Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Апокалипсис из Трира. Рубеж 8-9 вв.



2019-11-13 945 Обсуждений (0)
Апокалипсис из Трира. Рубеж 8-9 вв. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

 Битва

                                                                    арх. Михиила с драконом.

                                                       

Это самый древний из полных Апокалипсисов. Написан и иллюминирован во время Каролингов, то есть еще до испанских списков с Беатуса, в Турской школе миниатюры и имеет 74 полностраничные иллюстрации.

 

Апокалипсис из Сант-Аманд 9 века. France , Valenciennes , Biblioth è que Municipale , MS 99 , Latin .

 

 

 

 

 

Сохранность этого манускрипта не очень хорошая. Текст и иллюстрации представлены здесь вместе. Изображений сохранилось 37 из 56 страниц текста. Выше  представлены лучшие из сохранившихся и первая страница.

 

Для сравнения стилей иллюстрирования Апокалипсисов в более поздние времена представлю островной (английский) вариант – Апокалипсис Дайсон-Перринс, изготовленный около 1250 года предположительно в Лондоне. Рукопись выполнена на латыни, рисунки - размытой темперой по пергаменту, с вкраплениями сусального золота на нимбах. Каждая страница содержит цитату из Апокалипсиса (некогда черные, но со временем порыжевшие чернила), краткий комментарий  (красные чернила) и иллюстрацию на половину страницы. Комментарии представляют собой списки с фундаментального труда ученого монаха Беренгаудуса (Berengaudus), написавшего свой труд в 9 веке и имевшем широкое распространение в северной Европе.  

 страница с илл. «снятие 7ой печати»

 

Миниатюры - яркие описания видений Иоанна, выполнены в сложной технике рисования,   добросовестно следуют тексту Апокалипсиса и не отражают  комментариев Berengaudus, которые представляют сухое теологическое разъяснение. В результате читатель косвенно становится свидетелем ужасных и страшных событий, разворачивающихся в Апокалипсисе. И еще одна особенность иллюстрирования. В тех сценах Откровений, где Иоанн не является непосредственным участником, он присутствует в качестве тайнозрителя и подглядывает за разворачивающимися событиями через окошко в рамке картинки. Интересный прием художника (его также использовал художник еще одного английского списка – Морган Апокалипсис 1), который устанавливает некий тайный контакт между зрителем и видением.

 

 

Очень хотелось бы описать и сравнить все картинки из вышеприведенных памятников. Но это не возможно, слишком большой объем. Поэтому ограничусь тремя первыми Апокалипсисами, изготовленными на рубеже тысячелетий и Дайсон-Перринс, вышедшим 250 лет спустя.

 

 

Итак, художник начинает свой цикл картин.

Предисловие.

Предисловие с сюжетами из прошлой жизни Иоанна Богослова стало появляться в толковых и иллюстрированных Апокалипсисах примерно с 13 века. В более ранних источниках эти сюжеты отсутствуют. Ниже приведены сцена пытки Иоанна в чане с кипящим маслом, прибытие его в ссылку на Патмос и отдых по прибытии из Дайсон-Перринс Апокалипсиса.

          1                               2                                3

1. Иоанн выходит из чана целым и невредимым, чудо обозначается голубем Святого Духа у него над головой. Чтобы оценить качество рисунков, ниже приведу крупным планом фрагменты первой иллюстрации.

Иоанн стоит перед Домицианом с раскрытой книгой в руке, говоря, что он будет продолжать проповедовать. Для придания сцене яркости и драматичности художник добавил натуралистическую деталь- помощники палача  дуют в мехи для повышения температуры в котле.  

2. После чудесного выхода из пытки император сослал Иоанна на остров Патмос. Один из стражей толкает святого из лодки. Зеленые воды Средиземного моря (а они и вправду зеленые)  окружают абстрактно изображенный  остров, подчеркивая полное одиночество Иоанна.

3. Ангел посетил заснувшего Иоанна.  Схватив апостола за плечо, он обещает ему видения и велит записать их в книге. Иоанн лежит с закрытыми глазами, положив под голову книгу, в которой он будет писать. Иллюминатор нарисовал и даже подписал другие острова вблизи  Патмоса.

 

1 глава.

"Я, - говорит Иоанн, … был на острове, называемом Патмос, за слово Божие, свидетельство Иисуса Христа. Я был в Духе в день воскресный и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: "Я есмь Альфа и Омега, первый и последний: то, что видишь, напиши в книгу, пошли церквам, находящимся в Асии. Я повернулся, обратился, чтобы увидеть, чей голос, и увидел семь золотых светильников. И посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в потир и по груди опоясанного золотым поясом. Глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег, очи Его - как пламень огненный; и ноги Его - как шум вод многих. Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч; и лицо Его - как солнце, сияющее в силе своей".

 

                    

 Бамберг                                              Беатус-1                          

 

                                    

Сен-Север                                         Дайсон-Перринс

 

Ближе всех к тексту - художники Бамбергского и Дайсон-Перринс Апокалипсисов: меч,  светильники, звезды из десницы, книга, в которую следует написать увиденное. Но зато в трех последних – золотой пояс по груди, а белые волосы под нимбом – в Беатусе и Дайсон-Перринс.  Сен –Северская иллюстрация в наибольшей степени изображает эмоциональность момента лицезрения Иоанном  Бога: в увеличенном размере рисунка видны  хорошо прорисованные «очи как пламень огненный» и сияющее силой лицо.

7 светильников символизируют 7 церквей, которым Бог передаст через Иоанна свои послания.

 

  2 и 3 главы.

 Бог в образе ангела обращается к Иоанну с посланиями к 7 церквям. Все они находятся в Малой Азии: Эфес, Пергам, Смирна… Гонения на христиан и их казни уже достигли таких пределов, что нужно было им дать послание с поддержкой. Художники каждого произведения тщательно следуют тексту и прорисовывают все семь посланий. Интересный момент: в Бамбергском Апокалипсисе у Иоанна ко второму видению отросли седые борода и усы, и выглядит он много старше, почти старик. Не думаю, что это случайно. Вероятно, художник решил, что такие видения не могут проходить даром для человека. Другие художники,  видимо, не учли силу эмоционального воздействия видений на Иоанна.

Бамберг                        Беатус 1

 

 

 

Сен-Север                              Дайсон-Перринс

 

4 глава.

«И тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий… и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду…  И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы.  И перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади».  

Престол с Сидящим. Радуга. Стеклянное море, подобное кристаллу. Вокруг престола 4 животных, «исполненных очей» - символы Евангелистов.

 

  

 

Бамберг                        Беатус-1                             

                                                    

  Сен-Север                  Дайсон-Перринс

 

Насколько разнится изображение этой сцены художниками. В лучших традициях современной абстракции изображено стеклянное море в виде кристалла с лицом и круглая радуга, на которую поставил ноги Сидящий в Апокалипсисе из Бамберга. Филигранная прорисовка фигур, лиц, складок одежд. Впечатляет. Испанское изображение этой сцены имеет две проекции – фронтальную с Сидящим и плановую с 24 распластанными старцами в диске головами наружу.  Перевалив за Перинеи в Сен-Север, мы уже опять видим вполне современное изображение: Христа в узорном окружении его славы – мандорле - несут ангелы, а старцы (впрочем, далеко не старики) во вполне цивильной одежде и в различных позах снизу наблюдают это явление. Схожее изображение трона и в Дайсон-Перринс.

 

Глава 5.

«И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями…. И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей... И Он пришел и взял книгу из десницы Сидящего на престоле.»

                                  

Бамберг. Книга за 7 печатями и агнец   Сен-Север. Агнец с запечатанной

                                                                   Книгой и мученики в нижнем

                                                                  Регистре

 Дайсон Перринс.

Рана в боку агнца напоминает раны страданий  Иисуса во время распятия, что отождествляет Агнца с  распятым Христом. Изображая Агнца на алтаре, чья кровь течет в жертвенную чашу, иллюминатор Дайсон-Перринс Апокалипсиса предлагает нам связать эту сцену с церемонией причастия вином, в котором присутствует кровь Иисуса. Иоанн присутствует здесь тайнозрителем, подглядывая сцену сквозь окошко в рамке.                      

Двадцать четыре старца вокруг престола-два по двенадцать - это основатели Ветхозаветной и Hовозаветной Церкви. Должна открыться некая тайна мира, которая записана в запечатанной книге. И только Агнец, готовый к жертве за грехи человечества, способен сорвать печати прочитать ее

 

Беатус 1                    Сен-Север.

 

 Дайсон Перринс

 

Рисунок из Сен-Севера  представляет полный разворот книги и один из немногих безрегистровых. Здесь, кажется, уже намечена кое-какая перспектива: престол слегка сплюснут, а изображения дальних из 24 старцев и их тронов более мелкие. В Беатусе – как обычно – разноплановость композиции. В Дайсон Перринс в верхнем регистре ангелы стоят на коленях перед центральной фигурой на престоле. В нижнем регистре  художник представил нам Иоанна наблюдающего, как 24  старца падают на колени перед Сидящим и полагают свои венцы перед престолом, говоря: «Достоин Ты, Господи, приять славу и честь и силу: ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено» (Апокалипсис 4:10 - 11).

 

 

6 глава.

 

Мир ожидает чего-то великого. Когда Агнец начинает срывать печати, появляются 4 грозных всадника Апокалипсиса на белом, рыжем, вороном и бледном коне.  Последний всадник, «имя которому смерть,… и ад следует за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными».

 

 

 

Бамберг. Всадник на черном коне             Беатус-1.

                                                                    4 всадника и демон ада

 

 

Беатус- 2                                 Сен-Север

4 всадника и демон ада            4 всадника и агнец с запечатанной книгой.

 

 Дайсон Перринс. Фрагмент иллюстрации «Всадник на черном коне».

 

Последовательное появление всадников в Бамбергском и Дайсон Перринс апокалипсисах представлено четырьмя разными иллюстрациями. А в Беатусах и Сен-Севере этот вопрос решен в иной манере – регистровой, кроме этого в Сен-Северском Апокалипсисе на одном развороте одновременно представлены  последовательно происходящие сцены снятия первых четырех печатей. Эта последовательность показана четверным изображением Агнца возле каждого всадника. А обоих Беатусах, согласно тексту, за бледным всадником идет ад в виде демона смерти. П

 

                  

 

 

Глава 7.

«И после сего видел я четырех Ангелов, стоящих на четырех углах земли, держащих четыре ветра земли, чтобы не дул ветер ни на землю, ни на море, ни на какое дерево…. И видел я иного Ангела, восходящего от востока солнца и имеющего печать Бога Живаго…. И я слышал число запечатленных: запечатленных было сто сорок четыре тысячи из всех колен сынов Израилевых.»

     

Бамберг                              Беатус- Магнус

               

Сен Север                        Дайсон Перринс

 

Мне кажется, что эта сцена из Откровений очень трудна для изобразительного искусства. Художник Бамбергского Апокалипсиса или не понял ее сложности, или не захотел ломать голову, он просто в двух регистрах поставил спинами ангелов, которые рукой утихомиривают ветры. В Беатусе и Сен-Севере сцены продуманы, изображены пафосно и напряженно, что в полной мере соответствует остроте происходящего. А художник Дайсон-Перринс превзошел всех. Он не только нарисовал, но для понимания зрителей даже сделал надписи. У него 4 ангела удерживают 4 ветра, а справа сквозь рамку к ним пробивается еще один со свитком, который гласит: "Не вредить земле, ни морю, ни деревьям, пока мы не подписали рабов Бога нашего на челах их." В нижней части свитка изображен пылающий шар с надписью "восход солнца". В тексте Откровений этот ангел описывается как  «восходящй от востока солнца и имеющий печать Бога Живаго». Таким образом, он отождествляется с Христом. В подтверждение этому в правом верхнем углу пририсована этикетка iste angelus xp[istu]m significat (этот ангел представляет Христа).

 

 

Главы 8 и 9.

А зло все более нагнетается. Мрак опускается на землю, являются 7 ангелов с трубами и «иной ангел» с кадильницей. Когда они последовательно трубят, то совершаются великие бедствия - отравление моря, суши, воздуха, гибель живого.  

 

 

  Бамберг. Явление семи ангелов и еще одного, 3 , 5

                                       и 6 труба.

 

 

Беатус -1.  3я труба                  Беатус-2                   Беатус-1

                                                    2я труба                   7 ангелов с трубами и

                                                                                           еще один с

                                                                                           кадильницей     

     Обращает внимание  миниатюра явления семи ангелов из Беатуса-1. Здесь точно в соответствии с текстом на среднем регистре одновременно представлены два последовательных действия «иного ангела»: розжиг кадильницы и опрокидывание огня на землю.

  В Сен Северском Апокалипсисе также практически дословно тексту представлены бедствия от трубных гласов – поражение земли, моря, неба, нашествие саранчи.

          1                               2                              3

           4                                 5                            6

На Миниатюре явления семи ангелов с трубами (1) точно так же, как и в Беатусе-1 одновременно изображены два последовательных действия: розжиг кадильницы и сбрасывание огня.  Особенно покорил меня рис. 5: « и поражена была третья часть солнца и третья часть луны…». Видно, как художник точно отмеряет черточками третью часть планет. Впечатляет и миниатюра с саранчой с человеческими лицами (6).

Беатусы: Эскориал Факундос          Осма                Валладолид.

                                                 Саранча.

Отличные миниатюры из разных Беатусов о нападении саранчи в образе зверей со скорпионьими хвостами, в железной броне,  с рогами и человечьими лицами. Художники Беатусов Эскориал и Валладолид явно тяготели к африканским истокам в своих картинах.  

Дайсон Перринс.1труба                  5 труба               6 труба

 

А вот художник Дайсон-Перринс почему-то довольно скупо осветил эту эффектную для иллюстрирования главу про трубные гласы.  Первая труба приносит разрушения и хаос: «сделались град и огонь, смешанные с кровью, и он был брошен на землю».  

От  звука пятой трубы с неба падает звезда, открывается бездна, из которой  вылетает легион чудовищной саранчи. Тщательно учитывая описание саранчи в тексте, художник рисует ее человеческое лицо, выглядывающее из ямы, железную броню, длинные волосы. и скорпионьи хвосты. На одной из них задом наперед едет царь – предводитель саранчиного войска. Лицо этой саранчи вполне лошадиное, а не человечье, зато хвост скорпионий. Текст говорит, что от этого всего люди пожелают умереть, но смерть уклонится от них.

 

 

Глава 10.

 Явление «ангела сильного», который ставит «правую ногу на на море, а левую на на землю…, а в руке у него книга раскрытая». Иоанн слышит голос с Неба, повелевающий взять эту книгу, съесть ее ( то есть «переварить» содержимое) и идти проповедывать.

 

              

Сен-Север                                     Бамберг

 

Дайсон-Перринс

 

Если увеличить рисунки, то видно, что в книге, которую «сильный ангел» протягивает Иоанну в Бамбергском апокалипсисе нет ни одной прямой линии, даже пе­реплет изогнут и искривлен, она словно утратила свою природу твердой материи. Изогнутые линии страниц сообщают ей порывистое течение к губам апостола. Чтобы передать последовательность событий, миниатюрист Дайсон-Перринс повторил фигуру Иоанна три раза.

Во всех трех представленных иллюстрациях (у Беатусов этот сюжет отсутствует или утрачен) дословно тексту представлено явление «сильного ангела», одной ногой стоящего на суше, а другой на море. Но автор рисунков Бамбергского текста превзошел всех и с немецкой великолепной конкретностью передал момент невозможности стоять одной ногой на море – значит надо положить мостик. Супер! А может художник просто решил пошутить.

 

 

Глава 12.

Идет следующий цикл событий: на небе является «жена, облеченная в солнце». Она кричит в муках рождения. Должен родиться младенец. А с моря, снизу, поднимается огромный красный дракон, и он только ждет момента, чтобы этого младенца пожрать. Красный дракон - это древний змей, который в Библии соблазняет человека. Женщина - это Ветхозаветная Церковь, которая должна родить младенца - новую Христову церковь. Hо в тот момент, когда рождается дитя, Ангел дает ей крылья и женщина имеет возможность скрыться. Она уносится в пустыню, а за ней мчится дракон.

       Бамбергский Апокалипсис                        Беатус-Мартинос

 

В Бамбергском Апокалипсисе и в Беатусах все изображено ясно и понятно,

а над Дайсон-Перринс мне пришлось поднапрячься, чтобы понять все детали рисунков:

 

 явление жены, облаченной в солнце, под ногами у нее луна, она должна родить младенца.

 

 ангел дает жене крылья

Иоанн же  через окошко в рамке наблюдает за происходящим, в ужасе падает на колени  и закрывает рукой глаза. Перед ним "жена, облеченная в солнце, и под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд". Из-под одежд она достает ребенка и передает его ангелу, чтобы спасти от дракона. Ангел ставит ребенка на защиту Бога, представленного в правом верхнем углу нижней частью  мандорлы. Женщине удается спастись, о чем говорит изображенный справа рядом с рамкой край ее одежды и ноги в зеленой обуви, а остальная часть ее силуэта растворяется уже вне рамки. Очень сложное построение композиции. Художник явно долго думал, как донести до зрителя эти события.

 

 

А затем «произошла на небе война». Архангел Михаил и его воинство воевали с драконом и победили его.

   

                        Бамберг                                        Беатус- Эскориал

 

 Дайсон Перринс

 

Главы 17 и 18.

Следующее явление – вавилонская блудница, облаченная в «порфиру и багряницу» и восседающая на звере «о семи головах и десяти рогах». В ее руках золотая чаша «наполненная мерзостями». Блудница - это символ языческого Вавилона.

                               

Бамберг                                                              Беатус 1

 

 

     Сен-Север            Дайсон-Перринс

В презентации Сен-Северского кодекса я уже говорил, что иллюстрация «Вавилонская блудница» является одной из лучших среди средневековых Апокалипсисов. В Дайсон-Перринс – совершенно иной тип рисунка, но производит не меньшее впечатление. Изображена блудливая накрашенная матрона в неприличной по тем временам позе.

 Но является «один сильный ангел с камнем подобным жернову» и повергает Вавилон в море.

        

Бамберг                          Беатус-1                               Сен-Север

                                             

                                            Дайсон-Перринс

 

Наиболее образно падение Вавилона, конечно, на изображении из Бамберга: великий  Вавилон  кверх тормашками летит в море.

 

Глава 19.

Явление всадника Верного на белом коне с небесным воинством. Он должен сразиться со зверем и его грешными  силами. Когда победа одержана, на трупы «царей, сильных, тысяченачальников» слетаются хищные птицы, что буквально и изображено в Бамбергском Апокалипсисе вплоть до корон на поверженных царских головах.

Бамберг                             Беатус-1                    Сен-Север

Беатус- 1                                        Дайсон-Перринс

 

 

Главы 21 и 22.

 Ангел возносит Иоанна на гору и показывает Новый Иерусалим, «сходящий  от Бога с неба… Он имеет высокую стену, имеет 12 ворот и на них 12 ангелов; на воротах написаны имена 12 колен израилевых». Стены украшены драгоценными камнями, ворота – жемчугом, улицы – золотом. Храма там нет, так как Господь Вседержитель - сам храм его и Агнец. А слава Божья освещает этот город днем и ночью. От престола исходит чистая река жизни, по берегам – деревья жизни. Идеалистическая картина. А вот как представляли себе Новый Иерусалим авторы картин. В Апокалипсисе

Дайсон Перринс эта тема не представлена.

Бамберг

 Беатус-1

 Сен Север.

Та же самая ситуация, что с миниатюрой представления Сидящего. В Бамбергском изображении - вполне фронтальный, и даже с намеком на перспективу Новый Иерусалим, а в испанском и французском исполнении - план с распластанными от центра персонификациями израилевых колен, ворот и прочей архитектуры, а река жизни изображена наоборот, излишне вертикально.

Но это все не важно. Когда подолгу, повторяю, действительно подолгу разглядываешь миниатюры, приходишь в восторг не только от мастерства и прорисовок, но начинаешь понимать и чувствовать художника и его замысел. И тогда кажется, что наивность изображения вполне осознана, что так, и только так нужно представлять Откровения святого Иоанна на острове Патмос. И вообще сравнение иллюстраций дело неблагодарное. Мне нравятся абсолютно все. Испанские и французский варианты трогают наивностью, спонтанностью, красочностью, живостью, эмоциональностью. Бамбергский – утонченностью, сдержанностью, хорошим вкусом. Дайсон-Перринс – на порядок интеллектуальнее, отличается великолепными прорисовками и юмором.

Закончен цикл. Художники создали целый мир: с небом зримым и воображаемым, с грозными знамениями и мирными про­сторами, со смертями, страхами, надеждами, с непрерывной борьбой мрака и света, и в конце концов победой света. Завершен кропотливый долгий труд.

 

Заключение.

В средневековой Европе не было такого времени, когда повсюду главенствовал бы единый стиль, который можно бы было обозначить одним названием. Жизнь художественных форм всегда разнообразна, они сосуществуют, противоборствуют, влияют друг на друга, переходят из страны в страну. Средневековое искусство руководствовалось христианскими задачами, служило Церкви, но его язык всегда был многообразен, его развитие никогда не прекращалось, а шло скачками, чередой «ренессансов», по выражению Э. Панофского.

Вот и в данной работе представлен относительно небольшой исторический период – раннее средневековье, причем без Италии, и всего две сюжетные линии – портрет евангелиста Иоанна и его Откровения, а сколько стилей, манер, школ.  Средневековый художник свободно ориентировался в библейском тексте, он был образом его мышления и рождал его собственное видение этих текстов. Ведь нигде в Библии не говорится, что у ангелов были крылья. Воображение художника прикрепило им их для, с человеческой точки зрения, возможности передвижений по воздуху. Или дощечка, подложенная под ногу «сильного ангела» из Бамбергсого Апокалипсиса – ведь на воде нельзя стоять. Очень верны слова Горация, которого цитирует епископ Гильом Дуранд (13 век) в своем «Распорядке богослужений»:

«Знаю: все смеют поэт с живописцем — и все им возможно,

Что захотят».

Библия была книгой для всех сфер жизни и не могла не стать источником канона для искусства, а история раннесредневекового искусства показывает, что фантазия художников не только терпелась Церковью, но и поощрялась. Нельзя путать художественные и религиозные задачи. Своей свободой и изобретательностью, богатством выразительных средств и индивидуальным мастерством художники прокладывал путь к Богу для человека.

 

Перечень источников и литературы

 

1.Фартусов В. Д. Руководство к писанию икон святых угодников Божиих

в порядке дней года. Опыт пособия для иконописцев. М. 1910.- Репринт.

М. «Русскiй Хронографъ», 2002.- 452 с.

2.А. В. Захарова, И. А. Орецкая. Византийская книжная миниатюра

Православная энциклопедия. Т. VIII. М., 2004. С. 267–277.

3.Савчук В.В. Отрок Прохор и проблема письма.  Религиозно-философский журнал. Петербург-Париж. 1993. N 11. С. 129-140. Эл. ресурс: http://anthropology.ru/ru/texts/savchuk/problem.html

4.Портал «АПОКАЛИПСИС». Тексты, учения святых отцов, проблемы эсхатологии. Эл. Ресурс http://apokalypsis.ru/

5. Сергей Булгаков. АПОКАЛИПСИС ИОАННА  (Опыт догматического

  истолкования) Париж, 1948. Статья из библиотеки Якова Кротова.

  Эл. ресурс: http://www.krotov.info/libr_min/02_b/bul/gakov_s_005.html

6.Православный образовательный портал «Слово». Статья

   «Иконография Горнего Иерусалима».Эл. ресурс http://old.portal-

     slovo.ru/rus/art/2898/9004/.

7.Портал «Православная энциклопедия» Статья: Библия, иллюстрации.

      Эл. ресурс : http://www.pravenc.ru/text/209475.html. Статья

      «Евангелисты» Эл. Рес. http://www.pravenc.ru/text/180937.html.

8. ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ ИСКУССТВ. Том 2. Искусство средних

       веков. Книга первая.

9.Портал «Христианство в искусстве» Раздел «Галерея». Эл. ресурс

      http://www.icon-art.info/gallery.php?lng=ru

 10.Каталог.  Late Antique & Mediaeval Manuscripts. Эл. ресурс             http://rubens.anu.edu.au/htdocs/bytype/manuscripts/survey/index.html.

11. Gallery of Illuminated manuscript images revamp. Эл. Ресурс:       http://en.wikipedia.org/wiki/User:Dsmdgold/Manuscript_galleries_under_construction

12. Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. По изданию: Н. П. Кондаков. Иконография Богоматери. СПб. Т. I. 1914. Т. II. 1915. Репринт: Elibron Classics, 2003. Эл. Ресурс:

 http://www.icon-art.info/book_contents.php?lng=ru&book_id=33

13. В. Н. Лазарев. История византийской живописи. М.: Искусство, 1986.

14. Judith L. Kovacs,Christopher Rowland,Rebekah Callow   

 Revelation: the apocalypse of Jesus Christ. Эл. Ресурс:

http://books.google.ru/books?id=LV9IkCsSAwYC&pg=PA33&lpg=PA33&dq=Trierer+Apocalypse:&source=bl&ots=4U_8BvIeo2&sig=aYvfgD9ynKODQYmXANMN3P61JZ4&hl=ru&ei=9--tS7ShGIHe-

15. Откровение Иоанна Богослова [апокрифическое].

16. Лидов А.М. Образ Небесного Иерусалима в восточнохристианской иконографии. Журнал «Православный поклонник на Святой Земле». 2005 г

17. Beatus de Saint-Sever. Site officiel de la ville de SAINT-SEVER.

      http://www.saint-sever.fr/

18. Wikimedia Commons. Category:Bamberg Apocalypse.      http://commons.wikimedia.org/wiki/Special:Search/Bamberg_Apocalypse.

19. Wikimedia Commons. Category:Illustrated Beatus manuscripts.       http://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Illustrated_Beatus_manuscripts?uselang=de

   

20. Александр Мень. Читая Апокалипсис. Статья из библиотеки Я. Кротова.

  http://www.krotov.info/library/13_m/myen/1_8_apokal24.html

21. А.В.Пожидаева. Искусство средневековья. Часть1. CD-ROM.

22. Книжная миниатюра. CD-ROM

25. Библейские сюжеты в живописи. CD-ROM.

26. Jessica's Bible Art Gallery. Illuminated Manuscripts. Dyson Perrins Apocalypse. http://raebear.net/bibleart/displayimage.php?album=14&pos=15&lang=english

27.The Apocalypse in the middle ages. Part 2. Peter Klein. The Apocalypse in medieval art.  Reprint by Cornell University. 1992. p.159.

 

 



2019-11-13 945 Обсуждений (0)
Апокалипсис из Трира. Рубеж 8-9 вв. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Апокалипсис из Трира. Рубеж 8-9 вв.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (945)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)