Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Типы мезоциклов и особенности их построения



2019-11-13 781 Обсуждений (0)
Типы мезоциклов и особенности их построения 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Особенности организации тренировочного процесса в различ­ных видах спорта, а также особенности избранной модели постро­ения годичных циклов подготовки, обеспечивающие специфи­ческие особенности развития, сохранения и утраты спортивной формы, позволяют выделить определенные типы мезоциклов, решающие специфические задачи подготовки: втягивающий, базовый или развивающий, контрольно-подготовительный или моделирующий, предсоревновательный (подводящий), соревнова­тельный и восстановительный.

Основной задачей втягивающего мезоцикла является посте­пенное подведение спортсменов к предельным объемам выполнения специфической тренировочной работы. Это обеспечивают использованием определенных упражнений, методикой их соче­тания, наличием дополнительных факторов и условий, направ­ленных на постепенное повышение нагрузки, а также активиза­цией восстановительных процессов в системах, определяющих различные стороны подготовленности спортсменов.

Мезоциклы такого типа применяют не всегда, а только в неко­торых случаях - после вынужденных или запланированных дли­тельных перерывов в тренировочном процессе в начале сезона, после болезни, травмы, рождения ребенка и т.п.

В базовых или развивающих мезоциклах планируют работу по повышению функциональных возможностей основных систем организма, совершенствованию физической, технической, такти­ческой и психической подготовленности. Тренировочная програм­ма в них характеризуется использованием занятий с большими и предельными нагрузками. В модели Л.П. Матвеева выделяют­ся общий базовый и общий развивающий мезоциклы; в модели Ю.В. Верхошанского - этап специальной физической подготов­ки; в модели А.П. Бондарчука - этап развития спортивной фор­мы. При «блочном» построении годичного цикла, рекомендуемом В.Ф. Тарановым, к базовым, развивающим мезоциклам следует отнести функциональный, силовой, скоростно-силовой и ско­ростной «блоки» подготовки.

Базовые мезоциклы составляют основу подготовительного пе­риода или периода развития спортивной формы, а в продолжи­тельном соревновательном периоде включают с целью восстанов­ления несколько утраченных физических качеств и навыков.

Исходя из задач, поставленных в мезоцикле, используемые средства могут иметь направленность преимущественного раз­вития определенных сторон подготовленности («блок» силовой подготовки по Ю.В. Верхошанскому или «блоки» функциональ­ной, силовой, скоростно-силовой, скоростной подготовки по мо­дели, предложенной В.Ф. Тарановым).

Широко также используют базовые мезоциклы, в которых параллельно решают все основные задачи специальной и общей подготовки (модели Л.П. Матвеева или А.П. Бондарчука). При­чем суммарная нагрузка различных мезоциклов и составляющих их микроциклов может колебаться в широких пределах.

Для достижения необходимой динамики кумулятивного эф­фекта, при сочетании различных микроциклов в мезоциклах та­кого типа, очередной микроцикл может начинаться на фоне полного восстановления (такое сочетание предполагается в модели Л.П. Матвеева) или на фоне выраженного утомления (такое со­стояние характерно для модели Ю.В. Верхошанского).

По мнению В.Н. Платонова (1997, 2004), продолжительная работа с большими нагрузками, выполняемыми на фоне недовосстановления, способствует мобилизации возможностей функ­циональных систем организма, предъявляет высокие требования к психической сфере спортсмена. Однако для получения положи­тельного эффекта необходимо умение сочетать большие величи­ны нагрузки с оптимальным восстановлением. Чем большие мо­билизационные резервы необходимо использовать организму при выполнении тренировочной или соревновательной нагрузки, тем продолжительнее должен быть период восстановления. Иногда для этого требуется 2-3 восстановительных микроцикла и более. В модели Ю.В. Верхошанского рекомендуется после достаточно длительного этапа подготовки на фоне неполного восстановле­ния (этап физической подготовки) проводить целый мезоцикл, построенный по типу восстановительного (этап технической под­готовки). В.Н. Платонов (1992) отмечает, что в тренировке юных спортсменов на более ранних этапах многолетней подготовки ре­жим нагрузок, приводящий к длительному периоду недовосстановления, противопоказан.

Контрольно-подготовительный или моделирующий мезоцикл в основном решает задачи специальной подготовки. В мезоциклах такого типа синтезируются (применительно к специфи­ке соревновательной деятельности) возможности спортсменов, достигнутые в предыдущих мезоциклах, т.е. осуществляется интегративная подготовка на основе широкого применения со­ревновательных и специально-подготовительных упражнений, максимально приближенных к соревновательным. Обеспечивает­ся более полная реализация накопленного двигательного потен­циала в условиях соревновательного упражнения.

Мезоцикл такого типа используют на этапе специальной под­готовки подготовительного периода (по модели Л.П. Матвеева). В модели Ю.В. Верхошанского он представлен как этап «техниче­ской подготовки». При «блочной» модели построения трениров­ки выделяются специальные «моделирующие» блоки.

Предсоревновательный или подводящий мезоцикл предна­значен для окончательного становления спортивной формы за счет устранения отдельных недостатков, выявленных в ходе под­готовки спортсмена, совершенствования его технического мастерства. Особое место при реализации задач мезоцикла этого типа за­нимает целенаправленная психическая и тактическая подготовка. Важное место отводится моделированию режимов предстоящих соревнований. Для таких мезоциклов характерна высокая интен­сивность тренировочного процесса. Постепенное снижение на­грузок по мере приближения к соревнованиям происходит за счет существенного снижения объемов, выполняемых упражнений. Использование мезоциклов такого типа характерно при построе­нии тренировки по модели Л.П. Матвеева.

При построении тренировочного процесса по модели, предла­гаемой Ю.В. Верхошанским, этот мезоцикл органически вливается в мезоцикл совершенствования технической подготовленности.

По модели А.П. Бондарчука, соревновательное упражнение должно быть использовано на протяжении всего этапа развития и сохранения спортивной формы, и выделение отдельного этапа моделирования соревновательной деятельности не предусматри­вается.

Соревновательный мезоцикл, или этап сохранения спортив­ной формы, предназначен для оптимизации возможностей макси­мальной реализации накопленного двигательного потенциала в ус­ловиях соревнований. В этом мезоцикле снижается объем общей тренировочной нагрузки при преобладании целостного выполне­ния соревновательного упражнения или отдельных его элементов. Его структура определяется спецификой вида спорта, особенно­стью календаря, реализуемой модели тренировочного процесса, квалификацией и уровнем подготовленности спортсмена.

При продолжительном соревновательном периоде реализует­ся несколько соревновательных мезоциклов, причем, по модели Л.П. Матвеева, при больших временных интервалах между со­ревнованиями рекомендуется в эти интервалы включить базовый мезоцикл специальной направленности; при «блочной модели» проводить блоки для устранения выявленных недостатков под­готовленности (скоростно-силовой, скоростной или модели­рующий). Для сохранения высокого уровня спортивной формы по модели, предлагаемой А.П. Бондарчуком, необходимо через 3-4 недели заменить некоторые средства подготовки.

Восстановительный мезоцикл. Мезоцикл такого типа состав­ляет основу переходного периода (по Л.П. Матвееву) или этапа утраты спортивной формы (по А.П. Бондарчуку) и организуется специально после напряженной серии соревнований. В его рамках проводят комплексы упражнений, способствующие активизации восстановительных процессов, эмоциональной разрядке, иногда используются упражнения, направленные на устранение проя­вившихся недостатков, не являющихся главными для данного вида спорта. Соревновательные и специально-подготовительные упражнения почти полностью исключают из занятий.

При организации подготовки по модели, предложенной Ю.В. Верхошанским, на этапе технической подготовки, постро­енном по типу восстановительного мезоцикла, рекомендуется наряду с упражнениями ОФП, направленными на активиза­цию восстановительных процессов, использовать специально-подготовительные и соревновательные упражнения, способству­ющие в рамках технического совершенствования реализации возрастающего уровня специальной физической подготовлен­ности. На данном этапе рекомендуется также выполнять упраж­нения, способствующие воспитанию скоростных возможностей спортсменов.

В.Н. Платонов (1997) считает, что сочетание и суммарная на­грузка отдельных микроциклов в мезоцикле во многом зависит от этапа многолетней подготовки. Идентичные по направленности мезоциклы на более ранних этапах многолетней подготовки, по сравнению с этапом максимального использования индивидуаль­ных возможностей, характеризуются не только меньшим суммар­ным объемом работы, несколько иной направленностью, содер­жанием и т.п., но и меньшей нагрузкой отдельных микроциклов, более щадящим режимом работы.

Тип мезоцикла определяет подбор различных микроциклов, особенности их сочетания, суммарную нагрузку в соответствии с его основной задачей. В табл. 15.1 представлены сочетание и суммарная нагрузка мезоциклов разного типа, предлагаемые В.Н. Платоновым в тренировке квалифицированных спортс­менов.

Особой спецификой отмечается построение мезоциклов высо­коквалифицированных спортсменов в спортивных играх. Для них характерен продолжительный соревновательный период, который может достигать 7-9 месяцев. Это требует планирования как чи­сто соревновательных мезоциклов, в которых структура составля­ющих их микроциклов подчиняется исключительной подготовке к очередной игре и обеспеченного эффективного восстановления после нее, так и специфических комплексных мезоциклов, объе­диняющих в себе задачи базовых, контрольно-подготовительных, предсоревновательных и соревновательных мезоциклов.

Таблица 15.1



2019-11-13 781 Обсуждений (0)
Типы мезоциклов и особенности их построения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Типы мезоциклов и особенности их построения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (781)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)