Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие и виды объектов коммерческих правоотношений



2019-11-13 496 Обсуждений (0)
Понятие и виды объектов коммерческих правоотношений 0.00 из 5.00 0 оценок




Объекты коммерческого права являются составной частью единой системы, состоящей из субъектов торговой деятельности, а также из отношений, складывающихся в торговой сфере между этими субъектами. При этом отношения между субъектами коммерческой (торговой) деятельности складываются по поводу объекта, т.е. определенного имущества, товара.

Таким образом, объектами коммерческого права является имущество, т.е. товар, по поводу которого складываются отношения между субъектами коммерческой, торговой деятельности. Очевидно, что объекты коммерческого права немыслимы вне связи с субъектами торговых отношений, точно также как немыслима система без взаимообусловленных, взаимосвязанных элементов. По сути своей объекты торговой, коммерческой деятельности являются теми вещами, с помощью которых формируется предмет коммерческого права.

Предмет составляют торговые отношения, формирующиеся относительно объекта (товара, имущества). Следовательно, объектом торговых (коммерческих) правоотношений является товар. Термин товар имеет двоякое значение, отмечает Г.Ф. Шершеневич. В широком смысле под товаром понимается все, что только способно быть предметом торговых сделок, следовательно, не только движимые вещи, но и ценные бумаги, труд. В узком смысле, товаром называются материальные предметы торговых сделок, в противоположность другим объектам, особенно ценным бумагам.

Таким образом, к объектам торгового (коммерческого) права Г.Ф. Шершеневич относит только тот товар, который обозначен в узком смысле, как предмет торговых сделок.

Аналогичной точки зрения придерживаются авторы считая, что основным

объектом международного торгового оборота по-прежнему остается товар как предмет материального мира. При этом товар рассматривается как обозначение вещей, т.е. как вещи.  Под товаром ... понимают предметы материального мира либо в их естественном, добываемом из природной среды виде (например, уголь, нефть и т.д.) либо в переработанном, подвергшемся влиянию человека состоянии, т.е. предметы, являющиеся объектами торговых сделок.

Объектом коммерческих правоотношений, как и любых других, является то, на что они направлены. В науке коммерческого права можно

выделить два основных подхода к пониманию объектов коммерческого права, которые прямо обусловлены различиями в понимании предмета отрасли. Для первого подхода характерно широкое толкование понятия коммерческих отношений, как любых отношений, целью которых является извлечение прибыли. Такое понимание базируется на использовании в праве термина коммерческий, как связанного с получением прибыли, в противоположность некоммерческому.

Сторонники второго подхода жестко связывают коммерческое право с торговлей и конкретно с договором купли-продажи, что позволяет ~ и это положительная сторона данного подхода – более четко структурировать отрасль и науку. Слабая сторона состоит в отсутствии адекватного ему и непротиворечивого законодательного регулирования. В качестве объектов коммерческих правоотношений сторонники данного подхода рассматривают только товары. Это в свою очередь, ведет к необоснованному сужению круга объектов коммерческих правоотношений по сравнению с действующим законодательством.

К числу объектов гражданских прав ГК относит вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, работы и услуги, охраняемую информацию, исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность); нематериальные блага. Торговый оборот предполагает наличие самостоятельного круга объектов.

 

Во-первых, к числу таких объектов относятся не любые гражданско-правовые объекты, а только те из них, которые не изъяты из торгового оборота. По этой причине круг объектов коммерческого права уже круга объектов гражданских прав.

Во-вторых, основными объектами торгового оборота выступают движимые вещи, отличающиеся стоимостными характеристиками.

В-третьих, объектами торгового оборота могут быть не любые гражданско-правовые объекты, не изъятые из торгового оборота. Так, не только недвижимое имущество не выступает основным видом товара. В силу специфики заключения, содержания и исполнения договоров по снабжению энергией, газом, нефтью, нефтепродуктами, водой и другими товарами такие объекты не включаются в круг торговых. Сфера коммерческого оборота не

включает объекты интеллектуальной собственности и нематериальные блага, которые, тем не менее, не перестают быть объектами гражданских прав. К числу последних относятся также ценные бумаги, обращение которых урегулировано специальным законодательством.

Таким образом, в коммерческом праве под объектами понимают движимые вещи, находящиеся в торговом обороте или предназначенные для него, которые имеют стоимостную оценку и выступают предметом коммерческих договоров. Следует различать объекты коммерческого и предпринимательского (хозяйственного) права.

Так, для предпринимательского (хозяйственного) права основными объектами являются средства производства и иные виды имущества, находящегося в экономическом обороте. Предпринимательское (хозяйственное) право считает своими объектами движимые и недвижимые вещи, работу, услуги, деньги и ценные бумаги, права и долги. Среди таких объектов особое место занимают предприятия как единые имущественные комплексы. Нормами коммерческого права как подотрасли гражданского права закреплены правила оборота таких объектов, как товары. Мерой регулирования коммерческих отношений (торгового оборота) является установленный нормами коммерческого права правовой режим товарной массы. Товар как основной объект торгового оборота в предпринимательской сфере выступает объектом правоотношений, но только наряду с другими объектами прав.

Классификация объектов коммерческого права может быть произведена по ряду критериев. Здесь значение имеет и общая классификация вещей, включающая движимые и недвижимые вещи, делимые и неделимые вещи, главные вещи и принадлежности, плоды, продукцию и доходы. Товары как основные объекты торгового оборота можно классифицировать по различным признакам. Так, в особую группу выделяют потребительские товары. Для индивидуализации товаров используют товарные знаки и иные охраноспособные обозначения и неохраняемую маркировку.

Объектом коммерческих правоотношений является то, что может участвовать в торговле, коммерческом обороте, т.е. переходить от продавца к покупателю по используемым в торговле договорам, а также услуги непосредственно связанные с таким переходом. Таким образом, объектами коммерческой деятельности являются товары и некоторые услуги, непосредственно связанные с торговлей (доставка товаров покупателю, хранение купленных товаров).

 

Понятие товара

Основным видом объектов торгового права являются материальные предметы, имеющие вещественную форму (вещи). Материальные объекты включают в себя потребительские товары, предназначенные для удовлетворения личных потребностей людей, и товары производственного назначения, служащие использованию в производстве, - сырье, материалы, комплектующие изделия, оборудование и др.

Вместе с тем не все вещи относятся к объектам торгового оборота. Так, Конвенция о договорах международной купли-продажи товаров (Вена, 1980) не относит к объектам торгового оборота целый ряд товаров. В частности, согласно ст. 2 Конвенции она не применяется к продаже товаров, которые приобретаются для личного, семейного или домашнего использования, судов водного и воздушного транспорта и др. В данном отношении Конвенция выражает подход, общепринятый в зарубежном и российском торговом праве.

Среди иных вещей в предметном, материальном виде также не все входят в состав объектов торгового права. Торговый оборот обслуживает продвижение товаров от изготовителей к потребителям. Поскольку недвижимое имущество не может свободно перемещаться, сделки с ним традиционно не включаются в торговые кодексы. Таким образом, недвижимость - это не товар коммерческого права, хотя и объект гражданского оборота. Правда, вопрос о недвижимости не так уж бесспорен.

Для коммерческого права понятие товара - одно из ключевых, поскольку именно оно является определяющим для таких важнейших, используемых в данной отрасли права понятий, как цена, товарооборот, товарные запасы, товарные потери и др. Для российского законодательства характерна множественность определений понятий товара, причем законодательные определения и определения в подзаконных актах привязаны к целям издания акта.

Товарами в торговом обороте в основной массе выступают вещи, характеризуемые родовыми признаками. Потребности торгового оборота обусловили необходимость выделения товара среди других подобных товаров путем указания изготовителя или источника происхождения товара. Основными средствами отличения товаров и услуг одних лиц от товаров и услуг других лиц являются товарный знак и знак обслуживания. Их применение регулируется Законом "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров".

В качестве товарных знаков и знаков обслуживания применяются словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения и их комбинации. Правовая охрана, а соответственно, и сама возможность использования товарных знаков возникает с момента их государственной регистрации. Товарный знак может быть зарегистрирован на имя юридического лица или индивидуального предпринимателя на основе заявления с приложением установленных документов. После регистрации лицу выдается свидетельство на товарный знак или знак обслуживания. Регистрация знака действует в течение 10 лет.

Наряду со знаками, зарегистрированными на отдельных лиц, применяются коллективные знаки. Коллективным знаком является товарный знак союза, хозяйственной ассоциации или иного добровольного объединения предприятий, предназначенный для обозначения выпускаемых и реализуемых ими товаров, обладающих едиными качественными или иными общими характеристиками.

Использованием товарного знака признается проставление его на товарах, для которых товарный знак зарегистрирован, или на упаковке товаров владельцем товарного знака или лицом, которому такое право предоставлено на основе лицензионного договора. Использование возможно также в рекламе, печатных изданиях, на бланках организации, на вывесках, при демонстрации экспонатов на выставках и ярмарках.

В последний период широкое распространение получил термин "брэнд". Он обозначает известный на рынке товарный знак (знак обслуживания) или группу товарных знаков на изделия определенного изготовителя. В таком же значении употребляется понятие торговая марка. Эти понятия, несмотря на повсеместное применение, не закреплены законом.

Право на использование товарного знака может быть предоставлено его владельцем другому лицу по лицензионному договору. Лицензии бывают двух видов: исключительные и неисключительные. Исключительная (полная) лицензия запрещает владельцу переданного товарного знака его использование в пределах срока действия договора. Неисключительная (неполная) сохраняет за владельцем переданного товарного знака возможность самому его использовать.

Использование товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения на однородных товарах без разрешения правообладателя признается нарушением исключительных прав последнего. Незаконным использованием считается размещение чужого товарного знака или сходного обозначения на товарах, этикетках, упаковке этих товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, демонстрируются на выставках и ярмарках, хранятся или перевозятся для введения в оборот.

Незаконное использование чужого товарного знака и наименования места происхождения товара влечет установленную законом ответственность, включая уголовную.

Анализ российских национальных правовых актов показывает, что в понятие товара вкладывается различное содержание. Унифицировать использование понятия призван Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51303-99 Торговля. Термины и определения, Таможенный кодекс Российской Федерации.

Следует отметить, что ГОСТы по своей природе не могут противоречить законодательным актам, а указанные ранее особенности актов делают саму идею унификации понятий такого уровня в ГОСТе парадоксальной. В нем имеется специальный раздел 2.4 Объекты торговли, их свойства и показатели. Термины, установленные этим ГОСТом,

обязательны для применения во всех видах документации и литературы (по данной научно-технической отрасли), входящих в сферу работ по стандартизации и (или) использующих результаты этих работ. Согласно данному ГОСТу товар - это любая вещь, не ограниченная в обороте, свободно отчуждаемая и переходящая от одного лица к другому по договору купли-продажи (п. 64). К сожалению, данное понятие, претендующее на универсальность, также является неполным. Во-первых, понятие товара сводится к вещам. Во-вторых, приведенное нормативное определение также достаточно спорно и с другой точки зрения: само по себе ограничение в обороте не исключает вещи из числа товаров, а означает только особый порядок их участия в коммерческом обороте.

Исходя из изложенного в самом общем виде товар можно определить как то, что не изъято из торгового оборота. Товаром может быть имущество, имущественные права, информация, результаты интеллектуальной деятельности и т.д. Критерием отнесения того или иного объекта к товарам служит его оборотоспособность, т.е. способность вступать в торговый оборот. Строго говоря, изделие, сырье и т.п. делают товаром не их потребительские свойства, а разрешение государства на их коммерческий оборот.         

    ГК выделяет три группы объектов гражданского права с точки зрения

оборотоспособности: свободно отчуждаемые или переходящие от одного лица к другому объекты; объекты, ограниченные в обороте и объекты, изъятые из оборота. Последняя категория не может служить товаром. В соответствии с п. 2 ст. 129 ГК виды объектов, полностью изъятых из оборота, должны определяться в законе. Правовой статус изъятых из оборота объектов не регулируются коммерческим правом.

Биржевым товаром не могут быть недвижимое имущество и объекты интеллектуальной собственности. Задачей товарной биржи является формирование оптового рынка. В этой связи деятельность биржи распространяется на товары, определяемые родовыми признаками и реализуемые партиями, т.е. оптом. Следовательно, индивидуально-определенные вещи не могут составлять предмета деятельности биржи и являться биржевым товаром.

В нормативных актах в качестве синонима понятия товар нередко используется термин продукция, под которым понимаются используемые для производственных целей сырье, материалы, полуфабрикаты, готовые изделия и т.д.

Основными объектами торгового оборота являются товары. Как экономическая категория товар – это продукт труда, специально произведенный для продажи. Он должен обладать двумя качествами: удовлетворять потребности людей и быть способным к обмену. Способность товара удовлетворять потребности людей составляет его потребительскую стоимость. Способность товара обмениваться на другие товары составляет его меновую стоимость. Как экономическая категория товар представляет единство потребительской и меновой стоимостей.

Товар как экономическая категория может, во-первых, удовлетворять потребности самого производителя, во-вторых, потребности других людей, общественные потребности.

Для торгового оборота важна именно вторая функция товара. С точки зрения экономической товары обладают особенностями, позволяющими удовлетворять разнообразные потребности людей. Под товаром правовые системы понимают предметы материального мира либо в их естественном, добываемом из природной среды виде (например, уголь, нефть и т.д.), либо в переработанном, подвергшемся влиянию человека состоянии, т.е. предметы, являющиеся объектами торговых сделок.

Определения товара как объекта коммерческих отношений действующий ГК не дает. Более того, ГК трактует понятие «товар» как синоним понятия «вещь». Термин «товар» широко используется и в других статьях ГК в этой же интерпретации.

Объектами торгового оборота выступают товары. По мнению Е.А.Суханова, вещами признаются материальные, физически осязаемые объекты, имеющие экономическую форму товара.

Понятие товара как правовой категории может быть рассмотрено в двух аспектах. В более широком смысле товар – это любая вещь и права на нее, а также услуги, работа, деньги, включенные в коммерческий оборот. Более узко товар представляет собой движимую вещь, обладающую потребительской стоимостью и предназначенную для продажи (обмена).

Товары, как и любые другие вещи, должны обладать следующими признаками. Так, общим для всех объектов гражданских прав признаком является дискретность, т.е. их физическая и (или) учетная определенность и обособленность от всех других объектов. Вторым таким признаком является гарантированная нормами коммерческого права возможность закрепления их за субъектами коммерческой деятельности: физическими и юридическими лицами.

Следует иметь в виду, что понятие товара в коммерческом праве, как и вещей в праве гражданском, не безгранично. Кроме того, в силу прямого указания Венской конвенции 1980 г.ее действие не распространено на некоторые виды недвижимости. В этой связи следует согласиться с Б.И. Пугинским, что недвижимость – это не товар коммерческого права, хотя и товар гражданского права.

Виды объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается (объекты, изъятые из оборота), должны быть указаны в законе.

Таким образом, с точки зрения оборотоспособности, товары подразделяются на три группы: разрешенные в обороте, ограниченные в обороте, изъятые из оборота. Для коммерческого права важное значение имеет классификация вещей по другим признакам: вещи, имеющие индивидуально-определенные признаки или определенные родовыми признаками; движимые и недвижимые; заменимые и незаменимые; простые и сложные; потребляемые и непотребляемые; делимые и неделимые; плоды, продукция, доходы; главная вещь и ее принадлежность.

Для характеристики товаров как объектов торгового оборота используется и их деление на средства производства и предметы потребления. Товары потребительского назначения подразделяются на промышленные и продовольственные. В свою очередь промышленные товары имеют более дробную классификацию по товарным группам. В их числе – обувные, швейные, трикотажные, мебельные, строительные и иные.

В торговом обороте используется подразделение товаров по видам. Вид товара – классификационный признак, объединяющий товары одного или сходного назначения и одинакового названия. Видовые разновидности товаров определяются маркой, моделью, фасоном товара. Классификация товаров производится по их ассортименту: групповому, видовому и внутривидовому. Ассортимент товаров включает набор товаров различных видов и разновидностей, объединенных по определенному потребительскому, торговому или производственному признаку. В качестве

признаков, на основе которых осуществляется объединение товаров в ассортиментные группы, могут выступать: однородность сырья, потребительское назначение, способ производства. Видовой и внутривидовой ассортимент товаров позволяет объединить их в самостоятельные виды и разновидности. В целях отличия товара от другого аналогичного по виду ему присваивается артикул. Проводится и градация товаров по сортам, т.е. по одному или нескольким показателям качества. Средством доведения до покупателя информации о конкретном товаре служит товарный ярлык. В нем указываются наименование товара, его артикул, сорт, стоимость, предприятие-изготовитель и другие сведения.

Для обозначения данных о товаре используется штриховой код.

В последние десятилетия чрезвычайно возросло значение классификации товаров, как для самого товарного обращения, так и для надлежащей организации производства и оптовой торговли. В странах Европейского Союза, США и ряде других товарная специализация предприятий основана на действующей стандартной классификации товаров. Единая классификация создает возможность для автоматизированного поиска изготовителей и продавцов товара, ускоренного заключения договоров, в том числе через сети Интернет.

В России в коммерческой деятельности приходится учитывать и применять классификации товаров, разработанные для различных целей. Некоторые классификации товаров закреплены нормативными актами, другие существуют как общепринятые на практике.

По направлениям использования товары подразделяют на: 1) товары потребительского назначения; 2) товары производственного назначения.

Товары потребительского назначения подразделяют, прежде всего, на продовольственные и промышленные. По периоду их использования они делятся на товары краткосрочного или разового использования и товары длительного пользования.

Товары производственного назначения по их месту в производственном процессе подразделяют на следующие группы: основное оборудование, вспомогательное оборудование, узлы и агрегаты, основные материалы, вспомогательные материалы и сырье.

В производственных и оптовых торговых организациях применяется классификация изделий по товарным группам, сохранившаяся от прежней системы планового распределения. Так, промышленные товары подразделяются на: швейные, трикотажные, обувные, мебельные, строительные, электротовары и др. Применение такого рода классификаций унифицирует и упрощает учет, составление договорной и транспортно-сопроводительной документации.

Практика свидетельствует о том, что во многих организациях классификационный учет товаров вообще не ведется. В стране отсутствует полная база данных о классификации товаров, производимых и реализуемых различными фирмами. Это существенно затрудняет поиск необходимых товаров и установление торговых связей, замедляет торговый оборот.



2019-11-13 496 Обсуждений (0)
Понятие и виды объектов коммерческих правоотношений 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие и виды объектов коммерческих правоотношений

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (496)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)