сложный, многогранный процесс, включающий в себя:

-- фонетическую сторону речи (смыслоразличительные звуки речи);

-- лексико-грамматическую (слова, фразы, сообщения);

-- мелодико-интонационную (интонация, голос, окраска);

-- темпо-ритмическую (темп и ритм речи).

Устная речь может быть диалогической и монологической. На основе устной речи строится и развивается письменная речьи чтение.

В зависимости от выпадения того или иного компо­нента речи лингвистические нарушения делятся на следующие:

1. Фонетические нарушения — неправильное произношение одного или группы звуков.

2. Лексико-грамматические нарушения. Среди этих нарушений выделяют: ограниченный словарный запас; обедненная фраза; неправильное согласование слов во фразе по законам грамматики родного языка; неправильное употребление предлогов.

3. Мелодико-интонационные нарушения: неправильное употребление ударений (логических — во фразе, грамматических — в слове); нарушения, связанные с силой, высотой, тембром голоса.

4. Темпо-ритмические нарушениям ускоренный темп, связанный с преобладанием в коре головного мозга процессов возбуждения (тахилалия); замедленный темп, связанный с преобладанием процессов торможения (брадилалия); прерывистый темп (необоснованные паузы, спотыкания, скандирование звуков и слов, запинки несудорожного (физиологические итерации, полтерн) и судорожного характера (заикание).

5. Нарушения письменной речи:

письма: неправильная перешифровка фонемы в графему; недописки; пропуски и смешение букв в слове; несогласование и перестановки слов в предложении; выходы за строчку и др.;

чтения: замена и смешение звуков; побуквенное чтение; искажение звуко-слоговой структуры слова; нарушение понимания прочитанного; аграмматизмы.

    2. Клиническая характеристика речи и речевых нарушений.

Речевые нарушения, наблюдаемые в детском возрас­те, могут быть физиологического (связаны со сроками созревания центральных структур головного мозга) и патологического (болезненного) характера.

Патологические нарушения речи в зависимости от локализации подразделяются на центральные и пери­ферические, а в зависимости от характера нарушения — на органические и функциональные.



2019-08-13 1801 Обсуждений (0)
Лингвистическая характеристика речи и речевых нарушений. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Лингвистическая характеристика речи и речевых нарушений.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1801)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)