Типичные нарушения при осуществлении кредитных операций
Все ошибки, возникающие в процессе осуществления кредитных операций в банке, можно разделить по направлениям: 1. Нарушения в организации кредитной работы. Одни из самых распространенных ошибок - отсутствует положение о кредитной политике банка; не разграничены полномочия должностных лиц по выдаче кредита; не установлены лимиты и ограничения на совершение кредитных операций; недостаточно обоснование выданных ссуд; предоставление кредита заемщику без проведения точного и полного анализа и оценки его финансового состояния; не проводится изучение и анализ кредитной истории заемщика; слабо организован контроль за исполнением кредитных договоров и финансовым состоянием заемщиков и тому подобное. 2. Ошибки в оформлении кредитных договоров и залоговых операций: отсутствуют в кредитных договорах необходимые данные (платежные реквизиты заемщика, сроки выдачи и погашения кредита и другое); не полностью формируются кредитные досье некоторых клиентов; отсутствуют дополнительные соглашения по генеральным соглашениям на рынке МБК; отсутствует регистрация договоров залога в установленных законодательством случаях; при заключении договора залога недвижимости отсутствуют документы, подтверждающие право собственности заемщика на объект недвижимости, страховой полис, по которому выгодоприобретателем выступает банк и другое; при заключении договора залога транспортных средств отсутствуют документы, подтверждающие право собственности заемщика, копия технического паспорта, страховой полис; не оформлена юридическая документация в отношении залоговых прав таким образом, что время, необходимое для реализации залога, не превышает 150 дней со дня, когда реализация залоговых прав становится для банка необходимой. 3. Ошибки при осуществлении активных и пассивных кредитных операций и их отражении в бухгалтерском учете: неправильное отражение предметов залога на внебалансовых счетах, отсутствие аналитического учета залогового имущества; несвоевременное отражение в учете процентов, причитающихся к оплате (получению), несвоевременное вынесение просроченных процентов на соответствующие счета; несвоевременное вынесение просроченных кредитов на соответствующие счета; несвоевременный перенос полученных (оплаченных) процентов за пользование кредитом со счетов доходов (расходов) будущих периодов на доходы (расходы) отчетного периода; неправомерное дебетование внебалансового счета; несвоевременное закрытие внебалансовых счетов 91301,91303 и 91402, 91403; несвоевременное восстановление неиспользованных лимитов по овердрафту на счетах 91309 (91406) при погашении кредита в виде овердрафта; аннулирование непогашенной ссудной задолженности ранее 5 лет с момента ее списания с баланса банка-кредитора; и другие. 4. Ошибки в части создания, корректировки и использования резервов на возможные потери по ссудам: неправильно проведена классификация ссуд по критериям обеспеченности (например, ссуда отнесена к обеспеченным, хотя реальная (рыночная) стоимость залога недостаточна для компенсации банку основной суммы долга по ссуде, всех процентов в соответствии с договором, а также возможных издержек, связанных с реализацией залоговых прав); при переоформлении ссуды в вексель заемщика или третьего лица не относят вексель к безнадежным ссудам; при получении заемщиком ссуды при наличии имеющейся ссуды не относят вновь выданную ссуду к той же группе риска, тем самым занижая группу риска и соответственно размер отчислений в резерв на возможные потери; не производится своевременная корректировка резерва при изменении группы риска, несвоевременно производятся корректировки резервов по валютным кредитам; неправильное отражение на внебалансовых счетах ссудной задолженности, списанной за счет резерва или за счет других источников (при недостаточности или отсутствии резерва);принятие решений о списании крупных, льготных или необеспеченных ссуд с баланса банка за счет созданных резервов при отсутствии процессуальных документов судебных органов, свидетельствующих о признании этих ссуд безнадежными (нереальными) для взыскания; и тому подобное. После изучения вышеперечисленных пунктов был составлен меморандум о кредитной политике банка. Кредитный меморандум - это внутренний документ банка, определяющий основные подходы к кредитованию и требования к заемщикам с учетом текущей экономической ситуации. Данный документ содержит: описание целей, задач, принципов формирования кредитной политики банка; описание полномочий кредитных работников банка; порядок рассмотрения кредитных заявок потенциальных заемщиков и принятия решения о предоставлении кредита; инструкции по организации кредитования (положения об отдельных структурных единицах Кредитного департамента (Управления)) банка. ПАО «Московский Кредитный Банк», осуществляя активные операции, преследует цель сохранения качества активов на высоком уровне. В текущих условиях Банк уделяет особое внимание качеству кредитного портфеля. Хорошая осведомленность Банка о динамике выручки инкассируемых клиентов, а также возможность направления инкассируемой выручки на погашение ранее выданных кредитов позволяет Банку максимально эффективно управлять кредитными рисками и рисками ликвидности. С целью сохранения качества кредитного портфеля Банк и в дальнейшем планирует концентрировать свое внимание на уже хорошо изученных секторах экономики, таких как торговля. В части розничного кредитования Банк имеет консервативный подход к оценке риска и максимально концентрируется на кредитовании низкорисковых сегментов: клиентов Банка, сотрудников корпоративных клиентов и партнеров Банка, а также клиентов с хорошей кредитной историей. При этом высокое качество портфеля достигается не только за счет предоставления кредитов целевым сегментам, но и за счет хорошо выстроенной системы по работе с просроченной задолженностью.
