Унификация законодательства.
Унификация законодательства – процесс создания единообразных, одинаковых норм, направленных на решение одних и тех же задач, посредством заключения международных договоров. В редких случаях является следствием целостной рецепции действующих в зарубежных странах нормативных правовых актов. Сближение национальных законодательств и в прошлом и сегодня проявляется также посредством влияния законов одной страны на разработку, принятие и реализацию законов другой страны. При этом важно, как отмечает Ю.А.Тихомиров, чтобы подготовка и принятие близких по предмету и методам правового регулирования актов не вела к прямому подражанию и копированию “чужих юридических текстов”, с одной стороны, и к давлению на правотворчества инстранного государства – с другой”.2 “Правовое сотрудничества и суверенитет государств в правовой сфере, - отмечает автор, - остаются доминантами современного развития”.3 Процесс сближения национальных законодательств означает: 1) выработку общего курса правового развития; 2) осуществление мер по преодолению правовых различий; 3) принятие мер по выработке общих, совместных или единых юридических правил. Интенсивность сближения зависит от сфер государственной жизни и специфики национальных законодательств. Так в сферах производственных, торговых отношений, в сфере экологии сближение происходит быстрее, поскольку отражает большую степень однородности регулируемых общественных отношений и их меньшую политизированность. В других сферах, таких как политической, социально-культурной, сближение происходит более медленно и не столь масштабно, в силу того, что государства стремятся сохранить свое национально-историческое своеобразие и обеспечить свободу действий суверенной государственной власти. Сближение национальных законодательств ведет к установлению: - правовых стандартов; - согласованных процедур; - рекомендательных норм и т.д. «Сближение законодательства» – это понятие, означающее общий курс государств на определение общих направлений согласованного развития национальных законодательств, на преодоление правовых различий и выработку общих правовых решений. В компаративистике и в практике межгосударственных отношений используется также такой термин, как «гармонизация законодательства». В документах и материалах Европейского союза понятия «сближение законодательства» и «гармонизация законодательства» нередко применяются как равнозначные. Согласованное правовое развитие государств, по мнению Ю.А.Тихомирова, можно рассматривать применительно к четырем направлениям и формам проведения: 1) определение государствами общего курса в данной сфере, направления, этапов, способов сближения; 2) согласование общих подходов, концепций развития национальных законодательств; 3) принятие модельных законодательных актов; 4) унификация законодательства, когда разрабатываются и вводятся в действие общеобязательные единообразные юридические нормы (правила).1 В рамках каждого из названных направлений используются следующие правовые акты: В первых двух – программы, планы, модельные акты и т.д. В третьем – научные концепции и т.д. В четвертом – общие нормы, правовые стандарты и т.д. Их юридическая силанеодинакова, т.к. они могут быть: - программными; - нормативно-ориентирующими; - рекомендательными; - непосредственно-оперативными; - обязательноодобренными. Юридические средства при помощи которых достигается сближениеи гармонизациязаконодательств: 1) общий или распространяемый юридический режим (инвестирования, налогообложения); 2) признаваемый равный объем прав субъектов (инвесторов, предпринимателей); 3) единые стандарты (экологической безопасности и др.); 4) выравнивание уровней правового обеспечения (пенсий, пособий и т.д.); 5) признание юридических документов (дипломов об образовании и т.д.); 6) введение упрощенного порядка (приобретение гражданства и т.д.); 7) договоры о правовом сотрудничестве; 8) соглашения о правовой помощи; 9) общее правовое пространство (для координации деятельности в сфере науки, техники, образования); 10) равная юридическая сила субъектов; 11) процедуры согласования юридических актов; 12) общее признание международно-правовых документов (деклараций, пактов, конвенций); 13) распространение санкций и др. Для достижения этой цели римский Договор 1949г. предусматривает две группы положений: 1) принципы, которые страны-участницы должны соблюдать (принципы свободного движения товаров, услуг, капитала, рабочей силы); 2) меры, обеспечивающие и облегчающие реализациюназванных принципов путем установления общих норм и гармонизации национальных законодательств; Римский Договор дает характеристику сфер, охваченных гармонизацией. - В области таможенного права – слияние воедино таможенных территорий, установление таможенного тарифа. - Вопросы налогооблажения (ст.95 и 99). Предусматривается гармонизация косвенного налогооблажения, что явилось основой формирования единой системы обложения налогом на добавленную стоимость. - Гармонизация национальных законодательств (ст.100, 100А). Расхождения должны быть устранены в той мере, в какой они препятствуют нормальному функционированию Общего рынка. (Это ликвидация препятствий для свободного перемещения товаров и факторов производства, устранение необходимости пограничного контроля, ликвидации национальных границ внутри Сообщества. - В сфере безопасности труда (ст.118). Создание единой правовой базы путем соблюдения минимума стандартных требований по безопасности труда. - Экологическая политика (ст.130) – принятие общих правил в экологической сфере лишь в случаях их более эффективности по сравнению с национальными. Процессы гармонизации и сближения национальных законодательств характерны для государств Европейского союза (ЕС), целью которого является создание единого рынка, хозяйственного пространства (полная и реальная свобода факторов производства, товаров и услуг). Ст.220 предусматривает в будущем создания единого свода законов в четырех основных областях. Основное правило гармонизациив ЕС – осуществление в той лишь мере в какой это необходимо для функционирования Общего рынка. Исключениесоставляет то обстоятельство, что в некоторых секторах было сочтено необходимым создать набор точных правил для выработки единой политики: - единая сельскохозяйственная политика; - единая территориальная политика. В остальных секторах экономики единообразные правила принимаются только там,где это необходимо для ликвидации препятствийна пути свободного движения факторов производства и продуктов, либо устранения факторов, нарушающих конкуренцию. Например, более упрощенныедокументы принимаются по отношению к техническим стандартам. Стандарты не устанавливаются на уровне Сообщества. Законодательные акты ЕС лишь фиксируют требуемые цели безопасности и качества. Специальные органы ЕС признают эквивалентность стандартов, действующих во всех странах. Законодательные методы сближения национальных законодательств стран-участниц ЕС включают четыре вида актов (с разным объемом и характером правового воздействия): - конвенция – установление международного обязательства. Страны приводят свое законодательство в соответствие с ней; - модельный закон – правовой документ, который рекомендуется государством для принятия в качестве их национального закона. В отличии от конвенциион не требует от государства уведомления органа, такого как депозитарий, или других государств, которые могли принять его; - модельное положение для конвенции; - рекомендации по законопроектной работе (1985г. комиссия ЕС – рекомендации о доказательственной силе ЭВМ).
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2291)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |