Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Налоги как инструмент бюджетного регулирования, их экономическая сущность



2019-11-13 660 Обсуждений (0)
Налоги как инструмент бюджетного регулирования, их экономическая сущность 0.00 из 5.00 0 оценок




ВВЕДЕНИЕ В ДИСЦИПЛИНУ «Налоги и налоговая политика»

 

Налоги – обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйственных субъектов и граждан по ставке, установленной в законодательном порядке.

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства, развитие и изменение форм которого неизменно сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги - основной источник доходов государства. кроме этой чисто финансовой функции налоги используются для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса.

Проблемы налогообложения постоянно занимали умы экономистов, философов, государственных деятелей самых разных эпох. Ф. Аквинский (1225 или 1226-1274) определял налоги как дозволенную форму грабежа. Ш. Монтескье (1689-1755) полагал, что ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им. А один из основоположников теории налогообложения А. Смит (1723 – 1790) говорил о том, что налоги для тех, кто их выплачивает, - признак не рабства, а свободы.

Вся система изъятия взносов состоит из трех взаимосвязанных частей: налоговая политика, налоговая система, налоговое законодательство.

Налоговая политика является составной частью экономической политики. Налоговая политика государства в целях укрепления экономики и мощи страны всегда должна преследовать следующие цели: пополнение бюджета на различные нужды, поощрение иностранных инвестиций, поощрение малого бизнеса, поощрение экспорта, поощрение отдельных регионов. Лишь правильной комбинацией льготных режимов и высоких ставок по отдельным регионам, отраслям и другим критериям можно либо разорить собственное государство, либо укрепить его экономику.

Налоговая система является основой механизма государственного регулирования экономики. Эффективное функционирование всего хозяйственного комплекса страны зависит от того, насколько правильно и гибко построена её налоговая система. 

Понятие «налоговая система» имеет две отличительные особенности.

В-первых, в налоговую систему включены не только перечень налогов (в классическом их понимании) и сборов налогового характера, подлежащих внесению в обязательном порядке в бюджет и внебюджетные фонды, но и различные целевые, лицензионные и прочие сборы, не являющиеся налоговыми платежами. Законодатель, разграничивая понятие налога, сбора, пошлины и платежей налогового характера, тем не менее, осознанно предлагает под налоговой системой понимать всю совокупность обязательных финансовых платежей и различных изъятий в пользу государства.

Во-вторых, налоговая система характеризуется как простая совокупность этих обязательных платежей без выделения различных её элементов, не говоря уже об установлении между ними взаимосвязи взаимозависимости. Таким образом, законодатель отождествляет один из элементов системы (налоги, сборы, пошлины) с самой налоговой системой.

В налоговой системе можно выделить два элемента субъективного характера (налоговые администрации и налогоплательщики) и два элемента объективной направленности (законодательство и сами налоги).

       Рис. 1. Состав обязательных элементов налоговой системы

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА СТРАНЫ
Обязательные элементы, без которых система функционировать не сможет
Законодательство о налогах и сборах
Совокупность налогов и сборов
Механизм налогового администрирования
Плательщики налогов и сборов
Взаимосвязь и взаимозависимость элементов, образующих единство налоговой системы

 


Налоговую систему можно определить совокупность налогов и методов их взимания, то есть, как целостное единство четырёх её элементов: законодательства о налогах и сборах, совокупности налогов и сборов, плательщиков налогов и сборов, системы налогового администрирования, . При этом каждый из элементов находиться друг с другом в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.

Налоговая системасостоит:

- из взаимосвязанных функций (фискальной, контрольной, социальной, регулирующей),

- вариантов взимания налогов (территориальные: федеральные, региональные, местные),

- видов взимаемых налогов (прямые, косвенные),

- методов взимания (декларативные, или налог у источника), 

- принципов взимания (пропорциональные, прогрессивные, регрессивные),

- ставок отчислений.

 

ТЕМА 1. СИСТЕМА НАЛОГОВ И СБОРОВ

Налоги как инструмент бюджетного регулирования, их экономическая сущность

Финансовая бюджетная система охватывает отношения по поводу формирования и использования финансовых ресурсов государства - бюджета и внебюджетных фондов.

Важным элементом финансирования бюджетной системы являются налоги, которые возникают вместе с товарным производством. Изъятие государством в пользу общества определенной части ВВП в виде обязательного взноса составляет экономическую сущность налогов. Эти взносы определяют участники производства ВВП:

· работники, создающие материальные и нематериальные блага и получающие доход;

· хозяйствующие субъекты, действующие в сфере предпринимательства.

Обязательные платежи имеют различные формы:

· налог;

· сбор;

· пошлина.

На основании ст. 8 НК РФ «Понятие налога и сбора»:

·  налог- обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований;

· сбор- обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами и другими органами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий);

· пошлина – это обязательный платеж, взыскиваемый за услуги обязательного характера. Пошлины бывают: 

      • таможенные;
      • судебные;
      • почтовые;
      • нотариальные;

Функции налогов являются представлением сущности налогов, способом выражения их свойств. Они показывают, каким образом реализуется их общее назначение как инструмента распределения и перераспределения государственных доходов. Выделяют пять функций налогов:

  • фискальная, которая означает проведение изъятия средств налогоплательщика в пользу государства. Через эту функцию реализуется общественное назначение налогов – формирование денежных ресурсов государства, сосредоточенных в бюджете и внебюджетных фондах, для осуществления функций государства – оборонных, социальных и др.;
  • распределительная (социальная), которая состоит в перераспределении общественных доходов между разными категориями граждан, от состоятельных к неимущим, что обеспечивает социальную стабильность общества;
  • регулирующая, которая направлена на достижение определенной цели налоговой политики. Подфункции:
    • стимулирующая – направлена на развитие определенных социально-экономических процессов и распределяется через систему льгот (изменяется объект налогообложения, уменьшается налогооблагаемая база, понижается ставка);
    • дестимулирующая - посредством сознательного увеличения налогового бремени препятствует развитию определенных социально- экономических процессов. Меры государства направлены на поддержку внутренних производителей при помощи запретительных   таможенных пошлин;
    • воспроизводственного назначения – реализуется через платежи за пользование природными ресурсами, на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Они имеют отраслевую принадлежность и предназначены на восстановление ресурсов;
  • контрольная, которая означает государственный контроль финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц и граждан, организованно осуществляется контроль за источниками доходов и направлениями расходования средств;
  • поощрительная, которая предусматривает особое налогообложение налогов, определяет категории граждан, имеющих заслуги перед обществом (участники войн, Герои СССР, России), эта функция имеет социальную направленность.


2019-11-13 660 Обсуждений (0)
Налоги как инструмент бюджетного регулирования, их экономическая сущность 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Налоги как инструмент бюджетного регулирования, их экономическая сущность

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (660)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)