Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Деформация государственного аппарата в 1930-1940 годах



2019-08-13 356 Обсуждений (0)
Деформация государственного аппарата в 1930-1940 годах 0.00 из 5.00 0 оценок




Органы власти и управления. В период войны сохранили свои полномочия высшие органы государственной власти и управления СССР: Верховный Совет и его Президиум, Совет Народных Ко­миссаров, отраслевые, а также республиканские органы власти и управления, местные советские органы. Созданные временные чрезвычайные органы власти и управления, включая Государст­венный Комитет Обороны (ГКО), в своей деятельности опирались на аппарат Советов и других конституционных органов.

Но война внесла свои коррективы в организацию и порядок работы государственного аппарата. Она, в частности, помешала

проведению в предусмотренные законом сроки очередных выбо­ров в Советы всех ступеней. Президиум Верховного Совета СССР и Президиумы Верховных Советов союзных республик были вы­нуждены в течение 1941-1945 гг. неоднократно откладывать про­ведение очередных выборов и продлевать полномочия соответст­вующих Советов. Продолжали выполнять свои обязанности из­бранные в предвоенное время депутаты Верховного Совета СССР, Верховных Советов республик и местных Советов. В силу военной обстановки и в связи с призывом многих, а зачастую и большин­ства депутатов в армию, нарушались и сроки созыва сессий Сове­тов. К 1 января 1945 г. из состава местных Советов выбыло более 59% всех депутатов, избранных до войны. Подавляющее их боль­шинство сражалось на фронте. Ушли в армию и более 38% членов исполкомов Советов. За годы войны сессии Верховного Совета СССР созывались три раза (июнь 1942 г., февраль 1944 г., апрель 1945 г.). На Украине во время войны первая сессия Верховного Совета республики собралась лишь в начале марта 1944 г. С уче­том конкретных условий созывались сессии Верховных Советов и других союзных республик.

 

В годы войны полномочными признавались сессии Советов, на которых присутствовало 2/3 наличного состава депутатов, тог­да как по Конституции в мирное время для этого требовалось присутствие 2/3 избранных депутатов. Возросла роль депутатов-женщин.

 

Естественно, усилилось значение исполнительных органов Со­ветов, ряд исключительных полномочий Советов осуществлялся их исполкомами. Так, исполкомы вышестоящих Советов могли без проведения дополнительных выборов, путем кооптации попол­нять состав исполкомов нижестоящих Советов представителями партийно-советского актива. Такая практика имела наиболее ши­рокое применение на освобожденной территории при восстанов­лении здесь органов Советской власти. Большую роль в восста­новлении Советов на освобожденной территории сыграли специ­ально создаваемые для этой цели партийно-советские оперативные группы. По существу, практика выборов Советов была заме­тна системой назначений. Централизация государственного уп­равления, повышение роли исполнительно-распорядительных узкоколлегиальных советских органов были в условиях Великой Отечественной войны в известной степени объективно оправдан­ными, так как вытекали из необходимости концентрации руководства всеми силами и ресурсами страны для разгрома врага.

 

Во время войны значительно усилилась интеграция, слияние партийного и государственного руководства различных уровней Труднейшие задачи военного времени, которые не всегда можно было решить традиционными методами государственного принуж­дения, выполнялись зачастую коммунистами в силу партийного долга, партийной обязанности и ответственности за страну.

 

Естественно, в деятельности Советов депутатов трудящихся на первый план выдвинулась функция организации военной защиты Родины. Органы власти проводили военные мобилизации, помо­гали в создании резервов, отправке на фронт пополнений, в ма­териальном снабжении войск, занимались оборонительным стро­ительством, местной противовоздушной обороной. Они в трудной военной обстановке поддерживали порядок и организованность, следили за неукоснительным выполнением законов военного вре­мени. Исполкомы Советов осуществляли и хозяйственно-организаторскую функцию, участвуя в военной перестройке народного хозяйства. На них лежала и такая нелегкая обязанность, как обес­печение в трудной обстановке войны необходимых условий жизни и труда для населения областей, городов, сел. Активность и от­ветственность Советов повсеместно возросли. Понятно, что, когда мы говорим о Советах военного времени, речь идет прежде всего об их исполнительных органах.

 

В центре Президиум Верховного Совета СССР продолжал принимать важнейшие правовые акты. К ним относятся указы о мобилизации в Красную Армию и о введении военного положе­ния, акты о создании новых, в том числе и чрезвычайных, госу­дарственных органов, о структуре вооруженных сил, о ратифика­ции международных договоров, связанных с войной и ее заверше­нием, об организации наградного дела и т.п.

 

Значительно усилилась деятельность Совета Народных Комис­саров СССР. При этом многие наиболее важные вопросы, особен­но военно-хозяйственные, решались совместно аппаратами ЦК ВКП(б) и Совнаркома СССР. Совнарком проделал и огромную организаторскую работу, связанную с перемещением промышлен­ных предприятий из прифронтовых в восточные районы страны. Большое внимание Совнарком уделял новому порядку руководст­ва военной экономикой.

 

Большая роль в этом принадлежит также Госплану СССР (председатель — Н.А. Вознесенский). Быстро меняющаяся обста­новка на фронтах, потребность в принятии оперативных и гибких решений повысили значение текущего планирования. Квартальные, месячные и даже декадные хозяйственные планы стали ос­новной формой планирования в военное время. СНК СССР и ЦК ВКП(б) приняли вскоре после начала войны мобилизационный народно-хозяйственный план на III квартал, а в августе 1941 г. — военно-хозяйственный план на IV квартал этого года. На 1942 г. был утвержден план по районам Поволжья, Урала, Западной Си­бири, Казахстана и Средней Азии. Перевод экономики на военные рельсы завершился к концу 1942 г., а затем начался этап общего подъема военного производства. В августе 1943 г. был утвержден план развития экономики Урала. Были приняты планы восстанов­ления и развития народного хозяйства в освобожденных от окку­пантов районах.

 

Правительство осуществило ряд чрезвычайных мер по более эффективному использованию в народном хозяйстве всех налич­ных кадров и изысканию дополнительных резервов. Совнаркомам союзных республик и край(обл)исполкомам было предоставлено право оперативно маневрировать рабочей силой для увеличения объемов военного производства.

 

Совнарком СССР организовал контроль за выполнением по­становления ГКО СССР от 18 сентября 1941 г. «О всеобщем обя­зательном обучении военному делу граждан СССР» и других важ­нейших решений оборонного характера.

 

При Совнаркоме СССР был создан ряд новых органов. Совет по эвакуации при СНК (председатель — Н.М. Шверник) руково­дил эвакуацией промышленности. Он опирался на прифронтовые эвакуационные комиссии при исполкомах местных Советов, на отделы по эвакуации, созданные в аппаратах наркоматов, и на уполномоченных отраслевых наркоматов, ответственных за эва­куацию соответствующих предприятий. Работа по размещению эвакуированных предприятий проводилась под руководством местных партийных и государственных органов. Среди новых ор­ганов Совнаркома следует назвать также учреждения, ведавшие снабжением народного хозяйства: нефтепродуктами — Главснаб-нефть, углем — Главснабуголь, лесоматериалами — Главснаблес, газом — Главное управление искусственного топлива и газа. Были созданы также Комитет по учету и распределению рабочей силы, Управление по эвакуации населения (на местах эвакопункты) Управление по государственному обеспечению и бытовому Устройству семей военнослужащих. В 1943 г. постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О неотложных мерах по восстановле­нию хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации» организацию таких работ возложили на Комитет при СНК СССР по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации. Информационно-пропагандистскую работу проводило созданное в первые дни войны Совинформбюро. По­требности военного времени вызвали к жизни образование ряда новых народных комиссариатов СССР, прежде всего по отраслям промышленности, производившим оружие, боеприпасы и снаря­жение: наркоматы боеприпасов, танковой промышленности, ми­нометного вооружения. В регионах наибольшей концентрации предприятий оборонной промышленности действовали террито­риальные управления соответствующих наркоматов. В союзных республиках, особенно сильно пострадавших от войны, были со­зданы новые республиканские наркоматы по жилищно-гражданскому строительству. Создавались новые структурные звенья и в ранее существовавших наркоматах. Управление военно-дорожно­го строительства в составе Наркомата путей сообщения СССР, Главвоенторг — в Наркомате торговли СССР, Отдел эвакогоспи­талей — в Наркомате здравоохранения СССР, Отдел социального обеспечения инвалидов войны и семей погибших на фронте воен­нослужащих — в наркоматах социального обеспечения союзных республик.

 

Для оперативного решения вопросов были расширены права наркоматов в области финансов, распределения материальных ре­сурсов, в области капитального строительства. Наркоматы СССР возглавили талантливые деятели Советского государства: Ф.Д. Ус­тинов — Наркомат вооружения, А.И. Шахурин — авиацион­ной промышленности, Б.Л. Ванников — боеприпасов, И.Ф. Тевосян — черной металлургии, А.И. Ефремов — танкостроительной промышленности, В.В. Вахрушев — угольной и т.д. Вообще сле­дует отметить, что война, и особенно неудачи первого года, вы­нудили Сталина пойти на то, чтобы при подборе руководящих кадров государственного и военного аппарата руководствовались не только принципом личной преданности вождю, но и отменным профессионализмом, требовательностью и ответственностью за порученный участок работы.

 

Суровые условия Великой Отечественной войны вызвали к жизни создание и специальных чрезвычайных органов, наделен­ных особыми полномочиями. Таким высшим чрезвычайным орга­ном в стране был Государственный Комитет Обороны СССР, об­разованный 30 июня 1941 г. постановлением Президиума Верхов­ного Совета СССР, Совнаркома и ЦК ВКП(б).

 

В руках ГКО была сосредоточена «вся полнота власти в госу­дарстве». Никогда еще — ни до, ни после войны — в стране не имелось органа с такими неограниченными полномочиями, про­существовавшего свыше 4 лет и не предусмотренного Конститу­цией СССР. Иногда его сравнивают с Советом Рабочей и Крес­тьянской Обороны времен гражданской войны. Но сфера полно­мочий последнего как чрезвычайного органа была все же более ограничена. Постановления же ГКО имели силу законов военного времени. Партийные, советские, хозяйственные, военные и обще­ственные организации, все граждане СССР обязаны были неукос­нительно выполнять постановления и распоряжения ГКО. Своего большого аппарата сам ГКО не имел, а действовал через партий­ные, государственные органы и общественные организации. Для оперативного решения вопросов на фронтах, в военно-промыш­ленных наркоматах и ведомствах, во многих республиках, краях и областях, на важнейших предприятиях и стройках учреждались должности уполномоченных ГКО. Они контролировали выполне­ние постановлений этого Комитета. При ГКО по необходимости образовывались специальные комитеты и комиссии (например, Транспортный комитет).

 

В 1941-1942 гг. ГКО создал местные прифронтовые чрезвы­чайные органы — городские комитеты обороны. Они были обра­зованы в Севастополе, Одессе, Туле, Ростове, Сталинграде, Воро­неже — всего более чем в 60 городах. Городские комитеты обо­роны объединяли партийное руководство, гражданскую и воен­ную власть на местах. Председателями комитетов обороны были первые секретари обкомов или горкомов партии, их членами — руководители местных советских и военных органов. Городские Комитеты обороны руководили оборонительным строительством, созданием народного ополчения и других добровольческих фор­мирований, организовывали производство и ремонт боевой техни­ки и вооружения.

 

В годы войны для решения конкретных задач создавались и Узкоспециальные чрезвычайные органы. Таким органом, например, являлась Чрезвычайная Государственная Комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причиненного ими ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям СССР. Были образованы аналогичные комиссии в республиках, областях (краях) и городах.

 

На организации государственного управления в годы войны сказывалось и введение в тех или иных районах страны специаль­ных режимов, и прежде всего в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положе­нии». Нормы этого Указа действовали только на территориях объявленных на военном положении. Дополнительными указами Президиума Верховного Совета СССР военное положение вводи­лось в большинстве союзных республик, АССР и областей евро­пейской части СССР, в Грузинской ССР и ряде городов Закав­казья, на побережьях Черного и Каспийского морей. Фактически в полном объеме режим военного положения устанавливался глав­ным образом в прифронтовых и близких к ним районах. Военное положение было введено также на всех железных дорогах, на мор­ском, речном и воздушном транспорте.

 

В местностях, объявленных на военном положении, все функ­ции органов государственной власти в области обороны, охраны общественного порядка и государственной безопасности переда­вались военным советам фронтов (округов), армий, а где не было военных советов — высшему командованию соединений.

 

Наряду с органами военного управления продолжали действо­вать местные советские органы власти и управления, которые осу­ществляли свои функции во всех других сферах государственной, хозяйственной и культурной жизни. Местные власти были обяза­ны оказывать полное содействие военному командованию в ис­пользовании сил и средств данной местности для нужд обороны. Указ от 22 июня 1941 г. наделял военные власти правом привле­кать население к трудовой повинности, устанавливать военно-квартирную повинность, мобилизовывать транспортные средства. Военные власти регулировали режим работы предприятий и уч­реждений, порядок проведения собраний и шествий, работы тор­гующих организаций и коммунальных предприятий, устанавлива­ли правила отпуска товаров населению. Они контролировали дви­жение населения в местностях, объявленных на военном положе­нии, имели право в административном порядке выселять из этих районов нежелательных лиц. Военные власти издавали обязатель­ные для населения постановления, за неисполнение которых ви­новные подвергались в административном порядке лишению сво­боды до 6 месяцев или штрафу до 3 тыс. руб.

 

Военное положение на транспорте означало прежде всего вве­дение воинской дисциплины в системе транспортных ведомств. Рабочие и служащие транспорта наравне с военнослужащим*1

 

несли дисциплинарную и уголовную ответственность за совершен­ные проступки и преступления.

 

В исключительных случаях вводилось и осадное положение. Его объявляли в важных в военном отношении городах и районах, например, в Москве, Ленинграде, Сталинграде, Туле и некоторых других городах и районах прифронтовой полосы, в условиях не­посредственной угрозы захвата их врагом. Осадное положение ха­рактеризовалось по сравнению с военным положением еще более жесткой регламентацией режима. В соответствии с ним вводился комендантский час, строго упорядочивалось и контролировалось передвижение транспорта и населения во время воздушной тре­воги, усиливалась охрана общественного порядка. Нарушителей порядка в условиях осадного положения могли привлечь к уголов­ной ответственности с передачей дела военному трибуналу. Про­вокаторы, шпионы, прочие агенты врага, призывавшие к наруше­нию порядка, подлежали расстрелу на месте.

 

Особо следует сказать о Советской власти на оккупированной территории. Захватчикам не удалось полностью ликвидировать здесь советские государственные органы. В районах, областях и республиках, занятых врагом, сохранялись или создавались пар­тийные и советские органы, опиравшиеся на партизанское и под­польное движение. Летом 1943 г. свыше 200 тыс. км2 советской земли в тылу врага находилось под полным контролем партизан. В тылу фашистских войск в разное время действовали 35 обкомов партии, 2 областных партийных центра, 2 межуездных комитета, 40 горкомов, 19 райкомов в крупных городах, 479 сельских райко­мов и много других партийных органов различных уровней. В Ле­нинградской и Орловской областях, на Украине и в Белоруссии созывались подпольные сессии сельсоветов и райсоветов, прохо­дили встречи партизан и подпольщиков — депутатов Советов со своими избирателями. Важной особенностью функционирования Советской власти в тылу врага было то, что наряду с ее некото­рыми традиционными довоенными органами их роль исполняло также командование партизанских формирований. Советские органы на оккупированной территории порой возникали и в виде Чрезвычайных районных «троек», уполномоченных Советской власти и других государственных учреждений.

