Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Апокалипсис и его автор в изобразительном искусстве миниатюры раннего средневековья.



2019-11-13 245 Обсуждений (0)
Апокалипсис и его автор в изобразительном искусстве миниатюры раннего средневековья. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Предисловие.

 

  Данная работа является продолжением разрабатываемого мной проекта «Апокалипсис в изобразительном искусстве». Первая часть была посвящена изложению видений Иоанна Богослова, их трактованию Андреем Кесарийским, изображению Альбрехтом Дюрером в первом издании 1498 года и подробному описанию каждой из 15 гравюр.

  В этой  работе я планирую систематизировать и представить самые ранние из иллюминированных европейских Апокалипсисов,   а также рассмотреть иконографию автора Апокалипсиса в миниатюрах того же исторического периода.

 

Введение.

 

Апокалипсис, или Откровение Иоанна Богослова — последняя книга Нового Завета. Ее содержание - предстоящий конец света и предшествующие ему события. С момента своего появления Апокалипсис становится одной из самых таинственных и популярных книг христианства. Его загадочный сюжет и трагические пророчества сохраняют свою привлекательность со времен поздней античности до наших дней. Вообще-то писаний апокалипсисов было множество.

 Самый древний из найденных текстов

                                              Апокалипсиса от Иоанна. Найден

                                               в северной Африке.

 

У меня нет серьезной религиозной подготовки, но в процессе разработки этой темы я обнаружил не менее  8 Новозаветных апокалипсисов: от Петра,  два от Павла, Марии, Фомы, Варфоломея, два от Иоанна, причем один - апокрифический. Но только канонический Апокалипсис от Иоанна на эмоциональном уровне потрясает и так проникает в сознание, что в каждую эпоху является предметом изучения и новых дополнений к толкованию.

  Апокалипсис появился на свет в переломную эпоху начала распада языческого мира. Это возбуждало в массах стремление к обновлению, объединяющему земное и небесное. Наступало иное историческое время. Не только прошлое и настоящее, но и неведомое будущее волновало первых христиан. Откровение Иоанна Богослова и стало первой новозаветной книгой, которая ярким мистическим светом озарила то, "чему надлежит быть вскоре". В отличие от язычества новое учение провозглашало равенство всех людей перед богом, призывало к нравственному очищению от мирской скверны, к объединению и духовному возвышению. А главное - обещало спасение и вечную жизнь, но не на греховной Земле, а на священном Небе – в Новом Иерусалиме. Книга сразу приковала к себе внимание, поскольку воспроизводила картины ближайшего будущего. Среди них не было райских видений. Наоборот, пророчество возвещало об эсхатологических катаклизмах, о том, что царство Божие завоевывается и раскрывается лишь после ожесточенный борьбы с силами зла. Лишь немногие праведники спасутся в этой битве царств и обретут вечную жизнь, все остальные обречены на гибель. Насыщенная страшными образами, темными знамениями и символами, книга Иоанна сразу породила множество слухов и разговоров о грядущем "конце света".

 Ранние христиане воспринимали пророчество о втором пришествии буквально, ожидая прихода Иисуса Христа во плоти и наступления царства Божья ещё при их жизни. Одна из первых исторически документированных попыток духовно возглавить христиан, связана с иудеем Бар-Кохба, (сын звезды), объявившим себя мессией. В 131 году он повёл своих сторонников на вооружённое восстание против Рима, освободил только что отстроенный Иерусалим и был объявлен царём иудейским. Палестинские христиане сначала примкнули к восстанию, но отказались называть Бар-Кохбу мессией. Летом 135 года восстание было подавлено императором Адрианом, а вера ранних христиан в быстрое наступление второго пришествия пошатнулась.

Исторические свидетельства об Апокалипсисе Иоанна весьма скудны, противоречивы, иногда подложны. Но не об этом речь. Смысл в том, что маленький, внешне тщедушный, но сильный духом человек смог вынести страшные мучения и страдания, записать свои озарения и донести их до нас.

 

Однако, несмотря на тысячелетние дебаты и теологические изыскания

в отношении  текста Апокалипсиса от Иоанна, тема иконографии апокалипсиса в раннем средневековье представлена мало,  тема изучения этой иконографии на русском языке почти отсутствует, а европейскими и американскими исследователями также не очень богато освещена. При этом зачастую тема Апокалипсиса в России смешивается с темой Страшного суда, который подробно описывается св. Матфеем (24:30-31, 25:31-46), немного – св.Марком (13:24-27)  и которому посвящено множество изображений и исследований. В итоге получается, что до иллюстрирования Апокалипсиса Беатусом Лиебанским в 785 г. году  никто не хотел или не мог полностью изобразить видения св. Иоанна. И это притом, что первые иллюминированные кодексы четвероевангелий появились за 250 лет до этого. Правда следует добавить, что Апокалипсис Иоанна был канонизирован Карфагенским собором только в 419 году. Почему так долго никто не брался за эту тему? Страшно было наверно, а может быть и не понятно, как писать эти образы….

Во всяком случае сложность и «неиконность» темы Апокалипсиса привели к тому, что он практически не используется при богослужении в православных Церквях. И вообще к  востоку от Альп чувствуется к этой книге настороженное отношение. К примеру Святитель Кирилл Иерусалимский в середине 4 века в своем перечне канонических книг Нового Завета не только исключает Апокалипсис, но даже запрещает его употребление. На востоке учителя Церкви, "по причине более чем загадочного содержания под семью печатями заключенного откровения, колебались из всего содержания Апокалипсиса делать официальное употребление для христианского народа". Они боялись Апокалипсиса, уж очень метко здесь расставлены акценты над праведниками и отступниками.

На Западе, наоборот, эта книга всегда была в большом уважении и уже с 5-6 веков там предписывается общественное чтение Апокалипсиса при богослужении в период от Пасхи до Пятидесятницы. Об этом говорит 17 правило Толедского Собора 633 года, в котором приводится ссылка на авторитет многих церковных соборов относительно необходимости употребления Апокалипсиса в богослужении.

 

В своей работе я попытаюсь систематизировать доступные миниатюры раннего средневековья Европы,  касающиеся портрета Иоанна Богослова и темы Апокалипсиса. Схема исследования будет следующая: в хронологической последовательности размещу, сравню и откомментирую образы самого Иоанна, а затем представлю иконографию Апокалипсиса в разных источниках.

 

 И начну с автора -   Иоанна Богослова.  

 



2019-11-13 245 Обсуждений (0)
Апокалипсис и его автор в изобразительном искусстве миниатюры раннего средневековья. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Апокалипсис и его автор в изобразительном искусстве миниатюры раннего средневековья.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (245)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)