Принципы кредитной политики Кредитная политика коммерческого банка базируется на трех основных принципах: предоставление кредитов в соответствии с одним из главных принципов - возвратность кредитов; размещение средств с учетом интересов акционеров (в том числе, получения дохода), с одной стороны, и с целью защиты интересов вкладчиков, с другой стороны; соответствие потребностям рынка в кредитах и соответствие сфере деловой активности банка. Рисунок 1.3 - Принципы кредитной политики банка В соответствии с этими принципами каждый банк определяет цели и направления кредитования, разрабатывает порядок предоставления кредитов. Принцип возвратности кредитной политики реализуется путем регламентирования условий платежеспособности клиента: определяются рекомендуемые размеры дохода, вычетов заемщика, количество иждивенцев, опыт работы и т.д. Далее определяется оптимальная структура кредитного портфеля по типу заемщика, по размерам кредита, по целям. Также планируются меры работы с проблемными кредитами. Принцип требования по уровню доходности выражается в размере дохода, который хотят получить собственники. Данное условие регулируется путем реализации процентной политики банка, размеров комиссий за услуги. Также в рамках данного принципа определяются виды кредитов, которые будут составлять продуктовую линейку банка. Принцип соответствия потребностям рынка выражается в необходимости наличия в кредитной политике востребованных типов продуктов, современных технологий по оценке заемщика, сопровождению кредита и т.д. Безусловно, данный принцип является одним из основных принципов формирования кредитной политики банка. Кредитная история Так как данная информация является конфиденциальной информацией и является недоступной, предоставлено краткое описание кредитной истории. Кредитная история для физического лица (в том числе для индивидуального предпринимателя) и для юридического лица содержит следующие сведения:
ЧАСТИ КИ | ОСНОВНАЯ ИНФОРМАЦИЯ, УКАЗАННАЯ О: | ||||||||||
ФИЗИЧЕСКОМ ЛИЦЕ | ЮРИДИЧЕСКОМ ЛИЦЕ | ||||||||||
Титульная | · ФИО. · Данные паспорта. · Код налогоплательщика. · СНИЛС. | · Название. · Адрес регистрации. · Регистрационный и идентификационный номера. · Данные о реорганизации, если она происходила. | |||||||||
Основная | · Адрес регистрации. · Соответствующая информация в случае процедуры банкротства или признания физического лица недееспособным. · Все ключевые данные о кредитах, для которых физическое лицо выступает как поручитель, заемщик или принципал (суммы, сроки погашения основного долга и процентов, внесенные изменения в договор, своевременность и полнота погашений, наличие залога и т.д.). | · Информация о банкротстве, если компанию признали неплатежеспособной. · Данные по займам юридического лица, аналогичные сведениям о кредите для физического лица. | |||||||||
Дополнительная (закрытая) | · Данные об организациях, которые передают информацию в БКИ. · Сведения об учреждениях, запрашивающих КИ. · Информация о лицах, выкупивших кредит у финансовой организации-кредитора. | ||||||||||
Информационная | · Данные о выдаче займа или отказе в нем. · В случае отказа в кредитовании основания для такого решения. · Сведения о просроченной задолженности, возникшей в виде как минимум двух пропущенных подряд платежей на протяжении 120 календарных дней. | __ |
2019-08-13 | 3953 | Обсуждений (0) |
5.00
из
|
Обсуждение в статье: Типичные нарушения при осуществлении кредитных операций |
Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓ |
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...
Система поиска информации
Мобильная версия сайта
Удобная навигация
Нет шокирующей рекламы