Самостоятельная работа студента
Место дисциплины в структуре ОП: Цель курса: является выработка умения магистров создавать и анализировать законы и нормативные акты регионального уровня в их связи с федеральным законодательством. Задачи курса: - изучить основные понятия и принципы, характеризующие институт регионального законодательства; - научить студентов грамотно и логически последовательно выражать и обосновывать свою точку зрения и реализовывать на практике полученные в процессе обучения знания и умения; - сформировать представления об основных закономерностях в сфере законодательной деятельности, ее структуре и содержании, соотношении систем федерального и регионального законодательства; - научить студентов дискутировать, отстаивать и выражать свои мысли, обосновывать свои аргументы на семинарских занятиях и диспутах. Курс «Теория регионального законодательства» является одной из составляющих профессионального образования при подготовке магистров в сфере юриспруденции. Дисциплина входит в состав цикла М1 – общенаучный цикл и является одной из обязательных дисциплин вариативной части данного цикла учебного плана направления 40.04.01 Юриспруденция, магистерская программа Теория и история государства и права. Предшествующими для изучения учебной дисциплины являются дисциплины: «Философия права» (М1.Б.1) и «Современные проблемы юридической науки» (М1.В.ОД.2).
Объем дисциплины и виды учебной работы Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 академических часа. (1 зачетная единица соответствует 36 академическим часам)
Содержание дисциплины Разделы (блоки) дисциплины и виды занятий Очная форма обучения Курс И 2 семестр
П/п |
Номера и название Разделов и тем |
Всего (часов) |
Аудиторные занятия |
Самостоятельная работа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В том числе | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лекции | Практические занятия | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Тема 1. Общая характеристика дисциплины «Теория регионального законодательства». Теоретические аспекты правообразования и законотворчества | 7 | 1 | 2 | 4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Тема 2. Система законодательства | 8 | 1 | 2 | 5 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | Тема 3. Законодательный процесс | 13 | 1 | 2 | 10 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | Тема 4. Пробелы и коллизии в законодательстве | 13 | 1 | 2 | 10 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | Тема 5. Механизм разграничения компетенции федерации и субъектов в сфере законодательной деятельности | 12 | - | 2 | 10 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 | Тема 6. Структурирование и систематизация регионального законодательства | 12 | - | 2 | 10 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 | Тема 7. Юридическая техника законодательной деятельности в субъектах Российской Федерации | 7 | - | 2 | 5 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 | Зачет | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 | Итого | 72 | 4 | 14 | 54 |
Заочная форма обучения
Курс
№ |
П/п
Номера и название
Разделов и тем
Всего (часов)
Аудиторные занятия
Самостоятельная работа
В том числе
ЛабораторныЕ ЗАНЯТИЯ
Лабораторные занятие учебным планом не предусмотрены
Практические занятия
№ п/п | наименование блока (раздела) дисциплины | Наименование практических работ | Трудо-емкость в часах (очная/ заочная) |
1. | Тема 1. Общая характеристика дисциплины «Теория регионального законодательства». Теоретические аспекты правообразования и законотворчества | Теория регионального законодательства (ТРЗ) как комплексная юридическая дисциплина. Предмет и методология ТРЗ. Структура курса ТРЗ. Соотношение ТРЗ с другими юридическими дисциплинами. Значение курса ТРЗ для профессиональной подготовки юриста. Понятие правообразования. Социально-исторические предпосылки возникновения права. Теоретические концепции возникновения права (теории естественного и позитивного права). Субъекты правообразования: государство, общество, личность. Юридические формы выражения правовых норм. Теория законотворчества. Субъекты законотворческой деятельности. Законотворчество и законодательство: соотношение понятий. | 2/1 |
2. | Тема 2. Система законодательства | Проблема соотношения права и закона. Научные подходы к пониманию социально-правовой природы закона. Признаки закона. Критерии классификации законов. По юридической силе: Основной закон (Конституция); Федеральные конституционные законы; Федеральные законы. По сфере действия: федеральные; региональные. По характеру социальной обстановки: текущие; чрезвычайные. По времени действия: постоянные; временные. Соотношение внутригосударственных законов с законами иностранных государств и международными нормативно-правовыми актами. Понятие и структура системы законодательства. Виды законодательных систем. Особенности устройства законодательных систем в странах Романо-германской и англо-саксонской правовых семей. Систематизация законодательства: понятие и цели. Виды систематизационной деятельности в законодательной сфере: инкорпорация, кодификация, консолидация. | 2/1 |
3. | Тема 3. Законодательный процесс | Понятие законодательного процесса. Субъекты законодательного процесса: субъекты инициирующие законодательный процесс; субъекты осуществляющие законодательный процесс. Этапы законодательного процесса: законодательная инициатива; разработка законопроекта; принятие закона; одобрение закона; промульгация закона Главой государства; опубликование закона; приобретение законом юридической силы. Юридическая техника законодательной деятельности. Особенности законодательного процесса на федеральном и региональном уровнях. | 2/2 |
4. | Тема 4. Пробелы и коллизии в законодательстве | Понятие пробела в законодательстве. Соотношение понятий пробел в праве и пробел в законодательстве. Причины пробелов в законодательстве. Значение пробелов в законодательстве для эффективности правоприменительной деятельности. Способы преодоления пробелов в законодательстве. Устранение пробелов в законодательстве: понятие и этапы. Восполнение пробелов в законодательстве. Аналогия закона и аналогия права. Особенности применения метода аналогии в различных отраслевых сферах правового регулирования. Понятие коллизии в законодательстве. Причины возникновения коллизий в законодательстве. Коллизии, обусловленные вертикальным и горизонтальным структурированием системы законодательства. Коллизии, обусловленные субъективизмом интерпретаторов законодательных актов. Принципы разрешения коллизий в законодательстве. | 2/2 |
5. | Тема 5. Механизм разграничения компетенции федерации и субъектов в сфере законодательной деятельности | Понятие формы государственно-территориального устройства. Государственное устройство федеративного государства. Принципы организации федеративного государства: единый государственный суверенитет; разграничение предметов ведения и распределение полномочий между федеральным центром и субъектами. Особенности современного российского федерализма. Понятие компетенции в контексте теоретико-правовой модели федерализма. Уровни компетенции в федеративном государстве. Понятие и структура механизма разграничения компетенции федерации и субъектов в сфере законодательной деятельности. Принципы соотношения федерального законодательства и законодательства субъектов: единство целей, непротиворечивость, консенсуальность публичных и корпоративных интересов. Коллизии между федеративными законодательными актами и законодательными актами субъектов и пути их разрешения. | 2/2 |
6. | Тема 6. Структурирование и систематизация регионального законодательства | Понятие и принципы структурирования системы регионального законодательства. Международный и федеральный компоненты в системе регионального законодательства. Место и роль конституции (устава) субъекта в системе регионального законодательства. Региональное законодательство и локальное (ведомственное нормотворчество). Понятие и принципы систематизации регионального законодательства. Инкорпорация как основной вид систематизации законодательных актов субъектов федерации. Виды региональной инкорпорации. | 2/2 |
7. | Тема 7. Юридическая техника законодательной деятельности в субъектах Российской Федерации | Понятие и принципы юридической техники. Виды юридической техники. Законодательная и правоприменительная техника. Система законодательной техники. Юридическая техника подготовки законодательного акта. Юридическая техника принятия, одобрения и промульгации законодательного акта. Юридическая техника имплементации законодательного акта в систему действующего законодательства. Юридическая техника изменения и отмены действующих законодательных актов. | 2/2 |
Самостоятельная работа студента
№ п/п | наименование блока (раздела) дисциплины | Виды СРС | Трудо-емкость в часах (очная/ заочная) |
1. | Тема 1. Общая характеристика дисциплины «Теория регионального законодательства». Теоретические аспекты правообразования и законотворчества | Подготовка реферата, научной статьи | 4/4 |
2. | Тема 2. Система законодательства | Подготовка реферата, научной статьи | 5/5 |
3. | Тема 3. Законодательный процесс | Выполнение практических заданий | 10/10 |
4. | Тема 4. Пробелы и коллизии в законодательстве | Подготовка реферата, научной статьи | 10/10 |
5. | Тема 5. Механизм разграничения компетенции федерации и субъектов в сфере законодательной деятельности | Выполнение практических заданий | 10/10 |
6. | Тема 6. Структурирование и систематизация регионального законодательства | Подготовка реферата, научной статьи | 10/10 |
7. | Тема 7. Юридическая техника законодательной деятельности в субъектах Российской Федерации | Выполнение практических заданий | 5/5 |
Содержание разделов и тем
2019-11-13 | 264 | Обсуждений (0) |
5.00
из
|
Обсуждение в статье: Самостоятельная работа студента |
Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓ |
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...
Система поиска информации
Мобильная версия сайта
Удобная навигация
Нет шокирующей рекламы