ТЕМА №1. Научно-педагогические основы методики обучения истории.
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ (ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ) РАЗДЕЛ I . ИСТОРИЯ КАК НАУКА И ШКОЛЬНЫЙ ПРЕДМЕТ. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ.
ТЕМА №1. Научно-педагогические основы методики обучения истории. План: 1. Методика ремесло, наука или…? 2. Научный статус методики обучения истории: объект и предмет научного исследования, методологические основы и функции, свойства методики, ее связь с другими науками. Литература Обязательная: 1.Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Как преподавать историю в современной школе: теория и методика. 2. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавании истории: учебное пособие для вузов. – М.: Просвещение. – 2003. – №5. Дополнительная: 1. Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе – М. – 1988. 2. Вагин А.А. Методика обучения истории в школе. – М. – 1972. Не является ли умение преподавателя производить на аудиторию и отдельного учащегося неизгладимое впечатление особым даром, талантом, отпущенным природой лишь некоторым, избранным счастливчикам? Не удел ли всех остальных, кто избирает учительское поприще, следовать проверенным предписаниям, которые часто отождествляют с методикой. Именно в этом смысле методику уподобляют ремеслу, т.е. профессиональному занятию по шаблонам и инструкциям, лишенному творческой инициативы. Понятия Образование - осуществляемый в образовательных учреждениях или самостоятельный процесс овладения системой знаний, человеческой культурой в целом, процесс развития и становления личности, а так же результат этого процесса – определенный уровень овладения культурой, уровень развития личности в контексте культуры. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. – С.4-5. Образование – процесс педагогически организованной социализации, осуществляемой в интересах личности и общества. В образование объединяются обучение и воспитание, обеспечивающие культурную преемственность поколений.
Система школьного исторического образования
Три подсистемы 1. Предметный уровень – дидактическая подсистема. Цели и задачи исторического образования определяются логикой истории как учебного предмета. 2. Институционально – образовательная среда – фиксируется в федеральном компоненте ГОС. Конкретизация этих целей и задач применительно к субъекту РФ должна формироваться в региональном компоненте государственного образовательного стандарта. Субъект развития образования: педагоги-историки, ученые-дидакты, методисты. На этом уровне решаются прикладные задачи исторического образования. Институционально – образовательная среда – динамичная подсистема, определяющая взаимовлияние на систему школьного исторического образования «внутренних» факторов. Цели и задачи исторического образования определяются логикой развития системы исторического образования как подсистемы общего среднего образования, деятельностью федеральных и региональных органов образования (Министерство образования и науки РФ, республиканских министерств образования, региональных департаментов образования и пр.). Формулируются принятое в настоящий момент в обществе понимание целей и задач школьного исторического образования как отражение социального заказа и запроса граждан, также проектируется процесс и механизм осуществления исторического образования в общеобразовательных учреждениях. Субъект развития образования – педагогическое сообщество. 3. Внешняя – по отношению к историческому образованию среда, подсистема внешних условий и факторов, являющихся важным ресурсом непрерывного исторического образования. Внешние факторы подразделяются на факторы российские и международные. Цели и задачи определяются тенденциями развития российского общества в условиях глобализации, включая самый широкий информационный, ценностный и культурно-образовательный контекст. Формируются ценностные и целевые основания для развития приоритетных направлений школьного исторического образования. Прогнозируются перспективы развития образования в России в условиях информационной революции. Субъект развития образования – широкое экспертное сообщество (включая философов, социологов, политологов и др.). На этом уровне определяется воздействия социума на систему образования, прогнозируются перспективные направления развития образования и культурных ценностей, соответствующих его интересам и общественным ожиданиям. Система образования РФ в соответствии со статьей 8 «Закона об образовании» представляет собой совокупность взаимодействующих: - преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; - реализации их в образовательных учреждениях независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов; - органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций. Образовательные программы – документы, определяющие содержание образования всех уровней и направленности. Государственные образовательные стандарты – общего образования в РФ – цели обучения и воспитания, обязательные требования к образованию, закрепленные в особых нормативных документах. Стандарты в РФ были введены по закону «Об образовании» в редакции 1992 года. Методика – это педагогическая наука, исследующая закономерности обучения определенному предмету.(Педагогическая энциклопедия. – М. – 1965 – Т.». – С.806. Как правильно называть предмет: методика преподавания или методика обучения истории? Зиновьев М.А. «Очерки методики преподавания истории» Москва 1965, Вагин А.А. «Методика преподавания истории в средней школе» Москва 1968, Вагин А.А. Методика обучения истории и школе Москва 1972, Гора П.В. «Повышение эффективности обучения истории в средней школе» Москва 1988, Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю «Теория и методика преподавания истории» Москва 2003. Третий вариант: Степанищев А.Т. «Методика преподавания и изучения истории» Москва 2002. На этой на первый взгляд простой игрой слов П.В. Гора видел два принципиально важных подхода к предмету и задачам методики. В одном случае в сферу исследований методики попадает только деятельность педагога по «сообщению, передаче сведений о чем-нибудь», т.е. преподавание. В другом, считается, что методика имеет дело с обучением, т.е., со сложным процессом включающим взаимосвязанные и находящиеся в движении факторы и компоненты образовательного процесса: 1. цели исторического образования, 2 содержание, 3 познавательные возможности учащихся, 4 формы и способы обучения истории (преподавания и изучения), 5 результаты исторического образования. 2.Научный статус методики обучения истории 2.1. Объект и предмет научного исследования. Объект – исследования методики – процесс обучения, предмет – внутренние закономерности взаимодействия главных факторов процесса обучения истории в качестве учебного предмета. Основные факторы и закономерности процесса обучения истории
2.2. Методологические основы методики обучения истории.
Последние годы: методологическая основа работ в области школьного исторического образования || различные концептуальные подходы, синтезирующие цели философии истории и философии образования, гуманистической педагогики, теории воспитывающего, личностно-ориентированного и развивающего обучения. 2.3 Функции методики обучения истории как науки. Методика – это та отрасль педагогической науки, которая непосредственно прокидывает мост от теории к практике. (П.В. Гора). 2.4 Связь методики обучения истории с другими науками. Взаимодействие методики обучения истории с фундаментальной исторической наукой сегодня рассматривается шире чем раньше: содержание учебного материала, концептуальные основы, методы деятельности (формы, способы и средства изучения исторического процесса). Исследовательский метод в старших классах в доступных формах и видах позволяет видеть лабораторию ученого. Связь с дидактикой - опора на общие положения о проектировании учебного содержания, форм, методов, приемов и средств обучения.
Какие науки могут быть дополнительно представлены ¾ Педагогическая психология, физиология нервной деятельности ¾ Логика и история соответствующей науки, науковедение ¾ Этнография, этнология и религиоведение ¾ Регионоведение Функции методики обучения истории как науки Любая наука начинается с практики. Первая функция науки описательная, констатирующая, ориентированная на объективное изложение доступных для данной науки реальных фактов образовательной деятельности, эмпирических данных опыта, практики. Диагностическая – избирательная оценка добытых фактов, их сопоставление, соотношение с критериями, систематизация, классификация. Объяснительная – обнаружение причинно-следственных связей в рассматриваемых явлениях, выявление тенденций, определенных закономерностей о них. Трансформация практического опыта и фактов в абстрагированное знание, способное усмотреть регулярное и закономерное в явлениях, ведет к формированию теоретического знания. В теоретическом знании аккумулируются данные разных наук, поэтому любая теория в сфере образования междисциплинарна. Прогностическая – предвидение возможных последствий практического использования концепций, инновационных проектов.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (489)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |