Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Германия и ее союзники



2019-11-13 312 Обсуждений (0)
Германия и ее союзники 0.00 из 5.00 0 оценок




Ход урока.

I. Оргмомент (приветствие, учет детей в классе).

II. Мотивация.

С каждым годом мы всё дальше и дальше уходим от тех трагичных событий начала Великой Отечественной войны. Почему так произошло? Какие уроки мы должны вынести из тех далеких событий отечественной истории? Поэтому наш урок мы посвящаем первым месяцам Великой Отечественной войны.

В ночь с 21 на 22 июня 1941г. по всей стране отмечался школьный выпускной бал. Никто и думать не мог, что на рассвете прогремят выстрелы, полетят бомбы и польётся кровь. В это воскресенье ярко светило солнце, люди занимались привычными делами, кто-то готовился к поступлению в институт, кто-то создавал семью, а кто-то отправился с друзьями на рыбалку. Советские люди занимались привычными для себя домашними делами. И вдруг в 12 часов дня из всех радиорепродукторов Советского Союза прозвучало: …

«Граждане и гражданки Советского Союза!

Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковав нашу границу во многих местах и подвергнув бомбежке со своих самолетов наши города — Житомир, Киев, Севастополь, Каунас и некоторые другие. Налеты вражеских самолетов и артиллерийский обстрел были совершены также с румынской стороны и со стороны Финляндии Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!». /из выступления по радио В.М.Молотова/ 22. VI. 1941г.

В ходе урока нам нужно ответить на 2 ключевых вопроса: 1) Почему КА понесла тяжелое поражение в первые месяцы войны? 2) Чем объясняется провал плана « blitzkrieg » фашисткой Германии против СССР?

План урока на доске.

 

1. Подготовка и причины нападения Германии на СССР.

2. Соотношение сил вермахта и КА накануне вторжения.

3. Первые сражения.

4. Приказ № 270. Герои и предатели.

5. Битва за Москву. Провал плана «блицкриг».

 

 

Проверка д/з. На предыдущем уроке вам было предложено подумать над проблемным заданием: «Своей внешней и внутренней политикой в 30-е годы Сталин загнал СССР в международную изоляцию, а в последствие к трагедии 1941года». Подберите аргументы, подтверждающие и опровергающие данное высказывание. Возможные аргументы в подтверждение. (5мин.)

1. Сталин «ковал фашистский меч» в СССР – Наци № 2 и будущий руководитель люфтваффе, рейхсмаршал Герман Геринг учился летать в секретной советской летной школе в Липецке (там были подготовлены многие гитлеровские летчики, впоследствии бомбившие Советский Союз). Знаменитого танкиста Третьего рейха генерала Гейнца Гудериана учили искусству вождению танков и тактике боя, также в СССР.

Сталин продавал Германии важное стратегическое сырье. В 1939г. по торговому соглашению, СССР поставил Германии в течение следующих 18 месяцев: 100 000тонн хромовых руд, 11 000 тонн меди, 3000 тонн никеля, 950 тонн цинка, 500 тонн молибдена, 500 тонн вольфрама, 40 тонн кобальта. (Вообще, со времен Рапалльского договора, СССР как заказчик, размещал в Германии промышленные заказы. Это позволило предприятиям Германии пережить экономическую депрессию 1931г. и возродить свой военно-промышленный комплекс. Например, общая стоимость советских заказов, размещенных в Германии в 1931 году, составила 919,2 миллионов рейхсмарок). Советская сторона закупала в Германии военную технику и промышленное оборудование, но по очень завышенным ценам! Например: заказ на самолеты по мировым ценам стоил только 194 млн. германских марок, а немцы запросили 300 млн. Щедрым быть легко!Особенно заказенный счет …

Нужно обратить внимание на то, что в 1932 – 1933гг. в СССР произошел голод. Невзирая на голодную смерть миллионов советских людей, правительство Сталина упорно продавало зерно в Германию.

 

2. В мае 1939г. Сталин снял М. М. Литвинова с поста народного комиссара иностранных дел СССР, который выстраивал мирный курс на союз с западными демократиями. Его усилиями в 1933г. СССР установил дипломатические отношения с Италией и США, а в 1934г. СССР вступил в Лигу наций. В 1935г. подписаны договоры о дружбе и взаимопомощи с Францией и Чехословакией. Новым наркомом стал В. Молотов, который взял устойчивый курс на сближение с гитлеровской Германией.

 

3. 19 августа 1939 года на секретном заседании Политбюро ЦК ВКП(б) И. В. Сталин произнес речь, в которой окончательно отказался от сотрудничества со странами западной демократии, планировал «тихо» поддержать военную агрессию Гитлера на Запад и спровоцировать пролетарские революции в Европе. (И вот он - звездный час для Сталина, который поможет «уставшим» народам Европы подняться с колен и сбросить буржуйскую власть капитала).

4. Подписывая пакт Молотова — Риббентропа, Сталин превратил СССР в союзника Третьего рейха, так как принял обязательства о военном сотрудничестве с нацистской Германией. В течение последующих 1,5 лет два государства совершили 4-й раздел Польши и территорий Восточной Европы в целом.

5. Выступление Сталина перед выпускниками военных академий 5 мая 1941 г. о том, что война с Германией неминуема к 1942 г. и что возможен не столько защитный, сколько наступательный характер будущей войны. От советника посольства Гитлер знал о содержании этой речи Сталина.

6. Разорительная милитаризация экономики страны. В 1939-1941гг. СССР тратил на оборону до 40% государственного бюджета – это был бюджет войны. Накануне III пятилетки Сталин говорил: «Интересы обороны страны социализма должны быть всегда на первом плане. Этому должна быть подчинена вся наша работа. Надо стиснуть зубы и работать».При этом цены на товары гражданского потребления в СССР неуклонно росли. За время первых пятилеток к началу 40-х гг. государственные розничные цены на хлеб выросли в 11 раз, на сливочное масло в 7 раз, на сахар в 6 раз, на мыло в 5 раз, на сукно в 13 раз, а реальная заработная плата к концу 1-й пятилетки снизилась на 20%.

На самом деле, никакой коалиции враждебных СССР государств Запада в начале 30-х годов не было. Нужен был образ врага. Эта выдумка понадобилась Сталину для мобилизации народа на упорный труд и проведение форсированной индустриализации.

7. Сталин репрессировал 33 тысячи командиров РККА, опытных, закаленных Первой мировой и Гражданской войнами – это была спецоперация НКВД-ОГПУ (операция «Весна» 1922-1931гг. и «Дело военных» 1937-1938гг.) по заданию Сталина, в виде превентивного террора против тех офицеров-бонапартов, кто имел свои независимые суждения и мог стать угрозой для личной власти Сталина.

8. Военная агрессия СССР против Финляндии (1939-1940гг). За это СССР исключили из Лиги наций.

Вот за такие трудовые подвиги 20. XII. 1939г. И. Сталин был первым в СССР удостоен звания Герой социалистического труда.

Возможные аргументы в опровержение. (5мин.)

1. «Хочешь мира, готовься к войне». Добро должно уметь защищаться, а для этого нужны сильная армия и флот. Поэтому индустриализация в СССР решала задачи не столько гуманитарного характера, сколько – создание оборонного щита страны.

2. Страны западной демократии (Англия и Франция) проводили политику «умиротворения» агрессора и в то же время пытались разыграть советскую карту в игре с Гитлером. Цель - столкнуть нацизм с большевизмом. Советское правительство, наоборот искало пути создания системы коллективной безопасности в Европе.

3. Буржуазные правительства Запада были напуганы появлением левой альтернативы в своих странах, особенно после взятого Коминтерном курса на мировую революцию.

4. Договор о ненападении с Германией и секретный протокол Молотова-Риббентропа это попытка найти временный компромисс с агрессором, оттянуть начало войны и отодвинуть свои западные границы от жизненно важных, промышленных центров страны. СССР получил два года для укрепления своей обороны. А оттяни Сталин войну ещё на пару лет, то на СССР пошли бы уже не легкие и средние танки 1941 года, уступавшие советским КВ и Т-34, а тяжелые "Тигры", да и в люфтваффе могли бы появиться реактивные самолеты и ФАУ-2. Могли подойти к созданию атомной бомбы... Так, что неизвестно, что было бы лучше/хуже для СССР.

5. 13 апреля 1941г. СССР заключил договор о нейтралитете с Японией, формально обеспечив себе мир на Дальнем Востоке, предотвратив ведение войны на два фронта.

6. Что касается торговых отношений СССР и Германии в 30-е гг., то можно утверждать, что каждая из сторон преследовала свои цели. В 1932 г. СССР поглощал 1/3 всей германской машиностроительной продукции - паровых и газовых турбин, прессов,70 % металлорежущих станков, 60 % экскаваторов, промышленных вентиляторов и т. д. Основа советской тяжелой промышленности и машиностроения - базис советского ВПК, были созданы с помощью Германии.

7. Относительно агрессии СССР против Финляндии и последующего изгнания из Лиги наций, нужно признать, что «Зимняя» война – это акт превентивной военной агрессии при совершенной беспомощности и безответственности Лиги наций. Сделаем обобщение : « Хочешь мира, готовься к войне ». (Все так, только прозорливый Сталин готовил к бойне не только буржуйский мир Запада, но и свою страну). Две страны лихорадочно вооружались друг против друга, за счет друг друга. Война между ними была неизбежна и необратима. Два монстра, одержимых жаждой власти и своими амбициями готовили народы к войне. Двойная дипломатия Сталина, попытка переиграть, обмануть Гитлера привели к тому, что Германия нанесла удар первой.

 

III. Новый материал.

1. Подготовка и причины нападения Германии на СССР . 18 декабря 1940г. Гитлер подписал директиву №21 - план «Барбаросса». Вероятно такое громкое название захватнической войны против СССР, Гитлер дал в честь автора средневековой геополитической доктрины. Фридрих Барбаросса - германский император, который проводил активную восточную политику в XIIв., организовал северные восточные походы. В годы его правления были онемечены многие народы, в том числе славяне и прибалты. Но уже в самом названии плана был заложен позорный провал, т.к. сам император банально утонул в речке, во время Третьего крестового похода, так ни разу и не сразившись с сарацинами. Вот такой был у него «Дранг нах Остен».(сообщение ученика). Главная цель – стремительное проникновение на территорию СССР, в течение 5-6 мес. захватить европейскую часть страны и выйти на линию Архангельск – Астрахань; создание здесь 4-х рейхскомиссариатов. Крайний срок – весна 1942г. Тактические задачи: 1) Люфтваффе наносит внезапный удар по стратегическим объектам СССР - аэродромам, базам ВМФ, складам оружия и военной техники; 2) Мощная артподготовка, чтобы деморализовать противника; 3) Следом идут танки и штурмовые отряды пехоты. Стремительно проникнуть в глубокий тыл, уничтожить главные силы противника и сорвать оборону. (работа с картой)

 

План «Ост» - …… (сообщение уч-ка). Generalplan Ost — программа массовых этнических чисток в Восточной Европе и СССР по «освобождению жизненного пространства» (Lebensraum) для немцев за счет территорий «низших рас», таких, как славяне. Этот план был частью немецкого понятия «Drang nach Osten». Подписан Гитлером 25 мая 1940г. Предусматривал физическое истребление 30 млн. славян и выселение еще 50 млн. белорусов, поляков, русских, украинцев, чехов и др. в Западную Сибирь, Южную Америку и Африку! Вместо славян, на эти земли, должны переселиться 50 миллионов немцев. «Оставить только тех славян, которые будут работать обслугой. Никакого образования, учить считать только до 100». Сократить рождаемость славян путем стерилизации и абортов. Организовать распространение порнографии среди славян, чтобы способствовать их нравственному разложению изнутри. Гомосексуализм для славян объявить легальным.

 

Для ведения войны против СССР была создана могучая военная коалиция стран Германии, Италии, Румынии, Финляндии, Венгрии, Словакии и Хорватии.

Гитлеровское руководство было настолько уверено в успехе плана «Барбаросса», что уже весной 1941г был составлен проект директивы № 32, который предусматривал захват Афганистана, Ирака, Суэцкого канала и последующее наступление на Индию. (работа с картой)

 

Причины нападения Германии на СССР:

А) Захват экономического потенциала СССР – богатейшие энергетические, сырьевые, продовольственные и трудовые ресурсы;

Б) Реализация старых замыслов германской колонизации востока: «Drang nach Osten» - доктрина, которая объясняла, почему немцы имеют право занять чужие территории. «Растущее население Германии требует жизненного пространства, и это пространство находится на русском востоке» А. Гитлер.

В) Устранение идеологического конкурента в лице СССР. Нацизм и коммунизм – это два медведя в одной берлоге.

- Являлись ли планы Германии по захвату СССР тайной для советского руководства?

Небольшое сообщение ученика: Сталин игнорировал неоднократные предупреждения различных разведывательных источников о готовившемся вторжении германских войск и начале войны против СССР. Уже к маю 1941г., на западной границе с СССР немцы сконцентрировали около 3,5млн. солдат, и Сталин об этом знал, но считал, что война начнется не раньше 1942 года, однако не исключал возможности превентивного удара по Германии. – Можно ли считать нападение Германии на СССР предупреждающей мерой? С юридической точки зрения, нападение Германии на СССР 22 июня 1941 г., безусловно, является агрессией. Действия Гитлера можно было бы квалифицировать как превентивные в том случае, если бы он, разгромив на границе армии противника, не устремился бы дальше, вглубь территории СССР. С этого времени, военные действия со стороны Германии однозначно являются агрессией, а со стороны СССР — освободительной войной, войной Отечественной.

 

23 июня 1941 года были созданы фронты: Северный, Северо-Западный, Западный, Юго-Западный, Южный. Для управления ими была создана Ставка главного командования. В неё вошли: Молотов, Будённый, Ворошилов, Жуков, Тимошенко, Шапошников.

Верховным главнокомандующим с 8 августа 1941 года был назначен И. В. Сталин. Война потребовала отказа от некоторых демократических форм управления страной, предусмотренных Конституцией 1936г. 30 июня вся полнота власти в стране перешла в руки ГКО - Государственный Комитет Обороны, председателем которого стал И. Сталин.

Мобилизация - перевод вооруженных сил из мирного состояния в полную боевую готовность.

Так началась Великая Отечественная война.

Теперь давайте разберемся с вопросом: «Почему эта война в РФ называется ВОВ В разговоре с послом У. Гарриманом осенью 1941 года, Сталин признался:«Мы знаем, народ не хочет сражаться за мировую революцию; не будет он сражаться и за Советскую власть. Может быть, он будет сражаться за Россию». 1) Почему Великая? - Великой эта война названа за великую ЦЕЛЬ защиты своей родной земли, своего дома, семьи, родных и близких. Ради этой великой цели поднялся и сплотился весь многомиллионный народ СССР. Величие этой войны в силе и стойкости советского солдата, в больших потерях, в трудовом героизме советского тыла. 2) Почему Отечественная? - Страна, в которой человек родился, учился, живёт и работает, называется Отечеством. Поэтому все войны, направленные на защиту своей Родины называются - Отечественными.

 

2. Соотношение сил вермахта и КА накануне вторжения .

Когда началась война, советские люди даже не осознали драматизм ситуации: «На кого полезли, совсем, что ли с ума сошли?!». А еще так: «Ну, сейчас наши им так всыплют, что через неделю дойдем до Берлина!». Первые же сражения показали, что «всыпали» не наши, а нашим. Эта твердая самоуверенность простых людей была следствием советской пропаганды еще с Гражданской войны – «…от тайги до британских морей Красная Армия всех сильней». По мере стремительного продвижения врага вглубь территории СССР, менялся тон и характер настроений - от самоуверенности перешли к открытому возмущению: « Говорили, что врага будем бить на его территории, а выходит наоборот?! Наше правительство два года кормило немцев, лучше бы запасло продуктов для своей армии и народа». А вот такие настроения были в советской столице уже осенью 1941г.: «Почему должны рушиться наши дома и гибнуть близкие? Ради спасения шкуры правительства, навязавшего три пятилетки, а теперь неспособного обеспечить нашу армию боеприпасами?! Двадцать лет у нас не было масла, а теперь у нас нет пушек …» О подлинном положении дел в КА и соотношения сил с вермахтом советские люди не знали.

Против СССР была обрушена невиданная армия вторжения: 190 дивизий, 4тыс. танков, 47тыс. орудий, 5тыс. самолетов, 200 кораблей. Для нанесения первоначального удара в первом эшелоне развертывались 103 дивизии.

Группа армий «Север» - на Ленинград (29 дивизий);

Группа армий «Юг» - на Киев (57 дивизий).

Группа армий «Центр» - главное направление на Москву (50 дивизий).

Но и РККА не была ребенком в подгузниках, перед опытным противником.

 

Вооружённые силы накануне вторжения на Западном ТВД:

Категория.

Германия и ее союзники

СССР

Солдаты и офицеры

190 дивизии (4млн.583тыс.)

179 дивизий (3млн. 329тыс. чел.)

Танки и САУ

4 тыс.300 шт.

8 тыс. 800 шт.

Самолеты

4 тыс.952 шт.

7 тыс. 400 шт.

Орудия и минометы

47 тыс. шт.

40 тыс. шт.

Боевые корабли

192 шт.

182 шт.

- Что показывают данные таблицы? (На случай войны СССР имел количественный перевес в танках и самолетах. Противник имел превосходство в живой силе, артиллерии и кораблях).

- В современных войнах многое решают тактико-технические свойства и профессионализм личного состава армий. Давайте рассмотрим качественное соотношение сил в танках и авиации:

 

1) краткое сообщение ученика: «Советский Т-34 против немецкого Т-IV»

Комментарий учителя. Советский Т-34 признан лучшим средним танком II мир. войны. Однако, на начало войны в войсках приграничных округов, таких танков было всего 850 штук. Был еще тяжелый, советский танк КВ, на 1941г. не имеющий аналогов в мире. Толщина брони - 75 мм., вес – 48тонн. В армии их было 630 штук. В оборонительных боях этот железный монстр был непобедим. (У него были некоторые недостатки: тихоходность 38км/ч., и слабая маневренность, но при разумном использовании могли быть очень эффективными в борьбе с противником).Известный подвиг (20 авг.1941г), когда экипаж танка КВ-1 ст. лейтенанта Зино́вия Гр. Колоба́нова в одном бою в районе Ленинграда подбил из засады 22 танка противника в колонне!!!

Итак, в начале войны у немцев не было танков, способных противостоять Т-34 и КВ. Наверное можно утверждать, что накануне войны, по качеству и количеству танков советское превосходство было ДВУКРАТНЫМ! Зато по качеству подготовки танкистов немцы превосходили нас втрое. (Поступившая перед войной в войска КА новая бронетехника, не была освоена личным составом. К началу войны, механики-водители новых танков имели практику вождения всего 2-5 часов, в то время, как немецкие танкисты имели боевой опыт 2-х лет войны в Западной Европе!).

 

2) сообщение ученика: «Советский ЯК-1 против немецкого Ме-109».

Комментарий учителя. Советские самолеты действительно серьезно уступали немецким образцам по тактико-техническим параметрам, но при грамотном руководстве вполне могли быть эффективными против врага. Проблема была в том, что накануне войны советские летчики имели очень малый налет часов: от 15 до 20 часов и освоили в основном только взлет и посадку. А вот пилоты люфтваффе только в училищах уже имели летную подготовку до 400 часов! Почувствуйте разницу.

 

3. Первые сражения. «Врач не может стать по-настоящему хорошим врачом, пока не убьёт одного или двух пациентов».Индийское изречение

За 3 месяца! немцы оккупировали огромную территорию: Литву, Латвию, Белоруссию, большую часть Украины, Молдавию и Эстонию. (работа с картой)

22 июня – 23 июля 1941 г . - оборона крепости Брест . (сообщение уч-ка)Собственно Брестская крепость пережила 2 штурма во время II мир. войны. В 1921 году по Рижскому миру цитадель отошла к Польше и использовалась как казарма, военный склад и политическая тюрьма. На следующий день после начала Второй мировой войны, 2 сентября 1939 года, Брестская крепость подверглась бомбежке со стороны немцев. В ночь на 17 сентября 1939г. бронетанковый корпус ген. Гудериана овладел крепостью. 18 сентября СССР вступил воII мировую войну и КА начала свой «освободительный поход» на Запад. 22 сентября 1939г. немцы передали Брест Красной армии. Таким образом, Брест и Брестская крепость вошли в состав СССР. Накануне ВОВ в крепости дислоцировалось 9 — 11 тысяч солдат и офицеров КА. 22 июня 1941г. в 4:15утра по крепости был открыт ураганный артиллерийский огонь, заставший гарнизон врасплох. Обороной командовал майор П. М. Гаврилов. 27 июня немцы начали использовать артиллерию калибра 600-мм Karl-Gerät, стрелявшую бетонобойными снарядами весом более 2-х тонн и фугасными массой 1250 кг. Организованная оборона крепости на этом закончилась. Майор П. М. Гаврилов был пленён раненым 23 июля. Одна из надписей в крепости гласит: «Я умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина. 20/VII-41». По показаниям свидетелей, стрельба слышалась из крепости до начала августа 1941г. (комментарии учителя).

Танковая битваДубно—Луцк—Броды (23 - 30 июня 1941 года). Крупнейшее встречное танковое сражение в истории. (выступление ученика) Соотношение сил: РККА - 2803 танков. Из них: легких – 2415; средних – 498; тяжелых – 304. Вермахт - 585 танков. Как видно – 4х кратное превосходство КА в бронетехнике! Итог и причины поражения: Советские танкисты дрались как герои, не жалея сил и жизни. Но исход битвы стал нашей тактической катастрофой: за 7 дней потери РККА – 2648 танков! немцы 260 танков. Советские мехкорпуса были укомплектованы преимущественно легкими танками типа Т-26, Т-27, Т-37, Т-38, БТ-5. Это танки сопровождения пехоты и рейдовой войны. В силу специфики возлагаемых на них задач, броня этих танков (всего 15мм) была противопульной или противоосколочной, они совершенно не приспособлены для прорыва обороны и тем более для лобовой атаки против танков противника. Немецкая полевая артиллерия, оснащенная зенитной пушкой Flak 36 калибра 88 мм, без труда расстреливала советских танкистов.Скорость расстрела советских танков на дальних дистанциях из пушки Flak 36 составляла 20-30 танков в час! Кроме того, советские танки не были оснащены полноценными радиостанциями. Радиостанция была только на танке командира, у остальных – только радиоприемники. Эту танковую битву непосредственно проводил Жуков, который отдал категоричную «Директиву № 3» о контрнаступлении Армий Юго-Западного фронта в направлении на Люблин.

- Дайте оценку деятельности Г. К. Жукова как начальника Генштаба, который инициировал контрнаступление советских войск на Волыни. Начальник штаба Юго-Западного фронта генерал Пуркаев умолял отвести войска на старую границу «линию Молотова-Сталина» и создать сплошную линию обороны, а уже после контратаковать. Но Жуков не стал слушать, пригрозив расстрелять с формулировкой «за трусость и паникерство». 11 июля танки Клейста были на окраинах Киева! Драгоценное время на оперативный отвод войск было утрачено. Бездумная растрата значительных сил в необоснованных контрударах на Дубно-Луцк-Броды стали прологом катастрофы советских войск в киевском котле. «Директива № 3», на которой стоит личная подпись Жукова – это документальное свидетельство его бездарности и жестокости.

После такого разгрома Жукова, должны были судить, но он вовремя напросился на доклад к Сталину и 29 июня сел в самолет и улетел в Москву. На докладе у Сталина он сказал, что Киев придется сдать, а армию целиком переправить через Днепр и вести оборонительные бои уже за этой линией. Цинизм этой ситуации состоит в том, что Жуков своей вины не признал, а сделал это «храброе» предложение Сталину тогда, когда уже 2648 советских танков и солдатских жизней им будут безвозвратно утрачены. Хотя нужно признать, что молниеносного прорыва немцев вглубь Украины не произошло, врага сдержали. Но какой ЦЕНОЙ?!

- Так сколько стоило СССР полководческое искусство Г. К. Жукова?



2019-11-13 312 Обсуждений (0)
Германия и ее союзники 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Германия и ее союзники

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (312)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)