Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методика воспитания скоростных способностей



2019-11-13 314 Обсуждений (0)
Методика воспитания скоростных способностей 0.00 из 5.00 0 оценок




Скоростные способности - это комплекс функциональных свойств человека, обеспечивающих выполнение двигательных дей­ствий в минимальный для данных условий отрезок времени. Пред­полагается, что выполнение задания длится небольшое время и утомление не возникает.

Различают элементарные и комплексные формы проявления скоростных способностей.

Можно выделить четыре элементарные формы проявления скоростных способностей:

- латентное время двигательной реакции;

- скорость одиночного движения;

- частота движения (темп);

- способность к быстрому началу движения (ускорению) (Зациорский В.М., 1970, 2009; Годик М.А., 1966).

Все указанные формы проявления быстроты относительно независимы и требуют принципиально отличных средств разви­тия. Однако в различных спортивных дисциплинах приходится встречаться, как правило, с комплексным проявлением этих спо­собностей, которое реализуется в скорости выполнения упраж­нений. Следует помнить, что скорость выполнения целостного двигательного акта зависит не только от уровня быстроты, но и от развития силы и скоростно-силовых качеств, техники движений и т.п. Поэтому скорость целостного движения лишь косвенно ха­рактеризует быстроту человека.

Необходимо учитывать, что проявление всех элементарных форм быстроты обусловлено двумя факторами: деятельностью нейромоторного механизма и способностью к быстрейшей мо­билизации состава двигательного действия. Первый фактор во многом обусловлен генетически и совершенствуется очень незна­чительно. Второй поддается тренировке и представляет основной резерв в развитии элементарных форм быстроты. Их совершен­ствование обеспечивают главным образом за счет приспособ­ления моторного аппарата к заданным условиям решения дви­гательной задачи и овладения рациональной внутримышечной и межмышечной координацией (Верхошанский Ю.В., 1988).

Для воспитания элементарных форм быстроты широко ис­пользуются специальные подготовительные упражнения, на­правленные на развитие как отдельных составляющих скорост­ных способностей, так и на их комплексное совершенствование в целостных двигательных действиях. Эти упражнения строятся в соответствии со структурой и особенностями проявления ско­ростных качеств в соревновательной деятельности. Кроме того, во всех видах спорта используются гимнастические упражнения, спортивные и подвижные игры, проводимые по упрощенным пра­вилам, эстафеты, бег на коротких отрезках, метания облегченных снарядов, прыжки, предъявляющие высокие требования к ско­ростным качествам и включающие элементы быстрого реагирова­ния на внезапные сигналы.

Для эффективного воспитания скоростных способностей все используемые упражнения необходимо выполнить с максималь­ной или околомаксимальной скоростью.

Они должны удовлетворять трем требованиям:

- техника упражнений должна обеспечивать возможность их выполнения на предельных скоростях (для детей используются достаточно простые упражнения);

- упражнения должны быть настолько хорошо освоены зани­мающимися, чтобы во время их выполнения основные волевые усилия были направлены не на способ, а на скорость выполнения;

- продолжительность упражнений должна быть такой, чтобы к концу их выполнения скорость не снижалась вследствие утом­ления.

В тренировке спортсменов необходимо уделять пристальное внимание всем формам проявления быстроты. Их развивают как комплексно, так и избирательно.

Совершенствуя двигательную реакцию, следует помнить как о простой (ответ заранее известным движением на сигнал либо ситуацию, имеющую сигнальное значение, например: выстрел стартера или открытие определенного участка для нанесения уда­ра в боксе и т.п.), так и о сложной реакции, требующей выбора дей­ствий в определенной ситуации (реакция на движущийся объект, реакции выбора и т.п.).

Значительное улучшение быстроты простой двигательной реакции - задача весьма сложная. Речь может идти о выигрыши сотых, иногда десятых долей секунды. Основой методики вос­питания быстроты простой двигательной реакции является по­вторное реагирование на внезапно возникающий (заранее обусловленный) раздражитель с установкой на сокращение времени реагирования. Примером упражнений для развития простой ре­акции могут быть: старты из различных исходных положений, из­менения направления движения, выполнение определенного ата­кующего или защитного действия по сигналу преподавателя и т.п. Причем в этом случае целесообразно использовать различные по силе звука сигналы, т.е. отличающиеся по величине от стандарт­ного (очень тихие или очень громкие), а также световые, тактиль­ные и другие сигналы.

Для совершенствования способности к быстрейшей мобили­зации состава двигательного действия движения должны быть предварительно настолько хорошо освоены занимающимися, что­бы во время их выполнения основные волевые усилия были на­правлены не на способ, а на скорость выполнения.

Наряду с этим используется сенсорный метод, который на­правлен на развитие способности управления быстротой реакции на основе точности восприятия небольших интервалов времени, т.е. улучшения сенсорного компонента двигательной реакции.

Большинство сложных двигательных реакций в спорте - это реакции «выбора» (когда из нескольких возможных действий тре­буется мгновенно выбрать одно, наиболее целесообразное) или ре­акции «на движущийся объект». В специально-подготовительных упражнениях, направленных на развитие быстроты сложных реакций, моделируются отдельные фрагменты и условия ее про­явления в избранной спортивной дисциплине, создавая условия, способствующие сокращению времени реакции.

Для совершенствования реакции выбора последовательно усложняют ситуацию выбора, постепенно увеличивая в опреде­ленном порядке как число вариантов действий, разрешаемых партнеру, так и число ответных действий, стремясь прежде всего научить спортсмена пользоваться «скрытой интуицией» о вероят­ных действиях противника.

Для воспитания сложной реакции на движущийся объект, как правило, используют:

- воспитание умения отслеживать и удерживать объект в поле зрения, а также умение заранее предусматривать возможные пе­ремещения объекта;

- направленное увеличение требований к быстроте восприя­тия объекта и другим компонентам сложной реакции на основе варьирования внешними факторами, стимулирующими быстроту реакции.

Методика совершенствования двигательных реакций должна основываться на следующих положениях:

- освоенные простые и сложные реакции имеют самостоятель­ное значение;

- каждый вид реакций первоначально совершенствуется само­стоятельно, без объединения с другими;

- совершенствование пространственных и временных пред­восхищений в реакциях идет вслед за приобретением определен­ного технического фундамента;

- при совершенствовании способностей к реагированию по­следовательно должны решаться следующие задачи:

а) сокращение времени моторного компонента действия;

б) уменьшение времени скрытого периода действия;

в) совершенствование умения предвосхищать временные и пространственные взаимодействия.

При использовании упражнений для улучшения двигательной реакции, как правило, совершенствуется и быстрота отдельного движения и способность к быстрому началу движений (способ­ность к ускорению). Хотя эти качества можно совершенствовать и отдельно. Например, быстрое нанесение ударов в боксе по «лапе» при определенном ее расположении или повторное выбе­гание из различных исходных положений (в основном несколько облегченных, чем обычное стартовое положение) с целью возмож­но быстрее набрать максимальную скорость.

Эффективность скоростной подготовки при этом во многом зависит от интенсивности выполнения упражнений, способности спортсмена предельно мобилизоваться, а также возможности пре­высить параметры выполняемого упражнения по отдельным фор­мам проявления быстроты.

Во время отработки как времени двигательной реакции, так и быстроты одиночного движения и способности к ускорению обычно выполняют повторные движения с минимальным внеш­ним отягощением. Самый распространенный способ облегчения условий в упражнениях, отягощенных весом спортивного снаряда или снаряжения, - уменьшение величины перемещаемого груза. Сложнее осуществить этот подход в упражнениях, отягощенных лишь собственным весом спортсмена. Для этого используют:

- приемы, частично снижающие вес спортсмена (поддержка тренера или партнера, применение подвесных лонж или других подвесных устройств);

- ограничение сопротивления внешней среды (бег по ветру или за спиной партнера, плавание по течению, бег на тредбане или педалирование на велотренажере);

- использование инерции движения собственного тела или его частей (бег с горы);

- использование дополнительных внешних сил, действующих в направлении перемещения (упругие или механические тяги, на­пример в беге или плавании).

Результаты исследования Ю.В. Верхошанского (1988) сви­детельствуют, что если скоростные упражнения выполняются с определенными отягощениями, интенсивная афферентная им-пульсация способствует установлению рациональной согласо­ванности и быстроты включения мышц в работу, координации деятельности мышц по ходу выполнения движения, выработки оптимальной внутримышечной и межмышечной координации. Он рекомендует, в зависимости от совершенствуемой формы ско­ростных способностей, использовать отягощения от 15-20% до 50-60% от максимального уровня силы. Механизм этого эффекта заключен в остаточном возбуждении нервных центров, сохране­нии двигательной установки и других следовых процессах, интен­сифицирующих последующие двигательные действия.

Эффективным методом повышения различных форм проявле­ния скоростных способностей (одиночного движения, способно­сти к ускорению, темпа движений) является вариативный (кон­трастный) метод, предполагающий чередование выполнения скоростных упражнений в затрудненных, обычных и облегчен­ных условиях. Суть его заключается в том, чтобы активизировать различные механизмы, обеспечивающие скорость выполнения движения. Если при затруднении условий выполнения упражне­ний активизируется силовой компонент движения, то при облег­чении - скорость мышечного сокращения.

При совершенствовании темпа или частоты двигательных действий движения выполняются многократно с предельной интенсивностью. Например, используют пробегание коротких отрезков дистанции с максимальной скоростью. Длина отрез­ка должна быть такой, которую спортсмен может преодолеть за время от 4-6 до 25-30 с. Более короткие отрезки не позволяют достичь предельных величин максимальной скорости и, в част­ности, предельного темпа движений, а могут быть использованы только для воспитания способности к ускорению. Более продолжительные упражнения непригодны для воспитания скоростных способностей в связи с наступлением утомления- приводящего к снижению темпа движений.

Большое значение в поддержании высокого темпа имеет спо­собность занимающегося быстро сокращать и расслаблять мыш­цы, а также высокая межмышечная координация в работе мышц-антагонистов и синергистов.

При выполнении скоростных упражнений необходимо учиты­вать три момента:

- максимальное уменьшение напряженности мышц, не прини­мающих участие в данном движении;

- устранение напряженности мышц-антагонистов, возбужде­ние которых противодействует основному движению, уменьшая его амплитуду;

- овладение целесообразным ритмом чередования напряжения и расслабления мышц, обеспечивающих двигательное действие.

При развитии скоростных способностей продолжительность пауз между упражнениями следует планировать так, чтобы к на­чалу очередного упражнения возбудимость центральной нервной системы была повышена, а функциональные затраты в организ­ме уже в значительной мере восстановлены. Скоростные упраж­нения целесообразно проводить сериями с интервалами отды­ха между упражнениями 3-5 мин, а между сериями 10-15 мин. В паузах можно использовать восстановительные и тонизирую­щие процедуры с целью обеспечить оптимальные условия для вы­полнения упражнений на пределе скоростных возможностей.

Следует отметить, что повторный метод, наиболее часто ис­пользуемый для развития скоростных возможностей, имеет суще­ственный недостаток. Многократные повторения с предельным проявлением скоростных режимов работы приводят к стабили­зации скорости, причем стабилизируются как пространственные характеристики, так и временные - образуется так называемый скоростной барьер.

Пути предупреждения этого явления могут быть различны. В занятиях с начинающими - не стремиться к ранней специали­зации в определенных спортивных дисциплинах. Чаще исполь­зовать в занятиях, особенно с детьми, игровой метод, который предполагает выполнение заданий в условиях постоянного и слу­чайного изменения ситуации. При предварительной всесторон­ней физической подготовке на протяжении ряда лет использовать более разнообразный арсенал скоростных упражнений.

Для повышения эффективности скоростной подготовки ква­лифицированных спортсменов большое значение имеет вариа­тивность двигательных действий, позволяющая создать условия для превышения каких-то параметров двигательных действий, реализуемых при выполнении соревновательных и специально-подготовительных упражнений. С этой целью используют чередо­вание нормальных, облегченных и затрудненных условий (напри­мер: бег с горы или в гору, бег по ветру, с применением различных тяговых устройств, используя облегченные и утяжеленные снаря­ды, и т.п.).

Для стимуляции скоростных способностей при выполнении различных упражнений эффективны некоторые технические средства и приемы. Например, использование специальных бук­сировочных устройств, которые дают возможность бегуну, плов­цу, гребцу продвигаться со скоростью на 5-20% выше максималь­но доступной. Использование тредбана, велотренажера позволяет спортсмену на 15-20% повысить темп движений из-за отсутствия сопротивления воздушной среды и перераспределения усилий.

Не менее эффективный прием - предварительная нервно-мышечная стимуляция: педагогическая, физиологическая, психи­ческая (например, предварительное принудительное растяжение мышц с последующим интенсивным сокращением или выполне­ние упражнений с отягощением, массаж или гидромассаж и т.п.).

Повысить скорость движения можно также за счет передвиже­ния за лидером-партнером или лидирующим устройством: авто-, звуко-, светолидером и т.п. Очень полезны, как уже отмечалось, в этом случае различные подвижные и спортивные игры, а также использование соревновательного метода. В игре и соревновании имеется конкретная цель, для достижения которой (догнать со­перника, перехватить мяч, увернуться от мяча или соперника) за­нимающийся максимально реализует свои возможности, достигая пределов в проявлении различных форм быстроты. Кроме того, в игре постоянно меняется обстановка, что не позволяет образо­вываться стереотипу.

Таким образом, можно заключить, что средствами развития скоростных способностей являются упражнения, выполняемые с предельной либо околопредельной скоростью.

В.И. Лях (1997) предлагает разделить их на три основные группы:

- упражнения направленного воздействия на отдельные ком­поненты скоростных способностей;

- упражнения комплексного воздействия на все или несколь­ко компонентов скоростных способностей;

- упражнения сопряженного воздействия на скоростные и дру­гие способности (силовые, координационные, выносливость).

Основными методами воспитания скоростных способностей являются:

- методы строго регламентированного упражнения (повтор­ный и вариативный);

- соревновательный метод;

- игровой метод.

Специфические закономерности воспитания скоростных спо­собностей требуют особенно тщательно сочетать указанные сред­ства и методы в целесообразных соотношениях, поскольку от­носительно стандартное повторение движений с максимальной скоростью способствует ее стабилизации. Поэтому при воспита­нии скоростных возможностей целесообразно чередовать относи­тельно стандартные и вариативные формы упражнений.

 



2019-11-13 314 Обсуждений (0)
Методика воспитания скоростных способностей 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методика воспитания скоростных способностей

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (314)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)