Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Давайте поговорим о чести.



2019-11-13 268 Обсуждений (0)
Давайте поговорим о чести. 0.00 из 5.00 0 оценок




- Как вы понимаете значение слова «честь»? Возможные ответы:

1) То, что придает кому-либо ценность, достоинство; то, чем гордятся;

2) Хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя; 3) Осознание собственного достоинства (ценности), вызывающее уважение со стороны окружающих;

4) Достойные уважения и гордости моральные качества человека.

Например: быть честным – это значит всегда говорить Правду, даже если она неудобная, «горькая» или жестокая.

В 1894 г. в России были узаконены дуэли между офицерами для того, чтобы поднять уровень понятия о воинской чести. Самое дорогое, что есть у человека – это его жизнь, поэтому поплатиться собственной жизнью на поединке чести, свидетельствовало о том, что офицер хозяин своего слова и никто не смеет усомниться в его честном слове.
И если его имя было безнадёжно опозорено – он мог покончить жизнь самоубийством. Офицеры в основном стрелялись или искали смерти на поле боя. (пример: ком. 2-й русской Армии ген. А.В.Самсонов).

Уже через неделю после начала войны (28 июня) немцы вступили в Минск. В битве за Белосток и Минск, две немецкие танковые армии зажали в «котел» четыре советские армии. Более 320 тысяч солдат были взяты в плен. 3 тысячи советских танков были уничтожены. «Котел» - территория, с войсками противника взятая в окружение. Работа с картой. 16 июля пал Смоленск. Смоленское сражение 10июля – 10сентября 1941г. Здесь немецкие войска на 2 месяца увязли в боях с частями Красной Армии. Тем самым потеряли не только время, но и скорость продвижения. 20 июля – сдана Винница. 18 августа – немцы вошли в Запорожье. 23 августа пал Брянск, а 19 сентября пал Киев. 19 октября – снята оборона Одессы, город сдан румынским войскам. 25 октября в Харьков вошли передовые части 6-й армии вермахта. В ноябре 1941г. противник прорвался в Крым, подошел вплотную к Севастополю. 25 октября враг подошел к Химкам, пригород Москвы.

- Обратите внимание на Киев . 14 сентября танки генералов Гудериана и Клейста встретились у с. Лохвицы на Полтавщине, окончательно замкнули кольцо окружения. - Что вы видите на карте? (правильно – судя по линиям продвижения сил вермахта, они обходили Киев с двух сторон, тем самым захватывая в окружение почти миллионную советскую группу войск). Так образовался самый крупный «котел» Второй мировой войны. Для сравнения — под Сталинградом советскими войсками была окружена немецкая группировка в 330 тысяч человек, т. е. в три раза меньшая.

- А Сталин все твердил свое: «Киев не оставлять и мостов не взрывать!», и только 17 сентября Сталин наконец-то отдал приказ оставить город, предварительно взорвав мосты через Днепр и уничтожив плав средства. В итоге — в плен попали 665 тысяч человек, захвачено 3718 орудий и 884 танков. Погибли с оружием в руках командующий юго-западным фронтом М. Кирпонос и начальник штаба фронта генерал-лейтенант В. Тупиков. Из окружения под Киевом вышли немногие. Среди них - будущие маршалы Баграмян и Москаленко.

Здесь под Киевом, сумел выйти из окружения командующий 37-й армией генерал-майор А. Власов. Но через год, командуя в новгородских болотах 2-й Ударной армией, сдался в плен и возглавил вместе с другими генералами-изменниками антисоветское вооруженное формирование - «Русскую освободительную армию» РОА.

Блокада Ленинграда. (работа с картой)

- В августе 1941г. германские войска начали мощное наступление на Ленинград. В ожесточенных боях под Лугой и Старой Руссой советские войска измотали противника и нанесли ему значительные потери. Однако врагу удалось оккупировать Эстонию и прорваться на ближние подступы к Ленинграду. После неудачных попыток наступления Гитлер предпочел сменить тактику. Он сказал: «Этот город надо уморить голодом. Перерезать все пути подвоза, чтобы туда мышь не могла проскочить. Нещадно бомбить с воздуха, и тогда город рухнет, как переспелый плод».

В сентябре 1941 года город оказался в «клещах» окружения. Блокада Ленинграда длилась 880 дней. От голода и холода во время блокады погибло, по официальным советским данным, около 642 тысяч человек. По другим оценкам – до 850 тысяч. 27 января 1944 годаблокада города была окончательно прервана.

Сообщение ученика… « из дневника Тани Савичевой». (Комментарий учителя).

 

Потери Красной Армии были огромны. С июня по декабрь 1941г. потери убитыми, умершими от ран, попавшими в плен и пропавшими без вести составили около 2,8млн.человек! утрачено 20 тыс. танков, 10 тыс. самолетов, 4млн. единиц стрелкового оружия.

Фронтальная работа с классом.

- Какие преимущества были у Красной Армии в начале войны? (количественное превосходство в боевой технике, однако 60% этой техники была морально и физически устаревшим).

- В чем вы видите преимущества вермахта? (внезапность, тактико-техническое превосходство, боевой опыт, выучка и блестящая подготовка немецких солдат и офицеров).

- Каковы потери врага в первые месяцы войны? (с июня по декабрь – 750тыс. чел. и 5000 самолетов)

- Итак, перед нами первый проблемный вопрос урока :

Почему Красная Армия понесла огромные потери в первые месяцы войны ? (работа с учебником)

Ожидаемые ответы:

А) Вероломное нападение Германии и как следствие запоздалое развертывание войск прикрытия КА на западной границе. Морально-психологическая внезапность ставили КА в критическое положение. Б) Личные просчеты Сталина в сроках начала войны и направлении главного удара противника. 1. Сталин не верил своим разведчикам – называл их разведданные дезинформацией. 2. Главный удар Гитлер нанесет на Центральном направлении – в сторону Москвы, а Сталин ожидал главное направление удара противника на Южном – в сторону Украины.

В) Крайне неудачная дислокация советских войск на западных границах для оборонительных действий. (Отсутствие укрепленной линии обороны в связи с переносом границы в 1940 году на Запад).

Г) Преступная политика руководства страны в отношении военных кадров. Сталин репрессировал 33 тыс. командиров РККА, закаленных Первой мировой и Гражданской войнами: операция «Весна» и «Дело военных» 1937г. Новых командиров выучить не успели, отсюда некомплект опытных командиров в первые месяцы войны.

Д) Советская авиация не смогла завоевать господство в воздухе. Имея численный перевес в истребителях, советские летчики накануне войны имели до смешного малый налет часов – от 15 до 20 часов и освоили в основном только взлет и посадку. А вот пилоты люфтваффе только в училищах имели летную подготовку до 400 часов! Кроме того, в первый день войны, в результате внезапного немецкого авиа удара по 23 советским аэродромам фронта советская авиация потеряла 528 боевых самолетов. Но и после этих больших потерь численное преимущество авиации было на нашей стороне. К сожалению, командование не сумело и это преимущество грамотно использовать.

Е) В РККА была принята наступательная военная доктрина, которая предполагала ведение войны на чужой территории. (Советские войска не умели обороняться, а наступать они толком так и не научились).

 

4. Приказ № 270. Герои и предатели.

 

16 августа 1941г.- приказ № 270 (работа с документом).

Приказываю:

Командиров и политработников, во время боя срывающих с себя знаки различия и дезертирующих в тыл или сдающихся в плен врагу, считать злостными дезертирами, семьи которых подлежат аресту как семьи нарушивших присягу и предавших свою Родину дезертиров.

Обязать всех вышестоящих командиров и комиссаров расстреливать на месте подобных дезертиров из начсостава.

Попавшим в окружение врага частям и подразделениям самоотверженно сражаться до последней возможности, беречь материальную часть как зеницу ока, пробиваться к своим по тылам вражеских войск, нанося поражение фашистским собакам.

Семьи сдавшихся в плен красноармейцев лишить государственного пособия и помощи.

Приказ прочесть во всех ротах, эскадронах, батареях, эскадрильях, командах и штабах.

 

Ставка Верховного Главного Командования седа Председатель Государственного Комитета Обор Обороны
И. С И.СТАЛИН

Зам.

- Какую цель преследовал этот документ? (остановить повальное дезертирство и трусость в КА). - Ваше мнение по поводу ответственности членов семей сдавшихся в плен офицеров и красноармейцев? (власть брала в заложники ни в чем не повинных родных и близких военных, попавших по вине Сталина в плен)

 

Ни техническое превосходство, ни тактика, ни боевой опыт противника не сломили советский народ. Подвиг простых советских людей спас страну от гитлеризма.

Подвиг – геройский, самоотверженный поступок, совершенный в тяжелых, опасных условиях. Выделяют: духовный, трудовой, гражданский, воинский подвиги.

Слушаем сообщения одноклассников и делаем необходимые записи в тетради.

26 июня 1941 г . - «Огненный таран» Николая Гастелло. 33года. (кратко сообщение уч-ся).На Минском шоссе, экипаж бомбардировщика ДБ-3 направил горящую машину на механизированную колонну врага. (Независимо от ошибочности официальной версии, бытовавшей несколько десятилетий и опровергнутой в годы гласности, светлая память Николая Гастелло и его товарищей ничуть не меркнет).

7 авг . 1941 г . - подвиг Виктора Талалихина 22года. (кратко сообщение ученика). Он первым в войне совершил ночной таран. (Пилот подвел свой «И – 16» вплотную к хвосту «Хе-111» и отрезал его винтом, затем он покинул разрушенную машину и благополучно приземлился с парашютом. Погиб пилот в бою 27 октября 1941 года).

24 авг. 1941 г . – подвиг Александра Панкратова 24года. (кратко сообщение уч-ся). Более 400 человек совершило в Великой Отечественной войне подвиг, который носит название подвига Александра Матросова. Но первым этот подвиг совершил не Матросов, а Панкратов.

Ноябрь 1941 г. - подвиг Зои Космодемьянской 18лет. (рассказ учителя). «Сколько нас ни вешайте, всех не перевешаете, нас 170 миллионов. Но за меня вам наши товарищи отомстят !».

В заключение я бы хотел привести цитату из воспоминаний офицера 11-й танковой дивизии Хайнца Гудериана о советском СОЛДАТЕ: «Персонально русский солдат хорошо обучен и является стойким бойцом. Стрелковая подготовка превосходна— многие из наших солдат убиты выстрелами в голову. Его снаряжение простое, но эффективное. Русские солдаты носят форму земельно-коричневого цвета, которая хорошо их маскирует. Их еда проста, в строю они неприхотливы и выносливы. Им пришлось столкнуться с нашей профессиональной тактикой панцерных дивизий, т.е. с маневренностью, неожиданными атаками, ночными рейдами и превосходным взаимодействием войсковых частей. Что касается русской тактики в приграничных сражениях, то по нашему впечатлению, русские роты были предоставлены сами себе. У них нет кооперации с артиллерией и танками. Совершенно не применяется разведка. Отсутствует радиосвязь между штабами и подразделениями. Поэтому наши атаки часто были для них неожиданными».

Закрыть своим телом амбразуру вражеского дзота, броситься с гранатами под танк, пойти на таран в воздушном бою – могли только настоящие герои.

Но не менее значимым для страны есть героизм и самопожертвование особого рода – это кропотливая, масштабная работа, которая не на виду. Это тихая и незаметная, но от того не менее ценная работа по обеспечению, подготовке и организации работ в тылу.

Если самоотверженный подвиг рядового или офицера на виду у всех, стал примером и вызывает неоспоримое признание и уважение, то как определить героизм того, кто сидит в тишине кабинета. В мировой истории есть такие примеры: Оскар Шиндлер, немецкий промышленник, который в годы преследования и истребления евреев предоставил убежище и работу многим из них, он спас около 1200 человек от газовых камер и печей «лагерей смерти»; Николай Пирогов – герой обороны Севастополя, талантливый хирург, спасший десятки тысяч жизней раненых.

 

Разберем роль И. Сталина в начальный период ВОВ.

Дискуссионное задание в формате ЕГЭ: «Великая Отечественная война ярко раскрылаталант И . В . Сталина и как великого полководца , и как блестящего дипломата и какполитика , отдавшего всю свою жизнь без остатка служению Социалистической Родине и еётрудовому народу ». Так ли это на самом деле? Подберите аргументы, подтверждающие и опровергающие данное высказывание. (Задание предполагает дополнительного изучения и рассчитано для рассмотрения на последующих уроках)

Возможные аргументы в подтверждение. (Самостоятельное изучение в рамках подготовки д/з)

Возможные аргументы в опровержение.

1. Сталин как глава государства.

Известно, когда произошла трагедия Перл-Харбор 7.XII. 1941г. первым перед народом, по федеральному радио США выступил Президент страны – Франклин Делано Рузвельт. А вот 22 июня 1941г. с официальным обращением к советским гражданам о вероломном нападении Германии на СССР выступил по радио не глава государства И. В. Сталин, а нарком индел В. Молотов. Это будет потом, когда по радио прозвучит: «Москвичи, я с вами, я в Москве, я никуда не уеду». Но 28 июня, когда ему сообщили о сдаче Минска, нервы вождя не выдержали. Это было отчаянное состояние бессилия. После этого он бросил все дела, уехал на дачу в Кунцево и вероятно ждал ареста. Именно так он и сам бы поступил с виновными. Виновных обязательно найдут, но это будет потом, когда он вернется в кремль. - Как эта ситуация показывает «величие и силу личности» Сталина? Человек, который никому никогда не прощал, куда меньших грехов со стороны своих подчиненных не смог даже застрелиться. Он был банальным трусом и до последнего надеялся, что члены Политбюро будут уговаривать его вернуться. …И ведь так и произошло! 30 июня к нему на дачу приехали Молотов, Ворошилов, Маленков и Берия, успокоили, признались в любви и верности, показали, что они по-прежнему его боятся и уговорили вернуться в Москву.

Во время войны в СССР был проведен ряд депортаций по этническому принципу. Так 28 августа 1941г. была упразднена автономия поволжских немцев, а сам народ депортирован в Казахстан. В 1943-1944гг. были проведены массовые депортации калмыков, ингушей, чеченцев, крымских татар и понтийских греков в районы Средней Азии. Основное обвинение: коллаборационизм, т.е. сотрудничество с фашистами в оккупации. (словарная работа) Депортация - ….. Коллаборационизм - …..

2. Сталин как военачальник.

Историк Д. Волкогонов о деятельности Сталина, как военачальника: «Он не был гениальным полководцем, у него вообще не было профессиональных военных знаний. Он доходил до всех премудростей стратегии и оперативного искусства методом проб и ошибок.

Непродуманные атаки, неумение отдать своевременный приказ о стратегическом отступлении; некомпетентное вмешательство в войсковые операции на фронтах, утрата самообладания в критических ситуациях приводило к большим безвозвратным потерям. А потом он перекладывал вину за собственные просчеты и ошибки на других». Требование Сталина поджигать леса и населенные пункты «гони немца на мороз!» - это жестокое и бесчеловечное требование, настраивало население оккупированных территорий против партизан. Вспомнить хотя бы поджоги в деревне Петрищево, где Зоя Космодемьянская была поймана местным жителем и сдана фашистам. - Хорошо Сталину сидеть чистым и сытым в теплом кремле и давать советы, как бороться с фашистами. И сейчас есть люди, которые продолжают говорить: «В бой шли со словами: «За Родину, за Сталина!». Сталин умел производить впечатление на массы. Советские люди действительно ему верили и любили. Но он не любил их! Миллионы соотечественников для Сталина были аморфной статистикой. Это пренебрежение к человеческой жизни ради достижения амбициозных задач любой ценой, было доминирующим в сталинской политике. Вопрос цены Победы, Сталина мало волновал. Солдаты – это восполняемый ресурс, а вот территории были важнее человеческой жизни.

Адмирал Кузнецов вспоминает:«Однажды Сталин высказал мнение об использовании эсминцев на Волге. Когда же я доложил, что это невозможно технически, то он, водя пальцем по карте вверх и вниз по течению реки, ругал меня, а стоявший около него Маленков поддерживал его, приговаривая, что я, очевидно, недостаточно разобрался в этом».

За свое полководческое искусство И. Сталин был дважды награжден орденом «Победа»: первый раз в 1944г. за освобождение Украины, и второй раз в 1945г. за победу над Германией.

3. Сталин как дипломат.

Во-первых, Гитлер переиграл Сталина в дипломатической игре и первым, вероломно напал на СССР, застав врасплох всю западную группировку КА.

Во-вторых: В первые месяцы войны Сталин решился на заключение второго «Брестского мира»!!! (причем дважды) Через болгарского посла Ивана Стаменова, Сталин предлагал Гитлеру отказаться от продолжения агрессии в обмен на большие территориальные уступки в пользу Германии. Об этом дипломатическом шедевре подробно рассказал маршал К.С. Москаленко Генеральному прокурору Руденко в ходе разбора дела Берии в августе 1953г. Второй раз Сталин заговорил о сепаратном мире, когда враг подошел к Москве. Из воспоминаний Г. К. Жукова: «7 октября 1941г. В этот день Сталин в моем присутствии и Берии, весьма пессимистично оценивал обстановку на фронтах и перспективы обороны Москвы. Затем, перейдя к военным событиям 1918 года, он сказал: «Ленин оставил нам государство и наказал всячески укреплять его оборону. Но мы не выполнили этого завещания вождя. В настоящее время враг подходит к Москве, а у нас нет необходимых сил для ее защиты. Нам нужна военная передышка не в меньшей степени, чем в 1918 году, когда был заключен Брестский мир».

Обращаясь к Берии, он сказал: «Попытайся по своим каналам прозондировать почву для заключения мира с Германией, сепаратного мира. Пойдем на то, чтобы отдать Прибалтику, Белоруссию, часть Украины — на любых условиях».

 

В-третьих: Своевременное открытие второго фронта в 1941г. могло бы не только оказать существенную помощь и сократить жертвы СССР, но и значительно ускорить разгром всего фашистского блока. Но Сталин, как «блестящий дипломат» и этого сделать не смог. Когда Сталин, 3 сент.1941г. в личном письме, обратился с просьбой к Черчиллю открыть второй фронт где-либо на Балканах или в Северной Франции, чтобы оттянуть 30-40 немецких дивизий с восточного фронта, тот сказал: «К великому сожалению Иосифа Виссарионовича, я не могу бросить британский народ в топку этой войны». Черчилль затягивал с открытием второго фронта до последнего, «чем больше нацисты и большевики уничтожают друг друга, тем лучше». Это был достойный ответ дипломата, который ценит жизнь каждого своего солдата. 14 августа 1941 г. президент Ф. Рузвельт и премьер-министр Черчилль подписали «Атлантическую хартию», в которой изложили цели и принципы борьбы против нацизма. 24 сентября 1941 года СССР присоединился к Атлантической хартии. Но союз с американцами также был малопродуктивным. Рузвельт писал Сталину: «Соединенные Штаты хорошо понимают тот факт, что Советский Союз несет основную тяжесть борьбы и самые большие потери, и я могу сообщить, что мы весьма восхищены великолепным сопротивлением, которое продемонстрировала Ваша страна. Мы придем к Вам на помощь, как только сможем это сделать». И действительно, 8 ноября 1941 г. президент Рузвельт отдал распоряжение приступить к осуществлению помощи СССР на основе закона о ленд-лизе (Военные поставки по ленд-лизу составили 9 млрд. 800 млн. долларов. Поставлялись: самолёты, танки, артиллерия и др. техника, армейские грузовики, бронетранспортёры, боеприпасы, взрывчатые вещества, радиолокаторы, радиопередатчики, морские суда, локомотивы, медикаменты, включая пеницилин, продовольствие, цветные и чёрные металлы, высоколегированные стали, кабельные изделия, дюралюминий, молибден, олово, свинец, кобальт, медь и её сплавы. Поставки по ленд-лизу составили 4% произведённой в нашей стране промышленной продукции). Так американский Президент, дипломатично «ответил» Сталину, пользуясь правилом: «Когда двое дерутся, третий получает выгоду».

 

Глубинное отношение людей к руководству страны в годы ВОВ выразила одна женщина. Вот отрывок из ее открытого письма в газету «Рабочий край»: «Я никогда не думала, что буду ненавидеть наших руководителей с партбилетом и бронью в кармане, которые будут сидеть тихо как мышь в щели, а когда победим фашизм, они первые будут кричать о своих заслугах, талантах и глубокой любви к партии и советскому народу».

- Так сколько стоило СССР руководство Сталина в начальный период ВОВ?

5. Битва за Москву.

Захвату Москвы Гитлер придавал решающее значение. Крупная наступательная операция вермахта получила кодовое название «Тайфун». Она предусматривала разгром советских войск, охранявших московское направление.

2 октября 1941 года на брянском и вяземском направлениях началось наступление фашистов под командованием генерала фон Бока на Москву. Подвиг Подольских курсантов. 5 октября около 1500 курсантов артиллерийского и 2000 курсантов пехотного училища Подольска были сняты с занятий, подняты по тревоге и направлены на оборону Малоярославца. Этим мальчикам было всего 17! Курсантам была поставлена задача - преградить путь немцам на 5—7 дней, пока не подойдут резервы из глубины страны. В боях под Малоярославцем подольские курсанты уничтожили около 5 тысяч немецких солдат и офицеров, подбили и вывели из строя около 100 танков, потеряв при этом около 3000 человек. Вклад вчерашних школьников в оборону Москвы огромен: пока курсанты сдерживали наступление сил противника, удалось создать и укрепить новую линию обороны и подвести резервы.



2019-11-13 268 Обсуждений (0)
Давайте поговорим о чести. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Давайте поговорим о чести.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (268)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)