 

Своей важнейшей задачей все органы власти в тылу врага считали борьбу с фашистскими захватчиками. Они формировали партизанские отряды и группы, организовывали продовольственную и другую материальную помощь партизанам, большое внимание уделяли сохранению советского образа жизни в партизанских краях. оказывали помощь выходившим из окружения воинам Крас­ной Армии. В своей деятельности подпольный партийно-совет­ский актив руководствовался директивами ЦК партии и советским законодательством, исходя из принципа, что оккупация не пре­кращает действие советских законов.

 

Республиканские органы тех союзных республик, территории которых полностью подверглись оккупации, были эвакуированы в тыл и здесь продолжали свою работу по организации подполь­ной борьбы и по подготовке к грядущему восстановлению Совет­ской власти на освобождаемой войсками территории. Так, цент­ральные государственные органы УССР были эвакуированы в Са­ратов, затем перемещены в Уфу и далее в Москву, а в 1943 г. вер­нулись на свою территорию, в Харьков. Центральные партийные и советские органы республик регулярно посылали на оккупиро­ванную территорию связных для передачи директив и инструкций, откомандировывали работников для пополнения состава подполь­ных организаций, обобщали поступившую из тыла врага инфор­мацию о положении дел на родной земле.

 

Строительство вооруженных сил. Великая Отечественная война внесла существенные изменения в состав, структуру и уп­равление вооруженными силами. Нападение на нашу страну мно­гомиллионной громады фашистских войск потребовало проведе­ния немедленной мобилизации. В соответствии с мобилизацион­ным планом уже 22 июня 1941 г. Президиум Верховного Совета СССР, руководствуясь Конституцией СССР, объявил мобилиза­цию военнообязанных 14 возрастов по 14 военным округам стра­ны. В первые дни войны в армию было призвано 5 млн. человек. Позже мобилизация была проведена и в других округах, и призыву подлежали мужчины в возрасте от 18 до 55 лет. К концу войны численность советских вооруженных сил достигала 11 365 тыс. че­ловек. Всего за время войны в Красной Армии служило около 31 млн. человек, родившихся до 1927 г. включительно.

 

Одной из важнейших задач военного строительства была мас­совая подготовка защитников Родины для пополнения действую­щей армии. Советское государство принимало меры, чтобы каж­дое новое пополнение приходило в армию и флот уже с навыками военного дела. В соответствии с постановлениями ГКО «О подготовке резервов в системе Наркомата обороны и Наркомата Военно-Морского Флота» от 16 июля 1941 г. и «О всеобщем обя­зательном обучении военному делу граждан СССР» от 18 сентября 1941 г. обязательному обучению подлежали все мужчины в возрасте от 16 до 50 лет. Всего за годы войны систему военного пред­варительного всеобуча прошло около 18 млн. человек.

 

Военные мобилизации не были единственным источником по­полнения вооруженных сил. В первые же дни войны патриотичес­кий подъем охватил всех советских граждан. В армию вступили сотни тысяч добровольцев. Стали формироваться дивизии на­родного ополчения, истребительные батальоны, добровольческие женские части и подразделения. В начале июля 1941 г. создание дивизий народного ополчения было санкционировано ГКО. Эти дивизии формировались на началах добровольности в районах, ко­торым непосредственно угрожали фашистские войска, из граждан, не подлежащих обязательной мобилизации. Оказывая помощь кадровой армии, народное ополчение покрыло себя неувядаемой славой.

 

На территории, временно захваченной фашистами, росло число партизанских формирований — яркое свидетельство актив­ности народных масс в освободительной борьбе против оккупан­тов. Только по официальным данным, в партизанских отрядах и соединениях насчитывалось более 1 млн. бойцов. Народы СССР осознанно шли в бой, на жертвы и лишения ради приближения победы над фашистскими захватчиками.

 

Многое было сделано для совершенствования системы подго­товки командных кадров. За годы войны ее прошло около 2 млн. военнослужащих.

 

В январе — феврале 1943 г. для личного состава Красной Армии и Военно-Морского Флота были введены новые знаки раз­личия, восстановлены погоны.

 

В самый тяжелый, начальный период войны в боях родилась советская гвардия. Воинским частям, кораблям, соединениям и объединениям (армиям), проявившим героизм, высокую органи­зованность и умение громить врага, присваивались наименования гвардейских с вручением им гвардейских Красных Знамен. Для личного состава были установлены особые отличия в виде воин­ских гвардейских званий и нагрудного знака. Для поощрения особо отличившихся в боях солдат и офицеров в годы войны учредили девять новых боевых орденов, в том числе ордена Суво­рова Кутузова, Александра Невского, Отечественной войны, и много медалей.

 

Была проведена реорганизация управления войсками. В июне - августе 1941 г. перестроили систему органов стратегического и оперативного руководства вооруженными силами. 23 июня по решению Политбюро ЦК партии была образована Ставка Глав­ного Командования (10 июля переименована в Ставку Верховного Главнокомандования) — высший орган стратегического руковод­ства вооруженной борьбой. В нее вошли члены Политбюро ц^ партии и руководители Наркомата обороны: С.К. Тимошенко (председатель), С.М. Буденный, К.Е. Ворошилов, Г.К. Жуков, Н.Г. Кузнецов, В.М. Молотов, И.В. Сталин. 10 июля председате­лем Ставки был назначен И.В. Сталин, а 8 августа он стал и Вер­ховным Главнокомандующим.

 

Рабочим аппаратом Ставки служили Генеральный штаб, Уп­равления Наркомата обороны и Наркомата Военно-Морского Флота. Принимаемые Ставкой решения доводились до командо­вания фронтов и флотов в виде директив Верховного Главноко­мандования. В своей деятельности Ставка опиралась на военные советы фронтов. Связь с фронтами осуществлялась и через пред­ставителей Ставки, в задачу которых входили: координация дей­ствий фронтов, контроль за исполнением директив Верховного Главнокомандования, помощь фронтам в планировании, подго­товке и осуществлении операций. Чаще всего Ставку представ­ляли Г.К. Жуков, назначенный в августе 1942 г. первым заместителем Верховного Главнокомандующего, и начальник Генерального штаба А.М. Василевский.

 

Высшими объединениями войск с июля 1941 г. являлись три важнейших стратегических направления (Северо-Западное, Запад­ное и Юго-Западное) во главе с их Главным командованием, а после реформирования направлений с июля 1942 г. высшими объ­единениями войск стали фронты, возглавляемые командующими и военными советами. Они и руководили военными операциями. Военные советы фронтов и армий были постоянно связаны с ГКО и Верховным Главнокомандованием, несли перед ними пол­ную ответственность за боевые действия, военную подготовку, по­литико-моральное состояние и материально-техническое обеспе­чение войск.

 

К соединениям в годы войны относились корпуса, дивизии-бригады. Командующим фронтами и армиями, командирам соеди­нений, которые непосредственно руководили боевыми операциями, были предоставлены права по присвоению воинских звании, назначению на должности командного и начальствующего соста­ва, награждению от имени Президиума Верховного Совета СССР орденами и медалями отличившихся в боях. Частями в Красной Армии являлись полки, а также особая категория подразделений, получивших наименование «отдельных» (отдельный батальон, от­дельный дивизион), командование которых пользовалось правами на ступень выше.

 

С июля 1941 г. в частях и соединениях был введен институт военных комиссаров, которые, руководя партийно-политической работой, наравне с командирами несли полную ответственность за боевую подготовку и боеспособность войск. Но в отличие от времен гражданской войны функциями контроля над командным составом комиссары не обладали. В подразделениях вводились должности политруков. После успешного развертывания много­миллионной армии, подъема ее морально-политического духа и боеспособности, накопления командирами опыта политической работы стало возможным укрепление единоначалия в управлении войсками. В октябре 1942 г. институт военных комиссаров в армии и на флоте был упразднен. Были введены должности замес­тителей командиров по политчасти. В партизанских отрядах воен­ные комиссары были сохранены. При Главном политуправлении и при политуправлениях фронтов существовали партизанские от­делы.

