Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Спортивно-техническое мастерство и критерии его оценки



2019-11-13 2561 Обсуждений (0)
Спортивно-техническое мастерство и критерии его оценки 4.75 из 5.00 4 оценки




 

Высокий уровень современных спортивных результатов, боль­шие (порой достигающие предельных величин) объемы трениро­вочных нагрузок обусловливают необходимость качественного совершенствования подготовки спортсменов. Одним из путей в этом направлении является достижение более полной реализа­ции спортсменом своих физических возможностей. В связи с этим огромное значение в многолетней спортивной тренировке приоб­ретает постоянное совершенство технического мастерства в рам­ках технической подготовки.

Под техническим мастерством или технической подготов­ленностью принято понимать степень освоения спортсменом сис­темой движений, соответствующих особенностям данного вида спорта и позволяющих более полно реализовать его физические возможности, обеспечивающие достижение высших результатов.

По мнению В.М. Зациорского (1979), для характеристики тех­нической подготовленности необходимо определить, что умеет спортсмен и как он владеет освоенными действиями. Ответ на во­прос «что?» характеризует объем и рациональность технических действий, на вопрос «как?» - эффективность и освоенность вы­полнения двигательных действий.

Объем технической подготовленности определяется чис­лом технических действий, которые выполняет спортсмен. Раз­личают общий и соревновательный объем технической подготов­ленности.

Общий объем характеризуется суммарным числом технических действий или упражнений, которые освоил данный спортсмен в тренировочном процессе. Соревновательный объем - числом различных технических действий или упражнений, выполняемых спортсменом в условиях соревнований.

Так, например, соревновательный объем технической подго­товленности прыгуна в длину характеризуется умением спортс­мена выполнить прыжок с разбега. Для этого ему необходимо овладеть большим арсеналом специальных подводящих и имита­ционных упражнений для совершенствования технического ма­стерства в прыжке. Общий объем его технической подготовлен­ности должен охватывать навыки владения техникой различных видов легкой атлетики (бега, прыжков, метаний), а также других видов спорта (для проведения полноценной общей и специальной физической подготовки).

Другой пример. В борьбе дзюдо более 3000 приемов. Ведущие борцы владеют в совершенстве двумя-тремя приемами, которые в основном и используют в решающих схватках. Но их арсенал не ограничивается только этими приемами, поэтому в тренировках и в схватках со спортсменами более низкой квалификации они могут демонстрировать существенно большой объем технических действий.

Степень разнообразия двигательных действий, которыми владеет спортсмен, характеризует его разносторонность. Разно­сторонность технической подготовленности определяется как способностью продемонстрировать тот или иной арсенал техни­ческих действий в условиях состязания, так и возможностью ис­пользовать большой объем разнообразных упражнений в трени­ровке для развития силы, быстроты, выносливости координации (ловкости) и совершенствовании техники мастерства.

Ответ на вопрос «Что может выполнить спортсмен?» пред­полагает не только то, каким объемом двигательных действий он владеет, но и насколько рациональны эти движения. Под рацио­нальностью техники понимают определенный способ выпол­нения движений (используемой разновидности техники), позво­ляющий наиболее полно реализовать возможности спортсмена для достижения наивысших спортивных результатов. На наш взгляд, наиболее полное определение рациональной технике дал В.М. Дьячков (1972): это - специализированная система одно­временных и последовательных движений, направленных на ра­циональную организацию взаимосвязей внутренних и внешних сил с целью наиболее полного и эффективного использования их для достижения более высоких результатов.

Рациональность технических действий обусловлена, с одной стороны, учетом основных законов биодинамики, с другой - ин­дивидуальными особенностями строения и функционирования организма спортсмена, а также особенностями внешних воздей­ствий (действий партнеров и противников, воздействия внешней среды и т.п.).

Эффективность техники - это качество владения техниче­ским действием самого спортсмена, т.е. степень близости ее наи­более рациональному варианту. Характеризуя эффективность, мы отвечаем на вопрос «как?».

В связи со специфическими особенностями оценки результа­тов соревновательной деятельности в различных видах спорта специалисты используют разные критерии оценки эффективно­сти технического мастерства.

Существуют несколько показателей эффективности техники:

- абсолютная эффективность - в качестве оценки ее уровня избирается вариант двигательных действий, позволяющий до­биться наилучшего спортивного результата. В простейшем случае мерой эффективности может служить сам спортивный результат. К такому критерию часто прибегают в игровых видах и единобор­ствах (техника эффективна, если приводит к забитому голу, за­вершенному приему);

- сравнительная эффективность - за образец берется тех­ника наиболее выдающихся спортсменов, с ней сравнивают ка­чество исполнения других атлетов. Такие критерии используют в сложнокоординационных видах спорта;

- реализационная эффективность - оценивается либо степень реализации спортсменом своего двигательного потенциала в со­ревновательном упражнении, либо затраты энергии и сил при вы­полнении оцениваемого спортивного движения. Такие критерии чаще всего используют в скоростно-силовых и циклических видах.

Наряду с эффективностью оценивается освоенность движений, или надежность их выполнения. Освоенность, или надежность, выполнения спортивных упражнений во многом зависит от обе­спечения устойчивости систем движения к сбивающим факторам при достижении высоких спортивных результатов.

По мнению Д.Д. Донского, В.М. Зациорского (1979), следует учитывать следующие показатели:

- стабильность и вариативность;

- стандартизацию и индивидуализацию;

- произвольность и автоматизм.

Устойчивость обеспечивается, с одной стороны, стабильно­стью технических действий, а с другой - необходимой ее вариа­тивностью.

Стабильность - это высокая степень постоянства воспроиз­ведения действий. Стабилизация требуется не во всех элементах движения, а только в главных, решающих для повышения устой­чивости достижения высокого спортивного результата.

Вариативность - это организация вынужденной изменчиво­сти отдельных структур двигательного действия с целью обеспе­чения стабильности высокого конечного результата.

При оценке необходимого уровня стабильности и вариатив­ности технического мастерства следует учитывать, что все спор­тивные упражнения в зависимости от основных задач достижения результата можно разделить на три группы:

1-я группа - упражнения с большой необходимостью стаби­лизации кинематической структуры - выполнение движений заданной формы и характера (гимнастика, акробатика, прыжки в воду, фигурное катание, спортивные танцы и т.п.);

2-я группа - упражнения с преимущественной стабилизацией динамической структуры - достижение максимального количе­ственно изменяемого результата (тяжелая атлетика, легкая атле­тика, плавание, гребля и т.п.);

3-я группа - упражнения с необходимостью большой вариа­тивности спортивных действий - обеспечение конечного эффек­та в переменных условиях (единоборства, спортивные игры).

Требование к выполнению упражнений 1-й группы в значи­тельной мере обусловлены сложившимися традициями, стили­стическими и эстетическими оценками. Требования к технике выполнения упражнений заключаются в строгости соблюдения формы движений. Огромное значение имеют совершенство рит­мической структуры, точнейшее соблюдение временных отноше­ний, амплитуды, обеспечивающих зрительный эффект внешней картины движений.

Вследствие больших технических трудностей выполнения уп­ражнений высокого класса велики требования и к их динамиче­ской структуре. Но поскольку кинематическая структура должна обладать большой устойчивостью, динамическая структура долж­на обладать достаточной приспособительной изменчивостью, по­зволяющей преодолевать помехи, возникающие по ходу выпол­нения упражнений. При этом формируется приспособительная и корригирующая устойчивость кинематической структуры к по­мехам.

Мастерство в упражнениях, направленных на достижение максимального количественного результата (2-я группа), опре­деляется возможностью в полной мере реализовать внешние и внутренние силы спортсмена. Поэтому конечный эффект будет зависеть от стабильности динамической структуры.

Совершенствование мастерства обусловлено подбором двига­тельных действий, соответствующих современному уровню фи­зической и функциональной подготовленности, которые в спорте неизменно повышаются. Новые физические возможности требуют новых форм их реализации. Очень большое значение имеет инди­видуализация техники, связанная не только с учетом физического состояния спортсменов, но и с воздействиями внешней среды.

Переменные условия соревновательной борьбы в единобор­ствах и спортивных играх (3 группа) требуют минимальной так­тической информативности технических приемов. Отсюда вы­текают высокие требования к владению большим арсеналом разнообразных подготовленных фаз. Для проявления мастерства требуется высокая стабильность выполнения техники основных приемов при различных начальных условиях их выполнения. Приспособительная изменчивость подготовленных действий должна сочетаться с большой устойчивостью основных рабочих действий.

Стандартизация - это соответствие двигательных действий определенному образцу, отвечающему требованиям биомехани­ческой целесообразности и обуславливающему рациональность техники. Стандартизация осуществляется с определением допу­стимых отклонений (приспособительных и индивидуальных).

Индивидуализация - это приведение техники в соответствие с индивидуальными особенностями спортсменов, обеспечиваю­щими высокую эффективность усилий. Индивидуализация до­стигается отражением в технике положительных особенностей спортсмена.

Человек управляет движениями произвольно, то есть созна­тельно. Поэтому каждый спортсмен должен иметь четкое пред­ставление о выполняемом движении в целом и об отдельных его элементах. Однако при выполнении движений он не может кон­тролировать осознанно каждую деталь. Поэтому эффективность и надежность технического мастерства во многом обусловлены способностью организма управлять отдельными элементами движения на уровне подкорки, без участия сознания - автома­тически. Сочетание произвольности и автоматизма вырабаты­вают в процессе тренировки. По мере многократного повторения и уточнения двигательных действий многие детали уходят из-под произвольного контроля - управление становятся автоматизиро­ванным. На сознание возлагается роль регулирования смысловой стороной. Создаются способности и навыки переключения вни­мания с деталей движений на общие задачи (достижение цели, борьбы с помехами и др.).

Таким образом, техническое мастерство спортсменов не может быть оценено каким-либо одним показателем. Его полная харак­теристика требует многостороннего подхода. Помимо объема, раз­носторонности и рациональности технических действий, которы­ми владеет спортсмен, необходимо учитывать их эффективность (с помощью абсолютных, сравнительных либо реализационных критериев) и освоенность техники. Только в этом случае можно полностью оценить техническую подготовленность спортсмена.

 



2019-11-13 2561 Обсуждений (0)
Спортивно-техническое мастерство и критерии его оценки 4.75 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: Спортивно-техническое мастерство и критерии его оценки

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2561)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)