Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Й ступени получения высшего образования



2019-08-13 277 Обсуждений (0)
Й ступени получения высшего образования 0.00 из 5.00 0 оценок




Вопросы к экзамену по дисциплине «Сравнительное правоведение»

Для студентов специальности 24 01 02 «Правоведение»

й ступени получения высшего образования

1. Понятие, сущность и природа сравнительного правоведения. Сравнительное правоведение в системе юридических наук.

2. Система сравнительного правоведения.

3. Функции сравнительного правоведения.

4. Предмет и объекты сравнительного правоведения.

5. Иностранный правовой элемент: понятие и виды.

6. Формирование и развитие идей сравнительного правоведения: общая характеристика древнего периода.

7. Формирование и развитие идей сравнительного правоведения: общая характеристика средневекового периода.

8. Формирование и развитие идей сравнительного правоведения: основные этапы современного периода.

9. Формирование и развитие идей сравнительного правоведения: основные школы правовой компаративистики.

10. Методологическая природа правовой компаративистики. Структура методологии сравнительно-правовых исследований.

11. Концептуальные подходы в методологии сравнительно-правовых исследований.

12. Методологические принципы сравнительно-правовых исследований.

13. Методы сравнительно-правовых исследований.

14. Сравнительно-правовой метод: понятие и виды.

15. Методологические правила сравнительно-правовых исследований.

16. Понятие и структура правовой системы.

17. Правовая семья как специфическая категория сравнительного правоведения.

18. Общность правовых систем, основания их типологии и классификации.

19. Современная юридическая география мира и проблемы классификации правовых систем.

20. Взаимодействие правовых систем: механизмы коллизионного права.

21. Взаимодействие правовых систем: взаимное влияние нормативных правовых актов.

22. Основные направления согласованного развития правовых систем: общая характеристика.

23. Сближение и гармонизация законодательства.

24. Модельные законодательные акты.

25. Унификация законодательства.

26. Социально-экономические, исторические и культурные предпосылки возникновения романо-германской правовой семьи.

27. Общее и особенное в национальных правовых системах государств романо-германской правовой семьи. Французская и германская правовые группы.

28. Источники права романо-германской правовой семьи.

29. Структура (система) романо-германского права.

30. Особенности романо-германского правового мышления и правовой доктрины.

31. Общая характеристика внеевропейских романо-германских правовых систем.

«Примыкающие правовые системы»:

- латиноамериканские правовые системы,

- правовая система Японии,

- скандинавское право,

- постсоветские правовые системы.

32. Особенности правовых систем латиноамериканских государств как разновидностей романо-германской правовой семьи.

 Основные представители: Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Мексика, Колумбия, Чили.

В большинстве государств Латинской Америки правовые системы сформировались на основе 4 правовых культур: индейской, испанской, французской и англо-американской.

Что отличает латиноамериканское право от романо-германской системы? Это прежде всего сфера публичного права. Если, завоевав государственную независимость, страны Латинской Америки в поисках модели частного права обратили взоры к Европе, то конституционный образец они нашли в США. Конституции этих стран заимствовали американскую форму правления – президентскую республику и другие конституционные институты. У молодых государств Латинской Америки и не было иного выбора. Конституция США была в то время единственной писаной действующей Конституцией. Восприятие американского конституционного образца и дает основание говорить о дуализме латиноамериканского права, о соединении в нем европейской и американской моделей. С последней связано особое внимание конституций латиноамериканских стран к институту судебного контроля за конституционностью законов, дополненное использованием таких процедур (например, ампаро, заимствованное в испанском праве), которых не знает американская модель судебного конституционного контроля.

Четыре латиноамериканских государства являются федерациями – Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Мексика, и, характеризуя право этих стран, следует учитывать разграничение компетенции между федерацией и ее членами.

Можно сказать, что основная компетенция принадлежит федерации.

Ученые-юристы подчеркивают, что при изучении политической системы латиноамериканских стран во многих отношениях не следует отождествлять юридические формы с социальными реалиями. Очевидно, это общее для всех стран положение в отношении латиноамериканских стран звучит особенно остро уже хотя бы потому, что в жизни этих стран значительное место занимают периоды военных режимов, чрезвычайных положений и т.п.

Латинская Америка сегодня освобождается, по-видимому, от пассивного подражания иностранным политико-правовым моделям. Усиливается тенденция учреждения и развития государственно-правовых и общественно-политических институтов местного, национального происхождения. Тексты конституций стали конкретно и более гибко учитывать изменяющиеся социально-экономические условия, а также политическую обстановку в мире вообще и в Латинской Америке в частности.

Усиливается региональное и одновременно взаимное правовое влияние стран Латинской Америки. Бразилия стремится к региональной интеграции с целью образования Латиноамериканского Содружества Наций.

1. Источники права: основной источник – закон; обычай – имеет второстепенный характер, но есть исключения в Аргентине – обычаю уделено большое внимание; судебный прецедент – практически не признается источником права

2. Деление права на отрасли.

3. Кодификация права.

 Кодификация права началась в XIX в. Гражданские кодексы стран Латинской Америки в разной степени подверглись влиянию ГК Франции. Французский оригинал положен в основу кодексов Гаити (1825 г.), Боливии (1830-1975 pp.) Доминиканской Республики (1845-1884 pp.), в меньшей степени - Мексики (1870-1884 гг., 1928-1932 гг.). Гражданский кодекс Чили 1855 г. заимствовал ряд положений ГК Франции. В целом он основывался на институтах и категориях испанского права. Его создатель Андреэ Белло использовал также традиционные институты римского права и идеи немецкого ученого Савиньи. В структурном отношении чилийский ГК является более совершенным, чем французский, поэтому он служил образцом для ГК Эквадора (1860 г.), Колумбии (1873 г.), a также Венесуэлы (1862 г.) и Уругвая (1868 г.). Результатом оригинальной южноамериканской законотворчества, как и ГК Чили, является Гражданский кодекс Аргентины 1867 г. Его основу составляет ряд источников: ГК Франции, чилийский ГК, испанские законы, научные труды французских и других авторов, в частности бразильца Тексейєра де Фрейтаса о кодификации и систематизации права -"consolidation". Образцами для ГК Бразилии 1916 г. послужили ГК Франции, Португалии, Италии и особенно Германии.

В XX в. старые кодексы были модернизированы, а иногда заменены новыми. Как правило, это происходило после принятия конституций (например, Конституции Мексики 1917 p.). Большинство старых кодексов "обросло" подзаконными актами;

4. Разграничение законодательной компетенции между федерацией и ее субъектами в федеральных государствах (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Мексика). Субъекты федерации наделены компетенцией по вопросам местного значения, которые не отнесены к федеральной компетенции.

5. Хоть и закреплен конституционный образец (Конституция США 1787 г.), но не во всех латиноамериканских странах стабильная обстановка (например, в Венесуэле Конституция менялась 20 раз за 168 лет существования страны; в Боливии за 152 года – 21 конституция).

6. Схожие с учетом национальных особенностей принципы построения и функционирования американских судов, особенно Верховного суда.

Таким образом, в латиноамериканских странах происходит своего рода дуализм преемственности той или иной правовой системы: в сфере публичного права – американская система; в сфере частного – романская система права.

4) делегированное правотворчество (акты правительственной власти) как важный источник права;

5) разграничение законодательной компетенции между федерацией и ее субъектами в федеративных государствах (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Мексика). Законодательной компетенцией наделены субъекты федерации из тех вопросов местного значения, не отнесенные к федеральной компетенции;

6) обычай как источник права второстепенного, вспомогательного характера. Однако не во всех странах его роль одинакова. Например, в Аргентине в сравнении с Уругваем обычая уделено больше внимания;

7) судебный прецедент, который либо слабо признается или совсем не признается юридическим источником права.

Итак, дуализм латиноамериканского права заключается в том, что в сфере публичного права (прежде всего конституционного) за основу взят американскую систему, а в сфере частного права (гражданского и др.) - романскую.

Однако было бы неверным считать правовые системы этой группы стран вполне лишенными национальной самобытности, такими, игнорируют нормы-обычаи. Тексты законов, включая Основной - конституцию, учитывают особенности национального государственно-правового развития, современное социально-экономическое положение. В Мексике, Перу, Гватемале сохранившиеся остатки общинного землевладения. Лицо, являясь по закону собственником земли, фактически выступает представителем общины, в интересах которой согласно обычаю используется земля.

Латиноамериканские правовые системы стремятся к интеграции друг с другом. Ведущая роль в этом процессе принадлежит Бразилии, которая борется за создание Латиноамериканского содружества наций.

Схожие природно-географические условия, общность исторической судьбы латиноамериканских государств, сходство их социально-экономического строя породили в большинстве из них близкие политико-правовые институты.

В основе своей латиноамериканское право — это кодифицированное право, причем кодексы построены по европейским образцам. Отсюда и другие черты сходства с континентальной правовой семьей: примерно аналогичная система права, общий характер нормы. Кодификация, последовавшая за завоеванием независимости, заложила базу для формирования национальных правовых систем. К восприятию европейской и прежде всего французской модели кодификации страны Латинской Америки были в определенной мере подготовлены характером колониального права, испанского и португальского, перенесенного на континент завоевателями и близкого по своим историческим корням французскому праву.

В настоящее время в латиноамериканских странах помимо старых кодексов действует масса иных законодательных и подзаконных актов. Особенно значительна роль делегированного законодательства, что связано в первую очередь с президентской формой правления, а также с длительными периодами правления военных, когда нормальная законодательная деятельность фактически сводилась к нулю.

Особенности латиноамериканского права обусловлены главным образом тем, что, завоевав независимость, страны Латинской Америки за модель частного права приняли право континентальной Европы, а конституционный образ заимствовали у США. Конституции данных стран переняли главным образом американскую форму правления — президентскую республику и другие конституционные институты. Восприятие американского конституционного образца дает основание говорить о дуализме латиноамериканского права, о соединении в нем европейской и американской моделей. При этом в отличие от США судебная практика во многих странах Латинской Америки не рассматривается как источник права.

На протяжении XX в. Латинская Америка постепенно освобождалась от пассивного подражания зарубежным правовым моделям, характерного для законодательной политики в области как публичного, так и частного права XIX в. Тексты конституций и других законов стали конкретно и более гибко учитывать изменяющиеся социально-экономические условия своих стран, отражать специфику их государственно-правового развития

33. Особенности правовых систем Скандинавских государств как примыкающих к романо-германской правовой семье.

Основные представители: Швеция, Норвегия, Дания, Исландия, Финляндия.

Элементы сходства с классическими романо-германскими правовыми системами:

- использование юридических конструкций и понятий романо-германской правовой семьи;

- принцип верховенства закона;

- норма права в скандинавских странах имеет более абстрактный характер, чем норма англо-американского права.

Элементы отличия:

- почти полное отсутствие рецепции римского права;

- прагматический подход к праву, правовым понятиям и конструкциям;

- отсутствие кодексов, систематизирующих отдельные отрасли права;

- неизвестно деление права на публичное и частное;

- гражданский процесс и уголовный регламентируются одними и теми же правилами;

- унификация права.

 Анализ современных правовых систем Скандинавских стран показывает некоторую общность скандинавского и романо-германского права. Прежде всего она проявляется в сходстве источников правового регулирования. В скандинавских странах закон является основным источником права, а суды формально не могут, разрешая конкретный спор, создавать правовые нормы. В этом вопросе обнаруживается наиболее существенное различие между системами скандинавского и общего права.

Вместе с тем следует признать, что роль суда в Скандинавских странах традиционно весьма значительна. Никогда функции судьи не сводились здесь исключительно к применению норм законодательства. Судья в Скандинавских странах обладает большой свободой в толковании положений, содержащихся в законах и договорах.

В Швеции суды низших инстанций практически во всех случаях неукоснительно следуют решениям, принимаемым вышестоящими судебными органами, в первую очередь решениям Верховного суда, признавая их авторитетным изложением действующего права.

Роль судебной практики в последние годы заметно растет. В Швеции, согласно закону 1971 г., Верховный суд рассматривает такие дела, которые представляют интерес с точки зрения установления определенных направлений правоприменительной деятельности. Таким образом, признается обязательность решений Верховного суда для всей судебной системы. В конечном счете к расширению дискреционных правомочий судей приводит получающая все большее распространение практика включения в законы неопределенных норм. В Швеции они получили название «общих оговорок». Сами шведские юристы оценивают развитие законодательной техники «общих оговорок» как. «разновидность делегирования законодательной власти судебным органам». Указанная тенденция отчетливо просматривается в эволюции системы источников во всех странах романо-германской семьи.

Скандинавское право использует общие юридические концепции романо-германского права.

В первые десятилетия XIX столетия сильное воздействие на право стран Северной Европы оказывала французская правовая система. В Швеции в 1826 г. был даже подготовлен проект Гражданского кодекса, составленный по образцу Кодекса Наполеона, но он так и не стал действующим актом.

В конце XIX – начале XX в. потребности модернизации права заставили скандинавских юристов обратиться к опыту Германии. Практически все шведские профессора права получали в этот период профессиональную подготовку в германских университетах. Однако теоретические взгляды пандектистов не были восприняты скандинавскими юристами. Скандинавские страны отказались от кодификации гражданского права по образцу ГГУ, так как последнее содержало большое число отвлеченных понятий, чуждых традиционному функциональному подходу к праву скандинавских юристов. Вскоре здесь иозобладало социологическое направление, получила поддержку теория социальных функций, разработанная главным образом французскими юристами.

Ряд характерных особенностей скандинавскою права отличает его от романо-германской семьи. Во-первых, скандинавскому праву неизвестно деление права на публичное и частное, а также на отрасли. В этом оно похоже на правовую семью общего права. Во-вторых, скандинавское право не кодифицировано. Формально в этих странах продолжают действовать законы, первоначально охватывавшие весь нормативный материал, но по названным выше причинам их никак нельзя отождествлять с кодификациями в странах романо-германской правовой семьи.

Некоторые элементы правовых систем Скандинавских стран, пожалуй, ближе к системе общего права, чем к романо-германской правовой семье. В частности, законодатель в Скандинавских странах долгое время избегал пользоваться нормами с высоким уровнем обобщения. Гражданский процесс и уголовный регламентируются здесь одними и теми же правилами.

Объединяет скандинавское и общее право прагматический подход к праву, правовым понятиям и конструкциям. Это последнее обстоятельство в определенной степени и объясняет успех, которым пользуются в Скандинавских странах после Второй мировой войны американские концепции школы правового реализма. Растущее воздействие американского права проявляется также в заимствовании в последнее время отдельных юридических конструкций, понятий из американского права, например в сфере деликтной ответственности, страхования и т.д. Да и методы преподавания юридических дисциплин и университетах Скандинавии все сильнее напоминают американскую систему правового образования.

34. Социалистическая правовая семья и тенденции развития правовых систем постсоветского пространства.

Специфика правовых систем постсоветского типа:

- слабое функционирование механизмов гражданского общества;

- «отставание» процессуального права от материального;

- обеспечение посредством права доминирующих интересов государства;

- неустойчивость принципа верховенства закона;

- воздействие правовой систем России;

- правовой нигилизм. (отрицание права как социального института, системы правил поведения, которая может успешно регулировать взаимоотношения людей.)

Группы постсоветских правовых систем:

- правовые системы прибалтийских государств (Литва, Латвия, Эстония) – типичные представители правовых систем романо-германского типа;

- правовые системы государств, ориентированных на романо-германское право (Россия, Украина, Молдова, Беларусь, Армения, Грузия);

- правовые системы государств с преобладанием мусульманского населения (Узбекистан, Казахстан, Туркменистан, Таджикистан, Киргизстан, Азербайджан).

 После распада СССР и социалистической системы образовалось правовое пространство, где право характеризовалось следующими моментами:

социалистическое право длительное время считалось классовым, выражающим интересы рабочих и крестьян, трудящихся;

право рассматривалось как орудие государственной власти;

в праве обеспечивались доминирующие интересы государства и отсюда приоритетная защита государственной собственности;

право человека не получало признания как приоритетное;

закон не занимал первенствующего положения в правовой системе, где главенствовали партийно-административные решения;

не обеспечивалась в полной мере судебная защита прав юридических и физических лиц.

Курс на глубокие экономические и политические преобразования, движение к рыночной экономике в инфраструктуре, к демократии и плюрализму в политической системе открыли широкие возможности к сближению социалистического права с романо-германской правовой семьей не только по внешней форме, но и по содержанию. Это нашло свое отражение как в сфере частного права – признание многообразия форм собственности и важного значения частной собственности, свободного предпринимательства, появление ряда ранее отсутствовавших институтов торгового права, так и в сфере публичного права, где постепенно утверждаются основные параметры правовой государственности – разделение властей, первостепенная роль института публичных свобод, судебный конституционный контроль и т.д.

Какими путями будут развиваться правовые системы социалистических стран? Вольются ли они в романо-германскую правовую семью? Каким будет общее правовое постсоциалистическое пространство? Эти вопросы требуют объективных ответов, ибо без них правовое развитие этих стран будет стихийным и подверженным любому внешнему воздействию.

В юридической науке обсуждается несколько вариантов развития постсоциалистической правовой семьи.

Вариант первый – «возвращение» традиционных правовых семей и прежде всего континентального права. Действительно, многие правовые идеи и принципы реально становятся общими и воспринимаются в России, Чехии, Польше и других странах, «копируются» законодательные акты. Но всегда ли удается отвлечься от исторических правовых корней, пренебречь правопреемственностью и правовыми взглядами граждан, которые не меняют их коренным образом?

Вариант второй предложен учеными-юристами, которые считают возможным формировать общее славянское право с приоритетным влиянием российских правовой идеологии и законотворческих новелл.

Культурно-историческая, религиозно-этическая и морально-психологическая общность народов служит фундаментом для этого процесса.

К такой перспективе побуждают общность правопонимания и источников права, некоторые традиционные коллективистские структуры и формы правового общения, традиции общего юридического языка, построения законодательства, сохранения нормативных текстов. Усиление интеграции славянских народов И государств способствует развитию данной тенденции.

Вариант третий – постепенное формирование на постсоциалистическом пространстве двух-трех правовых семей: прибалтийской с тяготением к скандинавской правовой семье, славянской правовой семьи в сочетании с азиатско-мусульманской правовой семьей, центральноевропейской с тяготением к романо-германской семье. При сильном взаимовлиянии будет трудно жестко структурировать разные правовые семьи, но их мировоззренческие истоки и проявления правопреемственности могут быть выражены более или менее отчетливо.

Благодаря новым тенденциям традиционная близость социалистического права к романо-германской правовой семье становится существенным фактором, способствующим сближению двух рассматриваемых моделей. Унификация в ее международно-правовых формах – это не единственный, хотя и наиболее известный способ сближения национальных правовых систем. Для формирования общего правового пространства не меньшее, если не большее значение имеет такой путь сближения этих систем, как расширение их общих черт, принципиальных установок, усиление сходства правовых норм и соответственно судебной практики.

В процессе сближения романо-германской и социалистической правовых семей значительная роль принадлежит юридической науке, которая призвана, во-первых, способствовать обоюдному преодолению сложившихся идеологических стереотипов и, во-вторых, теоретически проанализировать и обосновать возможные направления развития рассматриваемых правовых систем. Особенно значительная нагрузка ложится при этом на сравнительное правоведение.

Критическая оценка многих принципов и положений социалистического типа права или признание некоторого его сходства (по структуре, понятиям) с романо-германской правовой семьей не помешали видным компаративистам признавать данную систему как реальность, подлежащую сравнительному изучению. Заслуживают внимания характеристики Р. Давидом социалистического права как разновидности правовых семей.)
Как справедливо отмечает Ю.А. Тихомиров, после распада Союза ССР и других социалистических государств произошла поспешная:;
перемена в оценках социалистического права. Фактическое его исчезновение дало повод считать данную систему не более чем историческим памятником. И ряд ученых-юристов, оценивая ее в критическом плане, поспешили вести речь о распространении на территорию бывшего Союза ССР принципов, институтов и норм зарубежного права, прежде всего романо-германской правовой семьи. Другие обнаруживают преемственность в прошлом и настоящем и призывают к формированию новой правовой семьи, в частности славянской. Следует отметить, что фактически многие нормы социалистического права были признаны и сохраняют силу до сей поры при соответствии их Конституции. В ряде стран – Куба, Китай, Северная Корея – действуют социалистические конституции и законы.
В советской юридической науке социалистический тип права рассматривался как исторически наивысшая и последняя ступень в развитии права. Он как бы представлял собой логическое отрицание и антипод эксплуататорских типов права. В социалистических правовых системах впервые в истории были разработаны юридические формы для таких явлений, как коллективные формы собственности, государственное руководство экономикой, плановое ведение народного хозяйства.

И тем не менее особенности социалистической правовой системы оказались настолько значительными, что она выделилась из романо-германской правовой семьи и образовала самостоятельную правовую семью – сначала в РСФСР – СССР, затем в странах Восточной Европы (1945–1950 гг.) и на Кубе (60-е годы).
После Второй мировой войны возникла восточноазиатская группа | социалистической правовой семьи – право КНР, Северной Кореи и Вьетнама, – развивавшаяся на основе средневекового китайского права, что обусловило ее своеобразие и особое положение по отношению к европейско-американской группе социалистического права

35. Историческое развитие белорусского права и основные этапы его эволюции.

 Первый этап: право, действовавшее на белорусских землях в IX – XIII вв. (период феодальной раздробленности), следует рассматривать как однородное, не имевшее разрывов преемственности в своем развитии. Значительное влияние правовых обычаев, в дальнейшем – рецепция норм церковного права, усиление государственной власти, развитие индивидуального княжеского нормотворчества.

Второй этап – середина XIII – конец XVIII веков. После заключения Кревской унии 1385 г. в развитии права на белорусских землях произошел разрыв, так как общество ВКЛ перестраивалось в направлении развитого сословного строя. Оно было основано на заимствовании западноевропейского опыта, что позволило государству пропустить некоторые этапы общественного развития. Рецепция идей сословного государства и права привела к отличиям ВКЛ от западных государств, вызвала особенности в содержании феодального, манориального и городского права. Заимствованные правовые идеи, принципы и институты выборочно и адаптировано включались в Статуты ВКЛ наряду с ценностями и принципами феодального государства и права. В конституционном законодательстве Речи Посполитой реципируемые правовые принципы и институты сочетались с правовыми идеями и нормами феодального сословного праа.

Третий этап. После разделов Речи Посполитой в правовой истории Беларуси произошли кардинальные изменения. Присоединенные земли сразу же были включены в процесс унификации российского имперского законодательства, который начался во второй половине XVIII в. Соотношение российского законодательства и местного права было различным для отдельных отраслей. Наиболее радикальные изменения имели место в конституционном праве, в котором произошел разрыв преемственных связей с предыдущим этапом его развития. Конституционную монархию Речи Посполитой, в Конституции которой провозглашалось разделение властей, подзаконность власти короля и правительства сменила абсолютная самодержавная власть российских императоров. Однако различия между правовыми системами России и Речи Посполитой частично сглаживались начавшимися в империи процессами вестернизации права.

Четвертый этап – право БССР. Его характеризует первоначальный резкий разрыв преемственности с предыдущими действовавшими на белорусской земле правовыми системами, а затем восстановление некоторых элементов права предыдущего периода под влиянием ценностных установок социалистического государства и общества.

Пятый этап – современная правовая система Беларуси.

36. Становление современной правовой системы Беларуси. Источники и структура современного белорусского права.

Начало развития современной правовой системы Беларуси – с 1990 года (принятие Декларации о государственном суверенитете Республики Беларусь). Путь развития – романо-германская правовая традиция, что порождает сходство в системе источников и структуре права.

Система источников:

Основные:

- нормативный правовой акт (высшая ступень иерархии – Конституция; наличие категории «законодательный акт», объединяющей законы, декреты и указы Президента; отсутствие четкой иерархии в системе законодательных актов);

- международный договор (подчиненное по отношению к Конституции положение; юридическая сила зависит от нормативного правового акта, которым утверждается договор).

Ограниченное применение у правового обычая (сфера гражданского и международного торгового права).

Не признаются источником права:

- юридическая доктрина;

- судебный прецедент;

Структура права предполагает отраслевое деление, деление на частное и публичное право, материальное и процессуальное право.

Декларация о государственном суверенитете Республики Беларусь от 27 июля 1990 года провозгласила Республику Беларусь суверенным независимым государством и тем самым заложила основы для формирования качественно новых начал в государственной и общественной жизни.

С обретением Республикой Беларусь независимости система законодательства советского периода, принципы создания и реализации норм права уже не отвечали потребностям современного белорусского государства. Для создания новой, согласованной системы национального права необходима была разработка ее основы, фундамента для взаимодействия личности, общества, государства, эффективного функционирования государственных институтов.

15 марта 1994 г. была принята Конституция Республики Беларусь, провозгласившая нашу республику унитарным демократическим социальным правовым государством. Принятие новой Конституции, вовлечение Республики Беларусь в мировое сообщество как суверенного и независимого государства повлекли кардинальные изменения в законодательстве.

Конституция Республики Беларусь стала основой для построения правовой системы независимого государства. Одним из важнейших нововведений Конституции стало изменение системы приоритетов государства. На первое место в иерархии ценностей ставится человек, его права, свободы и гарантии их реализации. Данная конституционная норма становится ключевым принципом законодательства, определяя вектор дальнейшего развития отечественной правовой системы, а также содержание правоприменительной деятельности.

Принятие 24 ноября 1996 г. новой редакции Конституции Республики Беларусь повлекло существенное перераспределение полномочий между государственными органами. Была также активизирована работа, направленная на решение сложнейших задач по формированию новой правовой системы, призванной обеспечить устойчивое развитие экономики, эффективное функционирование демократических институтов.

Существенно изменились место и роль Президента Республики Беларусь в системе государственных органов. На Главу государства были возложены функции гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина, обеспечения посредничества между органами государственной власти, их преемственности и взаимодействия. Был сформирован двухпалатный Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь, состоящий из Палаты представителей и Совета Республики. В дальнейшем проводилась работа по реализации конституционных положений, последовательной конституционализации законодательства.

Процесс совершенствования конституционного законодательства носил ярко выраженный динамичный характер, обусловленный эволюционированием различных государственных институтов. В данный период были приняты основополагающие законы, определившие правовой статус конституционных органов, а также закрепившие порядок реализации прав и свобод граждан. Были сформированы новые институты законодательства о государственной службе, местном управлении и самоуправлении, информации, информатизации и защите информации. Развитие конституционного законодательства, являющегося ядром для всей правовой системы государства, послужило основой для совершенствования иных отраслей и институтов, а также было призвано обеспечивать их согласованность между собой.

Реализация коренных политических преобразований и экономических реформ была бы не осуществима без соответствующего правового обеспечения нормотворческой деятельности. Кроме того, требовалась замена применявшихся на территории Республики Беларусь нормативных правовых актов СССР и БССР нормативными правовыми актами Республики Беларусь.

Для решения поставленных задач в течение первого десятилетия после обретения независимости Президентом Республики Беларусь был принят ряд актов, направленных на совершенствование нормотворческой деятельности. В частности, в целях повышения уровня подготовки проектов нормативных правовых актов, создания единой республиканской системы законопроектной деятельности, а также совершенствования государственной системы правовой информации Республики Беларусь были созданы Национальный центр законопроектной деятельности при Президенте Республики Беларусь и Национальный центр правовой информации, нормативно закреплен порядок опубликования и вступления актов в силу, создан Национальный реестр правовых актов и эталонный банк данных правовой информации, началась работа по формированию Свода законов Республики Беларусь.

Закон Республики Беларусь от 10 января 2000 года «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», а также Правила подготовки проектов нормативных правовых актов, утвержденные Указом Президента Республики Беларусь от 11 августа 2003 г. № 359, позволили окончательно сформировать законодательство в области нормотворчества и повысить уровень правовой культуры в государстве и обществе. На законодательном уровне нашли закрепление основные принципы нормотворчества, были определены виды и иерархия нормативных правовых актов, Правилами подготовки проектов нормативных правовых актов были установлены единые требования к подготовке всех видов проектов нормативных правовых актов.

Современный период развития Республики Беларусь необходимо рассматривать через призму состояния трансформации, что, в свою очередь, требует не только четкого планирования, но и прогнозирования возможных последствий, в том числе и в рамках нормотворческой деятельности.

В целях практической реализации принципа научности в осуществлении нормотворческой деятельности, эффективности использования научного потенциала при формировании правовой системы государства на базе Национального центра законопроектной деятельности при Президенте Республики Беларусь создан Национальный центр законодательства и правовых исследований путем присоединения к нему Института государства и права НАН Беларуси.

В современном мире значительное влияние на развитие всех государств оказывают процессы глобализации и регионализации. Беларусь всегда позиционировала себя как миролюбивое, дружественное государство, открытое к диалогу и сотрудничеству. Так, в Концепции национальной безопасности Республики Беларусь среди национальных интересов отмечено «прагматичное взаимодействие с мировыми центрами силы, основанное на эффективной многостор<



2019-08-13 277 Обсуждений (0)
Й ступени получения высшего образования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Й ступени получения высшего образования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (277)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)