Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности восточного правопонимания.



2019-08-13 1366 Обсуждений (0)
Особенности восточного правопонимания. 0.00 из 5.00 0 оценок




Япония, Китай. Тип правопонимания – это «определенный образ права, характеризуемый совокупностью наиболее общих теоретических признаков права и наиболее общих признаков практического (ценностного) к нему отношения»1 Иными словами, это определенное направление в познании сущности и социального назначения права. В разных частях света, в группах государств или отдельно взятой стране исторически складывалась своя система права и правопонимания. По доминирующей системе ценностей можно выделить 2 общие группы – правопонимание Востока и Запада. В восточном типе права преобладают ценности равенства, корпоративности и внутренней согласованности при выполнении долга. В восточных цивилизациях каждый член общества воспринимал себя как часть единого социального организма. Право получает вспомогательное значение, а основным принципом является религиозная мораль, связывающая человека с обязанностями, а также традиции и обычаи.

45.Китайское традиционное право: источники и основные институты.
Согласно традиционным китайским представлениям правитель получает от Неба право на осуществление власти (тянь-мин). Однако, Небо может сменить правителя (го-мин). Власть должна осуществляться достойным, который обладает справедливостью (дэ). Небо, действуя через посредство этического рычага, регулирует нормы бытия, отклонения от которых им решительно пресекаются. Согласно традиции «Если кто-нибудь совершит небольшой проступок, но это не случайность, а преднамеренное действие, направленное против принятой нормы, то, хоть бы этот проступок был незначителен, нельзя не казнить виновного; если нарушение серьёзное, но случайное и непреднамеренное, то, если виновный безоговорочно признал свою вину, его можно не казнить». Можно отметить сильное стремление подчеркнуть преемственность, традиционность норм права. Выделяется естественное право – установления Неба, его воля, в духе которой должны формироваться отношения в семье и поддержание, воспитание которых является обязанностью правителя и чиновников. Кроме того, санкционированное этической нормой (Небом) естественное право превалирует над правом позитивным. Это подтверждается тем, что намерение, т.е. этическая позиция правонарушителя важнее преступления как такового. Нарушение этико-политических и социальных норм приравнивалось к преступлению.

Китайская традиция сформулировала несколько основных постулатов политической и правовой культуры:

Управление государством осуществляется по мандату Неба, а в качестве критерия смены этого мандата выступает этический детерминат, реализующийся в форме обладания сакральной благодатью (дэ), которая может накапливаться и иссякать на протяжении династического цикла.

Управлять государством должны мудрецы, обладающие дэ. При этом способ передачи власти не имеет большого значения.

Правитель обязан быть справедливым и старательным, заботиться о благе подданных и являться моральным эталоном для всех.

Особенностью традиционного китайского права было чёткое законодательное закрепление личного статуса человека. Население было поделено на две группы: лично-свободных и лично-несвободных. Лично-свободные в свою очередь образовывали две категории:

обладающие чиновничьей должностью и служебным рангом («гуань»);

простые люди, земледельцы («байсин»).

Наиболее развитой частью правовой системы Китая было уголовное право. Преступным признавалось действие, запрещённое законом во время его совершения под страхом наказания. Совершение преступления нарушало не только действующий социальный порядок, но и всеобщий космический порядок. Источником преступления было нарушение общественного порядка, установленных норм общественного поведения. Преступления могли быть как преднамеренные, так и совершённые по ошибке. Преднамеренный или непреднамеренный характер преступного действия детально разбирался кодексами, которые выделяли умысел, составление плана совершения преступления, преднамеренность, намерение, небрежность, неосторожность и ошибку. Преступным считалось как общественно опасное действие, так и бездействие, когда кто-либо «должен был сделать и не сделал». Традиционное китайское право при определении того или иного характера действия преступным или непреступным признавало законные действия и необходимые действия. Однако закон не признавал права на необходимую оборону. Наиболее серьёзными были преступления, называвшиеся «десять зол». Они разрушали установленный социальный порядок и подрывали моральные устои общества. К ним относились:

заговор о мятеже против государя;

великое непокорство, бунт;

заговор, бунт;

неподчинение, непокорство, направленное против кровных родственников;

несправедливость, порочность преступления, противоречащие естественному порядку вещей (особо тяжкие преступления бытового характера);

выражение великого непочтения (кража предметов культа и вещей императора);

выражение сыновней непочтительности, неуважения к родителям;

несогласия, разногласия между кровными родственниками;

несправедливость, неправедность (преступления, совершённые лицами, связанными социальными нормами);

кровосмешение.

Среди преступлений, совершаемых чиновниками, наиболее важным было деление преступлений на две категории: публичного и частного характера. Закон указывал, что «Преступлением частного характера называется преступление, не связанное с потребностями общественного дела, а совершённое по личной склонности и в личном интересе преступника». В свою очередь «Общественным преступлением называется допущение преступного деяния в процессе исполнения дела общественного характера, но при отсутствии искажения дела, допущенного в личном интересе». Общественными преступлениями признавались те, которые совершались чиновниками в процессе работы для правительства и при исполнении служебных дел, но при отсутствии личной корысти и действий преднамеренного характера.

Основными видами наказания были:

наказание тонкими палками (5 степеней);

наказание толстыми палками (5 степеней);

каторжные работы (5 степеней);

ссылка (3 степени);

смертная казнь (2 степени).

Говоря о гражданском праве традиционного Китая, следует отметить следующие моменты:

Брак не был личным делом тех, кто вступал в него; он заключался старшими представителями двух семей. Религией брак не регулировался, он был лишь соглашением двух сторон, признанным властями. Закон определял два момента, которые означали имеющееся согласие семьи девушки на заключение брака, а именно:

родители просватали дочь с объявлением писем с предложением о заключении брака;

заключено частное соглашение сторон.

Законом устанавливались случаи, когда брак не мог быть заключён.

запрещались браки однофамильцев;

запрещались браки между лицами, состоявшими хотя бы в отдалённом родстве;

запрещались браки между родственниками разных поколений;

запрещались браки в период ношения 3-х годичного траура по родителям или мужу;

запрещались межсословные браки.

За нарушение предписаний закона виновные привлекались к уголовной ответственности. Развод допускался по взаимному согласию мужа и жены. Кроме того, муж имел дополнительные основания для развода в одностороннем порядке:

отсутствие детей;

разврат (супружеская неверность жены);

неспособность жены служить свёкру или свекрови;

болтливость жены;

воровство, совершённое женой;

ревность к мужу со стороны жены;

тяжёлое заболевание жены.

Развод не мог быть осуществлён, если:

жена носит траур по свёкру или свекрови;

во время заключение брака семья мужа была бедной, а в результате брака стала богатой;

жене некуда уйти.

Если жена не подавала не одного из поводов для развода, а муж тем не менее давал ей развод, то он наказывался полутора годами каторги.

Говоря о наследовании, следует исходить из того, что традиционное китайское право признавало наследниками главы семьи всех его сыновей как от жены, так и от наложниц. Вдова имела право на управление имуществом семьи после смерти мужа и на долю из него на свои похороны, несмотря на то, что имущество могло быть поделено между наследниками. Замужние дочери не имели права на наследство, а незамужние получали половину доли братьев или же братья были обязаны обеспечить замужество сестёр. Имущество, полученное от семьи жены, разделу не подлежало. Глава семьи при жизни не имел права на раздел собственности семьи. Его волеизъявлением по завещанию, как правило, не имело значения.

3. Традиционное китайское право выделяло три формы собственности:

частную;

государственную;

публичную (общественную).

Особый вид собственности представляла собой собственность буддийских и даосских общин. Объектами собственности были земля, люди, постройки, скот, вещи. Особым правовым институтом был залог движимого и недвижимого имущества. Общим правилом при расплате по займам под залог было то, что проценты не должны были превышать суммы капитала. При осуществлении залога был необходим поручитель. К основным видам обязательств кроме залога относились:

ссуда;

беспроцентный заём;

заём под проценты;

купля-продажа.

Кроме уголовного и гражданского права достаточно развитыми были административное и военное право. Правовое регулирование сословных отношений, а также налогообложения привело к созданию многочисленных узаконений. Всё население страны было разделено на определённые категории:

младенцы (дети до 4-х лет);

малолетние дети (дети от 4-х до 16 лет);

подростки (от 16 до 21 года);

совершеннолетние тяглые (от 21 до 60 лет);

престарелые (после 60 лет).

Данное деление было осуществлено в целях более удобного взимания налогов. Военное право Китая отличалось чёткостью формулировок и значительной жестокостью. Мужчины, достигшие совершеннолетия и ставшие тяглыми, являлись одновременно военнообязанными и считались таковыми с 21 года до 60 лет. Они привлекались как на службу в армии, так и для выполнения прочих повинностей. Солдаты в мирное время занимались сельскохозяйственными работами.

 

 



2019-08-13 1366 Обсуждений (0)
Особенности восточного правопонимания. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности восточного правопонимания.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1366)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)