Владимир Семёнович Высоцкий (1938 - 1980)
Свою первую песню «Татуировка» Высоцкий написал в 1961 году. В первой половине 60-х г. он начал исполнять свои песни, акомпанируя себе на гитаре, в дружеских компаниях, несколько позднее — на публичных вечерах и концертах. Благодаря магнитофонным записям круг слушателей Высоцкого стремительно расширялся, за короткое время он приобрел всенародную популярность. Владимир Высоцкий в какой-то мере пошел дальше Галича в развитии возможностей романтического гротеска. В его поэзии уже нет романтического двоемирия, но зато сознание лирического героя обнимает собой огромный социальный мир, разорванный кричащими конфликтами, и вбирает их все, в самых невозможных, гротескных, взрывоопасных комбинациях, внутрь себя. Как и у Галича, у Высоцкого много «ролевых» стихотворений, но у Высоцкого дистанция между персонажем и автором гораздо короче. Для него персонаж — это форма самовыражения. Высоцким обогатил поэзию элементами живой разговорной речи, колоритными персонажами, острой сюжетностью и новеллистичностью повествования. Широчайшая известность его текстов сопровождалась негласным запретом на их публикацию (из восьмисот стихотворений были опубликованы пять-шесть стихотворений). Это обусловило глубокий драматизм судьбы Высоцкого как литератора, считавшего доминантой своего песенного творчества поэтические тексты, а также пробовавшего свои силы и в прозе (повесть «Жизнь без сна», неоконченный «Роман о девочках», киносценарии). Одной из особенностей песен Высоцкого является их ориентированность на устную форму. Песни часто монологичны. «Охота на волков» — здесь монолог от лица волка становится одним из самых существенных манифестов лирического героя Высоцкого. Рвусь из сил и из всех сухожилий, Но сегодня опять, как вчера, Обложили меня, обложили, Гонят весело на номера. Из-за елей хлопочут двустволки, Там охотники прячутся в тень, На снегу кувыркаются волки, Превратившись в живую мишень.
Идёт охота на волков, идёт охота, На серых хищников матёрых и щенков, Кричат загонщики, и лают псы до рвоты, Кровь на снегу, и пятна красные флажков.
Не на равных играют с волками Егеря, но не дрогнет рука, Оградив нам свободу флажками, Бьют уверенно, наверняка. Волк не может нарушить традиций, Видно, в детстве слепые щенки, Мы, волчата, сосали волчицу И всосали - нельзя за флажки.
Идёт охота на волков, идёт охота, На серых хищников матёрых и щенков, Кричат загонщики, и лают псы до рвоты, Кровь на снегу, и пятна красные флажков.
Наши ноги и челюсти быстры, Почему же, вожак, дай ответ, Мы затравленно мчимся на выстрел И не пробуем через запрет. Волк не может, не должен иначе, Вот кончается время моё, Тот, которому я предназначен, Улыбнулся и поднял ружьё.
Идёт охота на волков, идёт охота, На серых хищников матёрых и щенков, Кричат загонщики, и лают псы до рвоты, Кровь на снегу, и пятна красные флажков.
Я из повиновения вышел, За флажки, жажда жизни сильней, Только сзади я радостно слышал Удивленные крики людей. Рвусь из сил и из всех сухожилий, Но сегодня не так, как вчера, Обложили меня обложили, Но остались ни с чем егеря.
Идёт охота на волков, идёт охота, На серых хищников матёрых и щенков, Кричат загонщики, и лают псы до рвоты, Кровь на снегу, и пятна красные флажков. Героями могут быть люди из разных социальных слоёв и профессий. Высоцкий, чтобы передать характер каждого, использует различную лексику. Это могут быть просторечия («не сумлевайтесь, милые»), профессионализмы («мы говорим не штормы, а шторма»), фразеологизмы («Я ж по-ихнему ни слова,// Ни в дугу и ни в тую»). Своих персонажей поэт наделяет индивидуальными речевыми особенностями: Но тут вступился за меня Ответственный по группе. Сказал он тихо, делово (Такого не обшаришь) – Мол, вы не трогайте его, Мол, кроме водки, ничего, Проверенный товарищ. Многие песни Высоцкого сюжетны, в них воспроизводится какая-либо ситуация: «Разговор у телевизора», «Инструкция перед поездкой за рубеж», «Милицейский протокол». Высоцкий относится к своим персонажам с юмором, берущим истоки из народного. Поэт таким образом выделяет какие-то пороки, недостатки и показывает пути избавления от них. Зачем мне считаться шпаной и бандитом - Не лучше ль податься мне в антисемиты: На их стороне хоть и нету законов,- Поддержка и энтузиазм миллионов.
Решил я - и, значит, кому-то быть битым, Но надо ж узнать, кто такие семиты,- А вдруг это очень приличные люди, А вдруг из-за них мне чего-нибудь будет!
Но друг и учитель - алкаш в бакалее - Сказал, что семиты - простые евреи. Да это ж такое везение, братцы,- Теперь я спокоен - чего мне бояться!
Я долго крепился, ведь благоговейно Всегда относился к Альберту Эйнштейну. Народ мне простит, но спрошу я невольно: Куда отнести мне Абрама Линкольна? Средь них - пострадавший от Сталина Каплер, Средь них - уважаемый мной Чарли Чаплин, Мой друг Рабинович и жертвы фашизма, И даже основоположник марксизма.
Но тот же алкаш мне сказал после дельца, Что пьют они кровь христианских младенцев; И как-то в пивной мне ребята сказали, Что очень давно они бога распяли!
Им кровушки надо - они по запарке Замучили, гады, слона в зоопарке! Украли, я знаю, они у народа Весь хлеб урожая минувшего года!
По Курской, Казанской железной дороге Построили дачи - живут там как боги... На все я готов - на разбой и насилье,- И бью я жидов - и спасаю Россию Театральность поэзии Высоцкого восходит к традиции карнавала и в особенности к такой версии карнавальной культуры, как русское скоморошество (об этом пишет Н. Крымова). В соответствии с бахтинской философией карнавала можно сказать, что многоликий автор Высоцкого утверждает ограниченность любой монологической позиции, даруя слушателю (или читателю) радость узнавания в правде какого-нибудь Вани, отправленного на сельхозвыставку, или «космических негодяев», или даже самолета, стремящегося освободиться от власти пилота, — свое, личное, казалось бы, абсолютно непохожее ни на что «другое».
Билет №25
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (294)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |