Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


политических основ Российского государства при Иване III и Василии III



2019-10-11 644 Обсуждений (0)
политических основ Российского государства при Иване III и Василии III 0.00 из 5.00 0 оценок




 

При Иване III начал складываться государственный аппарат. Высшим его звеном была Боярская дума – постоянно действующий совещательный орган при князе. В состав думы назначались князья и бояре в соответствии со знатностью происхождения, близостью рода к великому князю и сроком службы. Подчиняя князей и бояр своей власти, великий князь был вынужден считаться с их силой, советоваться по различным вопросам.

С увеличением функций государственного управления возникла необходимость в создании специальных учреждений, которые руководили бы военными, иностранными, земельными, финансовыми, судебными и прочими делами. В старых органах управления – Дворце и Казне – стали образовываться особые «столы» (или «избы»), которые позже оформились в «приказы», ставшие основой центральной исполнительной власти.

В системе местного управления особенно заметными оставались пережитки старины. Страна делилась на уезды, границы которых проходили по рубежам бывших уделов, неравноценных по размерам территорий. Уезды делились на волости. Для управления в них назначались бояре – наместники, которые за выполнение своих функций собирали с подвластного населения «корм» в свою пользу. Такая форма правления на практике приводила к бесконтрольности и произволу со стороны бояр-«кормленщиков».

Создание единого государства оказало влияние на развитие экономики и социального строя Руси. Общий экономический подъем привел к росту населения, особенно Северо-Восточной Руси, где к середине XVI в. проживало уже около 9 млн человек. Колонизационные потоки двинулись в Приуралье, за Оку, в Поморье. В городах развивались ремесла и промыслы (в писцовых книгах XVI в. перечислено 220 видов ремесел), стала активно добываться руда для производства столь необходимого стране металла. Население городов называлось посадскими людьми. Горожане несли государственные повинности.

Существенные изменения происходили в феодальном землевладении. Основным фактором социально-экономического развития Руси был интенсивный рост феодального землевладения за счет поглощения феодалами сельской общины, дробления вотчин, раздачи князем земель детям боярским в поместья. Помещик владел поместьем, пока нес службу в армии московского великого князя. По зову князя владелец поместья должен был явиться к нему «конно, людно и оружно». Как только он переставал служить, земля перераспределялась. Подобная практика позволяла сохранять земли в казне, заложить основу дворянского ополчения, держать в повиновении мелкопоместных детей боярских.

Во второй половине XVI в. поместное землевладение стало самым распространенным видом землевладения и оказало большое влияние на структуру высшего сословия.

Господствующий класс состоял из таких групп, как служилые князья, бояре, слуги вольные, дети боярские, «слуги под дворским». В ходе процесса «обояривания» князей изменилось положение и состав боярства. В результате перевода князей на боярскую службу не только возросла численность боярства, но и произошли структурные перестановки в нем. Старинное московское боярство было оттеснено на второй план. Изменилось само содержание понятия «боярин». Если раньше оно означало принадлежность к феодальной знати, то теперь это был придворный чин. Эти перемены сказались на отношении представителей знатного боярства к великокняжеской власти: если раньше они поддерживали князей московских, то теперь нередко оказывались в оппозиции к ним.

Расширение сословия феодалов и интенсивный рост феодального землевладения самым тяжелым образом сказались на положении крестьян. В систему зависимости и эксплуатации вовлекались новые массы земледельческого населения. За феодалами закрепилось монопольное право на владение землей, которое обеспечивало им экономическую и судебную власть над населением. Начинается процесс закрепощения крестьян, главной движущей силой которого стали помещики-дворяне. Уже в XV в. крестьяне делились на государственных (черносошных) и владельческих. Основной формой эксплуатации оставался оброк из продуктов и изделий домашнего производства. Денежный оброк еще только появлялся и не играл существенной роли. А вот барщина (отработка на полях владельца) росла, особенно в помещичьих и монастырских хозяйствах, что создавало дополнительную заинтересованность в прикреплении крестьян к земле.

В 1467 г. был принят первый документ на Руси, ограничивавший право перехода крестьян от феодалов одним днем в году (14 ноября – Филиппов день). Это была «Псковская судная грамота», провозглашенная городским вече. В общегосударственном масштабе процессу закрепощения был дан ход в первом общерусском своде законов – «Судебнике» (1497). Он вводил на Руси Юрьев день (26 ноября). Крестьянину отныне разрешалось перейти к другому феодалу за неделю до и неделю после этого срока, уплатив «пожилое» – плату за проживание на земле феодала.

XVI век стал для миллионов крестьян проклятым веком, временем, когда наступила эпоха крепостничества. Связана она с распространением поместной системы и усилением роли государства как феодального эксплуататора населения.

Все изменения, происходившие в социально-экономической и политической жизни страны, нашли отражение в «Судебнике». Этот документ централизовал и унифицировал порядок судебно-административной деятельности на территории всего государства, юридически закреплял сложившуюся систему централизованного и местного управления. Устанавливались единые нормы уголовной ответственности и процедуры ведения следствия и суда в стране. Всем содержанием «Судебник» был направлен на защиту интересов феодалов, их жизни, собственности, их власти над зависимым населением.

Сын Ивана III – Василий III пробыл на московском престоле 28 лет (1505–1533) и следовал наказам своего отца. Он продолжал процесс объединения земель, присоединив к Москве Псковское, Черниговское, Северское, Смоленское и Рязанское княжества. Он крепил державу, заботился о дворянстве, без крайней нужды не воевал, стараясь упрочить созданное отцом. Василию III удавалось справляться с сильными сепаратистскими настроениями крупных феодалов, не допуская новой междоусобицы. При нем крепла армия, процветали международные дела, укреплялась экономика и расширялась торговля.

На решение государственных вопросов немалое влияние оказывала высшая духовная власть. В сложных условиях борьбы с княжеско-боярской оппозицией для великого князя очень важна была поддержка церкви.

Одним из центральных вопросов во взаимоотношениях церкви и государства был вопрос о церковном землевладении. Среди самих церковников не было единой точки зрения по данной проблеме. Часть церковнослужителей во главе с Нилом Сорским (так называемые «нестяжатели») говорили о недопустимости для церкви обладания землями и крестьянами, а другая группировка – «иосифляне» (во главе – Иосиф Волоцкий) – выступала за богатую церковь и увеличение ее земельных наделов. На церковном соборе 1503 г. победу одержали иосифляне. Иван III, а потом и Василий III, были вынуждены лояльно относиться к стремлению церкви быть богатой и сильной организацией, опасаясь потерять влиятельного союзника. Великокняжеская власть не только пошла на компромисс с церковью, временно отказавшись от попытки ее подчинения, но и дала церкви большие привилегии. В свою очередь высшее духовенство поддерживало великих князей в их стремлении создать единое сильное государство под властью Москвы.

Для духовной жизни Руси XIV–XV вв. была характерна в основном патриотическая тема, кроме того, возникает особый интерес к человеку, ценностям его внутренней жизни, индивидуальным переживаниям.

Суть духовных исканий эпохи отразил образ «Троицы», олицетворявший призыв к единству, собиранию Руси, а в духовном смысле – к братской любви и согласию людей друг с другом. Первый христианский храм в честь «Троицы» возводит Сергий Радонежский, а вскоре Троицкие храмы распространились по всей Руси и стали наиболее любимы народом. Всемирно известна икона «Троица», созданная иноком Спасо-Андроникова монастыря Андреем Рублевым, являющаяся олицетворением гармонии, единства, согласия и взаимопонимания, которых так не хватало Руси, истерзанной междоусобицами, феодальными смутами и набегами монголо-татар. Это произведение, как и сотни других изобразительных и литературных памятников древнерусского искусства, призывает человека встречать тяготы жизни с умиротворенной душой и спокойной совестью, ведь только так можно найти верный путь в противостоянии злу во всех его проявлениях.

Обобщая изложенное, можно сказать, что Московское государство зарождалось в XIV в. под гнетом внешнего ига, складывалось медленно, тяжело, с огромными жертвами, но ликвидация политических перегородок на территории страны и прекращение феодальных войн создали более благоприятные условия для дальнейшего развития и укрепления государства.

Российское централизованное государство складывалось как феодально-крепостническая монархия с жесткой деспотической системой. Образование его имело прогрессивный характер, так как обеспечивало безопасность страны от внешних захватчиков, прекращало разорительные междоусобные войны, давало простор для развития хозяйства и культуры.

В то же время формировавшееся в России крепостничество тормозило буржуазное развитие страны, что вело к отставанию ее от передовых государств Европы, где начинали складываться капиталистические отношения.

 

Вопросы для самопроверки

 

1. Каковы причины возвышения Москвы?

2. Какой социальный слой стал опорой централизации?

3. Чем известен Иван Калита?

4. Каковы важнейшие мероприятия Ивана III?

5. Когда и в ходе каких событий Русь окончательно освободилась от монголо-татарского ига?

 

Список литературы

 

Алексеев Ю.Г. Государь всея Руси. – Новосибирск, 1991.

Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России с древнейших времен до конца XVII в. / Отв. ред. А.Н. Сахаров, А.П. Новосильцев. – М., 2002.

Зимин А.А. Россия на пороге нового времени. – М., 1986.

Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. / Учебник. – М.: Норма, 2009. – 752 c . [http://znanium.com/bookread.php?book=200373].

Орлов А.С., Георгиев В.А. и др. История России с древнейших времен до наших дней: Учебник. – М., 2006.

Скрынников Р.Г. Образование и развитие российского государства в XIV – XVIII вв. – М., 1989.

Сто великих россиян. – М., 2003.



2019-10-11 644 Обсуждений (0)
политических основ Российского государства при Иване III и Василии III 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: политических основ Российского государства при Иване III и Василии III

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (644)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)