Два полярные научно-методологические направления
Новые теоретико-методологические направления исследований. Диалог культур, микроистория и макроистория, гендерная история, история частной жизни, новая социальная история, глобальная история и др. В результате такой позитивистской программы образования историческое мышление школьников достигает только двух первых уровней своего развития: «Я знаю это было так написано»; «Я знаю, это было так, потому что…». Но застывает при необходимости критического взгляда на источники информации. Его суть: «Я знаю, это было так, потому что не могло быть иначе»; «Я не могу знать как это было, потому что (история дана мне в текстах, но я могу построить собственную версию исторических событий (создать свой текст). Современная модель исторического образования не может быть построена без учета процессов глобализации и регионализации – общемировых тенденций развития образования (вторая группа вызовов). Это, с одной стороны, обуславливает необходимость трансформации системы исторического образования в Россию с учетом международного опыты, с другой, сохранить и сберечь отечественный опыт построения системы исторического образования в условиях глобализации. При построении современной модели исторического образования нельзя не учитывать коммуникативно-информационных особенностей развития современного общества (третья группа вызовов). Современные информационные технологии, средства массовой информации расширяют возможности социокультурных коммуникаций, но одновременно создают условия для появления и распространения «коммерческих» псевдоисторических версий исторических событий и процессов. (Г.В. Носовский, А.Т. Фоменко и др). Если традиционная академическая история основывается главным образом на письменном тексе, то «другая история» отличается опорой на источники визуального характера, в том числе на разного рода изображения, карикатуры, фотографии, фильмы, памятники. Одним из следствий визуализации можно считать формирование образного образования. Коммуникативно-информационные вызовы порождают новые требования к образованию молодого поколения: умение ориентироваться в потоке социальной информации и критически к ней относиться, видеть и творчески решать возникающие проблемы, продуктивно взаимодействовать с другими людьми в полиэтнической, поликультурной сфере. 3. Школьное историческое образование в современной России. Академическая – педагогическая модель исторической науки; цель – получить знания. Репродуктивная – характер деятельности учителя и учащихся; тип учебника и его роль в образовательном процессе; предметные результаты; формат итоговой аттестации и др. Относительно-комплексная и много аспектная – элементы личностно-ориентированной модели; курсы по выбору; концентры; профильный уровень; вариативные УМК; портфолио. Следствия и проблемы академической модели по Е.Е. Вяземскому. - высокие требования к предметным результатам даже тех школьников, которые не предполагают работать в сфере социально-гуманитарного знания; - низкая мотивация значительной части учащихся к изучению истории; - вопросы применения приобретенных знаний в практической жизни не имеют перспективного значения; - этой модели органично соответствует система аттестации в формате ЕГЭ; - она в целом соответствует государственному и социальному заказу, общественным ожиданиям. В настоящее время в России нет мотивированного запроса на формирование исторического мышления; вариативное историческое образование как инструмент развития мышления не воспринимается в качестве необходимого условия воспитания творческой и самостоятельно мыслящей личности. Модель исторического образования с приоритетом знаний, воспроизводство информации расценивается как традиционная, неизменяемая и поэтому лучшая из всех возможных. Эта позиция разделяется большинством родителей. - вместе с тем мировой педагогический опыт показывает, что существует серьезное противоречие между целями инновационного обучения, которое имеет индивидуальный характер, ориентацию на исследовательскую деятельность, и классическим обучением, во многом, остающимся репродуктивным; - по результатам международных исследований теоретические знания российских школьников преобладают над практическими умениями. Двум моделям (академической-знаниевой и компетентностной-личностно-ориентированной) соответствуют цели исторического образования.
Цели исторического образования в мировом контексте по Е.Е. Вяземскому и О.Ю. Стреловой.
Первая тенденция Теснее связать обучение истории с развитием личности, с формированием умений самостоятельного творческого критического мышления и качеств, позволяющих любому гражданину делать сознательный выбор жизненной позиции, проектировать свою траекторию. || Деятельностный метод || «Учебник исследовательского типа» - в основе работа с источниками (документами, иллюстративным материалом).
Вторая тенденция.
На первый план выдвигаются «государственческие» парадигмы, патриотические ценности и национальная идентичность || Информационно-знаниевый метод (объяснительно-иллюстративный) предметно-репродуктивный… || Учебник, основанный на авторском тексте, преподносящем готовые уроки прошлого (в угоду господствующим патриотическим идеям часто односторонне интерпретируют или заманивают многие стороны).
Первая тенденция отражает ценности и социальную практику демократического опыта, вторая в большей степени характерна для общества традиционного типа. Учитывая переходный характер российского общества, в современной России можно видеть обе тенденции, их причудливое переплетение. Соответственно доминирующая в современной Росси модель содержания исторического образования имеет признаки двух подходов. ФГОС ориентирует на компетентностную модель, деятельностный подход. «Главная цель изучения истории в современной школе – образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных ориентаций на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знании в учебной и социальной деятельности» (примерные программы по учебным предметам. История 5-9 классы – М. 2010 с. 5). В тоже время, по мнению А. Б. Соколова, в обсуждении проблем исторического образования или школьного учебника истории принимают участие только историки, а голос педагогов дидактов и учителей практически не слышен. Историки, страстно обсуждающие содержания образования, какие-нибудь трудные или проблемные вопросы , которые следует то ли вставить то ли исключить, забывают, что речь идет о работе с детьми. Написание учебников рассматривается едва ли не священным правом историков. Ребенок обычно воспринимается как сосуд, который можно заполнить так, как пожелает автор учебников или стандарта. В практике обучения истории сегодня, как пишет А.Б. Соколов, быстро исчезают возможности, вытекающие из передовых педагогических теорий: многие историки, определяющие политику в сфере исторического образования, с ними слабо знакомы или не знакомы во все.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (323)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |