Стратегии предотвращения коррупции в управлении государственными ресурсами
Проблема борьбы с коррупцией актуальна сегодня практически во всех странах мира. При этом меры, предлагаемые учеными и политиками, в решении данной проблемы можно разделить на две группы: карательные и превентивные. Последние направлены против причин, а не внешних выражений коррупции, а потому лишены многих недостатков, присущих «методу войны»[12]. Поскольку коррупция в целом, равно как и коррупция при управлении государственными и муниципальными ресурсами, является сложным системным явлением, то и действия по борьбе с коррупцией должны носить системный характер. В настоящее время в России и в мире разрабатываются различные стратегии предотвращения коррупции. Рассмотрим некоторые из них с целью определения стратегии предотвращения коррупции в управлении государственными и муниципальными ресурсами. Меры превентивного характера были собраны специалистами Мирового банка в единую многоцелевую стратегию борьбы с коррупцией, которая состоит из пяти разделов: 1. Институциональные основы: v институциализация независимой и эффективной судебной власти; v расширение сферы действия парламентского контроля; v обеспечение независимости правоохранительных органов. 2. Политическая ответственность: v политическая конкуренция, заслуживающие доверия политические партии; v прозрачность в финансировании партий; v прозрачность процедуры голосования для избирателей; v обязанность госслужащих декларировать имущество, правила, регулирующие вопрос конфликта интересов. 3. Расширение возможностей участия гражданского общества: v гарантирование свободы информации; v усиление роли СМИ. 4. Конкурентный частный сектор: v реструктуризация монополий с целью повышения конкурентности; v снижение барьеров входа на рынок, связанных с необходимостью получения различных разрешений; v прозрачность корпоративного менеджмента; v увеличение прав деловых ассоциаций. 5. Управление государственным сектором: v найм на государственную службу на основе заслуги, достойная оплата труда государственных служащих; v децентрализация власти; v повышение прозрачности бюджетного процесса для контролирующих органов; v повышение прозрачности в налоговой администрации, лишение налоговых служащих возможности произвольно предоставлять налоговые льготы, упрощение налоговой администрации. Бесспорно, что реализация описанных выше направлений и мероприятий будет способствовать предупреждению коррупции. Однако в приведенном перечне практически отсутствуют меры, направленные на совершенствование российского законодательства, тогда как по мнению многих ученых и политиков гораздо существеннее, когда коррупция основана на законе, когда сам закон способствует её возникновению и создает для неё благоприятные условия. При этом «коррупция может возникать как из-за пробелов в законодательстве, так и вследствие усложненных и трудно применимых на практике норм права» (Д. Шнайдер, «Предотвращение и борьба с коррупцией»). По мнению специалистов Фонда ИНДЕМ решение проблемы несовершенства законодательства должно осуществляться по следующим направлениям[13]: v распутывание противоречий и прояснение туманностей в действующем законодательстве, поскольку все это создает возможность для чиновного произвола и коррупции; v «закрытие» многочисленных отсылочных норм в действующих законах; v ревизия шкалы наказаний за коррупционные действия с учетом того, что часто завышенные наказания мешают доказательству преступлений; v дифференцирование в Уголовном кодексе коррупционных действий; v пересмотр шкал пошлин, штрафов и т.п. (слишком высокие штрафы так же неэффективны, как и слишком низкие, поскольку стимулируют уход от них с помощью взятки). В аналитическом докладе Фонда «Коррупция в России: кто кого?» предложены конкретные практические шаги в направлении борьбы с несовершенными нормами права в виде ужесточения контроля над ведомственным нормотворчеством и учреждения постоянно действующей экспертизы законодательства на «антикоррупционность».
Заключение
Итак, отсутствие реальной борьбы с условиями, порождающими коррупцию, приводит к ее распространению как по горизонтали, так и по вертикали, захвату новых учреждений и сфер влияния, способствует образованию коррупционных сетей или сообществ. Коррупция в таких условиях стремится захватить не только экономику, но и политику. В результате стране и обществу наносится гигантский невосполнимый ущерб. Эффективность рыночной экономики резко снижается, а существующие демократические институты разрушаются. Усугубляется экономическое и политическое неравенство населения, увеличивается бедность, растет социальная напряженность. Под угрозу ставятся целостность страны и сохранение ее конституционного строя. Тем самым коррупция превращается в проблему, угрожающую национальной безопасности страны. Эту проблему не способна решить власть в отрыве от общества. Без ложного пафоса, эта проблема касается каждого, кто понял опасность дальнейшего усиления коррупции для себя и своих близких, для своего дела, для общества и страны, кто считает себя гражданином. Запуск и реализацию системы антикоррупционных мероприятий тормозит ряд препятствий: o на достаточно высоком уровне есть лица, которым может быть инкриминирована коррупционная деятельность; o существует большой пласт чиновников, не заинтересованных в изменении сложившейся ситуации; o во власти сохранились и преобладают старые стереотипы, определяющие упрощенные подходы к решению задач, подобных борьбе с коррупцией. Поскольку ограничение коррупции неотделимо от коренного реформирования всей государственной машины, реализация подобной программы требует серьезного политического обеспечения и специфических политических условий, включая консолидацию большей части властных элит. Весь мировой опыт демонстрирует: истерия борьбы с коррупцией расчищает путь диктатурам. Парадокс в том, что, установившись, диктатура еще больше раскручивает коррупцию, увеличивая ее масштабы и разлагая власть. Наконец, общества, находящиеся в переходном состоянии от тоталитаризма (или долговременной диктатуры) к демократии, носят в себе вирус тоталитарного реванша под лозунгом борьбы с издержками демократии, среди которых коррупция — в числе первых. Альтернатива этому только одна — разработка и реализация государственной антикоррупционной политики на основе консолидации большей части политических сил и при тесном взаимодействии с институтами гражданского общества. Задачи, сформулированные во введении, решены, цель работы достигнута.
Список литературы
1. Дегтярев А. Маликов Р. Институционный анализ деловой коррупции в России. / Вопросы экономики, 2005-№10- с. 103-117 2. Джонстон М. Поиск определений: качество политической жизни и проблема коррупции / Международный журнал социальных наук. - 1997. № 16. С. 35. 3. Левин М.И., Сатаров Г.А, Цирик М.Л. Россия и коррупция: кто кого // Российская газета. 1998. 19.02. 4. Левин М., Сатаров Г. Явление коррупции России / Независимая газета. 1997. 02.10. 5. Нестик Т.А. Коррупция и культура. / Экономическая теория преступлений и наказаний, 2002 - №4/2 6. Радаев В.В. Коррупция и формирование российских рынков: отношения чиновников и предпринимателей / Мир России, 1998. - № 3. с. 57-90. 7. Роуз-Аккерман С. Коррупция и государство: причины, следствия, реформы. - М.: Логос, 2003. с. 120-147. 8. Шурупов Г.Ю. Борьба с коррупцией в России: Законодательный аспект. Учебно-методическое пособие. Новосибирский государственный университет, Новосибирск: НГУ, 1999. 9. Экономика преступлений и наказаний. / Под редакцией Ю.В. Латова. - М.: РГГУ, 2006. с.23-34. [1] Экономика преступлений и наказаний. / Под редакцией Ю.В. Латова. - М.: РГГУ, 2006. с.23-34. [2] Роуз-Аккерман С. Коррупция и государство: причины, следствия, реформы. - М.: Логос, 2003. с. 120-147. [3] Нестик Т.А. Коррупция и культура. / Экономическая теория преступлений и наказаний, 2002 - №4/2 [4] Левин М., Сатаров Г. Явление коррупции России / Независимая газета. 1997. 02.10. [5] www.anti-corr.ru [6] Дегтярев А. Маликов Р. Институционный анализ деловой коррупции в России. / Вопросы экономики, 2005-№10- с. 103-117 [7] Дегтярев А. Маликов Р. Институционный анализ деловой коррупции в России. / Вопросы экономики, 2005-№10- с. 103-117 [8] Дегтярев А. Маликов Р. Институционный анализ деловой коррупции в России. / Вопросы экономики, 2005-№10- с. 103-117 [9] Радаев В.В. Коррупция и формирование российских рынков: отношения чиновников и предпринимателей / Мир России, 1998. - № 3. с. 57-90. [10] Роуз-Аккерман С. Коррупция и государство: причины, следствия, реформы. - М.: Логос, 2003. с. 120-147. [11] Экономика преступлений и наказаний. / Под редакцией Ю.В. Латова. - М.: РГГУ, 2006. с.23-34. [12] Шурупов Г.Ю. Борьба с коррупцией в России: Законодательный аспект. Учебно-методическое пособие. Новосибирский государственный университет, Новосибирск: НГУ, 1999. [13] www.indem.ru
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (285)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |