О неоклассической теории организаций
Поликлиника, кондиционер, популяция императорских пингвинов, семья, группа студентов, организм человека, река, железная дорога.
Задание 2. Выделите среди этих организаций социальные Семья, Группа студентов, Поликлиника, Задание 3. Определите, всем ли из перечисленных объектов присущи свойства организации, охарактеризуйте эти свойства. Нет Задание 4. Приведите в качестве примера техническую, биологическую и социальную организацию и заполните таблицу 1. Назовите критерии, которыми, по вашему мнению, определяется уровень сложности организации.
Таблица 1.
Занятие 2. Научные школы и различные подходы к теории организации Задание 1. Приведите пример организации эдхократического типа. Пример: корпорация IBM (в 1985 г. перешла от «продуктизации» к «регионализации» управления). Функции штаб-квартиры корпорации: стратегическое развитие корпорации; исследования и передовые разработки; контроль распределения и использования финансов; персонал; работа с информацией (поступающей от филиалов и из внешней среды); общемировая координация. Приведите основные признаки организации этого типа. Характерными признаками предпринимательской организации являются: ♦ поиск новых возможностей; ♦ гибкость; ♦ адаптивность; ♦ способность к непрерывным изменениям и обновлению; ♦ нацеленность на инновацию. Предпринимательской может быть любая организация, как коммерческая, так и некоммерческая. Это может быть вновь создаваемая и уже существующая организация любого размера — малая, средняя, крупная. Определяющим здесь являются не продукция и услуги, предлагаемые организацией, не разрабатываемые технологии, не используемые организационные структуры, а тип поведения, стиль работы, действия, осуществляемые для поддержки предпринимательства. Задание 2. Приведите пример организации многомерного типа. В качестве примера многомерной организации можно привести бригаду «тележечной» сборки на заводе «Вольво». Бригада получает индивидуальный заказ от клиента и самостоятельно планирует бюджет и расход необходимых материалов, после чего запрашивает финансирование у главного офиса. После сборки, бригада также самостоятельно рассчитывается с поставщиками, компанией, работниками и другим посредниками. Те средства что остались, обычно реинвестируются. Преимущества такой организации в том, что клиент и производитель контактируют максимально тесно и это позволяет наиболее полно удовлетворить требования клиента. Построение многомерной организации можно представить на примере вычислительных и телекоммуникационных структур компании «Кодак» (США), которые впоследствии вошли в состав ряда других Приведите основные признаки организации этого типа. Общими признаками этой организационной формы являются: лимитированное пространство принятия решений инстанциями менеджмента; организация директивных связей по многолинейному принципу; большие затраты на координацию между инстанциями. Можно различить структуры, ориентированные на производство и на проект. Задание 3. Приведите пример организации партисипативного типа . Приведите основные признаки организации этого типа пример организации партисипативного типа . кружки качества предприятиях. Приведите основные признаки организации этого типа Источник мотивации человека – биологические потребности. Человек имеет стойкую неприязнь к работе, нежелание трудиться, всячески избегает трудовой деятельности. Наиболее подходящий метод организации работы, нормированный рабочий день, конвейерное производство. Необходимые действия осуществляются только путем принуждения. Нежелание нести ответственность и занимать управленческие должности. Низкое качество работы, постоянный контроль со стороны руководителей.
Задание 4. Приведите пример организации сетевого типа. Приведите основные признаки организации этого типа Приведите пример организации сетевого типа. Крупнейшая финансовая компания Merill Linch представляет собой сеть более 500 связанных между собой брокерских контор, для которых обеспечен прямой доступ к базе данных и ко всем коммуникационным возможностям центрального офиса. Имея результаты работы исследовательских центров компании, а также прямой доступ на мировые финансовые рынки, каждый финансовый брокер, работающий в филиале Merill Linch, обеспечивает весьма высокую индивидуальную конкурентоспособность. Еще один пример успешного сетевого взаимодействия - организация "Виза". Она вообще не существует как компания, хотя и осуществляет операции на сотни миллионов долларов в год. Это членская организация, союз банков и других финансовых учреждений. Каждая компания - член этой организации владеет только той частью "Визы", которую создала сама, сформировав портфель держателей карточек. Не "Виза" владеет своими членами, а они владеют ею. Сетевой организацией является фирма ABB (Asea Brown Bovery) - гигантская промышленная транснациональная корпорация, производящая электротехническое, энергетическое и металлообрабатывающее оборудование. Ее годовой оборот - 32 млрд долл.; 215 тыс. человек, занятых в 65 областях бизнеса, работают в 80 странах мира.
Организация сетевого типа (Признаки) Сетевые организации отличаются от организаций других типов рядом признаков: 1) сетевые организации используют общие активы нескольких фирм, расположенные в различных звеньях ценностной цепи, тогда как фирмы, использующие старые организационные структуры, предпочитают располагать всеми ресурсами, необходимыми для производства определенной продукции или услуг; 2) сетевые организации полагаются на рыночные механизмы, а не на административные формы управления потоками ресурсов; 3) сетевые организации предполагают действенную и заинтересованную роль участников совместных проектов. Такое активное добровольное поведение участников не только улучшает конечные результаты, но и способствует выполнению контрактных обязательств; 4) в ряде отраслей сети представляют собой объединение организаций, основанное на кооперации и взаимном владении акциями участников группы – производителей, поставщиков, торговых и финансовых компаний. Задание 5. Заполните таблицу 2. Основные научные школы теории организации Таблица 2
3. Внешняя и внутренняя среда организации Вопросы для самостоятельной подготовки к практическому занятию 1. Сущность и содержание законов и принципов организации. Принципы организации – общие правила формирования систем в природе и обществе, обеспечивающие их упорядоченность и целесообразность функционирования. К общим принципам организации относятся: 1) принцип совместимости. Осуществление такого принципа обеспечивает создание единства составляющих производственный процесс элементов; 2) принцип актуализации. Здесь происходит выявление всех возможных функций системы и взаимосвязей между ее элементами; 3) принцип мобильности. Сознательная поддержка развития системы, повышение организованности; 4) принцип сосредоточения. Подчинение функций каждого элемента системы основной, главной ее функции. Под законами организации понимают необходимое и устойчивое отношение между организационными явлениями и процессами, которое обладает неизбежной повторяемостью в сходных условиях функционирования организации.
сущность организации управления персоналом подразделений уголовно-исполнительной системы, позволяющих дать характеристику организации управления персоналом как упорядочивание управленческого воздействия и взаимодействие между функциональными подразделениями системы управления. 2. Принципы динамической организации и адаптация к внешним изменениям. принципы динамической организации: 1) Принцип направленности предусматривает, что организационные процессы должны осуществляться в каком-либо одном четко определенном направлении. Направленность процесса устанавливается системой ориентации. Поэтому однонаправленность предполагает взаимосогласованность и единство всей совокупности целевых ориентиров процесса. Целевые ориентиры и общее направление осуществления процессов определяется целями субъекта, управляющего процессом и обеспечивающего данную процессуализацию. Равнонаправленные процессы труднореализуемы и нерациональны. Причинами равнонаправленности являются: · рассогласованность разных целей субъекта, управляющего процессом; · противоречия между целями разных управляющих субъектов, если таких субъектов несколько; · несоответствие между целевой ориентацией управляющих субъектов и ориентацией, формируемой факторами неуправленческого регулирования. 2) Принцип прямоточности. Рациональный процесс - это прямоточный процесс, ведущий к намеченной цели по кратчайшему пути. Все отклонения от прямого пути к цели должны быть сведены к минимуму. Из существующих вариантов реализации процесса должен выбираться вариант с наименьшей деятельность цикла. Должны быть исключены излишние возвратные движения. Следовательно, излишнее дробление процесса на множество стадий снижает уровень прямоточности процесса и делает его менее рациональным. Уровень прямоточности определяется ясностью и однозначностью ориентации процесса, четкостью и рациональностью его реализации.
