Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Специфические российские проблемы



2019-10-11 263 Обсуждений (0)
Специфические российские проблемы 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Описанные ниже проблемы являются продолжением тех, которые по проявлению или происхождению уходят корнями в советский период[4]. Некоторые из них усугублены условиями переходного периода (частично об этом говорилось выше).

1. Слабость судебной системы — одна из основных проблем переходного периода. Система тотального партийного надзора приучала людей искать защиты в партийных организациях, а не в судах (последнее считалось почти неприличным). После распада этой системы на ее месте образовалась правовая брешь, незаполненная до сих пор.

Сейчас в России слабость судебной системы проявляется в том, что:

o бюджет и исполнительная власть плохо обеспечивают содержание судей и деятельность судов;

o слабо исполняются судебные решения;

o низка пропускная способность арбитражных судов, а значит, резко увеличиваются сроки рассмотрения дел в них, что нередко парализует коммерческую деятельность;

o не хватает квалифицированных кадров, соответствующих требованиям новых экономических условий.

В противостоянии коррупции практически не используется серьезный потенциал гражданского судопроизводства.

Отсутствие административной юстиции не позволяет освободить уголовное и гражданское судопроизводство от дел по рассмотрению административных нарушений, что затрудняет решение множества задач именно в той сфере, которая смыкается с коррупцией.

2. Неразвитость правового сознания населения порождена той же причиной — укорененной при советском режиме системой партийного квазиправа. Помимо слабого исполнения законов и иных норм, помимо отсутствия культуры и традиции использования права гражданами, проявляются и другие эффекты: в частности, пониженный правовой иммунитет приводит к тому, что практически отсутствует массовое сопротивление "низовой" коррупции.

3. Привычная ориентированность правоохранительных органов и их представителей на защиту исключительно "интересов государства" и "общенародной собственности" — типично российская проблема. Защита прав и интересов граждан, в том числе — частных собственников, еще не стала центральной задачей. В итоге предприниматели, не находя защиты в сфере права, ищут ее в сфере свободной купли-продажи незаконных услуг чиновников.

4. Традиция подчинения чиновников не закону, а инструкции и начальнику имеет в России корни более древние, чем 70 лет коммунистического режима. Это приводит к тому, что попытки правового регулирования вязнут в старой бюрократической системе, продолжающей работать по своим собственным законам, установленным несколько столетий тому назад. Следовательно, любая антикоррупционная программа в России должна быть сопряжена с коренным реформированием системы государственной службы.

Главный вклад в рост коррупционного рынка вносит рост среднего размера взяток. В отношении определения числа активных предприятий в 2001 г. при проведении исследования использовались данные официальной статистики, сокращенные в 2 раза[5]. В 2005 г. официальные цифры пришлось сократить в 2,5 раза. По словам Г. Сатаров - главы фонда «Информатика для демократии» (ИНДЕМ), госстатистика учитыват предприятия, которые являются однодневками или "мертвыми". По словам главы фонда ИНДЕМ, средний размер взятки в абсолютном выражении с 2001 года вырос в 13,5 раз, а в относительном – в 7 раз. Что касается роста в относительных единицах доли коррупции в выпуске, то в 2001 г. она составляла 6,3%, а в 2005 г. – 30,8%. «Взятки суперверхушечной коррупции не входят в анализ», - подчеркнул он, отметив, что речь идет о минимальных оценках коррупции, охватывающих бизнес от малого до крупного, но не включая олигархический.

В отношении структуры распределения коррупционного дохода, Г. Сатаров отметил, что «главным поглотителем» взяток как в 2001 г., так и в 2005 г. стала исполнительная власть. «В этом нет ничего удивительного в условиях чрезвычайно зарегулированной экономики, - уточнил он. – Жизнь бизнеса определяется не столько правоприменительными практиками, сколько усмотрением исполнительной власти».

По словам Г. Сатарова, рынок коррупции в России составляет 55% ВВП. Таким образом, экономика оказывается «недооценена» за счет теневого компонента. «Если эти цифры верны, то экономику можно умножить в 4 раза. Таким образом, по ВВП на душу населения она достигнет уровня Германии», - пояснил глава фонда «ИНДЕМ». Он отметил, что 80% потребительского рынка находится «в тени». Соотношение «белых» и «черных» зарплат в образовании достигает 1:40, а в строительном секторе – 1:30. При этом доля оплаты труда в ВВП составляет 45%.

