Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Классическая теория организации



2019-11-13 528 Обсуждений (0)
Классическая теория организации 0.00 из 5.00 0 оценок




Теория организации, обеспечивающая основания для управленческих действий, не однородная наука, основанная на общепринятых принципах. Развивались и развиваются различные теории организации.

Однако лишь три теории организации имеют значительное влияние на теорию и практику управления. Они произвольно названы в зарубежной литературе как классическая, неоклассическая и современная. Каждая из них, несомненно, отличается одна от другой, но они взаимосвязаны между собой. К тому же эти действующие и по сей день теории активно поддерживаются несколькими школами теории управления. Поэтому унификация элементов всех трех теорий представляет несомненный интерес как в теоретическом, так и в практическом плане.

Классическая теория организации занималась практически исключительно изучением структуры формальной организации. Она построена на четырех ключевых основах: разделение труда, линейные и функциональные процессы, структура и нормы управляемости (объем управления).

Из этих главных элементов и формируется почти вся классическая теория организации.

Разделение труда является, без сомнения, краеугольным камнем среди этих четырех элементов. Все остальные элементы вытекают из него как следствия. Например, линейный и функциональный рост численности персонала требует специализации и разделения функций. Структура организации естественно зависит от направления, в котором идет специализация деятельности в процессе развития фирмы. И, наконец, проблемы нормы управляемости следуют из числа специализированных функций, входящих в компетенцию менеджера.

2. Линейные и функциональные процессы имеют дело соответственно с вертикальным и горизонтальным ростом организации. Линейные процессы имеет отношение к росту цепи инстанций (уровней иерархии), делегированию полномочий и ответственности, единству команд и обязательной обратной связи. Разделение организации на специализированные части и перегруппирование частей в совместимые блоки -- это вопросы, имеющие отношение к функциональному процессу. Эти процессы сосредотачиваются на горизонтальном развитии линейно-функциональной организации.

Структура -- это логические связи функций в организации, направленные на эффективное достижение целей фирмы. Структура подразумевает систему и модель. Классическая теория организации обычно работает с двумя базовыми структурами -- линейной и функциональной. Однако такие виды деятельности, как реализация функций и их взаимосвязи, очень легко попадают в область структурных рассмотрений. И наоборот, структура -- это средство для представления логических и совместимых отношений между разнообразными функциями, представляющими собой организацию.

4. Понятие нормы управляемости (объема управления) связано с числом подчиненных, которыми менеджер может эффективно руководить и осуществлять контроль. Первая работа об ограничениях числа подчиненных, которыми может управлять один человек, приписывается Грейкунасу (V. A. Graicunas). Независимо от интерпретации, норма управляемости имеет значение, в частности, для той формы организации, которая развивается в процессе роста. Широкий объем (большая норма управляемости) выдает горизонтальную структуру; короткий объем (низкая норма управляемости) приводит к вертикальной структуре [7].

Кроме того, понятие объема заостряет внимание на сложности человеческих и функциональных взаимосвязей в организации.

Было бы несправедливо говорить, что классическая школа не осознает ежедневных административных проблем организации. Первосте-1 энными среди этих проблем являются проблемы, происходящие в области человеческих взаимоотношений. Но взаимодействие отдельных личностей, неформальных групп, конфликтов, возникающих внутри организации, и процессов принятия решений в формальной структуре в значительной степени пренебрегается классической теорией организации. Классическая теория не замечает и вклада поведенческих наук, потому что не включает их в свою доктрину.

В заключение хочется отметить, что классическая теория организации глубоко проникает в природу организации, но ценность этой теории ограничена узкой концентрацией внимания на формальном изучении структуры организации.

СОВРЕМЕННАЯ ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

Современная теория организации развивается в трех направлениях: ситуационный подход к рассмотрению проблем организации, экологический подход, подход организационного научения.

Ситуационный подход основан на признании того, что в организационной деятельности не существует единственно правильного пути. Организация должна приспосабливаться к условиям окружающей среды. Невозможно обеспечить создание таких структур, методов, типов организационного порядка, которые были бы идеально приспособлены для любых времени, целей, ценностей, ситуации. Каждому типу управленческой ситуации, решаемых задач, внешней среды соответствуют свои оптимальные требования к состоянию организации, стратегия и структура.

Экологический подход утверждает, что среди организаций «выживает наиболее приспособленная», имеет место процесс естественного отбора и замены организаций. В упрощенном виде данный подход к рассмотрению организаций можно описать следующим образом:

1) в центре внимания исследователей находятся не отдельные организации, а группы, или популяции, организаций;

2) эффективность организации определяется ее способностью выживать;

3) роль окружающей среды в формировании структуры, стратегии организации признается абсолютной, считается, что менеджмент не оказывает существенного влияния на способность организации к выживанию;

4) поскольку природные и социальные ресурсы ограничены, то в процессе жесткой конкуренции одни организации уцелеют, а другие прекратят существование.

В современных моделях организационной экологии (1980-1990-е годы) основное внимание исследователей уделяется проблемам строения внешней среды, ее динамики, а также механизмам, обеспечивающим структурные изменения в организации.

Подход организационного научения основан на признании двух видов обучения организации: первого порядка – по «одинарной петле» и второго порядка – по «двойной петле». Различие между этими видами обучения применительно к организации состоит в том, что обучение по «одинарной петле» – это обычное для любой организации обязательное обучение персонала, оно повышает способность организации достигать поставленных целей, а обучение по «двойной петле» – это организованный и сознательно управляемый процесс самообучения организации, который приводит к полному переосмыслению опыта организации (переоценке ее организационных целей, ценностей, убеждений) и ее научению с помощью этого процесса.

8. Классическая и бюрократическая теории организации: отличительные черты и особенности

Бюрократическая теория организации описывает форму или схему организации, которая гарантирует предсказуемость поведения наемных работников.

Если Тейлор пытался найти ответ на вопрос, как сделать так, чтобы рабочий работал как машина, то Вебер искал ответ на вопрос, что нужно сделать, чтобы вся организация работала как машина.

Чтобы извлечь максимальную выгоду из бюрократической формы, Макс Вебер полагал, что организация должна принять определенную стратегию развития:

1. Все задания, необходимые для достижения целей, должны разделяться на высокоспециализированные виды работ. Исполнители должны стать экспертами в своей работе и нести ответственность за эффективное выполнение своих обязанностей;

2. Каждое задание должно выполняться в соответствии с «постоянной системой абстрактных правил» с целью гарантирования однородности и скоординированности различных заданий;

3. Каждый сотрудник или офис организации должен отвечать перед руководителем за свои действия или действия подчиненных. Таким образом, создается цепь команд;

 

4. Каждое официальное лицо в организации должно вести дела своего офиса безлично и формально. Оно должно поддерживать социальную дистанцию между собой и подчиненными, а также клиентами. Цель такой практики – гарантировать невмешательство отдельных личностей в продуктивное выполнение целей офиса, отсутствие служебных отношений, основанных на личной дружбе или знакомстве;

5. Наем на работу в бюрократическую организацию должен основываться на технической квалификации работника и предусматривать защиту от произвольного увольнения. Продвижение по службе должно быть основано на трудовом стаже и личных достижениях.

Организация, достигающая такого уровня, приближается к бюрократии идеального типа.

Концепция, предложенная М.Вебером в рамках разработанной им теории бюрократии, авторитета и власти, предполагает создание такой организации, в которой обеспечивается полная рационализация поведения человека с целью преодоления иррациональности в его поступках и в отношениях с окружающими.

К важнейшим достижениям классической школы следует отнести:

попытку осознания природы административных и производственных организаций, а также роль и природу власти в организации;

постановку вопроса о критериях эффективности организации;

определение путей рационализации и интенсификации трудовой деятельности;

рассмотрение управления человеческими ресурсами в качестве центральной проблемы управления;

формирование принципов формальной организации в административных системах;

осознание роли и установление принципов специализации простого исполнительского труда;

признание необходимости разделения управленческого труда на управленческий труд и труд функциональных специалистов;

 

решение проблемы стимулирования мотивации человеческой деятельности;

попытку определения специфики административной деятельности, принципов руководства и управления; постановку вопроса о контроле и координации деятельности;

создание первых научно обоснованных управленческих структур и выделение управленческих функций.

Классические теории организации по ряду параметров подвергались и подвергаются острой критике со стороны современных научных теорий, но ряд ее положений как фундамента современной науки сохраняются и сегодня.

В классической теории организации линейная структура организации является носителем и непосредственным источником административной власти, а функции центральных служб заключаются в том, чтобы помогать и советовать линейным подразделениям. Согласно традиционному взгляду центральные службы способствуют расширению возможностей руководителя. Благодаря использованию таких специальных центральных служб, подчиненных и докладывающих непосредственно начальнику, можно увеличить объем контроля этого начальника, не опасаясь сократить возможности координации им действий подчиненных

9. Организационные аспекты управления по Ф. Тейлору («Принципы научного менеджмента»)

Принципы научного менеджмента Фредерика Уинслоу Тейлора (1856-1915)

Главная задача управления предприятием – максимальная прибыль для предпринимателя в соединении с максимальным благосостоянием работника. Максимальная прибыль для предпринимателя достигается развитием до наивысшей степени совершенства, обеспечивающей постоянный характер реализации прибыли. Максимальное благосостояние работника состоит не только в увеличении вознаграждения, но и в развитии до максимально возможной степени производительности, что позволило бы ему давать труд самого высокого качества, что означает далее, предоставление ему по возможности работы именно этого качества, к которой он наиболее способен по своим естественным склонностям. Научным подходом к организации труда Тейлор решает две противоположные задачи, объединяя интересы предпринимателя и рабочих: положить высокие ставки оплаты труда и удешевить рабочую силу. Найденный им ресурс – огромная разница между количеством работы, которую может совершить первоклассный работник при благоприятных условиях, и тем, что фактически производится рядовым рабочим.

Основания для внедрения научной организации труда следующие:

Недостаточная производительность большинства актов повседневной деятельности приводит к громадным убыткам;

Лекарство не в поиске экстраординарной личности, а в систематической организации труда;

Организация труда – наука, опирающаяся на законы, принципы;

Основные принципы научной организации труда равно приложимы ко всем видам человеческой деятельности.

Тейлор выделяет три причины низкой производительности рабочих:

Заблуждение о том, что увеличение выработки ведет к лишению работы значительному увеличению числа занятых рабочих;

Ошибочная система организации управления предприятием;

Грубо практические методы руководства.

Наилучший обычно применяемый тип управления предприятием (во времена Тейлора) при котором рабочий проявляет всю свою инициативу в обмен на некое специальное поощрение, называется Тейлором – “инициатива-поощрение”. Этот тип организации управления основан на том, что, уступая превосходство рабочим в вопросах производства продукции, администрация откровенно ставит перед своими рабочими проблему наилучшего и наиболее экономичного производства работ, т.е. практически процесс организации производства отдается на откуп рабочим, а свою задачу видят в том, чтобы заставить рабочего проявить всю свою инициативу и мастерство, чтобы реализовать возможно больший доход для своего предпринимателя.

 

 

Тейлор предлагает научный менеджмент, который основан на четырех великих основных принципах управления:

1. Научная основа производства

Выработка научного фундамента в качестве замены традиционных грубо-практических методов для каждого отдельного труда.

2. Отбор рабочих по научным признакам

В типе организации управления “инициатива-поощрение” рабочий сам выбирал специальность и сам тренировался в ней, т.е. развивал свою индивидуальность, самолично выбирая те орудия и методы, которые ему по душе. При научной организации труда отбор рабочих происходит по научным признакам. Однако выбрать рабочих окончательно можно только после испытания. Тейлор рассматривал рабочего как на продолжение машины и считал главной задачей полную синхронизацию человека с машиной.

3. Обучение рабочих

Рабочий, наилучшим образом приспособленный для переноски болванок, совершенно не способен понимать основы науки, относящиеся к его работе. Неспособных работников – увольнять, способных поощрять. Один из основополагающих принципов – соответствие людей структуре.

Под максимальным благосостоянием рабочего понимал больше повышение производительности последнего, поскольку считал, что быстрое обогащение для большинства людей не приносит пользы: многие из них начинают работать нерегулярно и обнаруживают тенденцию к тому, чтобы сделаться более-менее неуравновешенными и вести рассеянный образ.

Размер увеличения ставки зависит от характера работ: при рядовых однотипных работах увеличение возможно на 30%; при работах, не требующих умственных напряжений, но сильного физического напряжения и приводящих к утомлению – на 50-60%; при работах, требующих специального образования – 70-80%; при высококвалифицированных работах, требующих высокого умственного напряжения – 80-100%.

 

 

4. Тесное дружеское сотрудничество между администрацией и рабочими: перераспределение ответственности.

В типе организации управления “инициатива-поощрение” успех предприятия зависел от возможности добиться инициативы от рабочих. Администрация занималась “вышибанием” инициативы у рабочих, при этом процесс организации производства и производство труда лежал на рабочих. При научном подходе реализация инициативы происходила в порядке абсолютного единообразия, а успех больше зависел от составления администрацией планов и уроков (заданий) рабочим, которые составлялись на основе планов. Управление должно быть оптимизировано с точки зрения увеличения количества и качества подготовительных действий, которые дадут возможность рабочему производить работу лучше и быстрее. Добрая половина проблемы организации труда ложится на плечи администрации. На предприятии появляется прослойка “непроизводственных” служащих, создающих условия для эффективной работы “производственных” рабочих (1 к 6,7).

Разговоры начальника с подчиненными должны вестись в тоне, сообразно их уровню. А рабочего нужно поощрять к обсуждению с начальником всех затруднений.

Основы научной организации труда Тейлора: наука вместо традиционных навыков; гармония вместо противоречия; сотрудничество вместо индивидуальной работы; максимальная производительность вместо ограниченной производительности; развитие каждого отдельного работника до максимально доступной ему производительности и максимального благосостояния.

Цели предприятия:

Поручать рабочему высший тип работы, который доступен ему по его ловкости, умению, способностям и физическому сложению;

Поощрять к тому, чтобы давал максимум работы, достойной первоклассному представителю его разряду и стремился к преуспеванию;

Поощрять увеличением ставки на 30-100%.

Организация производства

 

Анализируя наиболее распространенный тип организации на военную ногу, Тейлор указывает на то, что при этом типе организации начальник отвечает за успешность работы всей мастерской, однако то минимальное количество функций, которые должен при этом выполнять начальник невозможно найти в одном человеке. В связи с этим необходимо упразднить этот тип организации, изъяв умственную работу из мастерской в плановый и распределительный отделы, а начальнику оставить чисто исполнительские функции. Такой тип организации – функциональный тип администрации, который состоит в таком распределение работ по управлению, чтобы каждый служащий должен был исполнять возможно меньшее количество функций, что дает возможность в сравнительно короткий срок подготовить должностных лиц в десятников, приказывающих и помогающих. Чем выше должность, тем уже круг функций в сравнении с функциями низшего управленческого состава, но они более детальны и глубже.

Если в прошлом на первом месте стоял организатор, то в настоящее время на первое место выступает система, т.е. роль организатора должна сводиться к установлению организации самой системы

При научной организации труда находчивые и толковые рабочие могут вырасти и занять административные должности. Никто из рабочих не должен ожидать повышения, пока не подготовит себе заместителя.

Научная основа труда в своих основах заключается в известных широких общих принципах, при этом то, что отдельный человек считает наилучшим механизмом для применения этих принципов, ни в какой мене не должно быть смешиваемо с самими принципами. Не существует единой панацеи для устранения всех затруднений до тех пор, пока одни рождаются лентяями или неспособными, а другие – жадными и жестокими. Пока существуют пороки и преступления, будут существовать также бедность, нищета и несчастье.

Никакое определенное средство не может обеспечить непрерывное благосостояние рабочих и предпринимателей, поскольку зависит от столь большого числа факторов, что неизбежно случатся периоды, когда обеим сторонам приходится страдать более или менее. Но при научной организации труда период благополучия будет дольше, а раздоры и вражда менее тяжкими.

 

 

10. Организационные принципы по Г.Файолю

Разработка проблем научного управления, развернувшаяся в начале XX столетия и сосредоточившая свое внимание на деятельности и специализации руководителя, столкнулась с необходимостью анализа построения и создания принципов функционирования организации в целом. Ответом на эту потребность практики стали работы француза А. Файоля (1841—1925), предложившего ряд организационных принципов, необходимых для эффективного управления компанией.

Файоль впервые предложил рассматривать собственно управленческую деятельность как самостоятельный объект исследования. Он выделил пять основных элементов, из которых, по его мнению, складываются функции администрации: прогнозирование, планирование, организация, координирование и контроль.

Для Файоля процесс организации — это определение и создание общей структуры предприятия в соответствии с конкретными целями, что, следовательно, порождает необходимость придать форму всей структуре и строго обоснованно определить место и функции каждого из ее компонентов. Такого рода целое Файоль именовал «социальным организмом», который можно сконструировать разными способами.

Файоль утверждал: управлять — значит вести организацию к ее цели, извлекая максимальные возможности из всех имеющихся в ее распоряжении ресурсов. Понятие «управление», по его мнению, объединяет в себе шесть основных функций:

— техническую (технологическую) деятельность;

— коммерческую деятельность (закупки, продажи, обмен);

— финансовую деятельность (поиски капитала и его эффективное использование);

— защитную деятельность (защиту собственности и личности);

— бухгалтерскую деятельность (инвентаризацию, балансовые ведомости, издержки, статистику);

 

 

— администрирование (воздействующее только на персонал и не оказывающее непосредственного влияния на материальные и финансовые ресурсы).

В основе «административной теории», предложенной Файолем. лежат 14 принципов, применимых ко всем без исключения сферам организационной деятельности. Эти принципы Файоль разделял на три группы: структурные, процессуальные и результативные.

Структурные принципы:

1) разделение труда;

2) единство цели и руководства;

3) соотношение централизации и децентрализации;

4) власть и ответственность;

5) цепь команд (линия власти).

Принципы процесса:

6) справедливость;

7)дисциплина;

8) вознаграждение персонала;

9) корпоративный дух;

10) единство команд;

11) подчинение индивидуальных интересов общему интересу.

Принципы конечного результата:

12) порядок;

13) стабильность или устойчивость должностей личного состава;

14) инициатива.

 

 

Структурные принципы обеспечивают основные направления для создания системы взаимных связей, задач, прав и обязанностей членов организации.

Концепция Файоля стала одной из основ для теоретических построений, формулирующих исчерпывающие принципы организации и обосновывающих нормативные концепции формальной структуры управления.

11. Бюрократическая теория организации по М.Веберу

Бюрократическая теория организации М.Вебера.

В понимании немецкого социолога М. Вебера (1864—1920), бюрократия — «идеальный тип» организации, обеспечивающий наибольшую эффективность и предсказуемость поведения членов организации.

Идеальная бюрократия согласно Веберу должна обладать следующими характеристиками:

1. Разделение труда и специализация.

2. Четко определенная иерархия власти.

3. Высокая формализация

4. Внеличностный характер.

5. Кадровые решения, основанные на достоинствах

6. Планирование карьеры.

7. Четкое разделение организационной и личной жизни членов организации.

8. Дисциплина.

Наличие указанных характеристик способно обеспечить значительное повышение действенности организации.

 

 

12. Теории организаций: эволюция основных направлений

Основные направления развития теории организации

Ступени и методы развития

Как следует из рассмотрения места теории организации в структуре взаимосвязанных наук, ее развитие осуществляется в двух направлениях: интеграция и дифференциация связанных с ней различных областей знаний. Интеграция основана на стремлении исследовать проблему с разных сторон, сформировать приоритеты влияния той или иной процедуры на ситуацию в целом. Дифференциация заключается в поиске своего особого предмета и объекта исследования. В этом процессе Э.А. Смирнов выделяет три ступени развития теории организации:

1) создание общего подхода к основным научным воззрениям на базе имеющихся в менеджменте, экономике, социологии и других, относительно разработанных науках научных воззрений и дальнейшего продвижения в исследованиях;

2) выделение своей локальной области исследования части организации и развития ее;

3) формирование трехступенной схемы развития (рис. 5).

Определенную трудность для развития теории организации представляет проблема количественного измерения организационных параметров. В настоящее время исследователи в основном оперируют качественными измерениями: значительный, существенный, быстрый, медленный, хороший, высокий, эффективный, неэффективный. Например, связи в организации хорошо структурированы, организация обладает высоким инновационным потенциалом и т.п.

 

ис. 5. Схема ступеней развития теории организации (по Э.А. Смирнову)1

Развитие теории организации осуществляется общенаучными и специфическими методами. К эффективным общенаучным методам исследования в теории организации относятся дедукция и индукция. Дедукция предусматривает исследования путем перехода от общего к частному. Сначала создается теория или методология, а затем объясняются или предсказываются единичные и групповые события. Индукция предусматривает исследования путем перехода от частного к общему. Вначале собирается обширный материал, на базе которого создается теория, способная объяснить любые происходящие события из типологии данных. Например, по результатам большого количества собранных материалов о зависимости характера отношений между работниками и эффективностью их труда была создана весьма эффективная теория коммуникаций, включающая пять уровней отношений: полная поддержка, различие, поляризация, столкновение и антагонизм.

Каждый метод исследования, развивающий теорию организации, опирается на комплекс эмпирических гипотез (предположений), которые должны удовлетворять следующим требованиям:

• осмысленность введенных терминов, категорий и понятий;

• непротиворечивость дефиниций одного и того же предмета или явления;

• достоверность выводов, т.е. возможность проведения проверки или повторения результатов;

• возможность обобщения на другие классы событий;

• наличие ограничений на применение гипотез (технических, экологических, социальных и т.д.);

• возможность объяснения происходящих событий и их прогнозирования.

 

 

Помимо ступеней, в развитии теории организации Э.А. Смирнов выделяет три этапа, которые, в свою очередь, могут быть поделены на соответствующие подэтапы:

1) сбор и обработка информации:

• сбор фактов, явлений, прогнозов, тенденций, исторических и фольклорных сведений, легенд и мифов о существовании или функционировании организаций (как явления), особенностях организации (как процесса);

• систематизация информации и составление типологии, например по времени, эффективности, характеру организационных отношений, сфере деятельности;

2) создание теорий и методик:

• создание понятийного аппарата: категории, термины, их взаимосвязь, классы терминов, синонимы;

• привлечение научного багажа других наук для более полного понимания своих собственных проблем, например теории управления, разработки управленческих решений, кибернетики Винера, функционально-стоимостного анализа;

• нахождение зависимостей между параметрами, отношений между категориями, формулирование законов и закономерностей, например нормы управляемости персоналом в зависимости от характера деятельности, закон развития, закон самосохранения, закон синергии;

3) апробация теорий и методик:

• практическое апробирование разработанных теорий и методик;

• обобщение теоретических разработок и практических результатов применения отдельных положений теории организации, накопление статистических данных.

Перечисленные этапы выполняются циклически друг за другом на каждой новой ступени развития знания в области теории организации.

Текущий этап становления теории организации характеризуется не только выделением ее в самостоятельную дисциплину, но и ее позиционированием в системе современных знаний. Это обусловливает необходимость определения места и роли данной науки в процессе познания, ее организационно-методического значения для обоснования, совершенствования и развития теоретических исследований и практических действий.

13. Основные постулаты современных концепций ТО

СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ТЕОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ

В настоящее время ведущими направлениями теоретических разработок и тенденций, имеющих большую практическую значимость, оказались те, которые в наибольшей мере отражают изменившиеся условия функционирования организаций. Это вызвано и ориентацией на новейшие технологии, и проблемой рисковых инвестиций, и способами высокопродуктивного ведения хозяйства, и прогнозированием потребительского спроса и поведения конкурентов, доминантой стратегического подхода в управлении. Среди основных направлений теоретических обобщений и разработок можно назвать следующие.

Во-первых, это – реинжениринг, т.е. перестройка на современной информационной и технологической основе организации про­изводства и управления. Это – и теория, и методы комплексного оздоровления корпораций, управленческого ренессанса с охватом и реконструкцией всех без исключения элементов, включая систему человеческих мотиваций и стимулов. Это – перестройка с ясно поставленными целями и средствами. В рамках этого направления рассматриваются и новые импульсы повышения эффективности, связанные с сокращением размеров и оптимизацией хозяйствующих субъектов, и потенциал матричных структур, органически сочетаю­щих линейное и программное руководство, и возможности деятельности комплексных целевых команд, и многое другое.

Во-вторых, это – концепция внутренних рынков корпораций (или организационных рынков). В данном случае речь идет о пере­несении закономерностей и принципов рыночного хозяйства во внутреннюю деятельность корпораций. Такие революционные преобра­зования должны охватить все подразделения: линейные, функцио­нальные, маркетинговые и даже аппарат высших руководителей. Они становятся автономными звеньями, которые покупают и продают товары и услуги внутри и во вне и объединяются едиными информационными сетями, финансовыми системами и предпринимательской культурой. Благодаря выпрямлению операций организационные рынки резко сокращают многие виды расходов, внимание фокусируется на обосновании перехода от иерархических к горизонтальным структурам, на поиске выгодных соотношений между крупными и малыми операциями.

