Муниципально-правовые нормы: понятие, виды, особенности.
Понятие муниципального права России и его место в системе российского права. Муниципальное право Российской Федерации – это комплексная отрасль системы российского права, представляющая собой совокупность юридических норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, возникающие по поводу осуществления населением непосредственно или через органы местного самоуправления, организации и функционирования местного самоуправления, в процессе решения вопросов местного значения и при реализации отдельных государственных полномочий в пределах конкретного муниципального образования. Предмет правового регулирования муниципального права – это однородные общественные отношения, возникающие в процессе осуществления местного самоуправления населением как непосредственно, так и через органы местного самоуправления. Источники муниципального права: понятие и виды. Источники муниципального права – это исходящие от государственных или муниципальных органов и должностных лиц либо официально признаваемые им формы выражения и закрепления норм муниципального права, придания им общеобязательного характера. Выделяют три группы источников МП с учетом различных уровней правового регулирования муниципальных отношений: - НПА, принимаемые на федеральном уровне (прежде всего, Конституция РФ – содержит нормы, закрепляющие исходные начала и принципы организации МСУ, гарантии прав МСУ); - НПА, принимаемые органами государственной власти субъектов РФ – конституции республик, уставы других субъектов РФ, законы субъектов РФ о МСУ, о муниципальной службе, о муниципальных выборах, о местном референдуме, акты президентов республик, глав администраций других субъектов РФ, постановления законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, акты правительств, других органов исполнительной власти субъектов РФ, в которых устанавливаются, изменяются или отменяются нормы МП; - НПА, принятые путем прямого волеизъявления населения муниципальных образований, органами МСУ и должностными лицами МСУ – уставы муниципальных образований; общеобязательные правила по предметам ведения муниципального образования, принятие которых предусматривает устав данного образования; решения представительных органов МСУ, устанавливающие порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью, и другие НПА муниципальных образований. Источники МП также можно классифицировать следующим образом: 1) Общепризнанные нормы международного права; 2) Федерально-правовые нормы; 3) Нормативные акты субъектов; 4 группы НПА субъектов: -Конституции республик, уставы субъектов федерации; - Законы законодательных органов субъектов РФ – Закон о МСУ; - Указы губернатора, Постановления Правительства; - Решения Уставных судов. 4) Локальные акты Виды актов, принимаемых на локальном уровне: Устав – основной нормативно-правовой акт, правоустанавливающий акт общего характера, может быть как нормативного. Решение – НПА ненормативного характера, может приниматься жителями (референдум, собрание или выборным органом МСУ). Постановление – принимается выборным органом и издается главой муниципального образования, может быть как нормативного, так ненормативного характера. Распоряжения и приказы – акты оперативно-конкретного характера, имеющие распорядительное значение, распоряжения издаются главой муниципального образования, приказы издают заместители главы и руководители структурных подразделений. Положения – НПА, в котором систематизируются нормы статусного или тематического содержания (утверждаемые распорядительным актом). Инструкция – свод правил для выполнения чего-нибудь. Регламент – правовой процессуальный акт, регулирующий порядок работы органов МСУ. Договоры – соглашение двух или нескольких сторон об установлении, изменении или превращении взаимных прав и обязанностей. Муниципально-правовые нормы: понятие, виды, особенности. Муниципальные правовые нормы - общеобязательные, формально-определенные правила поведения, установленные и обеспеченные обществом, государственными и муниципальными органами, закрепленные и опубликованные в официальных актах, направленные на регулирование общественных отношений в сфере местного самоуправления путем определения прав и обязанностей их участников. Нормам МП присущи все признаки правовых норм: -общеобязательность, -обеспечение их реализации с помощью системы государственных гарантий, -защита от нарушений принудительными средствами. Классификация МПН: 1) по объекту правового регулирования МПН делятся на закрепляющие: - МСУ в системе народовластия (понятие, принципы, функции МСУ); - основы деятельности МСУ (территориальная, организационная, финансово-экономическая основы); - предметы ведения и полномочия МСУ (муниципальных образований); гарантии МСУ; - ответственность органов МСУ и должностных лиц МСУ; 2) по характеру предписаний: - управомочивающие (нормы-разрешения); - обязывающие (содержащие предписания, что нужно делать); - запрещающие (нормы-запреты, устанавливающие, чего делать нельзя); 3) по степени определенности (категоричности) предписаний: - императивные – например, нормы, устанавливающие порядок вступления в силу НПА органов МСУ и должностных лиц МСУ; - диспозитивные – например, нормы, устанавливающие порядок рассмотрения решения законодательным (представительным) государственной власти субъекта РФ вопроса о прекращении полномочий соответствующего органа МСУ (Статья 49 №154-ФЗ); 4)по территории действия: - федеральные – действуют на всей территории РФ; - нормы, действие которых ограничивается территорией конкретного субъекта РФ; - местные – действующие в пределах отдельного муниципального образования; 5) по источникам (по характеру актов, в которых содержатся МПН): - нормы, действующие на федеральном уровне; - нормы, действующие на уровне субъектов РФ; - нормы, действующие на уровне муниципальных образований; 6) существуют также: материально-правовые нормы – закрепляют полномочия органом МСУ и должностных лиц МСУ, права и обязанности граждан, других субъектов МП; процессуальные нормы – определяют порядок (процедуру) выборов и деятельности органов МСУ, порядок принятия решений непосредственно населением муниципальных образований, процедуру реализации права населения на правотворческую инициативу в вопросах местного значения и т.д.; Особенности муниципально-правовых норм: - издаются государством, но принимаются органами МСУ, которые не входят в систему государственной власти. - регулируют отношения, связанные с образованием и деятельностью органов МСУ, деятельность которых должна быть подчинена интересом населения; - являются нормами и частного и публичного права; - действуют на локально-территориальном уровне; - в случае нарушения основной мерой принуждения служит судебное решение. 4. Европейская Хартия о местном самоуправлении: юридическая природа, содержание. Европейская Хартия местного самоуправления от 15 октября 1985 года (принята Советом Европы в Страсбурге), ратифицирована 11 апреля 1998 года и Декларация о принципах местного самоуправления в государствах - участниках Содружества, принятая 29 октября 1994 г. Хартия состоит из преамбулы, трех частей и 18 статей. Главная идея состоит в том, что органы местного самоуправления составляют одну из основ любого демократического строя, что право граждан участвовать в управлении государственными делами, как один из важнейших демократических принципов, непосредственно может быть осуществлено именно на местном уровне. В статье 1 зафиксировано обязательство сторон соблюдать статьи Хартии в том порядке и в объеме, как это предусмотрено статьей 12. Часть 1 Хартии называется <Конституционные и законодательные основы местного самоуправления>. которая включает статьи с 3 по 11. В этих статьях сформулированы основополагающие принципиальные положения, касающиеся местного самоуправления: его понятие, сфера и объем полномочий, финансовая основа, правовая защита и др. Часть II включает так называемые <Особые положения> (статьи 12-14). Среди них важное значение имеют положения статьи 12, закрепляющей обязательства сторон соблюдать по меньшей мере двадцать пунктов части 1 Хартии, в числе которых по меньшей мере десять должны быть выбраны из следующих статей и пунктов: ст.2, ст.З п.1, п.2, ст.4 п.1,2 и 4,ст.5, ст.7 п.1, ст.8 п.2, ст.9 п.1,2 и 3, ст.п.1, ст. II. При этом сторонам, подписавшим Хартию, предоставляется право самим избрать те пункты и статьи, которые они обязуются соблюдать и уведомить об этом Генерального Секретаря Совета Европы. Положения Части III касаются вопросов процедурного характера, связанных с порядком подписания, ратификации и вступления в силу настоящей Хартии, а также ее денонсации, то есть прекращения ее действия в отношении той или иной стороны.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1988)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |