Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Механизм правового регулирования общественных отношений государственного управления



2019-10-11 220 Обсуждений (0)
Механизм правового регулирования общественных отношений государственного управления 0.00 из 5.00 0 оценок




  Государство посредством органов государственной власти регулирует все сферы общественных процессов и отношений, устанавливая правила и порядок поведения и деятельности субъектов этих отношений. Для этого оно использует весь находящийся в его распоряжении арсенал возможностей юридического воздействия на социум, на все общественные отношения. Такое воздействие, имея правовой характер и выражение, осуществляется при помощи механизма правового регулирования. Он приводится в действие в результате применения взаимоувязанных и согласованно функционирующих элементов, условно образующих в своей совокупности сам этот механизм.

 Механизм правового регулирования отношений государственного управления - это единая система юридических элементов, при помощи которых обеспечивается результативное правовое воздействие на общественные отношения в сфере осуществления властно-управленческих функций государства, которые организуются в соответствии с задачами общества.

Структура данного механизма:

-нормы права и его принципы, объективированные в законах, подзаконных нормативных и иных правовых актах;

-правовые отношения;

-правовая ответственность;

-правовое сознание;

-юридические факты;

-акты применения норм права, акты реализации прав и обязанностей;

-государственно-правовые институты, организационные структуры, организационно-правовые меры, средства, методы, формы и другие элементы юридического воздействия на социально значимые явления, процессы и отношения.

 Субъекты права реагируют на требования и дозволения государственной воли. Их положительная реакция образует правомерное поведение, отвечающее установленному правопорядку. Отклоняющееся от юридически властных предписаний поведение образует правонарушения.

Механизм правового регулирования в принципе един для всех отраслей права. В многообразной государственно-управленческой практике находят применение все известные юридической науке виды и формы правового регулирования общественных процессов и отношений. Это связано с необходимостью широкого охвата правовым регулированием фактически всех явлений, возникающих в данной сфере. Особенно это важно в связи с необходимостью возможно более полной и единообразной правовой регуляции осуществления властных полномочий государственными органами и их должностными лицами. Но это же и усложняет структуру правового регулирования отношений государственного управления. Важно подчеркнуть, что элементы правового регулирования, их потенциал и процедура действия, их восприятие массой людей должны соответствовать общественным запросам, надежно обеспечивая упорядочение и гармоничное развитие социального пространства.

Используемые формы правового регулирования предопределяются формой государства, которую характеризуют форма государственного устройства, форма правления, политический и государственный режимы. Правовое демократическое государство с экономической системой, свободной от тоталитарного администрирования и общественного распределения, использует исключительно правовые способы воздействия на сферы общественных отношений. Правда, формы правового регулирования во всех государствах обычно типичны (с учетом известных отличий в государствах, принадлежащих к так называемым англосаксонской, континентальной либо мусульманской правовым семьям). Главные различия заключаются в нормативном содержании, которое облечено в правовые формы.

Правовые формы в теории права:

 в науке конституционного права - форма государства, форма правления, форма государственного устройства,  политический режим;

 в гражданском праве - форма собственности (в соответствии с Конституцией РФ и Гражданским кодексом РФ признаются и гарантируются равноправные формы собственности: государственная (федеральная и субъектов федерации), муниципальная, частная, а также допускаются иные формы собственности);

 таможенное оформление - процедура помещения товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим и завершения действия этого режима в соответствии с Таможенным кодексом РФ;

 формы осуществления государственной власти (например, принятие нормативных правовых актов);

формы контроля  народа за деятельностью государства, его органов и должностных лиц (например, посредством институтов референдумов, выборов и отзывов должностных лиц как местного значения, так и общегосударственного, общественные слушания, обращения граждан, подача иск в суд) и т.д.

 Работа государственной администрации проходит в многообразных правовых формах; правотворчество, правоприменение, правоохранение, правосудие, правозащита, юрисдикция и т.п.

 Правовые формы связаны с изданием правовых актов (законы и подзаконные акты, управленческие (административные) акты), которые влекут возникновение, изменение или прекращение тех или иных правоотношений между их субъектами. К правовым формам относятся и формы правового регулирования общественных отношений.

Формы правового регулирования отношений государственного управления - правовые формы, используемые для определения юридического состояния и регламентации институтов, процессов и отношений государственного управления с целью придания им должной структурной организованности и официально выраженной фиксации.

Они должны соответствовать содержательной сущности и функциональному предназначению его элементов с точки зрения их целесообразного закрепления и обеспечения эффективной реализуемости.

Важнейшими формами средств, входящих в механизм правового регулирования государственного управления, являются правовые акты.

 Они представляют собой правовые формы официальных документов, порождающих определенные юридические последствия, создающих юридическое состояние и направленных на регулирование определенных общественных отношений.

Их подразделяют на нормативные, т.е. содержащие нормы права, регулирующие определенные сферы общественных отношений, и ненормативные (индивидуальные), порождающие права и обязанности только у тех субъектов, которым они адресованы.

 Отсюда они имеют двоякую природу правового регулирования. Во-первых, составляют общие правила поведения людей, а, во-вторых, - образуют индивидуальные акты, определяющие на основе правовой нормы обязанности и права участников правоотношений.

Акт применения норм права включается в механизм как официально оформленное средство реализации прав, обязанностей и мер юридической ответственности. Например, в административно-правовом отношении как элементе правового регулирования государственного управления индивидуализируются положения той или иной нормы административного права, определяются характер, права и обязанности участников правоотношения.

Государственное управление отражает множественные проявления возникающих в связи с этим общественных отношений, происходящих при этом процессов и складывающихся взаимосвязей.

 Все государственно-управленческие отношения, явления, процессы и взаимосвязи должны быть урегулированы в необходимых правовых формах при помощи юридических норм.

Для правового регулирования в нормативной форме большое значение имеет то, какие виды правовых норм используются применительно к определенным отношениям. Классификация норм, используемых в механизме правового регулирования, в полной мере относится и к сфере государственного управления.

 Выделяются следующие виды правовых норм:

- по предмету регулирования: материальные и процессуальные;

-по характеру предписания: обязывающие, управомочивающие, запрещающие, дозволяющие, поощряющие;

-по форме предписания или методу воздействия (регулирования): категорические (императивные), рекомендательные, диспозитивные;

-по назначению: регулятивные, процессуальные, охранительные, специализированные, оперативные, коллизионные;

- по действию в пространстве: общегосударственные - федеральные, региональные - субъектов федерации, местные - локально-территориальные, межрегиональные - в пределах нескольких территориальных образований, международные - трансграничные, т.е. действующие в разных государствах безотносительно их суверенитета;

- по времени действия: постоянные, временные;

- по субъектам регулирования: общие и специальные — регулируют поведение граждан (физических лиц), деятельность госорганов, субъектов различных видов деятельности (юридических лиц);

- по отраслям права: административно-правовые, уголовно-правовые, гражданско-правовые и др.;

- по нормативному содержанию (текстуальному смыслу): абсолютно определенные, относительно определенные, дефинитивные, декларативные, ситуационные, альтернативные, факультативные, основные (генеральные), детализирующие, вариативные, общие, особенные.

Нормативное регулирование - определение системы правил, порядка и процедур общественной жизнедеятельности в сфере осуществления государственной власти и управления посредством обеспечения реализации функций права уполномоченными субъектами властно-управленческих отношений и легитимированных доверием и признанием общества (народа).

 Разработка и юридическое закрепление в актах государственных органов норм (правил, установлений) поведения людей и порядка ведения общественно значимых дел - суть нормативного регулирования.

Для воздействия на множество общественных отношений в сфере государственного управления используются нормы различных отраслей права. В зависимости от отраслевой принадлежности юридических норм различают конституционное, административное, трудовое, гражданское, уголовное и любое иное регулирование. Вместе с тем правовое регулирование может быть не только моноотраслевым, но и комплексным. Это происходит тогда, когда для полноты регулирования определенных отношений прибегают к нормам других отраслей права. Именно поэтому правовое регулирование отношений государственного управления имеет не только моноотраслевой, но и комплексно-отраслевой характер. Комплексность (сложность) такого правового регулирования заключается в том, что, во-первых, здесь имеется объективная потребность в использовании множества правовых норм самых разных отраслей права (как публичного, так и частного), а, во-вторых, оно состоит из отдельных, весьма обособленных институтов права.

Рассмотрение нормативной структуры правого регулирования государственного управления по первому основанию комплексности включает в себя нормы многих отраслей права, регламентирующих государственно-управленческие отношения. Второе основание комплексности правового регулирования - наличие в институтах правового регулирования нескольких институтов права.

 



2019-10-11 220 Обсуждений (0)
Механизм правового регулирования общественных отношений государственного управления 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Механизм правового регулирования общественных отношений государственного управления

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (220)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)