Несомненно, нельзя признать эффективной деятельность государственных правоохранительных институтов, допустивших разрастание масштабов коррупции в российской экономике до величин порядка 16% ВВП и 53-54% доходной части государственного бюджета РФ. Размер теневой российской экономике вполне может составлять 160-180 млрд. долл. Это коррелирует с данными, свидетельствующими о том, что в «тени» находится не менее 40% денежной массы, а в серый оборот вовлечены 40,4 млрд. долл.

Уровень коррупции на всех уровнях власти (федеральном, региональном, муниципальном0 и в органах всех ветвей власти (законодательной, исполнительной, судебной) характеризуют данные Фонда ИНДЕМ «Диагностика российской коррупции – социологический анализ» (см. табл.1[6]). Согласно полученной информации, «пальма первенства» на коррупционном рынке принадлежит исполнительной власти на муниципальном уровне: этот сектор занимает рыночную «нишу» объемом в 24,866 млрд. долл. (74,2% всего коррупционного рынка России).

 

Таблица 1 Структура рынка коррупционных услуг по уровням и ветвям власти (32002 г.)

  Объем (млн. долл) Доля (%)

Федеральный уровень

Исполнительная власть 1657,75 4,95
Законодательная власть 2,85 0,01
Судебная власть 14,4 0,04

Региональный уровень

Исполнительная власть 6631,00 19,80
Законодательная власть 11,39 0,03
Судебная власть 57,62 0,317

Муниципальный уровень

Исполнительная власть 24866,2 74,20
Законодательная власть 42,713 0,13
Судебная власть 216,075 0,65
Всего 35500,00 100,00

 

Основываясь на результатах проведенного исследования «Региональные индексы коррупции», представляется возможным произвести и оценку структуры рынка деловой коррупции в 40 регионах РФ по состоянию на 2001 г.

Анализ расчетных данных позволяет группировать регионы по их положению на коррупционном рынке как по объему рынка деловой коррупции, так и по интенсивности заключения коррупционных сделок. По абсолютному объему рынка деловой коррупции в первую шестерку «лидеров» входят: Москва с объемом коррупционного рынка 229,8 млрд. руб. (53,1% суммарного объема рынка по 40 регионам), Московская область – 41,98 млрд. руб. (9,7%), Нижегородская область -28,48 млрд. (6,6), Санкт-Петербург – 24,73 млрд. (5,7), Кемеровская область – 18,85 млрд. (4,6), саратовская область – 9,56 млрд. руб. (2,2%). По показателю интенсивности деловой коррупции (отношение количества случаев коррупции к общей численности чиновников в регионе) в первой шестерке закономерно оказались Москва с индексом 30,89, Санкт-Петербург – 19,66, Московская область – 9,37, Краснодарский край – 8,80, Челябинская область -8,71, а также Саратовская область – 7,32[7].

По данным мониторинга административных барьеров на пути развития малого бизнеса в России, проведенного Центром экономических и финансовых исследований и разработок, несмотря на предусмотренные Законом о лицензировании сокращение лицензируемых видов деятельности, снижение лицензионного сбора и пролонгирование сроков действия лицензий, практика его применения на местах демонстрирует рост как издержек получения лицензий и разрешений (с 800 до 10000 руб.), так и времени (с 33 до 39 дней) при том, что официальная плата ограничена 1400 руб. Несмотря на установленную законом о защите прав юридических лиц норму проведения плановых проверок различных государтсвенных органов – не чаще одного раза в год – количество незапланированных проверок за последние два года возросло: у милиции – с 60- до 75%, у пожарной службы - с 33 до 63%, у СЭС – с 31 до 56%. Эти данные коррелируютс саопутствующей тенценцией роста финансовых потерь фирм при проведении инспекций (по существу, взяток) (см.табл.2)и значитедльных потерь рабочего времени(от 30 до 72 часов) в результате проверок, согласований и разрешений, приходящихся на одного работника. В итоге стоимостные расходы предприятий (предпринимателей) на вынужденные платежи чиновникам в 2003 г. Составили от 3300 руб. на одного работника по Республике Башкортостан до 10100 руб. по Москве и Тюменской области.

 

Таблица 2 Финансовые потери фирм при проведении инспекций[8] (в %)

 

Доля платежей, не основанных на официальной шкале

2001г. 2002г. 2003г.
Налоговая инспекция 13 18 2
Соцстрах н.д. 16 22
Санэпидемнадзор 26 38 3
Милиция 43 59 73
Лицензирующие органы 38 25 31
Пожарная инспекция 25 41 43
Сертифицирующие органы 27 31 15
Административно-техническая инспекция 26 35 22
Экологическая инспекция 43 47 2
Охрана труда 22 2 28
Госторгинспекция н.д. 31 23



2019-10-11 263 Обсуждений (0)
Специфические российские проблемы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Специфические российские проблемы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (263)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)