Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Шариат, мусульманское право и мусульманская правовая система (соотношение понятий).



2019-08-13 1569 Обсуждений (0)
Шариат, мусульманское право и мусульманская правовая система (соотношение понятий). 0.00 из 5.00 0 оценок




ШАРИА́Т Свод мусульманских религиозных, юридических, бытовых правил, основанных на Коране

Мусульманское право — это система норм, выражающих в религиозной форме волю религиозной знати.

Ислам исходит из того, что право пришло от Аллаха, который открыл его через своего пророка Мухаммеда.

Право Аллаха дано человечеству раз и навсегда, поэтому им надо руководствоваться, а не создавать его под влиянием изменяющихся условий социальной жизни.


12.Мусульманское право в широком смысле (шариат) и мусульманское право в узком смысле (фикх).

В широком смысле слова оно представляет собой социально-нормативный свод самых различных по происхождению и характеру, но основанных на религиозных заповедях правил поведения. Такие правила включают в нерасчлененном виде собственно религиозные нормы-требования, сосуществующие или совмещаемые с правилами нравственными, юридическими, этическими и даже эстетическими.

Мусульманское право в узком смысле слова выросло из ислама как «богооткровенное право», аналогичное в этом смысле законам Моисея, заповедям Христа; оно входит в ислам, санкционируется исламом, но тем не менее выступает и как автономное нормативное образование, обособленное от некоторых других частей ислама, относящихся к ритуалу, к правилам добродетельного и благочестивого поведения мусульманина.

46. Источники мусульманского права.

 Система источников мусульманского права носит четырехзвенный характер:

Коран — первый источник мусульманского нрава. Само слово «коран» происходит от слова «читать» и чаще всего передается выражением «произносить речитативом, декламировать». Коран содержит откровения, которые Аллах ниспослал Мухаммеду и которые Пророк затем излагал. Эта священная книга иногда называется словом зикр (предостережение).  Коран делится на 114 глав (или сур по-арабски), состоящих из строф (аятов) общим числом 6219. Здесь имеется ряд положений определенно правового характера и назначения, включенных в шариат. По некоторым подсчетам, к ним относится примерно 500 ая- тов отдаленного и косвенного юридического назначения, связанных с правилами праведного поведения, и около 80 положений собственно юридического характера, в основном карательного права и о браке и семье.

Сунна - биографическое описание жизни и деятельности Пророка, собрание преданий о его поступках и высказываниях;

Иджма - общепризнанные толкования и разъяснения Корана и Сунны, даваемые религиозными деятелями - муфтиями, судьями - кади и исламскими учеными-правоведами, а также по вопросам, которые не нашли ответа в этих источниках; иджма, которая рассматривалась как "общее согласие мусульманской общины". Наряду с Кораном и Сунной она относилась к группе авторитетных источников шариата. Практически иджма складывалась из совпадающих мнений по религиозным и правовым вопросам, которые были высказаны сподвижниками Мухаммеда (число которых насчитывало более 100 человек) или впоследствии наиболее влиятельными мусульманскими теологами-правоведами (имамами, муфтиями, муджтахидами). Иджма развивалась как в виде интерпретаций текста Корана или Сунны, так и путем формирования новых норм, которые уже не связывались с Мухаммедом.

Кийас - суждение по аналогии.

кияс - решение правовых дел по аналогии. Согласно киясу правило, установленное в Коране, Сунне или иджме, может быть применено к делу, которое прямо не предусмотрено в этих источниках права. Кияс не только позволял быстро урегулировать новые общественные отношения, но и способствовал освобождению шариата в целом ряде моментов от теологического налета. Но в руках мусульманских судей кияс часто становился и орудием откровенного произвола. Наиболее широко данный метод был обоснован Абу Ханифа и его последователями - ханифитами. Наиболее резко против кияса выступили ханбалиты и особенно шииты, которые вообще не признавали его в качестве источника права.

47. Структура (система) мусульманского права.

1)  религиозная догматика;

2) мусульманская мораль и этика;

3) правила выполнения определенных религиозных (культовых) обязанностей;

4) правила поведения людей (мусульман друг с другом и не-мусульманами).

48. Мусульманское право в современных правовых системах: тенденции развития.

Основные тенденции развития:

- процесс европейского влияния («вестернизация») не оказывает существенного воздействия на общий правовой климат в мусульманских государствах, заимствования норм и институтов законодательно-парламентским путем запрещено;

- исламизация привносимых европейских элементов;

- развитие мусульманских систем за счет внутренних резервов.

По степени сохранения мусульманского права современные правовые системы стран Арабского Востока можно классифицировать следующим образом:

1. Правовые системы, широко использующие мусульманское право (Саудовская Аравия, Иран, Пакистан). В конституциях и законах заявлено о верности принципам ислама. Так, Конституция Ирана 1979 г. провозгласила страну «исламской республикой». Большинство законодательных предписаний составлены в соответствии с догмами шариата. Введены суровые наказания за нарушения его положений. По сути, шариат обладает более высокой юридической значимостью, чем закон и даже конституция.

2. Правовые системы, сузившие сферу действия мусульманского права, но оставшиеся верными его основным канонам (Йеменская Арабская Республика, Ливия, Пакистан, Судан). Эти страны в большей степени затронуты влиянием правовых систем континентального и англо-американского типа. Вместе с тем они не утратили верность Корану и другим источникам мусульманского права, более того, стремятся расширить их влияние. Наблюдается своеобразный ренессанс исламской правовой культуры, возврат к традиционным исламским ценностям. Например, в Ливии в начале 1977 г. Коран провозглашён «законом общества», заменяющим конституцию. В Пакистане в 1977 г. создан Совет исламской идеологии с целью приведения текущего законодательства в соответствие с шариатом. Конституция Судана 1985 г., наряду с обычаем, рассматривает мусульманское

Мусульманское право - одна из самостоятельных правовых систем современности, которая является частью мировой правовой культуры. В настоящее время в мире нет ни одной исламской страны, правовая система которой не испытывала бы влияния норм шариата (определенным исключением является лишь Турция).

Вместе с тем ни в одной из указанных стран мусульманское право ныне не является единственной системой действующих правовых норм. Новый этап в развитии мусульманского права связан с установлением законодательного процесса. В XIX веке в странах с мусульманской правовой системой активизировался процесс становления законодательства и возросла его роль в нормативном регулировании общественных отношений. В настоящее время в большинстве стран мусульманского мира роль шариата минимизирована.
На современном этапе развития в странах мусульманского мира активно идет процесс заимствования норм других правовых систем, особенно европейской правовой системы. Это связано с тем обстоятельством, что европейская цивилизация и культура оказывают существенное влияние на многие мусульманские страны.

 

49. Сущностные особенности иудейского (еврейского) права.

-  религиозное происхождение («божественная природа»);

- тесная связь юридических предписаний с религиозными нормами иудаизма (право – составная часть религии);

- мононациональный характер (действие распространяется только на евреев), т.к. важнейшая функция иудейского права – обеспечение целостности еврейского общества и поддержание его духовно-нравственного и религиозного единства;

- принцип «богоизбранности иудейского народа»;

- на протяжении большей части своей истории существовало и развивалось без существования еврейского государства (внутри еврейской общины);

- иудейское (еврейское) право не тождественно понятию правовой системы Израиля.

 Главная особенность иудейского права заключается в том, что оно является составной частью иудаизма. Это прежде всего проявляется в их общем происхождении, а также в общности их источников. Как известно, источником религии и еврейского права Библия. Нормы иудейского права переплетены с религиозными нормами и преимущественно направлены на определение обязанностей человека как члена еврейской общины. Они регулируют отношения членов иудейского общества к Богу, его законов и заповедей, к религиозным ритуалам, к своему государству, общественных институтов, к другим членам общины и иноверцев.

Когда-то право было в устной форме чтобы не досталось другим, но потом стали забывать и вернули письменно.

Следующая особенность иудейского права заключается в том, что для него, в отличие от других правовых систем, характерный мононациональный характер, то есть действие иудейского права распространяется только на одну нацию - евреев. Важнейшим источником иудаизма и еврейского права является Ветхий Завет - часть Библии, которая состоит из нескольких книг, написанных до пришествия Христа. Среди книг Ветхого Завета особое место занимает Тора рассматривается в иудейском праве как своеобразная конституция еврейского народа. Важным источником иудаизма и еврейского права является Талмуд.

Он делится на две основные части: Мишну и Гемара. Миншна - это сборник правил поведения, составленный еврейскими мудрецами в течение первых двух веков нашей эры, в которой закреплены нормы неписаного права, систематизированы различные обычаи, правила морали и законы еврейского народа.

50. Источники иудейского права.

1.  Религиозно-правовые:

Ветхий Завет («Еврейская Библия»):

- Тора (Пятикнижие Моисея, часть Ветхого Завета) – важнейший основополагающий источник;

- Талмуд (после Библии - важнейшая священная книга) – многотомный сборник еврейских религиозных и морально-этических норм, систематизированных обычаев.

2. Доктринально-толковательные (интерпретация Талмуда): Галаха´ и Мидраш.

3. «Законодательные источники» (постановления и указы): не являются нормативно-правовыми актами государственных органов; акты, принятые мудрецами и регулирующие различные области жизни членов еврейской общины.

4. Решения еврейских (раввинатских) судов.

Важнейшим источником иудаизма и иудейского права является Ветхий Завет — часть Библии, которая состоит из нескольких книг, написанных до пришествия Христа. Другая часть Библии — Новый Завет, книги которого были составлены уже после его пришествия, не признаются иудаизмом. Поскольку иудаисты признают священными только заповеди Ветхого Завета, его иногда называют еврейской Библией.
Среди книг Ветхого Завета особое место занимает Тора (Пятикнижие Моисея). Согласно преданиям, она была ниспослана Моисею Богом на горе Синай. Тора — важнейший, основополагающий источник, который традиционно рассматривается в иудейском праве как своеобразная конституция еврейского народа. Важным источником иудаизма и иудейского права является Талмуд. После Библии это — важнейшая и священная книга еврейского народа. По своей структуре Талмуд неоднороден: он представляет собой многотомный сборник еврейских религиозных, правовых и этических норм, составленных в период с IV в. до н.э.

Галаха как источник иудейского права понимается в широком и узком смысле. В широком — это нормативная часть иудаизма, регулирующая религиозную, семейную и гражданскую жизнь евреев. В более узком смысле — это совокупность законов, содержащихся в Торе, Талмуде и в более поздней раввинистичес- кой литературе, а также каждый из этих законов в отдельности.

51. Влияние иудейского права на правовую систему Израиля.

 Декларация независимости государства Израиль закрепила принцип, согласно которому Израиль признается еврейским государством.

Иудаизм не провозглашается в качестве государственной религии, хотя играет значительную роль в жизни страны и особенно – в области просвещения.

Принципы еврейского права закреплены в нормах важнейших отраслей законодательства. Принципы иудейского права не содержатся в открытом и систематизированном виде ни в одном документе или источнике права. Но они достаточно легко распознаются и формулируются в процессе изучения самого права.
Прежде всего, необходимо выделить такой принцип иудейского права как принцип органического сочетания в данной правовой системе религиозного начала с этническим, а позднее, по мере формирования национального – с национальным началом. Этот принцип нашел отражение во многих правовых нормах. Например, первоначально запрещалось вступать в брак с чужеземками и чужеземцами.
Одним из основных принципов иудейского права является принцип богоизбранности иудейского народа. Данный принцип в различных формах и вариациях прослеживается во многих священных книгах, законах и заповедях, составляющих основу иудейского права. Заметную роль среди принципов иудейского права играет принцип поддержания верности Богу своему, «истинной вере» и своему народу. Конкретное выражение данный принцип находит, с одной стороны, в святости и непогрешимости иудейского права, а с другой – в приниженности других правовых систем и заведомой греховности неиудейских народов. Отголоски этого принципа слышны и в современном израильском праве. Например, закрепляя принцип свободы вероисповедания в стране, Уголовный кодекс Израиля предусматривает уголовную ответственность за переход из одной религии в другую и даже за искушение верующих одной религии перейти в другую религию.

Отношения, связанные с личным статусом евреев (брачно-семейное, наследственное право, отношения собственности) регулируются еврейским правом обособленно и находятся в ведении раввинатских судов.

Правовая система Израиля носит смешанный характер: в ней есть элементы романо-германского и общего права, а также религиозного - иудейского и исламского права. Таким образом, иудейское право стало частью его правовой системы, но не его основой. Это объясняется тем, что правовая система Израиля является территориальным правом, то есть его действие распространяется на всех граждан, проживающих на данной территории. Так Декларация независимости Государства Израиль закрепила принцип, согласно которому Израиль признается еврейским государством. В дальнейшем этот принцип нашел свое подтверждение в ряде законодательных актов, одобренных парламентом - Кнессетом.

С помощью иудейского права решаются вопросы бракосочетания, разводов, материального содержания членов семей, алиментов и управления личной собственностью. Кроме того, регулируются отношения, касающиеся религиозного богослужения и милосердия, интерпретации религиозных концепций (брак и развод иноземных евреев и евреев, проживающих в Израиле).

Иудейское право применяется равинатскимы судами, которые, согласно закону, с 1984 г. Представляет собой составляющими элементами судебной системы Израиля и имеют исключительную юрисдикцию по всем делам, которые касаются браков и разводов, а также некоторых других дел. Равинатские суды действуют на оснований талмудического права.

Особенность правовой системы Израиля заключается в том, что в Израиле иудаизм не провозглашается в качестве государственной религии, однако он играет решающую роль в государственно-политической жизни израильского общества. В Израиле не только официально запрещены браки евреев с неевреями, но и затруднено заключения браков между представителями разных направлений в иудаизме.

 

52. Исторические и религиозные корни индусского права. Индусское право и индуизм.

 Индусское право является самым древним в религиозно-общинной правовой семье: зарождение – в XV-X вв. до н.э. (период формирования индусской религии). Исторически является правом общин и существует в тех правовых системах, где оно не модифицировано или не отменено законодательством.

Индусское право восприняло в качестве основы учение индуизма – симбиоз философских, религиозных и социальных воззрений и учений.

Понятие индусского права не тождественно понятию правовой системы или права Индии.

В соответствии с ин­дуистскими представлениями, откровение было получено древними мудрецами (риши), кото­рые своим чутким неземным слухом уловили некие божественные вибрации (шабда), поняли их и стали носителями высшего знания или ведения. Поэтому тексты откровения носят также название

Смрити Древнейшие произведения индусской литературы, часть которых можно охарактеризовать как юридические справочники, называются "смрити", что в переводе с санскрита означает "дарованная" мудрость старых жрецов и ученых. Создание "смрити" предположительно относится к периоду между 800 и 300 г. до н.э. Они являются основными источником классического индусского права доколониального периода. По содержанию это было всеобъемлющее и систематизированное обычное право, действующее среди индусов.

53. Источники индусского права и особенности методов правового регулирования.

 Источники индусского права:

Шастры (Дхарма, Артха, Кама) – главный религиозно-правовой источник; каждая часть содержит правила поведения в отношении строго определенного сословия; приоритет – у Дхармы, которая является единственным источником, имеющим материально-правовое выражение в текстах дхармашастр и нибандхаз.

Закон и судебная практика не считаются источником права.

Основные сферы общественных отношений, регулируемых индусским правом - брачно-семейные и наследственно-правовые.

 Основными источниками индусского права признаются веды, смрити, дхармашастры, нибандхазы, доктрина, местные обычаи.

Веды представляют собой священные книги, содержащие божественные предписания в сборниках религиозных песен, молитв, гимнов, появившиеся в период с XIV по VI в. ст. до н.э. Веды не содержат правовые конструкции, выступают философской основой и источником индусского права.

Смрити Древнейшие произведения индусской литературы, часть которых можно охарактеризовать как юридические справочники, называются "смрити", что в переводе с санскрита означает "дарованная" мудрость старых жрецов и ученых. Создание "смрити" предположительно относится к периоду между 800 и 300 г. до н.э. Они являются основными источником классического индусского права доколониального периода. По содержанию это было всеобъемлющее и систематизированное обычное право, действующее среди индусов.

Дхармашастры представляют собой сборники предписаний религиозно-нравственного и правового характера. Они содержали правила, регулирующие поведение не только представителей разных каст, но и власти и даже богов. "дхармашастрами" - обширными сводами правил, которые приписывают известным ученым. Наиболее известны из них "Законы Ману" - составленный в форме стихов сборник правил II в. до н.э., приписываемых царю Ману. Здесь содержится относительно упорядоченная сумма правил, которые можно назвать юридическими. Дхармашастры обычно называют кодексами или законами, они являлись сборниками религиозно-правовых и санкционированных государственной властью

Нибандхазы является комментарием к дхармашастр, представляющих собой сборники высказываний индусских философов и знатоков индусской религии, в которых разъяснялись сложные и иногда противоречивые положения, которые содержались в дхармашастрах.

Согласно классическому индусскому праву, законодательство не является источником права, поскольку "закон и приказы - меры, вызванные временной необходимостью". Даже при применении закона субъекту правоприменения предоставлена возможность расширительного его толкования с тем, чтобы способствовать принятию решения на основе справедливости.

Судебный прецедент. Конституция Индии (ст.141) установила, что суды страны должны следовать прецеденту, созданному Верховным судом. Решения Высокого суда штата обязательны для всех нижестоящих судов в соответствующем штате. Высокий суд в отличие от Верховного суда связан собственными решениями; в то же время решения Высокого суда одного штата не обязательны для Высокого суда другого. Заимствованное из английской системы правило прецедента в Индии действует отлично от английского права. Правилу прецедента придан официальный характер, которого оно не имело даже в Англии. С 1845 г. в Индии публикуются сборники судебных решений и многочисленные частные сборники. С 1861 г. публикация официальных сборников рассматривается как одна из обязанностей администрации: она должна знакомить как с правом судебной практики, так и с законодательством. Отсутствует разделение на общее право и право справедливости; здесь никогда не было судов по применению норм справедливости. Суды Индии склонны следовать даже английским прецедентам, непригодным к условиям страны. Решения судей иногда нейтрализуются принятием поправок к Конституции. Одно из наиболее значительных действий со стороны суда - решение 1967 г., сильно оспариваемое, согласно которому только конституанта, а не Парламент, может ограничить основные права, гарантированные Конституцией. Другие суды должны следовать прецедентам Верховного суда.

Доктрина по праву может считаться важным источником индусского права, примером такой может быть дхарма как доктринальный произведение.

обычаи не только должны были учитываться судьей при толковании норм "смрити", но и могли иметь приоритет.

54. Индусское право и правовая система Индии.

 Правовая система Индии обладает исключительным своеобразием, представляя смесь и сосуществование различных правовых культур, что отражает постоянную смену властителей на протяжении многовековой истории страны и многоконфессиональный характер современного индийского общества.

Индийское право в отличие от индусского права - это национальное право, совокупность норм, действующих на территории всего государства. Нормы индийского права обязательны для проживающих в Индии граждан, независимо от их национальности и религии.

Индийское право сложилось в период, когда страна находилась под управлением Англии. В его формировании и развитии большая роль принадлежит законодательным актам, созданным для Индии англичанами, использовавшими ценности своего общего права. В колониальный период были проведены работы по систематизации законодательства, созданы крупные законы и кодексы, во многих отношениях значительно опередившие право, действовавшее в самой Англии. Создание права на светской основе было само по себе весьма прогрессивным и абсолютно необходимым решением в стране, где действовало одновременно индусское и мусульманское право.

55. Правовые системы индусского права.

 Индусское право не охватывает конкретные государства целиком, а касается лишь части их территориальной протяженности (большая половина территории Индии, части Пакистана, Бангладеш, Малайзия, Южного Йемена, Восточной Африки и вся территория Непала).

 

56. Место правовых систем африканского континента на юридической карте мира. Влияние основных правовых систем на африканское обычное право.

 Второй этап развития традиционного общего права был связан с колонизацией Африки в XIX в., которая внесла крупные перемены в юридическую жизнь континента. Давление и влияние права колониальных держав становилось доминирующим.
Вся Африка за небольшим исключением (Эфиопия, Либерия) была колонизирована европейскими державами.

В XIX в. колониальные власти – английские, французские, португальские и бельгийские – в основном стремились внедрить в африканских странах право, действовавшее в метрополии, и свою судебную систему. Каждая колониальная держава навязывала своим владениям собственную правовую модель: французское право было введено во Французской Африке и на Мадагаскаре, бельгийское – в Конго, португальское – в Анголе и Мозамбике, общее – в английских колониях, романо-голландское, измененное позже под влиянием английского общего права, – в Южной Африке. Либерия заимствовала общее право и некоторые судебные обычаи Англии и США.
Принцип прецедента был воспринят в ряде стран Африки. Кроме Ганы, он нигде не имеет законодательного закрепления. Конституция Ганы 1960 г. (ст. 42.4) устанавливает, что Верховный суд в принципе обязан следовать своим предшествующим решениям по вопросам права и Высокий суд обязан следовать решениям Верховного суда.
Ряд особенностей отличает прецедентное право в африканских странах общего права. В них происходит рост национального прецедентного права. Хотя некоторые ученые-юристы полагают, что прецедентное право данных стран отлично от английского общего права, а иногда противостоит ему, в них продолжается активное заимствование английских прецедентов.
Следует отметить, что наряду с внедрением собственных правовых институтов колонизаторы проводили политику сохранения той части обычного права и африканского судопроизводства, которая, по их мнению, не противоречила их интересам. Таким образом, в результате колониального правления возникла дуалистическая система права.

Она включала право, введенное метрополиями, и обычное право. Первое охватывало преимущественно административное право, торговое, уголовное право. А. Эллот полагает, что обычное право применялось в судах общего права, так как облегчало управление и способствовало поддержанию порядка. Традиционные области – землевладение, семейное и наследственное право (прижизненный раздел собственности, некоторые гражданские обязательства) – оставались в сфере действия обычного права.
Дуализм судов проявлялся весьма заметно. С одной стороны, действовали колониальные суды с европейскими судьями, руководствовавшимися правом метрополии и колониальным законодательством, с другой – были организованы местные суды. Британская колониальная администрация старалась по возможности сохранить эти суды.
Разбирательством дел в них занимались традиционные местные старейшины; юрисдикция этих судов распространялась на африканцев. Решения в таких судах принимались в соответствии с обычным правом, действовавшим на территории, которая подпадала под их юрисдикцию. Контроль за деятельностью местных судов осуществляли административные чиновники, они же ведали назначением и смещением членов судов.
Можно отметить четыре наиболее важных изменения, происшедших в обычном праве в колониальный период:
отход от традиционных методов урегулирования с постепенным внедрением судебной системы, первоначально базировавшейся на прежних племенных установлениях, но со временем перестроившейся по образцу буржуазного судоустройства;
восприятие европейских норм судьями, которые вели разбирательство в местных судах по нормам обычного права;
введение законов, которые хотя и не отменяют обычное право, но все же предоставляют африканцам возможность регулировать свои правовые отношения на основе буржуазного права;
прямой запрет некоторых обычаев, признанных варварскими, например рабства и нанесения увечья.

57. Общая характеристика африканских правовых систем.

 Африканская правовая семья охватывает правовые процессы на громадном континенте. В результате особенностей исторического развития право африканских государств, обретших национальную независимость в результате распада колониальной системы, сочетается на пороге XXI столетия с элементами старого, с религиозным правом (мусульманским, индусским), обычным правом, которое все еще действует в относительно широкой сфере общественных отношений.

Третий этап развития африканского права связан с получением государствами Африки национальной независимости. Здесь наблюдаются две тенденции. С одной стороны, сохранялись почти без изменений прежние принципы, законы и иные нормативные акты, привнесенные из других правовых семей.

Устойчивость уклада жизни сказалась и в данной сфере. С другой стороны, интенсивно развивается национальная правовая система африканских государств.
К настоящему времени практически завершилась работа по унификации обычного права всех танганьикских племен. В некоторых африканских странах проводились реформы, ставившие целью создание единой кодификации и законодательных, и обычных норм. Они удались лишь применительно к отдельным отраслям права, например, к уголовному.
В колониальный период в британских колониях (за исключением Сьерра-Леоне) действовал уголовный кодекс, основанный на английском общем праве. Наряду с этим местные суды рассматривали деяния как уголовные, руководствуясь сложившимися обычаями. После получения независимости некоторые страны включили составы, основанные на обычае, в уголовный кодекс. Большинство стран посту пило еще проще, отменив основанное на обычае уголовное право и провозгласив уголовный кодекс единственным актом, который определяет, какие действия считаются преступными, и устанавливает вид и размер наказания за них. Таким образом, обычное уголовное право, как бы прекратило здесь свое существование.
Значительно сложнее оказалось проведение реформ в области брачно-семейного и наследственного права. Хотя такие попытки и делались, дуализм законодательного и обычного права в этих сферам не был преодолен.
В 1962 г. в Гане был опубликован проект закона о браке, разводе и наследовании. Однако судьба этого законопроекта оказалась неудачной. Трижды предпринимались попытки претворить его в жизнь, но безуспешно.
В Кении для поставленной задачи были учреждены две комиссии. Одна занималась вопросами заключения и расторжения брака, другая – вопросами наследования. Комиссии в сентябре 1968 г. представили итоговые отчеты. В них содержался перечень рекомендаций (и законопроектов), целью которых становилась замена разнообразных и по-разному применявшихся норм брачного и наследственного права – обычно-правовых, законодательных, английских прецедентов, исламских и индусских норм – одним кодексом, применимым ко всем кенийцам независимо от расовой и племенной принадлежности, вероисповедания.
Сказанное дает основание утверждать, что традиционное африканское обычное право бесспорно утрачивает, а в некоторых случаях уже утратило многие свои первоначальные черты. Оно в значительной своей части стало объектом систематизации и кодификации.
Хотя арбитраж, свойственный обычному праву, все еще практикуется и даже косвенно признается в некоторых странах, он испытывает неизбежное влияние идей о праве и судебных процедурах, которыми руководствуются современные официальные суды.

В целом же он в значительной мере уступил место формализованной судебной системе, оснащенной детальными правилами разбирательства дел.
Основные тенденции развития права в условиях национальной независимости характеризуются, с одной стороны, преодолением колониальных наслоений, а с другой – ограничением регулирующего значения правового обычая по мере того, как расширяется круг общественных отношений, охватываемых действием национального законодательства.
Что касается возможностей учета элементов обычного права в процессе законодательной деятельности, то ученые справедливо говорят, что использование освободившимися государствами обычного права не может не носить ограниченного характера. Обычное право, по-видимому, может сохраниться лишь в той части, которая, получив в модифицированном виде законодательное закрепление, станет составной частью единой правовой системы, отражая особенности исторического развития народов Тропической Африки. Особенно важным здесь представляется сохранение и превращение в закон тех обычаев, которые издавна использовались общинным крестьянством для отстаивания коллективных начал производства в борьбе с феодально-племенной знатью, стремившейся подчинить общину своим интересам. Как показывает опыт правового строительства независимых государств Африки, национальное законодательство на первых порах сохраняет нить «преемственности» с исторически сложившимися нормами обычного права. Процесс вытеснения норм обычного права из сферы правового регулирования в африканских странах весьма сложен и длителен по своему характеру. В целом же главная тенденция развития обычного права в молодых государствах характеризуется ограничением регулирующего значения правового обычая и расширением круга общественных отношений, охватываемых действием национального законодательства.
Современный этап развития африканской правовой семьи характеризуется правовой многослойностью, но с более отчетливой тенденцией к оригинальным юридическим конструкциям и способам правовой регламентации. Сильнее сказывается и воздействие норм африканских межгосударственных объединений и институтов, а также общих норм международного права. Общей тенденцией многих африканских стран является также постепенное формирование общетерриториальной правовой системы. С усилением роли конституционного права как юридического фундамента государственной независимости нормы обычного, колониального и английского права преобразуются в нормы общетерриториального права. Его источники еще находятся на этапе становления.

58. Обычай и обычное право. Характерные особенности африканского обычного права.

Обычай – норма, сила которой основана не на предписании государственной власти, а на привычке к ней людей, на основе неоднократного применения ее на практике.

Обычное право – совокупность норм, которые не устанавливаются органами государственной власти, а вырабатываются в течение длительного времени в какой-либо общественной среде и становятся юридическими, получив закрепление теми или иными способами со стороны государства.

Особенности африканского обычного права:

1) отсутствует материальное закрепление правовых норм; (совокупность юридических правил, основанных на обычаях, НО! вне юридических текстов и конструкций, отраженных в письменной форм)

2) право групп и общин, а не право индивидов; (главный субъект права – община, племя, клан, семья, этническая группа => недостаточно внимания субъективным правам, акцент на обязанностях в рамках социальной общины; вне общины традиционное право не существует; )

3) неразрывная связь правовых и моральных норм;

4) основанность на принципе добровольности исполнения.

 Обычай – норма, сила которой основана не на предписании государственной власти, а на привычке к ней людей, на основе неоднократного применения ее на практике => многообразные обычаи различных племен, населяющих Африку ≠ обычное право.

Обычное право – совокупность норм, которые не устанавливаются органами государственной власти, а вырабатываются в течение длительного времени в какой-либо общественной среде и становятся юридическими, получив закрепление теми или иными способами со стороны государства.

59. Система источников традиционного африканского права.

 Обычай (фомба) – занимает центральное место в традиционном африканском праве; характера религиозно-правового источника (как в мусульманском или индусском праве) не имеет; сфера действия постоянно ограничивается, оставляя в области регулирования только частно-правовые отношения, которые в силу национальной специфики не поддаются регулированию каким-либо иным инородным правом.

Например, обычай во всех правовых системах африканского типа не является источником уголовного права и процесса; в сферу действия обычая попадают семейные, обязательственные и земельные правоотношения.

«Новые» для африканских правовых систем области общественных отношений (например, морское, торговое право, право юридических лиц и авторское право) регулируются европейским законодательным правом в силу несформированности обычаев.

Традиционные африканские нормы представлены, как правило, в виде обязанностей и табу (запретов); само понятие субъективного права, как правило, отсутствует.

Роль закона <



2019-08-13 1569 Обсуждений (0)
Шариат, мусульманское право и мусульманская правовая система (соотношение понятий). 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Шариат, мусульманское право и мусульманская правовая система (соотношение понятий).

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1569)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.019 сек.)