3) Принцип результативности. Реализация процесса должна обеспечивать получение результата, соответствующего целевой ориентации процесса. Результат обладает определенными количественными и качественными характеристиками и должен быть позитивен для субъекта, управляющего процессом и осуществляющего его целевую ориентацию. Правильная ориентация процесса является необходимым условием получения позитивных результатов. 4) Принцип эффективности. Организационные процессы должны быть эффективными, то есть обеспечивать получение наилучшего результата на единицу затрат соответствующих ресурсов. Только достаточно эффективны процесс является целесообразным. 5) Принцип восприимчивости. Организационный процесс должен обладать выраженной способностью воспринимать те воздействия, которые осуществляет на него субъект управления, и отражать их в изменении хода реализации, параметров и результативности. Восприимчивость процесса к целенаправленным воздействиям необходима для того, чтобы обеспечить его управляемость. Воздействуя определенным образом на восприимчивый процесс, субъект управления может получить требуемые изменения соответствующих характеристик процесса. Обеспечение восприимчивости процессов к целенаправленным воздействиям может идти в двух направлениях: 1. формирование процессов, соответствующих существующим возможностям воздействия со стороны субъекта управления). 2. повышение возможностей воздействия субъекта управления на процессы (использование совместной вычислительной техники) Степень контроля над окружающей средой Внешняя адаптация Изменение рыночной стратегии, поглощение конкурента, монопольное ценообразование Внутренняя адаптация Снижение издержек, повышение качества продукции, изменение структуры
3. Принципы рационализации.
4. Дифференциация и интеграция. Внутренняя структура и принципы статической организации. В некоторых условиях возникает противоречие между тенденциями дифференциации и интеграции менеджмента, которое проявляется в сдерживании возможностями интеграции процессов дифференциации. В ряде случаев дифференциация в дальнейшем становится невозможной вообще, поскольку может привести к разрушению систем менеджмента. Продолжение процессов дифференциации и интеграции менеджмента – это его специализация и как итог - профессионализация его. Общность цели – важный интеграционный фактор деятельности, как бы эта деятельность ни была разделена. Особенное значение в интеграции менеджмента имеет миссия, характеризующая назначение организации и являющаяся отправным моментом в разных управленческих действиях, доминантой ограничений и приоритетов.
Степень дифференциации менеджмента выражается в комплексе характеристик системы менеджмента - уровнях, структуре, числе звеньев, централизации и пр. Можно определить оптимальную степень дифференциации, при этом критерием оптимальности являются организационные возможности, физиологические факторы, производительность труда, условия специализации, ограничения интеграции. 5. Анализ внутренней среды организации. Анализ внутренней среды предприятия – это процесс комплексного анализа внутренних ресурсов и возможностей предприятия, направленный на оценку текущего состояния бизнеса, его сильных и слабых сторон, выявление стратегических проблем. По сути, анализ внутренней среды предприятия является второй частью SWОТ-анализа, связанной с выявлением сильных и слабых сторон деятельности организации. В основе анализа внутренней среды предприятия должны лежать следующие принципы: • системность – означает рассмотрение предприятия как сложной системы, включающей ряд функциональных подсистем (видов деятельности) и компонентов (структурных подразделений); • комплексность – предполагает анализ всех составляющих предприятия; • сопоставимость – требует проведения анализа всех внутрених переменных в динамике и в сравнении с аналогичными показателями конкурентных фирм; • уникальность, или специфические цели предприятия.
6. Анализ внешней среды организации. Неопределенности внешней среды. Анализ внешней среды служит инструментом, при помощи которого разработчики стратегии контролируют внешние по отношению к организации факторы с целью предвидеть потенциальные угрозы и вновь открывающиеся возможности (рис. 5.1). Анализ внешней среды позволяет организации своевременно спрогнозировать появление угроз и возможностей, разработать ситуационные планы на случаи возникновения непредвиденных обстоятельств, а также стратегию достижения целей и превращения потенциальных угроз в выгодные возможности. Анализ внешней среды - процесс стратегического управленческого анализа, предназначенный для контроля факторов, внешних по отношению к организации, с целью определения возможностей и опасностей.
Анализ внешней среды включает рассмотрение внешних элементов окружения компании. Важнейшее направление анализа внешней среды - выявление и понимание существующих и потенциальных возможностей и угроз, с которыми сталкивается компания. Возникновение возможностей обусловливается тенденциями или событиями, способными (при условии правильной с точки зрения стратегии реакции) привести к значительному росту объема продаж и прибыли. Неопределенность внешней среды — соотношение между количеством информации о среде, которой располагает организация, и уверенностью в точности этой информации. Чем неопределеннее внешнее окружение, тем труднее принимать эффективные решения. В условиях высокой неопределенности внешней среды организация может использовать два подхода. 1. Адаптация к условиям среды предусматривает создание такой структуры организации, которая способна реагировать на изменения во внешней среде, в которой имеется постоянный мониторинг изменений внешней среды. Любые изменения внешней среды требуют повышения гибкости структуры организации, способности к быстрому и экономичному перераспределению функций и задач, решаемых тем или иным подразделением организации или отдельными ее сотрудниками. 2. Влияние на внешнюю среду предусматривает реализацию мер по целенаправленному воздействию на факторы внешней среды. В качестве таких мер могут использоваться: — стратегия конкуренции как фактор борьбы на рынке; — реклама как метод управления спросом; — связи с общественностью как метод повышения имиджа организации в обществе; — политическая деятельность как стремление влияния на государство посредством участия в различных общественных организациях и ассоциациях, которые лоббируют интересы своих членов в органах государственного управления.
Задание 3 Внешняя и внутренняя среда организации Задание 3. Рассмотрите выбранную вами в задании 1 организацию как совокупность пяти подсистем: управляющей , обеспечивающей, преобразующей, сбытовой, обслуживающей. Каковы основные функции каждой из этих подсистем? Какие подразделения или отдельные должности могут входить в каждую из этих подсистем? Заполните таблицу 3.
Задание 1. Приведите в качестве примера любую социальную организацию . Рассмотрите эту организацию с позиций системного подхода и выделите основные составляющие внутренней и внешней среды В основе формирования стратегии таможенной службы лежат анализ динамики внешней и внутренней среды и определение факторов, ведущих к ее изменениям, а суть стратегического управления в таможенных органах заключается в планировании и реализации действий, регулирующих направления и величины указанных изменений в будущем. К инструментам анализа внутренней среды государственных органов можно отнести: SWOT-анализ; построение стратегического профиля организации; метод PDS (problem detection study); инструменты позволяют выявлять и формулировать проблемы, связанные с использованием потребителями продукции или услуг; модель McKensey «7s» — способ осмысления проблем, связанных с развитием или перестройкой компании; Модель «Дженерал электрик» / «McKensey» — матрица стратегического позиционирования конкретных видов деятельности, входящих в бизнес-портфель, а также их ранжирование на получение инвестиций по критерию будущей прибыли в заданной стратегической перспективе; модель ADL-LC — инструмент стратегического управления, который обосновывает принятие решений по стратегиям отдельных бизнесов компании. Использование перечисленных инструментов стратегического анализа позволяет исследовать внешнее окружение таможенной системы (выявить основные возможности и угрозы), а также позиционировать таможенную систему как государственный социально-экономический институт на рынке государственных услуг; оценить сильные и слабые стороны, возможности и угрозы внутри самой таможенной системы. Внешнюю среду, в которой функционируют таможенные органы, составляют также все иные социальные системы, выходящие за рамки федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела – участники ВЭД, таможенные представители, перевозчики, владельцы складов и т.д.
Во внешней среде существуют различные объективные условия и факторы, в которых протекает деятельность таможенных органов и которые оказывают существенное влияние на эту деятельность. С внешней средой таможенные органы связаны каналами прямой и обратной связи. Так, по каналам прямой связи ими оказывается информационное, а при необходимости в установленном законом порядке — и прямое управляющее воздействие на участников ВЭД, организации, граждан и должностных лиц. Своей деятельностью таможенные органы влияют на эти объекты внешней среды, добиваясь их желаемого состояния. Внешние факторы влияния на таможенную систему – это: – воздействие от систем управления более высокого уровня (Президент, Федеральное собрание, Председатель Правительства, руководитель ФТС); – удаленность от центра, физико-географические условиями, транспортными и телекоммуникационными системами; – состояние экономики региона (производство, торговля, направления и особенности товаропотоков, количество участников ВЭД, степень криминализации околотаможенной среды); – взаимодействие с органами власти субъектов федерации, других государственных органов, включая силовые и правоохранительные, контролирующие структуры Важными компонентами внешней среды функционирования таможенных органов и объектами воздействия являются внешнеэкономическая деятельность, государственная и экономическая безопасность, а также такие негативные социальные явления, как коррупция и преступность в сфере таможенного дела. Своей деятельностью таможенные органы влияют на эти объекты внешней среды, добиваясь их желаемого состояния. В состав внешней среды, в которой функционируют таможенные органы, входят все иные социальные системы, выходящие за рамки федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела – участники ВЭД, таможенные представители, перевозчики, владельцы складов и т.д. Во внешней среде есть определенные объективные условия и факторы, в которых протекает деятельность таможенных органов и которые влияют на эту деятельность [12]. С внешней средой таможенные органы связаны каналами прямой и обратной связи. Так, по каналам прямой связи ими оказывается информационное, а при необходимости в установленном законом порядке – и прямое управляющее воздействие на участников ВЭД, организации, граждан и должностных лиц. Своей деятельностью таможенные органы влияют на эти объекты внешней среды, добиваясь их желаемого состояния в систему таможенных органов входит 552 таможенных поста, 89 таможен, 4 специализированных РТУ и 8 РТУ. Таможенной системе принадлежит особая активная и значимая роль в разработке и проведении таможенной политики, которая снижает внутреннюю и внешнюю угрозы национальной и экономической безопасности страны, повышает конкурентоспособность национальной экономики, укрепляет продовольственную безопасность страны и т.д. при помощи применения таможенно-тарифных и нетарифных механизмов регулирования внешнеэкономической деятельности. Система управления в таможенных органах состоит из следующих звеньев: – механизма управления, включающего законы, принципы, цели, методы и функции управления; – структуры управления, включающей органы управления, кадры управлений и технические средства управления; – процесса управления, включающего деятельность всех звеньев управления по достижению поставленных целей; – механизма совершенствования системы управления, включающего организацию изменений в ней в результате развития объекта управления. Результативная деятельность управленческой системы выполнима при существовании организующего начала, направляющего и регулирующего активность компонента системы С позиций системного подхода таможенное дело можно представить как открытую целостную систему, которая структурно и функционально раскрывается через следующие компоненты (рис. 1): таможенная политика -- идеологический аспект; условия и порядок таможенного регулирования и контроля -- функционально-технологический аспект; федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела (Федеральная таможенная служба) -- институциональный и организационный аспекты. В данной конструкции все компоненты находятся во взаимосвязях друг с другом и составляют органически целостную совокупность разноуровневых элементов, называемую таможенным делом. В зависимости от целей управления и принятия управленческих решений любой из компонентов таможенного дела, и таможенное дело в целом, могут быть представлены таможенной системой.
Занятие 4. Виды и методы организационного планирования, постановка целей Вопросы для самостоятельной подготовки к практическому занятию 1. В каких сферах функционирует планирование? Планирование функционирует в таких сферах, как планирование деятельности отдельной хозяйственной единицы и планирование хозяйственных отношений. 2. В чём заключается сущность планирования в условиях рыночной экономики? Сущность планирования в условиях рыночной экономики заключается в научном обосновании на предприятиях предстоящих экономических целей их развития и форм хозяйственной деятельности, выбора наилучших способов их осуществления, на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов, объемов и сроков выпуска товаров, выполнения работ и оказания услуг и установления таких показателей их производства, распределения и потребления, которые при полном использовании ограниченных производственных ресурсов могут привести к достижению прогнозируемых в будущем качественных и количественных результатов. 3. Что является главной целью планирования для большинства российских предприятий? Для большинства российских предприятий главной целью планирования является получение максимальной прибыли. 4. Что служит основой современного маркетинга, производственного менеджмента и в целом всей экономической системы хозяйствования? Рыночное планирование на предприятии служит основой современного маркетинга, производственного менеджмента и в целом всей экономической системы хозяйствования.
Заняти
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2086)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |