Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Афины и Спарта. Кризис полисной системы.



2019-10-11 366 Обсуждений (0)
Афины и Спарта. Кризис полисной системы. 0.00 из 5.00 0 оценок




Последние десятилетия классической эпохи характеризуются противостоянием двух крупнейших греческих полисов и их союзников. Это было проявлением кризиса полисной системы, которой приведет к ослаблению Греции и захвате ее Македонией. Началось это противостояние еще в эпоху Греко-персидских войн и было связано не в последнюю очередь с особенностями рассматриваемых полисов.

Афины сложились как торгово-ремесленный полис, где утвердилась демократия.

В целом же афинская непосредственная демократия в V– IV вв. до н. э. была хорошо развитой, продуманной, тщательно разработанной системой. В ней отсутствовал бюрократический аппарат. Сами граждане принимали решения и исполняли их. Эта система была большим достижением политической жизни Древней Греции, успешно действовала в сложных исторических условиях, решала самые различные проблемы социально-экономической, политической и культурной жизни.

Однако идеализировать ее не стоит. Так, не все афинские граждане, имеющие право участвовать в работе всех органов Афинского государства, по разным причинам (например, отдаленное местожительство или бедственное материальное положение) могли этим правом воспользоваться. В самой системе афинской демократии многие авторитетные должности (почти все военные должности, требующие специальной подготовки) фактически были отданы в руки аристократических семей, которые становились проводниками олигархических настроений.

Спарта представляла собой тип аграрного полиса, с олигархическим политическим устройством. Господство натурального производства, слабое развитие ремесел и торговли, военный характер спартанского общества обусловили своеобразие политического устройства Спарты, повышение роли органов военного управления и воспитания, малочисленность органов собственно гражданского управления.

Законы легендарного Ликурга способствовали превращению Спарты в единый военный лагерь. Спартанское государство осуществляло принцип равенства и жесткой регламентации жизни спартанцев, принимало меры против имущественного расслоения спартанского общества. Так, взрослые спартанцы обязаны были посещать совместные трапезы – сисситий, а мальчики с 7 лет воспитывались в специальных лагерях-агелах. Большой властью обладала коллегия надзирателей-эфоров, наблюдавшая за соблюдением законов и должностных обязанностей, норм воспитания.

Итак, Спартанский государственный строй – сочетание гражданских и военных властей. Народное собрание Спарты, апелла, реально защищала интересы лишь верхушки спартанского общества. В то время, как народное собрание Афин, экклесия, отражала и защищала большинства афинского гражданства и было примером непосредственной демократии.

Эти два выдающихся и самых влиятельных полиса объединились в период Греко-персидских войн. Однако тогда же ярко проявились и противоречия между ними. Это разделило греческий мир на два центра. Сторонники демократических Афин, возглавивших Делосский морской союз (478 г. до н. э.), а затем Афинскую морскую державу (250 полисов), вступили в открытое противостояние (431 г. до н. э.) со сторонниками олигархической Спарты, в число которых кроме небольших полисов вошли могущественные Коринф и Мегары. Пелопонесский союз, объединивший спартанцев и их союзников, победил в тридцатилетней войне.

Но эта война ослабила не только Афины. Урон был нанесен всей Греции, она ввергается в раздробленность. Это было одним из проявлений разворачивавшегося кризиса всей полисной системы, который особенно ярко обнаружил себя в IV в. до н. э.

Состояние политической анархии, всеобщая враждебность, постоянные войны между полисами наносили огромный урон. Низшие слои населения теряли земельную собственность, происходила имущественная дифференциация гражданства. Нарушалась неразрывного единства понятия гражданина и земельного собственника. Возрастали арендные формы землевладения, что свидетельствовало о повышении экономического и социального значения метеков.

Внедрение классического рабства на фоне оживления послевоенной экономики и расширении сферы товарной экономики разоряли общинников. Деньги становились престижным формой богатства наряду с земельными участками.

Роль гражданского ополчения падала, зато распространялось наемничество. Широкое внедрение наемничества было связано не только с обнищанием широких масс гражданства и трудностями комплектования гоплитского ополчения. Многочисленные войны IV в. до н. э. показали профессиональную слабость ополченцев. Они собирались от случая к случаю, не имели достаточной выучки, были слабо дисциплинированы, с неохотой уходили от своих хозяйств в далекие походы.

Наемники были профессионалами, знатоками военного дела, имели хорошую выучку, поддерживали строгую дисциплину, были мобильны и могли быть отправлены в самые отдаленные области, к тому же они не были связаны с разными политическими группировками и соблюдали известный нейтралитет во время политических дебатов и столкновений.

Противоречия внутри полиса нарастали. Происходил рост социальной напряженности. И для стабилизации общественного положения полисы шли на установление тиранических режимов.

Крупнейшие полисы Афина, Спарта, Фивы ослабили друг друга и своих союзников в бесконечных военных конфликтах, куда, преследуя собственные интересы, вмешивалась Персидская держава. Об объединении Греции силами одного из авторитетных полисов и противостоянии давнему врагу, уже не шло речи. Некоторым представителям греческой элиты представлялся один выход – власть Македонии, которая как раз в середине IV в. до н. э. превращается в развитое, сильное и благоустроенное государство. Именно она, претендовала на роль гегемона в Греции.



2019-10-11 366 Обсуждений (0)
Афины и Спарта. Кризис полисной системы. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Афины и Спарта. Кризис полисной системы.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (366)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)