Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 3. Таможенная политика России



2019-10-11 243 Обсуждений (0)
Глава 3. Таможенная политика России 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Таможенная система России имеет богатейший опыт защиты экономического суверенитета и безопасности государства, внутреннего рынка, отечественной торговли и промышленности. Осуществление этих стратегических мероприятий всегда было неразрывно связано с проводимой в стране таможенной политикой, являющейся составной частью как внешней, так и внутренней политики государства. И хотя действующий Таможенный кодекс РФ не дает определения таможенной политики, в общем виде ее можно представить как систему государственных экономических и иных таможенно-правовых мер по регулированию внешней торговли, защите национальной экономики и решению фискальных задач.

Основной целью таможенной политики любого государства является обеспечение его экономических интересов. И Россия в этом плане не исключение.

Целями таможенной политики России являются:

• обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории России;

• участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка;

• стимулирование развития национальной экономики;

• содействие проведению структурной перестройки и реализации других задач экономической политики России;

• иные цели, определяемые Президентом, Федеральным Собранием и Правительством Российской Федерации.

Направленность целей таможенной политики на защиту российского рынка товаров и на стимулирование развития национальной экономики обусловливает ее тесную связь с внутренней политикой российского государства. Как составная часть внешней политики государства, таможенная политика России призвана таким образом реализовывать внешнеэкономические интересы государства, чтобы не только защищать находящуюся в кризисном состоянии национальную экономику от дальнейшего развала, но и способствовать проведению ее структурной перестройки с целью оживления, оздоровления и последующего подъема.

Формирование таможенной политики любого государства, в том числе и России, предполагает два важных подхода к определению ее направленности - это протекционизм и фритредерство.

Протекционизм - это политика, направленная на защиту собственной промышленности, сельского хозяйства от иностранной конкуренции на внутреннем рынке. Для него характерны высокие таможенные тарифы и ограничение импорта.

Фритредерство – это политика свободной торговли. Она устраняет всякие помехи во внешнеторговых отношениях и достигается путем минимизации каких- либо ограничений на внешнеторговый оборот, что ведет к его росту, а также способствует более выгодному международному разделению труда и удовлетворению потребностей рынка.

Линия протекционизма в российской таможенной политике просматривается со времен царствования Петра I и вплоть до начала XX века. Суть российского протекционизма сводилась в основном к тому, чтобы всячески поощрять вывоз российских товаров, умеренными пошлинами облагать при ввозе не производимые в стране иностранные товары, в то время как товары, производство которых в России было освоено, или уже налаживалось, облагать высокими пошлинами, либо вообще запрещать к ввозу. Нередко возникали и фритредерские тенденции в таможенной политике России, хотя в основном это происходило под влиянием тех или иных политических событий в Европе, а не из соображений чисто экономического характера.

На сегодняшний день в России одним из основных направлений таможенной политики является совершенствование системы применения защитных мер. Это касается вопросов применения антидемпинговых, компенсационных и специальных пошлин, а также импортных квот.

Также одно из направлений таможенной политики Российской Федерации посвящено решению проблемы иностранных инвестиций. В настоящее время разработана система таможенных льгот, которые позволяют стимулировать инвестиции иностранного капитала. Например, от уплаты ввозимых таможенных пошлин освобождены товары, относящиеся к основным производственным фондам (исключение составляют подакцизные товары), ввозимые на территорию РФ в качестве вклада иностранного учредителя в уставный фонд предприятий с иностранными капиталовложениями. Введены льготные пошлины в отношении товаров, общее количество которых не превышает размера вклада иностранного учредителя [11, стр. 15].

Следующим направлением таможенной политики страны является совершенствование правил определения таможенной стоимости товаров. Порядок и условия заявления таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, неоднократно корректировались приказами Государственного таможенного комитета России (Сегодня – федеральная таможенная служба РФ).

Административные инструменты регулирования внешней торговли просто необходимы на современном этапе. С их помощью государство в условиях самостоятельного осуществления большим числом компаний коммерческих операций может остановить рост внешнеторгового дефицита и выровнять торговый и платежный балансы, более рационально распорядиться иностранной валютой при острой ее нехватке для покупки за рубежом наиболее необходимых стране товаров, мобилизовать валютные резервы для обслуживания валютного долга. Кроме того, эти инструменты позволяют получать уступки в области ограничений импорта на условиях взаимности и добиваться отмены дискриминационных мер в странах - торговых партнерах России.


Заключение

 

Таможенная политика в последние годы стала одним из ключевых элементов государственного регулирования экономики. Она является своего рода узлом, в котором сплетаются интересы национального хозяйства и внешней торговли. Устанавливая различные ставки пошлин, можно способствовать насыщению внутреннего рынка или, наоборот, защитить отечественного товаропроизводителя. Вводя новые таможенные режимы, можно привлечь иностранные инвестиции. Совершенствуя таможенные процедуры и отменяя необоснованные льготы, - привлекать дополнительные миллиарды рублей в федеральный бюджет.

В современных отношениях таможенная служба играет определяющую роль в развитии рыночных отношений, защите государственного суверенитета и экономической безопасности страны, активизации связей национальной экономики с мировым хозяйством, обеспечении защиты прав граждан, хозяйствующих субъектов и государственных органов.

Сегодня российская таможенная политика имеет ряд проблем. В отличие от других развитых стран, где по мере развития национальной промышленности, формирования конкурентоспособности продукции на внутреннем рынке, произошел плавный переход от политики протекционизма во внешнеторговых отношениях к политике свободной торговли, к России такой опыт слабо применим. В условиях нестабильности экономики, преобладания на рынке импортных промышленных и продовольственных товаров таможенная политика не в состоянии осуществлять свои защитные функции экономическими средствами и вынуждена опираться на административные методы.

Успешное функционирование таможенной системы предполагает ее реструктуризацию, внедрение в практику прогрессивных таможенных технологий, реализацию кадровой политики, направленной на обеспечение таможенной службы высококвалифицированными специалистами с глубоким знанием экономических и правовых основ таможенной политики.


Список использованной литературы

 

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. – М.: Медиа, 2008. – 78 с.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2007. – 97 с.

3. Таможенный кодекс Российской Федерации (по состоянию на 15 сентября 2006 года). - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2006. – 296 с.

4. Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе» от 21 мая 1993 года № 5003-1.

5. Барамзин С.В. Методологические аспекты управления таможенной политикой и комплексом таможенно-тарифных мер регулирования внешней торговли товарами и услугами. Вестник Российской таможенной академии, 2007. - №1. – 247 с.

6. Финансы: учебник / под. ред. проф. М.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2007. – 462 с.

7. Халипов С.В. Таможенное право: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. – М: «Зеркало-М», 2006 – 440 с.

8. Финансы: учебник / А.И. Архипов, И.А. Погосов, И.В. Караева [и др.]; под ред. А.И. Архипова, И.А. Погосова – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 632 с.

9. Финансы, денежное обращение, кредит: учебник / под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – М.: Юрайт-Издат, 2007. – 543 с.

10. Внешнеэкономическая деятельность: Учебник / под ред. Б.М. Смитиенко, В.К. Поспелова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд. Центр «Академия», 2006. – 314 с.

11. Леденёв С.В., Хоконов А.Х. Влияние таможенной политики на привлечение иностранных инвестиций в национальную экономику// Дайджест-Финансы. – 2006. - №4(100). – С. 15.

12. Базарова А.С. Таможенные пошлины и налоги//Бухгалтер и закон. – 2007. - №3(99). – С. 48

13. Самсонов В.А. Инструменты нетарифного регулирования // Всемирный экономический журнал. – 2007. - №8 – 225 с.

14. Дзюбенко П.В. Таможенно-тарифная политика в научном наследии Д.И. Менделеева: уроки для России: Учебное пособие – М.: РИО РТА, 2004.

15. Таможенное право. Экспресс-справочник для студентов ВУЗов. 3-е изд. доп. и перераб. – М.: ИКЦ «Март», Ростов н/Д: издат. центр «Март», 2005. – 544 с.



2019-10-11 243 Обсуждений (0)
Глава 3. Таможенная политика России 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 3. Таможенная политика России

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (243)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)