Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Муниципально-правовые нормы: понятие, виды, особенности.



2019-08-13 1988 Обсуждений (0)
Муниципально-правовые нормы: понятие, виды, особенности. 0.00 из 5.00 0 оценок




Понятие муниципального права России и его место в системе российского права.

Муниципальное право Российской Федерации – это комплексная отрасль системы российского права, представляющая собой совокупность юридических норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, возникающие по поводу осуществления населением непосредственно или через органы местного самоуправления, организации и функционирования местного самоуправления, в процессе решения вопросов местного значения и при реализации отдельных государственных полномочий в пределах конкретного муниципального образования.

Предмет правового регулирования муниципального права – это однородные общественные отношения, возникающие в процессе осуществления местного самоуправления населением как непосредственно, так и через органы местного самоуправления.

Источники муниципального права: понятие и виды.

Источники муниципального права – это исходящие от государственных или муниципальных органов и должностных лиц либо официально признаваемые им формы выражения и закрепления норм муниципального права, придания им общеобязательного характера.

Выделяют три группы источников МП с учетом различных уровней правового регулирования муниципальных отношений:

- НПА, принимаемые на федеральном уровне (прежде всего, Конституция РФ – содержит нормы, закрепляющие исходные начала и принципы организации МСУ, гарантии прав МСУ);

- НПА, принимаемые органами государственной власти субъектов РФ – конституции республик, уставы других субъектов РФ, законы субъектов РФ о МСУ, о муниципальной службе, о муниципальных выборах, о местном референдуме, акты президентов республик, глав администраций других субъектов РФ, постановления законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, акты правительств, других органов исполнительной власти субъектов РФ, в которых устанавливаются, изменяются или отменяются нормы МП;

 - НПА, принятые путем прямого волеизъявления населения муниципальных образований, органами МСУ и должностными лицами МСУ – уставы муниципальных образований; общеобязательные правила по предметам ведения муниципального образования, принятие которых предусматривает устав данного образования; решения представительных органов МСУ, устанавливающие порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью, и другие НПА муниципальных образований.

Источники МП также можно классифицировать следующим образом:

1) Общепризнанные нормы международного права;

2) Федерально-правовые нормы;

3) Нормативные акты субъектов;

4 группы НПА субъектов:

-Конституции республик, уставы субъектов федерации;

- Законы законодательных органов субъектов РФ – Закон о МСУ;

- Указы губернатора, Постановления Правительства;

- Решения Уставных судов.

4) Локальные акты

Виды актов, принимаемых на локальном уровне:

Устав – основной нормативно-правовой акт, правоустанавливающий акт общего характера, может быть как нормативного.

Решение – НПА ненормативного характера, может приниматься жителями (референдум, собрание или выборным органом МСУ).

Постановление – принимается выборным органом и издается главой муниципального образования, может быть как нормативного, так ненормативного характера.

Распоряжения и приказы – акты оперативно-конкретного характера, имеющие распорядительное значение, распоряжения издаются главой муниципального образования, приказы издают заместители главы и руководители структурных подразделений.

Положения – НПА, в котором систематизируются нормы статусного или тематического содержания (утверждаемые распорядительным актом).

Инструкция – свод правил для выполнения чего-нибудь.

Регламент – правовой процессуальный акт, регулирующий порядок работы органов МСУ.

Договоры – соглашение двух или нескольких сторон об установлении, изменении или превращении взаимных прав и обязанностей.

Муниципально-правовые нормы: понятие, виды, особенности.

Муниципальные правовые нормы - общеобязательные, формально-определенные правила поведения, установленные и обеспеченные обществом, государственными и муниципальными органами, закрепленные и опубликованные в официальных актах, направленные на регулирование общественных отношений в сфере местного самоуправления путем определения прав и обязанностей их участников.

Нормам МП присущи все признаки правовых норм:

 -общеобязательность,

-обеспечение их реализации с помощью системы государственных гарантий,

-защита от нарушений принудительными средствами.

Классификация МПН:

1) по объекту правового регулирования МПН делятся на закрепляющие:

- МСУ в системе народовластия (понятие, принципы, функции МСУ);

- основы деятельности МСУ (территориальная, организационная, финансово-экономическая основы);

- предметы ведения и полномочия МСУ (муниципальных образований); гарантии МСУ;

- ответственность органов МСУ и должностных лиц МСУ;

2) по характеру предписаний:

- управомочивающие (нормы-разрешения);

- обязывающие (содержащие предписания, что нужно делать);

- запрещающие (нормы-запреты, устанавливающие, чего делать нельзя);

3) по степени определенности (категоричности) предписаний:

- императивные – например, нормы, устанавливающие порядок вступления в силу НПА органов МСУ и должностных лиц МСУ;

- диспозитивные – например, нормы, устанавливающие порядок рассмотрения решения законодательным (представительным) государственной власти субъекта РФ вопроса о прекращении полномочий соответствующего органа МСУ (Статья 49 №154-ФЗ);

4)по территории действия:

 - федеральные – действуют на всей территории РФ;

- нормы, действие которых ограничивается территорией конкретного субъекта РФ;

- местные – действующие в пределах отдельного муниципального образования;

5) по источникам (по характеру актов, в которых содержатся МПН):

- нормы, действующие на федеральном уровне;

- нормы, действующие на уровне субъектов РФ;

- нормы, действующие на уровне муниципальных образований;

6) существуют также:

материально-правовые нормы – закрепляют полномочия органом МСУ и должностных лиц МСУ, права и обязанности граждан, других субъектов МП;

процессуальные нормы – определяют порядок (процедуру) выборов и деятельности органов МСУ, порядок принятия решений непосредственно населением муниципальных образований, процедуру реализации права населения на правотворческую инициативу в вопросах местного значения и т.д.;

Особенности муниципально-правовых норм:

- издаются государством, но принимаются органами МСУ, которые не входят в систему государственной власти.

- регулируют отношения, связанные с образованием и деятельностью органов МСУ, деятельность которых должна быть подчинена интересом населения;

- являются нормами и частного и публичного права;

- действуют на локально-территориальном уровне;

- в случае нарушения основной мерой принуждения служит судебное решение.

4. Европейская Хартия о местном самоуправлении: юридическая природа, содержание.

Европейская Хартия местного самоуправления от 15 октября 1985 года (принята Советом Европы в Страсбурге), ратифицирована 11 апреля 1998 года и Декларация о принципах местного самоуправления в государствах - участниках Содружества, принятая 29 октября 1994 г.

Хартия состоит из преамбулы, трех частей и 18 статей.

Главная идея состоит в том, что органы местного самоуправления составляют одну из основ любого демократического строя, что право граждан участвовать в управлении государственными делами, как один из важнейших демократических принципов, непосредственно может быть осуществлено именно на местном уровне.

В статье 1 зафиксировано обязательство сторон соблюдать статьи Хартии в том порядке и в объеме, как это предусмотрено статьей 12.

Часть 1 Хартии называется <Конституционные и законодательные основы местного самоуправления>. которая включает статьи с 3 по 11. В этих статьях сформулированы основополагающие принципиальные положения, касающиеся местного самоуправления: его понятие, сфера и объем полномочий, финансовая основа, правовая защита и др.

Часть II включает так называемые <Особые положения> (статьи 12-14). Среди них важное значение имеют положения статьи 12, закрепляющей обязательства сторон соблюдать по меньшей мере двадцать пунктов части 1 Хартии, в числе которых по меньшей мере десять должны быть выбраны из следующих статей и пунктов: ст.2, ст.З п.1, п.2, ст.4 п.1,2 и 4,ст.5, ст.7 п.1, ст.8 п.2, ст.9 п.1,2 и 3, ст.п.1, ст. II. При этом сторонам, подписавшим Хартию, предоставляется право самим избрать те пункты и статьи, которые они обязуются соблюдать и уведомить об этом Генерального Секретаря Совета Европы.

Положения Части III касаются вопросов процедурного характера, связанных с порядком подписания, ратификации и вступления в силу настоящей Хартии, а также ее денонсации, то есть прекращения ее действия в отношении той или иной стороны.



2019-08-13 1988 Обсуждений (0)
Муниципально-правовые нормы: понятие, виды, особенности. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Муниципально-правовые нормы: понятие, виды, особенности.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1988)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)