 

Для руководства партизанской борьбой в мае 1942 г. ГКО образовал при Ставке Центральный штаб партизанского движения, а также штабы при военных советах фронтов, в сентябре 1942 г. было создано Главное командование партизанского движения.

 

Боевой опыт всех родов войск в годы войны регулярно обоб­щался и нашел свое четкое отражение в новых уставах и настав­лениях, в том числе в Боевом уставе пехоты 1942 г., Наставлении по полевой службе штабов 1942 г., Наставлении по войсковой раз­ведке.

 

Органы суда и прокуратуры. Судебная система в годы войны не претерпела принципиальных изменений. Однако усилилась роль военных трибуналов. Они, как и прежде, рассматривали дела о воинских преступлениях и о всех других преступлениях, совер­шенных военнослужащими. Однако в местностях, объявленных на военном положении, с самого начала войны трибуналам были переданы и многие дела, входившие в компетенцию общих судов: хищения социалистической собственности, грабежи, разбои, бан­дитизм, умышленные убийства и некоторые другие. Военные трибуналы создавались при военных округах, фронтах, флотах и армиях, при корпусах и иных соединениях, а также на железных дорогах, в морских и речных бассейнах. Вся система военных трибуналов возглавлялась Верховным Судом СССР, в составе кото­рого действовали Военная, Военно-железнодорожная и Военная воднотранспортная коллегии.

 

В начальный период войны в местностях, объявленных на военном положении, и в районах боевых действий военные три­буналы рассматривали дела в составе трех постоянных судей. Од­нако уже с июня 1942 г. к рассмотрению дел стали привлекать армейскую общественность — заседателей, назначаемых командо­ванием и политорганами. Военные трибуналы поддерживали тес­ные контакты с командованием, военными советами и политорга­нами фронтов, армий, соединений и частей, что позволило улуч­шить их предупредительную, профилактическую работу среди военнослужащих.

 

Судопроизводство в военных трибуналах осуществлялось на основании статей УПК, а также с учетом тех новых норм, которые были продиктованы условиями военного времени и необходимос­тью в связи с этим осуществления оперативного и эффективного судебного разбирательства.

 

Общие суды рассматривали дела о некоторых преступлениях, входящих в подсудность и военных трибуналов (хищении, грабе­же, разбое, убийстве), но совершенных в местностях, не объявлен­ных на военном положении, а также все другие дела, не отнесен­ные к подсудности военных трибуналов. Центральное место в их работе занимало рассмотрение дел, связанных с нарушением в военное время трудовой и государственной дисциплины. Не пре­кращалось в годы войны рассмотрение народными судами и граж­данских дел. В Москве даже тогда, когда было объявлено осадное положение и городской суд был преобразован в военный трибу­нал, в каждом районе города для рассмотрения гражданских дел был сохранен народный суд. Но в целом число гражданских дел в судах в этот период резко сократилось. Оно выросло после ос­вобождения нашей территории от захватчиков.

 

В военное время надзор за законностью наряду с территори­альными прокурорскими органами возлагается на военную проку­ратуру. Военная прокуратура во главе с Главным военным проку­рором осуществляла высший надзор за точным исполнением за­конов в вооруженных силах. Главная военная прокуратура объ­единяла и направляла деятельность прокуратур бригад, дивизии, корпусов, армий, фронтов, отдельных видов вооруженных сил и военных округов. Главный военный прокурор был непосредствен­но подчинен Прокурору СССР

 



2019-08-13 356 Обсуждений (0)
Деформация государственного аппарата в 1930-1940 годах 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Деформация государственного аппарата в 1930-1940 годах

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (356)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.019 сек.)