Согласно этой концепции подразделения, имеющие экономиче­скую свободу внутри предприятий, быстрее могут обеспечить изменения в производстве товаров, предоставлении услуг, во всей системе отношений с потребителями. На этой основе и с использованием информационных технологий формируются «сетевые организации» с распределенными автономными звеньями, так называемые виртуальные корпорации. Появляется принципиально новый объект управления, требующий очень тонкой настройки. Это касается и разрабатываемой концепции «демократической корпорации», предусматривающей глубокую децентрализацию управ­ления с расширением демократических форм и методов функционирования подразделений и руководителей.

В третьих, это – теория альянсов (ассоциативных форм органи­зации и управления). Интеграционные процессы в управлении, ори­ентированные на более эффективное использование всех видов ресурсов (и, в первую очередь, научно-технических, инвестиционных и финансовых), приводят к появлению многообразных форм горизон­тального объединения организаций.

Образуются плоские иерархии вокруг коренных процессов со специфическими целями в каждом из них. Это не только так называемые горизонтальные корпорации, но и стратегические союзы, различные модификации конгломератов, консорциумов, холдингов, хозяйственных ассоциаций и групп.

Новая корпоративная модель предусматривает расширение кооперирования среди конкурентов, поставщиков и потребителей и тем самым меняет представление о границах организации.

Профессиональные знания и умение каждого партнера позволяют создавать «лучшую во всем» организацию, в которой любая функция и процесс реализуются на мировом уровне. Компании соединяются вместе для того, чтобы использовать специфические рыночные возможности, которые для отдельно взятых организаций не существуют.

В-четвертых, отметим концепцию популяционной экологии. Анализируя процессы рождения, расцвета и упадка многих производственно-хозяйственных систем, М. Хэннон и Д. Фриман сделали заключение: внешняя среда любой организации состоит преимущественно из других организаций, так что существование каждой из них граничит с существованием организаций того же или других видов. Это заключение легло в основу популяционной экологии.

В концепции был сделан ряд утверждений.

1. Способность всего общества изменяться зависит от развития новых форм организаций.

2. Развитие организаций во многом происходит так же, как популяции биологических видов: соответствующие условиям выживают и развиваются, а несоответствующие вымирают.

3. Эволюция организаций – необязательно устойчивый процесс.

4. Существует понятие плотности популяции, означающее количество организаций с новой организационной формой или преобразованных и перешедших к подобной форме в определенной нише (сегменты рынка, сферы деятельности).

5. В период создания новых организационных форм их количество в определенном сегменте рынка постоянно растет, что необязательно останавливает желающих войти в него.

6. М. Хэннон и Д. Фриман не согласны с утверждением, что современные производственно-хозяйственные системы находятся (или должны находиться) в состоянии постоянного движения и инноваций, сохраняя свою устойчивость благодаря динамическому равновесию.

И, в-пятых, особое внимание уделяется проблеме всестороннего развития человеческих ресурсов. Отношение к людям как к ведущему ресурсу, к капиталу, а не как к издержкам производства становится едва ли не центральным постулатом теории организаций.

Во всех проектах и программах развития организаций основным ориентиром становится возвышение места и значимости человека (как субъекта управления и как объекта управления) с его интереса­ми, мотивами, стимулами, степенью удовлетворенности и т.д. Особое место и сейчас, и в будущем должны занимать проблемы дове­рия: к системам управления, к принимаемым решениям; к их ис­полнению, к руководителям. Защита человека как работника, как предпринимателя, как собственника играет ключевую роль в повышении эффективности функционирования организаций.

14. Методология ситуационного подхода

Методология ситуационного подхода включает четыре шага:

1. Руководитель должен быть знаком с эффективными средствами профессионального управления, знать системный анализ, методы планирования и контроля.

2. Руководитель должен уметь предвидеть вероятные последствия, — как положительные, так и отрицательные, — от применения данной методики или концепции.

3. Руководитель должен уметь правильно интерпретировать ситуацию, определять, какие факторы являются наиболее важными в данной ситуации и что повлечь за собой изменение одной или нескольких переменных.

4. Руководитель должен уметь увязывать конкретные приемы, которые вызв



2019-11-13 528 Обсуждений (0)
Классическая теория организации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Классическая теория организации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (528)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)