Применение диаграмм причинно-следственных связей в анализе проблем и задач: диаграмма «Рыбий скелет», карта мысли.
Диаграмма «Рыбий скелет» o Предложена К. Исикавой в 1969 году как элемент системы TQM o Ориентированный граф типа «дерево» o Корень – определенный наблюдаемый эффект o Анализируются причины по группам
Карта мысли o Предложена и запатентована Тони Базаном o «Пусть мысли свободно блуждают вокруг темы»
Дерево решений
11.Методы генерации вариантов решения: творческие техники, аналитические техники (метод морфологического анализа, м атематическое описание множества вариантов). Метод морфологического анализа. Альтернативы формируются следующим образом: постановка проблемы – выявление основных параметров – выявление вариантов исполнения параметров – рассматриваются все возможные сочетания. Этапы решения задачи с помощью морфологического анализа ее параметров. 1. Выделяем все значимые для каждого из вариантов решения задачи параметры. Определяем шкалу значимости для каждого параметра (фактора). Экспертно оцениваем в баллах значимость каждого фактора в пределах выбранной шкалы. 4. Складываем экспертные оценки по всем параметрам и по сумме баллов определяем, какой из вариантов предпочтительнее. Творческие техники. Наиболее распространенная – мозговой штурм (множество идей за малый промежуток времени); нет четкого пути формирования альтернатив; зачастую человек извлекает их из предыдущего опыта. Метод контрольных таблиц. Математическое описание множества вариантов. Описание множества вариантов решений с помощью системы уравнений и неравенств и формирование допустимого множества решений. Критерий принятия решений и требования к критериям в процессе разработки и принятия управленческих решений. Способы измерения показателей, формирующих критерии. Критерии оптимальности и критерии допустимости. Критерий принятия решений — это требование, отражающее одну из сторон системы предпочтений или всю ее целиком. Система предпочтений — это совокупность интересов, мотивов, оценок и отношений, на базе которых ЛПР принимает решение о выборе той или иной альтернативы.
Требования: измеримость; соответствие системе целей; легкость в понимании; объективность. Критерий оптимальности - показывает максимальное удовлетворение поставленным требованиям. Критерий допустимости – жесткое требование, за пределы которого нельзя выходить при поиске альтернатив 13.Классификация типов шкал в рамках формальной теории измерений. Допустимые операции с показателями, измеренными в разных шкалах. Требование инвариантности. 1)Номинальная шкала: - Основные атрибуты отсутствуют - Эмпирическая операция - Установление равенства - Допустимое преобразование: Произвольное, имеющее взаимно-однозначное обратное - Аналог средних величин: Число случаев, мода 2) Порядковая шкала: - Атрибуты: Упорядоченность - Эмпирическая операция - Установление порядковых отношений - Допустимое преобразование: Монотонно возрастающая функция F(x) - Аналог средних величин: Медиана 3)Интервальная шкала: - Атрибуты: Упорядоченность, интервальность, произвольное задание ед. измерения и точки отсчета - Эмпирическая операция - Установление равенства интервалов - Допустимое преобразование: Линейное преобразование F(x)=ax+b, a>0, b0 - Аналог средних величин: Средняя арифметическая 4)Разностей шкала: - Атрибуты: Упорядоченность, интервальность, произвольное задание точки отсчета, естественная ед. измерения - Эмпирическая операция - Установление равенства интервалов - Допустимое преобразование: Линейное преобразование F(x)=x+b, b0 - Аналог средних величин: средняя арифметическая 5)Абсолютная шкала: - Атрибуты: Упорядоченность, интервальность, точка отсчета. Начало отсчета и ед. измерения заданы - Эмпирическая операция - Установление тождества отношений - Допустимое преобразование: Тождественное преобразование F(x)=x - Аналог средних величин: нет Требование инвариантности Выводы, сделанные на основе данных, измеренных в шкале определенного типа, не должны меняться при допустимом преобразовании шкалы измерения этих данных. Учет системы предпочтений в процессе выбора решений и ос новные типы математических моделей процесса выбора решений: модели парного сравнения (бинарные отношения), индикаторы предпочтений и функции выбора.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (677)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |